Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Мы не русские, мы казаки

Желательно, один участник форума - одна тема.

Мы не русские, мы казаки

Сообщение Lis » Пн янв 11, 2010 4:36 pm

http://www.urokiistorii.ru/node/297
Типичные казачьи дома до сих пор часто встречаются в хуторах и станицах. Двухэтажные, первый этаж – «низы», из камня, второй – из дерева, вдоль второго этажа идет галерея. Бабушка Наташи Галезник, Зинаида Ефимовна (1922–2000) оставила дневниковые воспоминания, в которых описала свою усадьбу: «Наш дом был расположен в центре хутора и занимал участок примерно 10 000 м2 (видимо, здесь имеется ввиду дом вместе со всем подворьем), он состоял из непосредственно самого дома, кухни, погреба, амбара, свинарника, сарая с навесом, овчарника и скотного сарая, сам дом состоял из коридора, столовой (прихожей), спальни родителей, залы, дедушкиной спальни и крыльца. Обстановка в доме была обычная: кровати и стол были самодельные, из дерева. И только зал был обставлен мебелью из красного дерева (приданое мамы из Ростова): комод, горка для посуды, трельяж и кровать с шишками на сетке (в изголовье)»[2].

Зала – это одна из неотъемлемых частей любого более менее зажиточного казачьего дома, здесь принимали гостей, особенно духовенство. «В залу ходили редко. Не разрешали детям там топтаться»[3].

Здесь же, в зале, в святом углу находятся домовые иконы, на стенах – картины с изображением государя, царской семьи, военачальников. В зале стоит стол, покрытый белой скатертью, вдоль стен – лавки, у наиболее зажиточных – стулья. Здесь стояли сундуки, кованные железом, где хранились наиболее ценные вещи, и находилась самая большая роскошь, то, что стремились заполучить все казачки, – зеркало. На фотографии семьи Коршуновых, сделанной именно в таким зальчике, виден стол, покрытый белой скатертью (на нем солонка, уцелевшая до сих пор), а также портреты царской семьи. А в хуторе Крымском в своей краеведческой экспедиции мы встретили настоящий казачий сундук, привезенный прадедом Алексея Алексеевича Захарова из военного похода. Размерами он был 1 на 2 метра, а на крышке с внутренней стороны были изображены цари и военачальники.

Гораздо скромнее хозяйство у менее зажиточных казаков. Например, Анна Ильинична Алексеева с хутора Крымского рассказывала, что до революции у них были быки, 240 кустов винограда, но жили они не особенно богато. «Дом у нас был с низом, – вспоминает Анна Ильинична, – но для нашей семьи – небольшой, да и отказывала семья себе во всем: в доме у нас только одна кровать да стол были. На кровати спали родители, а мы, дети, – на полу в той же одежде, что и днем гуляли. Зимой накатаемся с горки, шубы все промокнут и льдом возьмутся. В них и спать ложились, укрываться мокрыми шубами холодно, а нам взрослые: «Сами гуляли, вот сами и укрывайтесь». Все деньги шли на хозяйство. А когда сестра замуж выходила (уже потом) – отдали родительскую кровать, постель и стол в приданое».

Если в семье Коршуновых к каждому празднику покупали детям новую одежду, причем всем одинаково, чтоб обид не было, то Федосья Андреевна с хутора Коныгина рассказывала вот что: «Мать жила бедно, без мужа. Когда мне шесть лет было, на ноги надевали кожаную обувь, одежда у нас была из мешковины. Потом я подросла – мать отдала свое платье».

Так что достаток был и в казачьей среде различным. Но независимо от того, богатый казак или бедный, он ощущал себя, прежде всего, казаком, частью казачьей общности с едиными образом жизни, традициями. «Односумами» называли себя служившие вместе однополчане. «Добрый казак» – не бедный или богатый, а лихой, смелый. «Мы не русские, мы казаки», – говорили они о себе и служили «За Веру, Царя и Отечество». Именно эти «три кита» казачьего самосознания объединяли их в единое целое, бедных или богатых.

В сознание казака вошли преданность царю, уважение к старшим, дисциплина, чинопочитание и т.д. Причем, например, воинские традиции сохранялись даже в середине XX века. «У казаков был такой обычай: как идет старший, парень ли 20 лет или старый, все равно, и играют несколько мальчишек, то они должны встать, руки по швам. Им говорят: «Здорово дневали». Мальчишки отвечают: «Слава Богу!» И попробуй не встань. Если же женщина проходит или девка, то мы и не здороваемся, – рассказывает Петр Андреевич Сальников с хутора Ермаковского. – А если проходит взрослый и навстречу один мальчишка, то он должен встать во фрунт, снять шапку и сам сказать: «Здорово дневали», или, если это утром, то «Здорово почевали», и ждать, пока ответят: «Слава Богу!» И только тогда можно надеть шапку и идти дальше. А как-то, малец я еще был, идет мимо дед старый, мой отец ему внучатым племянником приходился. Так я пробежал мимо, просто шапку снял: «Здорово дневали», и не остановился, не ждал, пока тот ответит, побежал дальше. Так он подождал, пока бабка уйдет курей кормить, пришел к отцу, он на току был, и при всех казаках говорит: «Вот внучек, никакого уважения, уже и не здоровается». Отец сразу домой пошел – и за ремень, а бабки дома не было, заступиться некому. Я потом два дня сидеть не мог».

Даже в еде были у казаков свои традиции. Все они постились, все, как хорошие хозяева, делали запасы. «Жили по старинному казачьему укладу, соблюдали все обычаи и особенно церковные праздники и посты. Особенно долго постились перед Рождеством, перед Пасхой, много молились. Помниться, мне было 5 лет. В коридоре стояла кадушка с сюзьмой (молоком квашенным). Мне так хотелось попробовать его, лизнуть. Но вспомнила, что это пост, и мне будет большой грех (Божечка уши отрежет). И я не стала грешить. Еда была неприхотлива: постный борщ, каша (часто кабашная), пирожки с фасолью, бураком или с кабаком. И так всегда до самого конца поста. Продукты заготавливались впрок: рыба сушенная висела, гуси замороженные, сюзьма, сало и т.п. Но когда наступал долгожданный праздник, нас вели утром в церковь молиться и причащаться, а потом, часов в 11–12, садились за стол разговляться. Бабушка подавала на стол кутью (пшеницу, варенную с медом) на Рождество или на Пасху – крашенные яйца и молоко, затем ели все скоромное»[4].

Традиционной была для казачьей семьи и приверженность православной церкви, старинным обычаям. С детства каждый казак привык измерять время от поста до поста, работу – от праздника до праздника. «Еще помню, по великим праздникам заезжал к нам архиерей из Ростова и всегда долго читал молитвы в большой зале, где всех нас собирали. Я всегда стояла в конце, и ноги уставали сильно. Дедушка был сильно верующий, и часто читал молитвенник, и спорил о праведной православной вере. Он был старовер, стоял за старую веру. Часто, хотя и были мы не богаты – середняки, дарил на церковь живность: быков, овец. По воскресеньям возил нас в церковь и ставил в первые ряды»[5].

В семье Коршуновых за детьми следила бабушка, – учила молиться Богу, воспитывала в вере. «У нас в семье, Боже сохрани, насчет обмана было очень строго. Бабушка так за этим следила, что я не знаю, как за этим можно было иначе следить. Мы между собой никогда не скажем, что он «брешет». Придешь, скажешь: «Бабушка, он обманывает». Она расспросит внимательно, как, что, как было, что было, скажет, что нельзя, обманывать нельзя, Бог за это накажет. И на том свете, расскажет, какие наказания будут, – там и за язык тебя повесят, будешь висеть, и в огне будешь гореть, и в смоле будешь кипеть. И столько наговорит страстей, что ничего на свете не делать. Так что было принято друг друга никогда не обманывать, плохих слов друг другу не говорить, не ругаться»[6].

Вообще у казаков к старикам относились с большим почтением, проявлялось это и в семейной жизни. «Дедушка с бабушкой, – вспоминает Зинаида Яковлевна, – руководили всем имуществом, у них были все семейные деньги (хотя фактически и не было: деньги были в столе; в спальне столик такой был и два ящика, и там эти денежки, но никто их никогда не тронул без спроса, никогда). А если нужно что: «Батенька, дайте денег». – «А на что ж надо?» – «На вот это, на вот это, на вот это». – «Ага, а сколько ж надо?» – «Вот столько». Он отсчитал столько: «Нате». И всё. А как приедут с базара, так он спрашивал: «Ну, скажите, почем же вы купили вот это да вот это?» Они скажут: вот это за столько-то, это за столько-то».

В семье у каждого было свое место, свои обязанности. Например, в доме Алимовых (девичья фамилия З.Е. Галезник) управляла всем фактически бабушка, а дед не работал в поле, но ловил рыбу и делал запасы для семьи, а родители Зинаиды Ефимовны работали в поле. А в семье Коршуновых были установлены еще более четкие правила: «У деда было трое сыновей. У старшего была жена Татьяна Гавриловна. Она занималась специально кухней, почти каждый день хлеб пекла, кормила, варила. Больше она ничего не делала. А младшие две, это и моя мама была, на них были такие дела: стирка, уборка, коровы, молоко, телят семь штук было; свиней, поросят кормить надо было. Это все на них было, вся эта дворовая работа. Кухня у нас была летняя, две комнаты, там и готовили, там и ужинали, в доме спали только, а дом большой был, четыре комнаты, коридор большой был. И вот, мама рассказывала, идут ужинать, а она берет ведра и начинает мыть полы, и пока все ужинают, а она полы моет, пока семьи нет, пусто, спокойно в доме. А потом уже все спать идут на место»[7].

Вот пример отношения к женщине в казачьих семьях. Однако, несмотря на то, что зачастую с женщиной не считались, однозначно бесправной назвать ее нельзя. Как раз на Дону наравне с подобным положением уживалось уважение к женщине, здесь хорошо было развито женское образование, да и хозяйкой в доме в отсутствие мужа становилась именно казачка. Скорее всего, это противоречие вызвано тем, что на Тихом Дону патриархальный уклад жизни не до конца смог изжить казачью вольницу. Примером того, что сохранились здесь и старые обычаи, может служить история свадьбы родителей Евдокии Яковлевны Богучарской: «Мама моя, как вам сказать, гуляла с папою. Папа был кузнецом, ковалем, сам абсолютно все делал: и подковы, и гетры шил, и сапоги шил, и фуфайки шил, и печки клал – он все-все-все умел делать. Подружился с моей мамой, и вот ее брат покупает гармонь, а он так хотел научиться на гармошке играть! Он эту гармошку крадет и уезжает! И живет там… Уже я родилася… И вот мне как раз было два годика, когда мама собралась замуж, а старший брат ему (папе моему) пишет, что приезжай, у нее свадьба в Раздорах. Папа приезжает, а у мамы венчание в церкви! Он подходит потихоньку сзади, отодвигает жениха, сам становится под венец и венчается вместо него! А тот так и стоит, видимо, ему пришлось смириться. Так и повенчались мои родители». Этот рассказ ярко доказывает, что строгость патриархального уклада, привитого военной службой, сосуществовала с элементами казачьей вольницы. Свадьба родителей Евдокии Яковлевны напоминает чем-то те давние времена, когда казак мог выбирать и брать себе в законные жены девушку прямо на Кругу.
http://www.urokiistorii.ru/node/297
Последний раз редактировалось Lis Чт янв 14, 2010 11:34 am, всего редактировалось 1 раз.
Пройдэ год, може и двисти
И козачество знов заживэ,
Тоди будэ на його надия,
И воно уж николы нэ вмрэ!
Аватара пользователя
Lis
 
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:39 am
Откуда: с Дона
Национальность: казак
Откуда родом: ст. Кущёвская
Ресурсы: http://rostgenealog.ru

Re: Мы не русские, мы казаки

Сообщение Шилов » Пн янв 11, 2010 5:23 pm

Lis писал(а): мы казаки», – говорили они о себе и служили «За Веру, Царя и Отечество». Именно эти «три кита» казачьего самосознания объединяли их в единое целое, бедных или богатых.



Мне больше понравилось вот это!!!

Вообще же нужно отметить, что из текста непонятно кому именно принадлежат эти слова - "Мы не русские, мы казаки"
Казакъ Сибирскаго Казачьяго Войска, Шиловъ Олегъ.
Аватара пользователя
Шилов
 
Сообщения: 808
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 6:55 am
Откуда: Кустанай
Национальность: Казак
Откуда родом: ст. Пресногорьковская
мой адрес вконтакте: http://vkontakte.ru/id11208746
Мой адрес в одноклассниках: http://wg34.odnoklassniki.ru/d

Re: Мы не русские, мы казаки

Сообщение Lis » Вт янв 12, 2010 10:20 am

Автор так захотела. Сепаратистка наверное <[:)
Пройдэ год, може и двисти
И козачество знов заживэ,
Тоди будэ на його надия,
И воно уж николы нэ вмрэ!
Аватара пользователя
Lis
 
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:39 am
Откуда: с Дона
Национальность: казак
Откуда родом: ст. Кущёвская
Ресурсы: http://rostgenealog.ru

Re: Мы не русские, мы казаки

Сообщение Lis » Вт янв 12, 2010 10:32 am

Я думаю выражение - "За Веру, Царя и Отечество" обще российское, приобретенное в Российской армии как и русский язык с его некоторыми нехАарошими словами. Типа как наши родители "за сталина" всё делали. Периоды были такие. Вера нас объединяла. Это правда. Только вот както по разному. Фильм Царь смотрели? Какая любовь... Забавная сказка. А актеры,актеры то... Тарас Бульба отдыхает. Наверное проплаченный антантой фильм... Ух эти американции... Ух...
Пройдэ год, може и двисти
И козачество знов заживэ,
Тоди будэ на його надия,
И воно уж николы нэ вмрэ!
Аватара пользователя
Lis
 
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:39 am
Откуда: с Дона
Национальность: казак
Откуда родом: ст. Кущёвская
Ресурсы: http://rostgenealog.ru

Re: Мы не русские, мы казаки

Сообщение Кёниг » Ср янв 13, 2010 8:36 pm

у казаков и хохлов я думаю всегда было презрительное отношение к русским, моя хохло-казачья семья по отцу называли (незаслуженно я считаю) например мою русскую семью и вообще рязанцев "кацапы", "мордваши", но это не значит, что они относились к ним, как к карачаям например -- абсолютно чужому народу. Это презрение видимо скорее сродни чувству у восточных народов, что набивши рот золотом мнят себя богаче и благороднее европейцев.
Кёниг
 

Re: Мы не русские, мы казаки

Сообщение Вольд » Чт янв 14, 2010 9:21 am

Очень похоже на жизнь, что я видел у дедушки с бабушкой, хотя и на Кавказе. Все же все мы с Дона :) ... И дом такой же прадеда на самом юге цепочки казачьих станиц на Кавказе.
Вольд
 
Сообщения: 560
Зарегистрирован: Ср авг 26, 2009 3:11 pm
Национальность: Казак
Откуда родом: Терек

Re: Мы не русские, мы казаки

Сообщение anastasiya » Чт янв 14, 2010 7:09 pm

Кёниг писал(а):у казаков и хохлов я думаю всегда было презрительное отношение к русским, моя хохло-казачья семья по отцу называли (незаслуженно я считаю) например мою русскую семью и вообще рязанцев "кацапы", "мордваши", но это не значит, что они относились к ним, как к карачаям например -- абсолютно чужому народу. Это презрение видимо скорее сродни чувству у восточных народов, что набивши рот золотом мнят себя богаче и благороднее европейцев.

Моя мама рассказывала, что в детстве они через реку Медведица общались. С одной стороны кричали :"Хохол мазница(странное слово) давай с тобой дразниться!", а с другой стороны :" Я Казак! Я накакал, а ты цап." Может поэтому Вы всё мешаете в кучу ,как дети, которые родились в 20-х годах 20-го столетия. Моя мама по сегодня казачка.
anastasiya
 
Сообщения: 361
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 10:36 am
Национальность: козачка
Откуда родом: хутор Тарасов

Re: Мы не русские, мы казаки

Сообщение anastasiya » Чт янв 14, 2010 7:51 pm

Вы знаете, я очень завидую людям, которые так много узнали о своих предках. Я ведь даже теперь не уверенна, в фамилии своей бабушки.
anastasiya
 
Сообщения: 361
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 10:36 am
Национальность: козачка
Откуда родом: хутор Тарасов

Re: Мы не русские, мы казаки

Сообщение Вольд » Пт янв 15, 2010 9:46 am

Узнали бы и больше, если бы в свое время был свободный доступ к архивам.
Вольд
 
Сообщения: 560
Зарегистрирован: Ср авг 26, 2009 3:11 pm
Национальность: Казак
Откуда родом: Терек

Re: Мы не русские, мы казаки

Сообщение anastasiya » Пт янв 15, 2010 7:40 pm

Шилов писал(а):
Lis писал(а): мы казаки», – говорили они о себе и служили «За Веру, Царя и Отечество». Именно эти «три кита» казачьего самосознания объединяли их в единое целое, бедных или богатых.



Мне больше понравилось вот это!!!

Вообще же нужно отметить, что из текста непонятно кому именно принадлежат эти слова - "Мы не русские, мы казаки"

Вы знаете на вопрос почему моя мама не русская и не хохлушка, я не знаю ответа. Просто она казачка. Почему Вы не спрашиваете у узбека почему он узбек?
anastasiya
 
Сообщения: 361
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 10:36 am
Национальность: козачка
Откуда родом: хутор Тарасов

След.

Вернуться в Семейные воспоминания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика