Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Расово-этнический состав Войска Запорожского

Происхождение казачества, взгляды на этот вопрос.

Модератор: Старый

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение Старый » Сб окт 24, 2015 12:33 pm

Мамай писал(а):
Старый писал(а):Из книги Голобуцкого.

17 травня 1773 р. козак Минського куреня Григорій Донець показав: «Родился... на Дону, в Филиповской станице, от тамошнего жителя Грицка Дона, где жил он и служил в разных з донскимы козаками командирациях; как оттоль зашел в Сечь, будет назад годов два, куда пришедши и в курене Минском проживши малое время, а оттоль пошел в Чирвину к минскому козаку Ильку, а прозвания не знает, где пожил недели четыре и пошел за оного хозяина для куреня косить сено, а по укошении оного пристал тож к минскому Шкуре в зимовнику сидячому, в которого перезимовавши пошел в Чортомлык и тамо проживал в козака минского Иска недель з шесть, а как пришло косовичное время, то ходил по разных козаках косить и для смолотя хлеба ходил, а на зиму пришел в курень Минский, где и поныне находится»
Козак Переяславського куреня Дмитро Шандра 19 лютого 1759 р. на допиті в Самарській паланці показав: «Родился... Слободского Изюмского полку, в городе Маяци, отца его звали Корнеем, прозивали Бондарем, лет ему от роду з 30; с оного города Маяка отлучился лет в десяти, по взятии отца его в плен татарами, в донский город Черкаск и тамо в донских разных козаков рыбалчил лет з 14, а оттоль пришол сам в запорожские дачи, в Калмиюс, и побув в Калмиуской паланци две недели, пришел с козаками в паланку Самарскую, где и зимовался, с паланки ж на весне куренный пашковский Дмитро Гаркуша, сидящий зимовником в Золотой, нанял бы его, в якого жил з месяц, и не пожелавши в оного Гаркуши служить, пойшол до Сечи позапрошлого году в курень Переяславский, в котором тогда был атаманом Василь Пишмич, а с оного куреня нанялся в куренного переяславского Кармазина, и побувши в оного полгода, весною пошол на низ Днепра и был у невода... в куренного полтавского Василя Зуба весну». Потім Д. Шандра, «пришедши до Сечи, был при курене Переяславском через лето и зиму, с куреня ж весною пошол опять на Низ до куренного Шкуринского Трупа, в якого ловил рибу чрез весну, а оттоль каюком поехал он в Перевезну и был тамо в сеток при куренном джерелиевском Горбу».
В лютому 1760 р. козак куреня Іванівського Ничипір Безкозирний показав, що «родом он Слободского полку сотни Сриблянской, отец его Кирик был тамошний житель; пошол он от отца малолетним и находился в службе на Дону, а 757 году пришол на Запороже в курень Иванивский за атамана Ухана и прожил с тыждень, поехал с куренным Кондратом Ломовым в Луг, а из Лугу поехал у Вовчу и там жил доныне...».
Частими порівняно були випадки вступу в запоріжці молдаван. 23 березня 1779 р. молдаванин Мирон показав: «Родом... из Волощины, еще до розмиру в Елисаветградские слободы, в село Виски [прийшов], где был годов з два в жительствующей тамо своей родички, а оттоль пошел в Сечь в курень Сергиевский, где, проживая немалое время, прошлого 772 году в Петров пост пошел в Базавлук, до сергиевского козака Леска, а прозвания не знает, в которого застал волохов, в онного ж Леска жительствующих в смотрении его отары, а именно: атаман (старший чабан.) Иван, Демко да третей Иван нее, а прозвания их не знает, до которого и он приставши для смотрения в оного хозяина овец [в] год за 4 овцы».
16 грудня 1758 р. козак куреня Кущівського показав: «Зовут... Павлом Ляхом, родился... Польской области в городе в Ранфорте, отца... звали Иваном Комернецким, жил при отцеви лет з одинадцать; а отлучась от отца в Украину будет годов с девять, и тамо будучи служил драгунов в Кролевецких полках и зимовавшися в городе (нерозбірл..), согласясь з драгуном Иваном Прущинским, пришлы в Сечь, в курень Кущевский за атамана Григория Холодного, будет тому назад годов з шесть; и был в курене з год, отколь означенный Прушинский пошел в сербы, а он, Лях, при Федору Чумакови полковнику кодацкому полгода, да при осаулу войсковому Петру Калнишевскому
полгода за хлопця был и, отлучась от них, пожив в курене через год, пошол
шинковать в дачи войсковые, в село Романково... поихавшы (нерозбірл.) и накупивши горелок и привезши в Вербову шинковал с куренным батуринским Федором»
Наведемо ще, хоча й досить рідкий, випадок вступу в запоріжці католика — збіднілого польського шляхтича. Козак Микола Спивовський 11 травня 1759 р. на допиті показав: «От роду... лет 29, родился... Польской области, воєводства Новгородского, в селе
Постаринском, от польского шляхтича Михайла Спивовского, а матери Марии Прушіинской, содержавшей закон веры православной, греческого исповедания, а отец его Спивовского содержал веру католицкую, почему и он содержит ту католицкую веру и поныне, грамоты по-полску обучен, а русской не знает». Після довгих блукань Спивовський, нарешті, «приехал до Сечи, и тут учинением пометки он, Спивовский, пристал в курень Дядьковский, в коем пробыл чрез несколько времени, а потом с прытчины сей, что атаман того куреня Иван Кулик данных им, Спивовским, ему денег в сохранение на прошении его дать не похотел, перешел в курень Уманский»
У даному разі важлива та обставина, що запорізькі власті не цікавились релігійною приналежністю ні Павла Ляха, ні Миколи Спивовського, не надавали цьому ніякого значення. Це тим більше привертає нашу увагу, бо як перший, так і другий не могли приховати свого польського походження, а також і при належності до католицтва.
Відомі випадки прийняття в запорізьке товариство євреїв. Так, Мойсеїв син Степан Завадовський у проханні, поданому в Чорноморську військову канцелярію 23 лютого 1798 p., писав:
«В службу в. и. в. вступил я именованный из евреев в бывшее войско Запорожское в курень Ведмедовский козаком прошлого 1763 года» !. На підтвердження своїх слів Завадовський подав атестат, виданий Кошем 24 жовтня 1769 р. Атестат більш докладно викладає біографію Завадовського: «Он, Степан Завадовский, родился в турецком городе Хотине в законе еврейском, в котором он и жительствовал до 763 года». Того ж року абшитований полковий осавул Василь Рецетовий, відряджений таємною експедицією «к вызову в Россию людей иностранных, его, Завадовского, вызвал и привезя в Запорожскую Сечь, где с того еврейского закона в веру кафолическую по желанию его, Завадовского, выкрещен и в число протчих войска Запорожского Низового козаков в курень Ведмедовский принят». Завадовський, як бачимо, прийняв православ'я.


Старый, а что за док/книга ?

Запорожское казачество Голобуцкого. Или Черноморское казачество, точно не помню.
Старый
 
Сообщения: 1735
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 4:14 am

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение Мамай » Пт янв 08, 2016 11:41 pm

Так речь шла об R1a, где здесь мое не знание? Я лишь пояснил, шо она относилась ко всем восточным европейцам.
Не зречемося крові і честі !
Аватара пользователя
Мамай
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: Пн окт 19, 2009 11:29 am
Национальность: Козак
Откуда родом: Острогозький полк

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение Мамай » Пт янв 08, 2016 11:48 pm

7-32-12 писал(а):
Мамай писал(а):
7-32-12 писал(а):Чугуев, Харьков... а где настоящие украинцы?


А Харьковчане уже не украинцы?

Неужели рускія люди? <[:)

За слово УКРАИНЕЦ в те годы можно было получить нагайкой по моське. Слобожащина это черкасы, малороссы и великороссы. А украинец это ляхский синоним товарищей которые с краю в местах не столь отдалённых живут.


Пхах , говоришь что-то о ляхах, а сам сейчас написал москалячьи экзонимы, и не одного эндоэтнонима? Хорош) :mrgreen:
Не зречемося крові і честі !
Аватара пользователя
Мамай
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: Пн окт 19, 2009 11:29 am
Национальность: Козак
Откуда родом: Острогозький полк

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение Мамай » Пт янв 08, 2016 11:48 pm

Старый писал(а):Запорожское казачество Голобуцкого. Или Черноморское казачество, точно не помню.

Понял, дякую.
Последний раз редактировалось Мамай Пт янв 08, 2016 11:54 pm, всего редактировалось 1 раз.
Не зречемося крові і честі !
Аватара пользователя
Мамай
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: Пн окт 19, 2009 11:29 am
Национальность: Козак
Откуда родом: Острогозький полк

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение Мамай » Пт янв 08, 2016 11:52 pm

Валерий Кравченко писал(а):Здорово всем.
Перечитал тему с начала, когда мы тока черепами мерялись и обсуждали типы, арийский там или динарский кто есть кто из читающих, а теперь мы с Колотнечей точно знаем, что мы Динарик-Норд.
Чигиринское захоронение вроде как динарцами укомплектовано. <[:)


Что подтверждают раскопки - основной типаж это норик (нордид+динарид) ~<[:{D
Не зречемося крові і честі !
Аватара пользователя
Мамай
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: Пн окт 19, 2009 11:29 am
Национальность: Козак
Откуда родом: Острогозький полк

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение 7-32-12 » Чт янв 21, 2016 9:04 pm

Мамай писал(а):
Валерий Кравченко писал(а):Здорово всем.
Перечитал тему с начала, когда мы тока черепами мерялись и обсуждали типы, арийский там или динарский кто есть кто из читающих, а теперь мы с Колотнечей точно знаем, что мы Динарик-Норд.
Чигиринское захоронение вроде как динарцами укомплектовано. <[:)


Что подтверждают раскопки - основной типаж это норик (нордид+динарид) ~<[:{D

Украинец, сам-то ты кто? :D
Gebt Raum, ihr Völker, unsrem Schritt,
Аватара пользователя
7-32-12
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: Пн июн 17, 2013 9:57 pm
Откуда: Москва
Национальность: Greitung
Откуда родом: Дорос

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение Валерий Кравченко » Пт фев 05, 2016 3:25 pm

Колотнече.
Саша немного за белых хорватов.
http://pereformat.ru/2016/02/oleg-veschiy/#more-7181
Аватара пользователя
Валерий Кравченко
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: Сб июл 04, 2009 10:16 am
Откуда: Екатеринодар
Национальность: казак

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение Семеныч » Сб фев 06, 2016 1:54 pm

Спасибо, Валера! Интересно и познавательно. Жаль шо Кравченко и Колотнеча в статье не упоминаются, а вот за Игоря Старого и Хельги порадовался, попали таки в историю древних времен. <[:)
Скопировал пару абзацев с оригинала статьи:
..... "Западноевропейские и византийские писатели в VIII-X вв. объединяли под этнонимом «хорваты» целый ряд славянских племен, живущих к северу от Дуная. Франкские хронисты указывают, что хорватские поселения начинаются «за Багиварией» (Баварией). Для Константина Багрянородного хорваты («белые хорваты») обитают «по ту сторону Туркии», то есть Венгрии, и граничат на западе с «Франгией», иначе говоря, с той же Баварией, входившей в состав Восточнофранкского королевства; с востока, по словам Константина, на белых хорватов нападают печенеги (эти «хорвате белии» попали в поле зрения и «Повести временных лет»). Область расселения восточной группировки хорватов, осевших на склонах Карпат, идеально подходит под определение «середина страны славян».

Приблизительно на этой же территории источники фиксируют пребывание «русского» населения. Нам в связи с местоположением Олеговой «Русии» будет особо важна самая крайняя область поселения белых хорватов на востоке — будущая Галиция. Из других земель центральноевропейской «Хорватии» ее выделяет то, что только здесь, вплоть до нынешнего дня, этнонимы «русь», «русы» бытуют в форме «русины». Это обстоятельство приобретает чрезвычайную важность потому, что его употребление в единственном числе — «русин» — известно всего в двух документах средневековья, самый ранний из которых — договор Олега с греками 911 г. (другой – Правда Русская начала XI в.). Игнорировать это совпадение невозможно, особенно если вспомнить, что в летописном сказании Олег представился Аскольду и Диру «гостем подугорским», то есть жителем Прикарпатья, русином. Угорскими горами жители Западной Украины называют Карпатские горы в районе Буковины и Седмиградья (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1902. Т. XXXIVA (68). С. 562). По археологическим данным, эта область входила в район поселения белых хорватов.".....

Ничуть не претендуя на прямую кровную связь с великими, просто отмечу, что как то рылся в разных интернет источниках в поисках корней своей фамилии, вышел на село Лебедин у Чигирина. Сторожилы пишут что до недавнего времени Колотнеча проживали в селе, а вот фамилия Колот очень распространена там и еще в Венгрии часто встречается... может этот род и есть потомки тех белых хорватов...? И как написано в Аттестате прийшел наш предок Хведир Колот в Сичь в том 1735 году и дали ему по установившейся традиции призвище Колотнэча... Как то так применительно к себе это привязал <[:)
Аватара пользователя
Семеныч
 
Сообщения: 533
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 12:49 pm
Откуда: Кубань, станица Гостагаевская
Национальность: кубанский казак
Откуда родом: ККВ ст.Гостагаевская
Ресурсы: http://gostagay-150.ucoz.ru/

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение Старый » Вс фев 07, 2016 2:45 pm

`:{)
Старый
 
Сообщения: 1735
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 4:14 am

Re: Расово-этнический состав Войска Запорожского

Сообщение 7-32-12 » Пт фев 26, 2016 12:24 am

Валерий Кравченко писал(а):Колотнече.
Саша немного за белых хорватов.
http://pereformat.ru/2016/02/oleg-veschiy/#more-7181

Германих/Эрманарих в плену у славян?!?!? А потом Ойум аж до Белого моря. Как-то сложно понять :shock:
Gebt Raum, ihr Völker, unsrem Schritt,
Аватара пользователя
7-32-12
 
Сообщения: 414
Зарегистрирован: Пн июн 17, 2013 9:57 pm
Откуда: Москва
Национальность: Greitung
Откуда родом: Дорос

Пред.

Вернуться в Этногенез казаков

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика