Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Стихи, песни, сказки, пословицы на гутаре

Дон, Яик, Лингвистика

Модератор: Поликарп

Стихи, песни, сказки, пословицы на гутаре

Сообщение ViktorC » Пт янв 28, 2011 7:47 am

http://il.youtube.com/watch?v=dMFiQkKXh ... re=related



ГОЛЫМБА. Казаки Некрасовцы.

Ой, голымба, ты голымбушка моя,
У голымби ни кола и ни двора. –2р
У голымби толькя горенкя одна.-2р
У голымби столбы тощенаи, -2р
Как онущи поволощенаи.
Середи двор бел-горющ камень ляжит,
Из-под камушка быстра рещушка бяжит,
А по рещушке суденышко плывет,
А в суденушке нямножещка людей:
Таво-сяво толькя семь щеловек,
А восьмой-то атаманушек,
А девятый- ясаулюшек.
У ворот девка стояла с малодсом,
Красависа говорила с удальсом:
Перястань, друг, ва кампаньису ходить,
Перястань, друг, пустыя рещи гаварить.
Все пустыя, не вольныя славеса-
Доставалыся старому красота.
А старой муж ни догадливый был,
Он не хаживал на улису гулять
И меня, младу, не пущивал.
А как пустит, то во след за мной идёт,
Разлюбезный свою песенку поёт.
А хоть любит, а журит и бранит.
Всю-то нощь я на беседе провела,
Холостому стакан мёду поднесла,
А женатому зелена вина.
Холостой бедняк из Нижнего принял,
Ко стакану белу рущку прижимал.
Уж ты лапушка разлюбушка моя,
Мне понравилась походощка твоя,
Походушка мелкочастенькая,
Головушка гладенькая.
Последний раз редактировалось ViktorC Пт июн 03, 2011 9:06 pm, всего редактировалось 1 раз.
ViktorC
 

Re: Стихи, песни, пословицы на гутаре

Сообщение ViktorC » Сб янв 29, 2011 6:29 am

Какой красивый стих!

http://a-pesni.golosa.info/kazaki/nekrasov/nekr-bul.htm

<СМЕРТЬ БУЛАВИНА>
Не две тучушки, да не две грознаи, они сходилися,
Ой да, сходилися, соезжалися они, две армеюшки:
Как армеюшка, братцы, она царя белого, Петра Первого,
Да армеюшка была донских козакох, все некрасовцех.
Они билися, братцы, да рубилися день до вечеру.
Со вечерней поры они да рубилися до полой ночи.
Со полой-то ночи они рубилися до красной солнцы.
Со красной-то солнцы война, братцы, утоляется,
У Игната-сударя в армеюшке несчастье солучается:
Как убили в его полку что ни главного инаралушку,
Что ни главного инаралушку, по прозванью Булавина.
Ой, как не до смерти его убили, да больно ранили.
Да как не смог, не смог он, инаралушка, на коню сидеть,
Ой, и не смог-то он, раздобрый молодец, за узду держать.
Как упал, упал он, брат-некрасовец, да упал с коня,
Ой, упал он, братцы, инаралушка, да коню под ноги,
Да коню под ноги, раздобрый молодец, на сырую землю.

До полой ночи – до полуночи.
Утоляется – утихает.

Песня дана в тексте бывальщины «Смерть Булавина», записанной в хуторе Ново-Некрасовском 18 февраля 1941 г. от Шашкина Семена Фотиевича (1847-1947, род. на Майносе, в России с 1912), бывш. атамана Войска Кубанского, инициатора переселения в Россию.

Тумилевич Ф. В. Сказки и предания казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону, 1961, № 26


Некрасовский вариант воинской песни о сражении двух армий и гибели генерала или полковника. Бывальщина (предание), в которой исполнена эта песня, более близка к исторической правде: Булавина предательски убили казачьи старшины в столице Донского войска Черкасске 7 июля 1708 года.
ViktorC
 

Re: Стихи, песни, пословицы на гутаре

Сообщение ViktorC » Сб янв 29, 2011 6:32 am

Взойди, солнышко

Взойди, солнышка, а ты взойди красная,
Над горой, а ты взойди, над высокаю,
Что над рекою взойди над глубокаю;
Над полянаю, а ты взойди, над широкаю.
- Мы не воры, а мы не разбойнички, -
Сеньки Разина а мы работнички.
Ах, а мы строили себе церкву знамечку,
Церкву знамечку, а мы семи-главнаю;
На восьмой главе стоит золот-чуден крест,
На кресту сидит черная галочка;
Черная галочка, она вольная пташечка.
Ой, сидит-глядит она во синю-морю.
Эх, во синей мори, братцы, примаячилось,
Примаячилось, братцы, три корабличка,
Три корабличка, одна легкая лодочка.
Ой, и чем лодка она изукрашена?
Ой, черными сукнами лодка изубитая,
А пистолями лодка изукрашенная,
Желтыми шапками лодка изувешена.

Кроме первой строки остальные поются по 2 раза

Записана 12 августа 1946 в хуторе Ново-Некрасовском от казачки Волковой Марии Григорьевны, неграмотной, род. в 1880 на Майносе, в России с 1912 г.

Тумилевич Ф. В. Песни казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону, 1947, № 14
ViktorC
 

Re: Стихи, песни, пословицы на гутаре

Сообщение ViktorC » Вс фев 13, 2011 7:19 pm

Ой да, на заре-то было ранней утренней

Ой да, на заре-то было ранней утренней,
На заре-то было, вот, да на зорюшке,
Ой, на закате, вот, было да светла месяца,
На восходе было да красной солнушки.
Собирались они, все донские козачки,
Ой да, собирались они во единый круг,
Да во единый круг, а, вот, на единый луг.
Собирались они ко дому князя-бояра,
Князя-бояра да, вот, князя Долгорукова,
Да выходил же, а он, князь-бояр Долгоруков,
Выходил же он да, вот на высок-то крылец,
Выносил он царску грамоту скорописную,
Да читал он казакам грамоту облыжную:
- Ой да, вы послухайте, донские козачки,
Да послухайте, что написано-напечатано:
Ой да, как и всех что старикох – казнить, вешать,
Молодых-то казачкох да всех в солдаты брать,
Малых деточек-малолеточек в Тихий Дон бросать,
А жен с девками – всех на боярский двор.
По кругу-то ходит, а он, все Игнат-сударь.
Ой да, а он, Игнат-сударь, как сокол, летает,
Ой да, сам на вострую шашечку, а он упирается.
- Ты прости, прости, - взговорит Игнат-сударь, -
Ой да, ты прости меня, весь и род-племин!
Как подходит он, сын Некрасовец, до князя-бояра,
Ой да, он срубал ему, срубал бойну голову.
Воскрутился тут да возмутился, а он, батюшка,
Ой, а он, батюшка, да весь славный Тихий Дон,
Как от самой от вершинушки до самых устюжей.

Песня дана в тексте бывальщины «Будет слуга, да не царю», записанной в хуторе Ново-Некрасовском 4 августа 1948 г. от Марии Григорьевны Волковой (род. в 1880 г. на Майносе; в России с 1912 г.)

Тумилевич Ф. В. Сказки и предания казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону, 1961, № 25
ViktorC
 

Re: Стихи, песни, пословицы на гутаре

Сообщение Дмитрий41 » Вс мар 27, 2011 10:18 pm

А вот этот вариант Черного Ворона, пел мой отец , тетки и сейчас поют.
Мог отредактировать к современному русскому, но специально оставляю гласные так как они распевались.

Под зяленаю ракитой казак раненай лежал
Грудь штыком яво пробита , крест к ней меднай прижимал - 2раза
Из той раны кровь лялася на затоптанай пясок
Над ним вьется чорнай воран ищет лакамай кусок - 2 раза
Ты не вейся воран птица, не кружыся надо мной
Ты дабычи не даждеся я казак ешо живой – 2 раза
Паляти в мою старонку, к нам на Тихай Славнай Дон
Отняси кальцо любимай, бати с матэю поклон – 2 раза
А жаненки маладой шо жанился на другой
Востра шашка была свашка, штык буланай был дружком
А пуличка свинцавая стала вернаю жаной. – последние 2 строки 2 раза
Дмитрий41
 
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Стихи, песни, сказки, пословицы на гутаре

Сообщение ViktorC » Пт июн 03, 2011 9:05 pm

Бабушкина Александра Владимировна


Литературоведческое исследование

«Особенности сказок казаков - некрасовцев»


Сказка - это устно поэтический рассказ чудесного или реалистического характера, в котором отражается прошлое народа и его мечта о счастливой жизни. Она совершенствует нравственные чувства народа, помогает ему осознать свою силу, право на свободу, пробуждает любовь к Отечеству, призывает к борьбе со злом в природе и в человеческом обществе.
Тумилевич В.Ф.

Некрасовцы Майноса, живя далеко от родины, бережно хранили русский фольклор. Песни, сказки, обычаи, предания - все это составляло лицо некрасовцев. Без этого они не были бы русскими людьми. Устная поэзия была выражением души. Если в песне чаще всего выражалось личное чувство, то в сказке, говорил Белинский, «выражалось общее народа, его понимание жизни». Сказки для казаков-некрасовцев были не только произведениями для развлечения, но и поучением. Они привлекали внимание своими сюжетами и темами.

«В суждениях о сказках у некрасовцев много общего. Наиболее типичной является мысль о близости сказки с жизнью. Но каждый из сказителей понимает это по-своему» - говорил Федор Викторович Тумилевич.
Сказитель Агап Семенович Кратков на вопрос, верит ли он в то, что рассказывается в сказках, ответил: «Нашенские сказки - быль. Старики нам, молодым, гутарили: «Что человек думает, о том в сказке рассказывается». Ну, бывает, когда люди прибавляют разное, только прибавляй, не прибавляй, все прибавления отпадают, а быль остается…»

Сами сказители очень ревностно относились друг к другу. Каждый из них считал свою сказку правильней.
Например, Агафья Лукьяновна Зайцева была грубой к тем исполнителям, которые добавляли в сказку свои идеи. Для нее считалось преступлением, когда в сказку вводили посторонние мотивы. Она не стеснялась употреблять в адрес таких людей грубые слова. Особенно досталось Матрене Гоголевой, которая была поэтической натурой и часто импровизировала известные сюжеты. Зайцева ей говорила: «Чего это ты, сестра, плетешь?! Ты же не туда повела сказку. Мешаешь сказки тутошние с нашими. Чай, не саман месишь, человек-то для дела записывает, для науки».

Ф.В. и Т.И. Тумилевич записывают сказки казаков - некрасовцев
Виды сказок разнообразны. Однако четкой грани между ними провести нельзя, потому что элемент, присущий одному виду, может плавно перетекать в другой.
Свой сказочный жанр некрасовцы условно делят на следующие виды:
1. Детские сказки, или «приманки» (о животных, бабе-яге, злой мачехе).
2. Волшебные.
3. Старинки про Игната и предков (о жизни на чужбине). Иногда их называют «бывальщинами про Игната».
4. Житьевые (бытовые легенды).
5. Бывальщины или страшные сказки (о русалках, колдунах, ведьмах, чертах, мертвецах).
6. смешные (анекдоты).

Один из самых распространенных видов сказок - сказки волшебные, чудесные, фантастические. Это обычно приключения героя, который добывает волшебные предметы, отыскивает себе невесту, разгадывает задачи, выполняет поручения, на своем пути встречается с чудовищами, волшебниками, колдунами.
Когда читаешь сказки некрасовцев, вспоминаешь русские народные сказки, так как там тоже действуют волшебные помощники; добро всегда побеждает зло; героям, чтобы достичь своей цели, приходится путешествовать; любимой сказочной цифрой является цифра три (три дочери, три желания) и пр.

Герои некрасовских сказок, как правило, простой народ: рыбаки, охотники или их дети. Большое внимание казаки уделяли профессии героя, об этом свидетельствуют даже имена: Иван-рыбак, Иван-охотник, Иван-сын рыбака. Эти люди не поражают нас неземной красотой: они красивы по-своему. У читателей вызывает симпатию их духовная красота. Чаще всего герои предпочитают жениться на девушках своего круга. Только эти умные, заботливые девушки смогут стать преданными женами. У девушек-героинь имена самые простые и любимые казаками, например, Маша, Танюшка, Аннушка, Аленушка. За своим любимым они идут хоть на край света, даже в могилу.

Чтобы ближе познакомиться со сказками некрасовцев и понять, насколько они сходны с русскими народными, я решила проанализировать сказку «Про дочь рыбака и мачеху» и попытаться сравнить ее с русскими народными сказками.
С самых первых строк мы вспоминаем всеми любимую сказку «Морозко»: мачеха ненавидит свою падчерицу: «Один раз побила, другой раз.… А мачеха пуще прежнего стала над стариковой дочкой измываться».
Вот только уходит героиня из дома сама, не говоря никому ни слова, даже отцу. В «Морозко» же мачеха заставляет отца отвезти дочку в лес и бросить ее.
Дальше в сказке некрасовцев появляется знакомый нам по русским народным сказкам мотив дороги: «Шла она день целый до вечера, пока другую пару постолах не сносила и другую хлебину не съела».
А вот дальнейшие приключения героини напоминают уже другую сказку - «Три медведя»: старикова дочь попала в медвежью пещеру, где убралась, приготовила еду. Медведь возвращается домой, и мы вспоминаем сказку «Маша и медведь»: медведь заставляет девочку играть с ним в жмурки, используя колокольчик. На помощь девочке приходит мышка, как и в русской сказке. Медведь отпускает старикову дочь с добром. Приезжает она в родной дом с богатством, и все ей завидуют. Но больше всех завидуют, конечно же, мачеха и ее дочь. И здесь мы вновь вспоминаем сказку «Морозко». Отправляется мачехина дочь в лес за богатством, попадает в пещеру, ничего не делает по хозяйству, грубит мышке, поэтому та и не помогает ей во время игры с медведем. Не вернулась домой мачехина дочка. В сказках некрасовцев злые, плохие люди никогда не остаются безнаказанными. За плохие поступки они платят своей жизнью. А дочь рыбака вышла замуж за царевича, и «стали себе жить-поживать и добра наживать». Еще одно подтверждение, что в сказках добро всегда побеждает зло.

Как уже было отмечено, самыми популярными у некрасовцев были волшебные сказки. Основным художественным принципом построения сюжета в волшебных сказках является поэтическое преувеличение сил природы в чудесной форме, их действие. Такой же принцип мы наблюдаем и в русских сказках. Вспомним, например, сказку «Гуси-лебеди», где сестрица Аленушка, спасая своего братца, прячется под яблонькой.
Бытовые сказки некрасовцев также используют волшебные мотивы, но в том только случае, когда требуется воскресить героя из мертвых или одолеть препятствие. Основными темами этих сказок являются следующие: о любви, о верной жене («Кочеток и охотник»), о стремлении женщины к образованию («три цветка»), о богатстве, бедности, о силе и уме крестьянина и о глупости царя («Царь, синод и крестьянин»).

Были у некрасовцев и сказки о животных, для которых типичны стереотипные зачины и необычные концовки: «Жил кот и кочеток…», «В одном лису жила лисица-цевица…», «Жила мышь в лесу…». Концовки в сказках о животных напоминают концовки волшебных сказок, например, «А воробей поправился. Стал он жить поживать и добра наживать. Я к нему в гости ходила».
Очень часто мы встречаем в сказках повторы: думали-думали, жили-жили, летали-летали.
Интересны и названия сказок казаков-некрасовцев. Названия русских народных сказок представляют собой в большинстве случаев назывные предложения: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Маша и медведь»; иногда в качестве названия используется словосочетание: «Беглый солдат и черт», «Белая уточка», «Вещий дуб», «Волшебное зеркальце». Названия же казаков-некрасовцев представляют собой не только назывные предложения, но и простые предложения: «Муж наказывает неверную жену», «Была ли правда на свете», «Как звери спасли охотника», а также очень распространенными являются предложно-падежные конструкции (с предлогом «про»): «Про дочь рыбака и мачеху», «Про царскую дочь и ее любовь», «Про царицу Лютру».

В сказках, как правило, выделяют следующие композиционные элементы: присказка, зачин, развитие сюжета, концовка.
Присказка обычно яркая, красочная, но прямого отношения к сказке не имеет. Обычно, у некрасовцев в волшебных сказках присказки отсутствуют.
Зачины представлены в двух видах. Первый присущ легендам, бывальщинам, многим сказкам про животных. Например, «жил себе старик и старуха, у них был сын Иванушка», или «жил царь с царицей. Родили они себе трех сыновей». После таких зачинов сразу видно, о какой семье пойдет речь: о царской семье или о рыбацкой. Зачин определяет развитие сюжета.
Вторая разновидность зачина: «Ходили двое, искали себе работу» или «Один человек был волшебник». Такой тип зачина характерен только для бытовых сказок.
За зачином идет развитие сюжета по принципу троичности. Герои, как правило, совершают свои поступки до трех раз. Два без изменения, а третий с изменением.

Концовки в сказках разнообразны. Многие красочны: «и мы с тобой заезжали и ночевали у них. Глядели на цветы и молодых да радовались: какие красивые хорошие цветы! А краше цветов муж с женой!» Есть концовки, которые напоминают выводы. Например, «Жили мы по заветам Игната, да только такого не было». В большинстве сказок концовки напоминают концовки русских народных сказок: «Я там был, водку пил, по усам текло, в рот не попало» или «Стали жить поживать и добра наживать». Концовка побуждала слушателя к мысли о действии, с целью превратить мечту в действительность.
В сказках казаков-некрасовцев заметен необычный и непривычный для нас говор русского языка. Например, мы можем встретить такие слова: колико (сколько), копань (колодец), банить (мыть), вкупе (вместе), ясти, ествица (есть, кушанье), ликоваться (целоваться), соябищная ( упрямая) и т.д.

Фонетическая сторона характеризуется сильным аканьем и яканьем. Например: ядиный, бяруть, промяжду собой, дялить. Смягчение «к» после мягкого знака, например: Манькя, дорожунькя. Некоторые согласные звуки меняются другими: «ч» произносится как «щ» (казачок, дявщонька). В середине и конце слова «ц» произносится как «с», например, отес, братес, серсе. «С» в конце слова заменяется на «з», например, матроз, Майноз. Слова, оканчивающиеся на твердые согласные, смягчаются - идуть, пьють, гутарять. Окончания «ов», «ев», «ей», «ий» заменяются на «ох», «ех», «их»- казащкох, братьех, коних.


Все сказочное богатство некрасовцев представлено:
1. сказками, занесенными из России;
2. сказками, созданными самими некрасовцами в период их пребывания на чужбине. Эти сказки в жанровом отношении очень разнообразны. Многие из них - поэтические варианты, созданные по известным сказочных мотивах.
3. сказками, сюжеты которых заимствованы из различных книжных источников. Такие сказки, как «Про царскую дочь и ее любовь» близки к литературным произведениям. Но в сборниках рукописных они не зафиксированы. Сами же некрасовцы утверждают, что эти сказки они слышали у своих родителей.
4. сказками, заимствованными у народов востока. Когда некрасовцы занимались рыболовством в озерах балканских стран, зная некоторые восточные языки, они могли перенять некоторые сказки, например из цикла «тысяча и одна ночь». Некоторые сюжеты могли заимствоваться устно. Об этом говорят такие сказки как: «Иван и Хажи-баба», «Волшебная лампа» и т.д.
ViktorC
 

Re: Стихи, песни, сказки, пословицы на гутаре

Сообщение ViktorC » Вс апр 29, 2012 8:12 am

Казаки-Некрасовцы - Во Вилоне, славном городе

http://www.youtube.com/watch?v=lZXCQMXO ... re=g-all-f




Во Вилоне, Вилоне, славном городе
Урожался, собака, 3мей-Тугаринин
Об двенадцати голов, об семь хоботов,
Обвивал же, собака, весь Вилон-город,
А буйну главу складал над вopотцaми.
Поедал же, собака, всех курей-гусей,
Всех курей-гусей, собака, весь рогатый скот.
[Побил-подушил а он всех молодых ребят,
Осиротил он отцов-матерей,
И сожег он все селения!]
Добирался, собака, до князей-бояр,
Поедал же, собака, всех старших-больших.
Сподымалася тут невзгодушка со синя моря,
Потопила же невзгодушка все желты пески,
Поваляла же невзгодушка все сыры дубы,
Разорила же невзгодушка тёплу гнёздушку ,
Тёплая гнёздушка - вся орлиная,
Потопляла же невзгодушка всё орляточков,
Всё орляточков, невзгодушка, дитеняточков.
Прилетала же орлиха ко теплу гнезду:
Её тёплая гнёздушка разорёная.
Её мелкие детушки потопленые…
3алетала же орлиха высоко-далеко,
Как и билась же орлиха об сыру землю,
Что её мелкие детушки с-погублёные.
Последний раз редактировалось ViktorC Вс апр 29, 2012 8:28 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ViktorC
 
Сообщения: 416
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 8:20 pm
Национальность: Донской Kазак
Откуда родом: ст. Обливская

Re: Стихи, песни, сказки, пословицы на гутаре

Сообщение ViktorC » Вс апр 29, 2012 8:19 am

Не туман-то, туман со синя моря сподымался (историческая, в нарагоде)
Не тyмaн-то, туман со синя моря дa сподымался,
Сподымались с моря казачки и донцы да бел-кудрявы,
Лишь один-то у них казачок-донец бел-кудрявый,
Он да и бёг-то, пробёг казачок-донец, да бёг березами,
Он дa слезал-то, слезал со добра коня да на сыру землю,
Он да вынал-то, вынал из ножен, ножен-то остру саблю
Он да срубал-то, срубал с мать-да берёзуньки всё вершиночку:
- Ты стой-ка, стой, мать да берёзунька да без вершинки,
Ты стой-ка, стой, наш да и Тихий Дон да без казащены,
Без казащены, наш Тихий Дон, да без некрасовских.

Чистый стих:

Не тyмaн, туман со синя моря сподымется,
Сподымаются казачки-донцы бел-кудрявыи,
Лишь один у них казачок-донец бел-кудрявыий,
Он и бёг-пробёг, казачок-донец, бёг березами,
Он слезал, слезал со добра коня на сыру землю,
Он вынал, вынал из ножен своих саблю вострую,
Он срубал, срубал с мать берёзуньки всё вершиночку:
- А ты стой-ка, стой, мать-берёзунька без вершиночки,
А ты стой-ка, стой, наш и Тихий Дон без казащены,
Без казащены, наш и Тихий Дон, без некрасовских.

http://freefolklore.ucoz.ru/publ/19-1-0-21
Аватара пользователя
ViktorC
 
Сообщения: 416
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 8:20 pm
Национальность: Донской Kазак
Откуда родом: ст. Обливская

Re: Стихи, песни, сказки, пословицы на гутаре

Сообщение ViktorC » Вс апр 29, 2012 10:13 pm

ViktorC писал(а):Казаки-Некрасовцы - Во Вилоне, славном городе

http://www.youtube.com/watch?v=lZXCQMXO ... re=g-all-f




Во Вилоне, Вилоне, славном городе
Урожался, собака, 3мей-Тугаринин
Об двенадцати голов, об семь хоботов,
Обвивал же, собака, весь Вилон-город,
А буйну главу складал над вopотцaми.
Поедал же, собака, всех курей-гусей,
Всех курей-гусей, собака, весь рогатый скот.
[Побил-подушил а он всех молодых ребят,
Осиротил он отцов-матерей,
И сожег он все селения!]
Добирался, собака, до князей-бояр,
Поедал же, собака, всех старших-больших.
Сподымалася тут невзгодушка со синя моря,
Потопила же невзгодушка все желты пески,
Поваляла же невзгодушка все сыры дубы,
Разорила же невзгодушка тёплу гнёздушку ,
Тёплая гнёздушка - вся орлиная,
Потопляла же невзгодушка всё орляточков,
Всё орляточков, невзгодушка, дитеняточков.
Прилетала же орлиха ко теплу гнезду:
Её тёплая гнёздушка разорёная.
Её мелкие детушки потопленые…
3алетала же орлиха высоко-далеко,
Как и билась же орлиха об сыру землю,
Что её мелкие детушки с-погублёные.



Тугарин Змеевич


Тугарин Змеевич - богатырь, противник русских богатырей (Добрыни , Алеши ). В былинном образе Тугарина сливаются отголоски различных слоев эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина нельзя не видеть одной из вариаций бродячего мотива о змееборстве, весьма распространенного в русской народной поэзии (сказках и былинах), древность которого засвидетельствована памятниками (летописное сказание о Никите Кожемяке и Муромская легенда), а также аналогиями в южнославянском эпосе. Отношение Тугарина к Апраксии и Марине, жене Добрыни, дает основание сблизить его с змеем-любовником сказок и сербских песен. В имени Тугарина видят отголоски борьбы русских с кочевниками. С этой точки зрения Тугарина считают историческим половецким ханом Тугорканом. Имя Тугарин допускает, однако, и другие сближения, например с Змеем Горынычем из "Тугих гор", как называется этот змей в некоторых вариантах былины о борьбе Добрыни с змеем (у Гильфердинга ). А.Н. Веселовский в Тугарине, как вообще в богатырях Змеях и Змеевичах, видит отголоски византийского эпоса - прямое перенесение византийских "Drakon (греч.)", "Drakontopula (греч.)". Впрочем, А.Н. Веселовский, в более поздней работе своей, принимает предположение об исторической основе имени Тугарина, сохраняя, однако, свое прежнее мнение о связи Тугарина с византийским эпосом. См. Веселовский "Отрывки Византийского эпоса в русском" ("Вестник Европы", 1875, апрель); его же "Южнорусские былины"; Квашнин-Самарин "Русские былины в историко-географическом отношении" ("Русская Беседа", 1871). Н. Коробка.


http://www.rulex.ru/01190390.htm
Аватара пользователя
ViktorC
 
Сообщения: 416
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 8:20 pm
Национальность: Донской Kазак
Откуда родом: ст. Обливская

Re: Стихи, песни, сказки, пословицы на гутаре

Сообщение ViktorC » Пн апр 30, 2012 3:29 am

Не курится, только не дымится,
Где ж ты поздно ходишь,
Все казаченьки на воле,
А мой припозднился.

Все казаченьки только на воле,
А мой припозднился.
Припозднился да забурился
На тихем Дунае.

Припозднился да тольки забурился
На тихем Дунае.
Как на тихем на Дунае
Коня наповали.
Как на тихем на Дунае
Коня наповали, эх!
проигрыш

Как на тихем только на Дунае
Коня наповали.
Конь воды моей не пьет(ы),
Копытами землю бьет

Конь воды моей тольки не пьет(ы),
Копытами землю бьет
Конь воды моей не пьет(ы),
Копытами да землю бьет(ы)-
Путь –дорожку чует.
Копытами да землю бьет(ы)-
Путь –дорожку чует.

Не курится, только не дымится,
Где ж ты поздно ходишь,
Все казаченьки на воле,
А мой припозднился.
Все казаченьки на воле,
А мой припозднился.
Все казаченьки на воле,
А мой припозднился.
Все казаченьки на воле,
А мой припозднился. Эх!
Все казаченьки на воле,
А мой припозднился.
Все казаченьки на воле,
А мой припозднился.
Аватара пользователя
ViktorC
 
Сообщения: 416
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 8:20 pm
Национальность: Донской Kазак
Откуда родом: ст. Обливская

След.

Вернуться в Гутор

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика