Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Происхождение казачества, взгляды на этот вопрос.

Модератор: Старый

Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение ViktorC » Сб мар 26, 2011 7:19 pm

Участники форума предложили обсудить эту тему в подробности.

Базовые материалы по Хазарии доступны здесь:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0% ... 0%B0%D1%82
ViktorC
 

Re: Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение ViktorC » Сб мар 26, 2011 7:25 pm

А вот полный вариант статьи процитированнoй Берендеем по это тематике.


-----------------------------------------------------
http://www.ukamina.com/books/koe.html

«Ефим ПОДОКСИК
ГДЕ НАШИ КОРНИ?
О евреях, которые пришли на Русскую равнину из стран Западной Европы, об их заслугах в сохранении иудаизма, о создании ими условий для развития сионизма написано и сказано много. А вот о евреях, караимах, субботниках, герах, которые пришли на земли Волги, Дона, Северского Донца, Мещерского края с юга, написано очень мало, сказано и того меньше. Совсем немного можно по этому вопросу что-то найти у С.М.Соловьёва, В.О.Ключевского, у Костомарова. Феликс Кандель сделал заключение, что «небольшое количество хазар, перешедших в иудаизм, стали, возможно, частью крымского, северокавказского и южнорусского еврейства и были затем поглощены им. (Ф.Кандель. «Книга времён и событий»). Можно только сожалеть, что историк ограничился этим заключением. Я уже долгое время ищу следы евреев, караимов, которые поступали к киевским и московским великим князьям.
Хорошо известно, что матерью Владимира – Красное Солнышко была хазарская царевна Малка (Малуша), а воспитателем был его дядя, брат Малки, Довбр. Он был хазарским витязем (богатырём), поступил на службу к Святославу, чтобы быть рядом с племянником и сестрой. С него, видимо, нужно начать счёт службе иудео-хазар русским князьям, а Довбр (Добрыня) играл большую роль в крещении Руси, и его нужно считать первым «выкрестом». Притом Довбр был не один, с ним была иудео-хазарская дружина. А куда пропал полон (пленные), которых привёл Святослав на берега Северского Донца? Где найти ответы на эти вопросы? Думаю, они в семейных легендах, часто в фамилиях.
Вот как я столкнулся с историей иудео-хазар. В 1946 году я впервые после войны получил краткосрочный отпуск и посетил родителей, живших тогда в Борисове БССР. Отец, главный бухгалтер стеклозавода им. Дзержинского, интересовался моей службой в Советской Армии после войны, спрашивал о моих планах на будущее. Особенно его интересовал вопрос отношения казаков к их сослуживцу-еврею. А я с начала призыва в январе 1943 года и всю войну служил в казачьих кавалеристских частях, притом – рядовым, сержантом, старшиной. Я ответил, что никогда ни от кого не слышал упрёков по поводу принадлежности к евреям, а вот насчёт фамилии вопросов много, особенно меня спрашивали мещерские казаки, почему я Подоксик, а не Подокса. У них все, кто с реки Подокса, зовутся подоксами. На это мне отец ответил, что он слышал от своего деда, (отец был 1899 года рождения), что наш род происходит от казаков с Мещеры, которые служили московским князьям ещё до Куликовской битвы, охраняя южные рубежи Московского княжества, но не были христианами, сохраняя иудейскую веру. Позже, в 1619 году, после смутного времени, за участие в смуте на стороне Лжедмитриев I и II всех мещерских казаков, не принявших христианство, патриарх Фёдор (Филарет) Романов приказал выслать из московских земель.
Помню, я поинтересовался: а где, в каких частях царской армии служили мои предки? Отец ответил, что дед и прадед после окончания школы кантонистов служили в Хоперском полку Всевеликого Войска Донского. Ибо были приписаны к нему с детских лет, так что ничего нет удивительного, что я стал конником. Отец мне наказал, чтобы я, где бы ни встретил в казачьих станицах старых казаков, расспрашивал у них о Хоперском полке и о евреях-казаках. Потом он напомнил мне, что его отец, мой дед Самуил Захарьевич Подоксик, был представителем фирмы Зингер на территории Войска Донского, жил в Новочеркасске, Каменской, Калитвенской станицах, у него было много знакомых клиентов, сослуживцев. Просил поискать, так как это интересно.
Потом он добавил, что о казаках не принято много говорить, так как они были главной силой контрреволюции, а тем более происхождение казаков связывать с иудаизмом (был 1946 год).
С тех пор и до сегодняшнего дня я ищу в русской истории следы евреев, которые пришли с юга, через Дон, Донец, Волгу в русскую лесостепь. Я разговаривал со многими евреями в Ростовской области, Ставрополье, Дагестане, Грузии, Абхазии, Армении, Норильске, Пскове, Старой Руссе, Демьяновске, и понял, что мой отец боялся сказать мне всё, что знал об иудейско-хазарских казаках: ведь шёл 1946 год. Но в основном он был прав.
Я прочитал много литературы об истории казаков, иудео-хазар и пользовался любым случаем что-то узнать. История иудео-хазар часто отражает взгляды её писателей, а не действительность. Факт в том, что после событий на Куликовом поле (историки Ю.Афанасьев, Л.Гумилёв, А.Бушков их не называют битвой) иудео-хазары, бывшие в составе войска Мамая, получили разрешение поселиться в Мещерском краю с условием, что они будут охранять рубежи Москвы с юга от набегов степняков. Это они положили начало мещерским казакам. Через 100 лет в 1493 году они приходили в Азов воевать с турками. Всё это подтверждает В.Чивилихин в своём романе-эссе «Память». Так же исторически известно, что первым донским атаманом, выходцем из мещерских иудео-хазар, был Шары Азман (потомки половцев – кумыки – называют его Сары Азманом). Так случилось, что мои соображения о том, что мещерские казаки – это потомки иудео-хозар, были подтверждены знаменитым писателем М.А.Шолоховым. Дело было так: Шолохов баллотировался в Верховный Совет по Каменскому избирательному округу (Ростовская область) и приехал к нам в 37-й гвардейский кавалерийский полк, который с фронта пришёл в составе 50 ккд (казачьей кавалерийской дивизии) в г. Каменск-Шахтинский. Я был в этом полку старшиной полковой школы. Ознакомившись с состоянием полка, беседуя с офицерами, Шолохов неожиданно спросил у командира полка полковника Шевченко: «Полк казачий, а есть ли в нём настоящие потомственные казаки?» На этот вопрос полковник ответил, что в полку есть не только настоящие казаки, но есть и казаки-иудеи, казаки-субботники (об этом разговоре я узнал потом). Шолохов попросил показать ему казака-иудея. Вызвали меня. По прибытию я доложился командиру полка, а он, приняв рапорт, спросил меня, знаю ли я, кто с ним стоит рядом. Я ответил, что это М.А.Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целины» и тоже полковник. Шолохов переспросил у меня фамилию. Я сказал: «Подоксик». Он спросил: «Из мещерских, что ли?». Я ответил, что есть такое семейное предание, что мы с Мещеры, с Подоксы. Шолохов повернулся к стоящим офицерам и сказал, что старшина – настоящий дореестровый казак. Потом он ещё сказал: «Это легко проверить. Я у вас офицеров спросил, кто был первым Донским атаманом. Вы не ответили, а старшина скажет». И, повернувшись ко мне, спросил: «Так кто же был первым Донским атаманом?» Я ответил: «Шары Азман». Шолохов сказал офицерам: «Памяти нужно учиться у иудеев. Они всё помнят, никогда ничего не забывают». Старший лейтенант Подабашев спросил у Шолохова: «А куда подевались мещерские казаки, в школе по истории СССР о них ничего не говорили». На это Шолохов ответил: «Как известно, донские и мещерские казаки в годы русской смуты (он сказал, где-то около 1607-1613 годов) поддерживали самозванцев, причём донские казаки с атаманом Карелой с Лжедмитрием II до конца, а мещерские казаки с 1611 года перешли на сторону Москвы. При голосовании за выдвижение Михаила Романова царём голос мещерского атамана Фёдора Меши решил в пользу Михаила Романова. После избрания Романова царём мещерские казаки думали, что их поддержка самозванцев будет забыта, и они будут пользоваться всеми привилегиями для казачества, но прибывший из польского плена патриарх Филарет приказал всех мещерских казаков, не принявших православия, выслать за пределы московских земель. Так практически развалилось это войско». Шолохов добавил, что его мать происходит из потомков мещерских казаков. «Наверное, старшина знает их дальнейшую судьбу» - закончил он.
После этого разговора с Шолоховым я получил повышение по службе, был переведён в г. Новочеркасск на должность старшины отдельного эскадрона связи 5-йДонской казачьей дивизии. Эскадрон находился рядом с музеем Донского казачества. Я познакомился с директором музея, знакомился без ограничения с его экспонатами. Потом я узнал, что в 1813 году была сделана попытка написать историю донского казачества, и согласно этой истории казачество шло от иудео-хазар. Такой поворот в историческом описании был резко оборван, а автор сослан на Кавказ в действующие войска. Здесь в музее состоялась моя вторая встреча с Шолоховым.
Как-то в конце 1951 года в эскадрон пришёл сотрудник музея и сказал, что завтра в музее будет Шолохов, поэтому просил отпустить часам к двенадцати 25-30 человек рядовых, сержантов (неудобно, если в музее не окажется посетителей) на просмотр экспозиций музея и встречу с Шолоховым. Назавтра я с комсомольским активом и другими желающими без ограничений – рядовыми, сержантами – был в музее. Около часу дня Шолохов в сопровождении командира дивизии генерала Чаленко, начальника политотдела полковника Шавхокова и руководства г. Новочеркасска прибыл в музей. Я стоял около стенда древнейшего поселения на Дону – Когальницкого городка. Шолохов разговаривал с казаками, спрашивал о службе, откуда родом и, приблизившись к моему стенду, когда я представился, сказал генералу Чаленко, что я его старый знакомый и что я настоящий казак. Потом Шолохов спросил у меня, с чем я знакомлюсь, как часто бываю в музее. Я ответил, что ищу ответа на вопрос, почему в названии старейшего поселения на Дону (Когальницкий городок) корень слова (кагал) еврейский. Шолохов ответил, что это мы узнаем только тогда, когда православные и иудеи найдут общий язык в вопросе об истории казаков и всей южной Руси, а пока есть только вопросы, а ответов нет, ищи ответы. Вот я и ищу.
Вторую ветвь потомков мещерских казаков, иудео-хазар я случайно нашёл в Костромском краю. Оказалось, что часть казаков, которая не ушла на службу к польскому королю Владиславу (или вместе с ним), патриарх Филарет приказал поселить в районе городка Нерехта. Это была Блазновская волость. Теперь это Татарский сельсовет Нерахтинского района. Все они обрусели, забыли своё происхождение. Только камни на кладбище у бывшей деревни Фролы со знаком Давида (магендавидом) напоминают об этом народе. Да и распространённая фамилия в Татарском – Базановы (баз – помните у Шолохова – двор) – напоминают о предках.
Так случилось, что я через свою дочь породнился с ними. Старики в начале 60-х годов рассказывали мне, что у их предков были сложности с продолжением рода, не было невест, и они вынужденно смешивались с местным населением, крестились, а некоторые вели жизнь марранов. По статистике в середине XIX века в Блазановской волости проживали 10 семей иудео-хазар.
А белорусские иудео-хазары с реки Березины, чтобы не пропасть, попросили разрешения у Виленского гаона жениться на караимках, однако разрешения не получили, зато им разрешили жениться, выходить замуж за поляков, белорусов с обязательным переходом брачующихся в иудаизм. Вот почему черноволосые Подоксики – сероглазые. А мои внуки и правнуки теперь – это потомки двух колен мещерских иудо-хазар – белорусских и костромских.

«Корни», Саратов»
Последний раз редактировалось ViktorC Сб мар 26, 2011 8:13 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
ViktorC
 

Re: Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение Берендей » Сб мар 26, 2011 8:06 pm

ViktorC ---не подставляй меня,там ясно указано кто автор этого творения...и ссылка есть..
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение Дмитрий41 » Сб мар 26, 2011 10:58 pm

Еврейский вопрос и казачество , это вопрос не столь простой но имеющий право на внимание. Поскольку:
- Савельев Е.П. выделял тип казака-иудея;
- в Старочеркасском музее, есть личные походные складные иконы, так вот на них с обратной стороны присутствуют знаки язычества и на одной звезда давида.

С моей точки зрения все хазары иудеи (евреи выходцы из Иудеи) и большая часть хазар (выходцы из Израиля принявшие иудаизм) ушла с Аварами из Степи в Европу, а неприятие иудеев на Руси и в том числе в войске Донском (в моей статье есть карта плотности еврейского населения в РИ в 19 веке) связано с распространением , благодаря хазаром , идеи Единоличной власти - которая в корне не соответствовала до христианскому общественному устройству славян и Русов-тюрок=Сармато-Алан =К-АС-АКОВ=Казаков.
Часть изралитян без сомнения могла остаться , и ближе казаков с которыми они прожили в Степи за малым тысячелетие и Кавказского аварского каганата у них не было.
Дмитрий41
 
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение Берендей » Вс мар 27, 2011 3:51 pm

Современные *ашкенази* напрямую выводят десять колен израилевых из АС-СИРИЙСКОГО плена
расселяют их по Кавказу и на побережья Азовского и Черного морей,делая их предками как казаков
так и всех руссов.При этом используют Влесову книгу!!!??? Почитайте *русса-казака* Голдина.....
По моему то же самое получится,если жабу записать мамой барсу... Фу мерзость,что за порода...
(вроде за рамки форума не вышел??)
Казаки один народ,волей случая придерживающихся разных вер----на то она и вольница......

http://www.russian-globe.com/N33/Goldin ... 0Evrei.htm
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение Дмитрий41 » Вс мар 27, 2011 4:11 pm

Берендей писал(а):Современные *ашкенази* напрямую выводят десять колен израилевых из АС-СИРИЙСКОГО плена
расселяют их по Кавказу и на побережья Азовского и Черного морей,делая их предками как казаков
так и всех руссов.При этом используют Влесову книгу!!!??? Почитайте *русса-казака* Голдина.....
По моему то же самое получится,если жабу записать мамой барсу... Фу мерзость,что за порода...
(вроде за рамки форума не вышел??)
Казаки один народ,волей случая придерживающихся разных вер----на то она и вольница......

http://www.russian-globe.com/N33/Goldin ... 0Evrei.htm


Видимо осознали, что Кембриджский манускрипт противоречит их прежним идеям о расселении в Европе с Запада .

Ничего Берендей не переживай, они скоро в "Великие булгары" запишутся, совсем немного осталось прикрутить связь ДТ с каким ни будь из заветов :P .
Дмитрий41
 
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение Берендей » Пн мар 28, 2011 9:22 pm

Во избежание кривотолков, особенно это касается определения этнической составляющей хазар-иудеев, хазар-христиан и хазар-мусульман замечу, что Хазарский каганат был многонациональным государством, куда входили не одни только хазары. С течением времени подданные народы могли принять на себя имя хазар, что могло особо проявиться при контактах их с внешним (по отношению к Хазарии) миром. Но даже относительно самих хазар можно привести такое свидетельство Истахри: «Хазары ... разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд - белые, красивые и совершенные по внешнему виду»
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение ViktorC » Чт мар 31, 2011 3:58 am

Михаил Кутузов

Казачество и еврейство: факты и домыслы

Существует устоявшееся мнение о том, что казачество и евреи — непримиримые враги и антиподы, что во всей истоии их взаимоотношений нет ничего, кроме вражды и противостояния. Мнение это настолько утвердилось в общественном сознании, что малейшая попытка разобраться в истинном положении вещей вызывает в лучшем случае непонимание, в худшем — откровенное противодействие. Логика такого противодействия настолько же непримирима, насколько и беспочвенна: по-другому быть не могло, потому что не могло быть никогда. Однако история — наука точная, ибо оперирует фактами, с которыми не поспоришь. Наиболее рациональным способом исследования в данном конкретном случае будет попытка рассмотреть наиболее устойчивые точки зрения относительно данной проблемы, при этом подтверждая или опровергая их известными науке фактами — в той или иной степени приближаясь к истине. С самого начала следует установить определенные принципы изучения данной проблематики, опираясь на которые можно рассуждать в известных пределах допустимого. Это следующие принципы:

Как казачество, так и еврейство — понятия гораздо более широкие, чем те, которые укоренились в обывательском сознании ...
Как казачество, так и еврейство при всем внешнем единстве внутренне очень разнообразно. Поэтому в различных условиях сосуществования отношения строились по разному: от взаимного проникновения до совершенного антагонизма. Изучать следует реальные причины происходившего, а не поводы для тех или иных действий.
Слова «общеизвестно», «традиционно», «как принято считать» доказательствами реальности тех или иных фактов не являются. Доказательны ссылки на источники, а также логически выверенные схемы рассуждений. Доказанные факты безусловно должны отделяться от гипотез и версий.

Казачество, к сожалению, на долгие годы было вычеркнуто из исследований ученых. Считалось, что казаки являются безусловными сторонниками монархии и капитализма, поэтому изучать их не нужно. Поэтому в современной науке даже определения казачества как такового не существует. А если нет определенного понятия — обязательно появятся домыслы, которыми будут пользоваться в собственных интересах те или иные политические группировки. Так, сегодня казачество считают народом (А.Мартынов, Союз казаков России), резервом кадров для государственной и иной службы (П.Дейнекин, Главное управление по вопросам казачества Администрации Президента РФ). Существуют точки зрения на казачество как на образ жизни, исторически сложившуюся общность, определенную часть населения тех или иных регионов России. На уровне социального феномена казачество только начинают изучать, поэтому говорить о нем с точки зрения категориальной пока рано.

Еврейство изучено гораздо лучше. Мало того, существует достаточно ясное понятие относительно него как социокультурного явления, субъекта цивилизационного процесса. Как утверждает Рэймонд П.Шейндлин евреи — это народ, некогда составлявший единую нацию с собственной территорией, языком и культурой. Несмотря на то, что много тысяч лет тому назад эти атрибуты нации были утеряны, потомки этого народа сохраняют ощущение своей национальной принадлежности, общего прошлого и общей судьбы. Евреи не объединены некоей особой системой вероисповедания, скорее еврейский народ составлен из людей, придерживающихся различных религиозных воззрений помимо иудаизма, равно как и из людей иррелигиозных. Их культура настолько же многообразна, как и культуры, в которых они жили, но их чувство национальной принадлежности и их единство зиждутся на сознании общих истоков и общего исторического опыта[1]

Из вышеприведенных формулировок следуют два вывода. Во-первых, как казачество, так и еврейство исторически очень мобильны, поэтому они никак не могли избежать соприкосновения друг с другом. Во-вторых, в различных исторических условиях это соприкосновение могло приобретать самые различные формы, но именно эти исторические события и являются наиболее запоминаемыми. Причины, как правило, забываются. Если же идти от фактов, отображенных в исторических источниках, а также от восприятия этих фактов различными людьми, то мозаика окажется довольно пестрой. Выберем наиболее яркие ее элементы и попытаемся подвергнуть их исторической экспертизе.

Мнение первое. Евреев среди казаков никогда не было. Здесь следует четко ограничить нижний предел исследования: 1444 год, когда казаки как военная организация впервые упомянуты русскими летописями[2]. Наибольшей силы казачьи военные организации достигли на границах земель Литовских и Московских к началу семнадцатого века. К этому времени сформировались социальные группы казачьего населения, жившие на Дону и в низовьях Днепра, в Запорожье. Запорожские казаки евреев хорошо знали, о чем пишет самый известный исследователь запорожской казачьей истории Дмитрий Яворницкий. Цитируя польского историка Якова Собесского, отца короля Яна III, он отмечает, что « ... на Сечи можно было встретить всякие народности, чуть не со всего света выходцев: украинцев, поляков, литовцев, белоруссов, великоруссов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан»[3] Здесь же приводится рассказ казака Василия Перехриста о его происхождении: «Родился ... в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году, будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сичь запорожскую желания привезено»[4]. Из этих фактов можно сделать два вывода. Первое: при отборе в казачество во времена его наивысшего расцвета основной упор делался на профессиональные качества, личное желание и стремление к данного рода деятельности. Особого внимания на национальность (если в те годы вообще сущестовало такое понятие) не обращалось. Однако вероисповедание в любом случае должно было быть христианским: до 1635 года — православным или католическим, с 1635 года — только православным. Мало того: если еврей, желавший покозачиться, выкрещивался, то возникавшие проблемы во взаимоотношениях с кагалом зачастую разрешались в пользу именно выкреста, причем на самом высоком уровне. Отец Ю. Мыцык (Национальный университет Киево-Могилянская академия) в своей статье «Евреи-казаки» приводит документы, сохранившиеся в Главном Архиве древних актов в Варшаве. Это письмо короля Речи Посполитой виленскому стольнику и берестейскому старосте Иерониму Ходкевичу. Король в самой категорической форме требует от стольника обеспечить беспрепятственный проезд казаку в Берестье за своим имуществом, а также приказывает выступить, если понадобится, на защиту казака перед притязаниями кагала. В той же статье упомянут достаточно влиятельный в казацкой старшине Ильяш Караимович — чье отчество говорит само за себя. В антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сотник Лейбенко, доктор-еврей вместе с гетманом Дорошенко ушел в московскую ссылку. Во времена Калнышевского (70 –е годы восемнадцатого века) на Сечи действовала еврейская торговая компания, которой руководили Уманские евреи Самуил Маркович, Нусим Нусимович и Хаим Беркович. В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки. Многие еврейские роды вошли в казачество во времена становления Гетманщины, начиная с 80-х годов семнадцатого века и до времен гетмана Ивана Мазепы. Среди них — Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, те же уже упоминавшиеся Перехристы[5]. И второе: резкое противопоставление евреев и казаков, как якобы непримиримых антиподов, было действием искусственным, предпринятым (рискну добавить: и предпринимаемым) в конкретных политических интересах, в конкретных политических обстоятельствах и для конкретных политических группировок.

Мне не удалось найти никаких данных относительно наличия евреев в Войске Донском в том же историческом периоде, что и в запорожском, однако это скорее от недостатка возможностей в изыскании информации. Именно поэтому нельзя говорить ни о присутствии евреев среди донцев, ни об их безусловном отсутствии. Однако астраханский исследователь В.Викторин сумел разыскать доказательную информацию по интересующей нас тематике. «Астраханский краевед А.А.Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приеме в начале 1900 годов без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей полковых оркестров. Прецедент имел продолжение: в Великую Отечественную войну в воссозданной казачьей коннице генерала Доватора служили призванне из Астраханской области прекрасные кавалеристы, тоже евреи, которые до сих пор прекрасно владеют конем, шашкой, и считают, что право носить казачью форму заслужили собственной кровью на поле брани»[6]. Наконец, краткий энциклопедический справочник «Приморский край» отмечает: «Циммерман Иван Иноккентьевич — известный общественный деятель города Владивостока в начале 20 века. Происходил из казаков Забайкальского войска»[7]. Таким образом, утверждение, с которого начато рассуждение, оказалось несостоятельным.

Мнение второе. Именно казаки всегда отличались неоправданной жестокостью по отношению к евреям и стремились уничтожить их поголовно. В подтверждение данного довода приводятся чаще всего события войны Богдана Хмельницкого (1647-1655) . Утверждается, что было уничтожено от 14 до 45 тысяч евреев. Факты уничтожения евреев, причем зачастую действительно ничем не объяснимые, приводят множество авторов. Казаки Хмельницкого действительно были очень жестоки к евреям. Однако не меньшую жестокость они проявляли и к полякам, и к наемникам-немцам. Тенденциозность оценки вызвана еще и тем, что до последнего времени войны Хмельницкого расценивались как национально-освободительные. Однако современники событий считали эти войны ни чем иным как бунтом — именно так назвал свое произведение неизвестный польский современник событий[8]. В гражданскую войну все воюют против всех, национальность или вероисповедание служит лишь поводом, но не причиной происходящего. Евреи действительно сильно пострадали в этой войне — как и во множестве других гражданских войн, причем пострадали от обоих явно противостоявших противников. Как отмечает Н.Костомаров, именно евреи были главными кредиторами польского шляхетства, в большинстве своем разорившегося. В уплату долгов дворяне ставили своих кредиторов управляющими православными приходами и деревнями. Чтобы вернуть долги, евреи вводили новые платежи уже с населения этих деревень и с православного духовенства. Поэтому ненависть к ним росла постоянно — что и вылилось впоследствии в крайнюю жестокость по отношению к ним.[9] Кстати, те же шляхтичи частенько разделывались со своими кредиторами вместо того, чтобы платить им долги. Устоявшаяся точка зрения существует и на участие казаков в еврейских погромах начала двадцатого века — однако никаких реальных подтверждений этому нет. То есть нельзя сказать, что казаки не могли в этом участвовать, однако их исключительное участие в погромах ничем не подтверждено. Однако подтверждено другое: именно кубанские казаки-батарейцы в 1905 году спасли от полного разрушения синагоги в Калараше и Кишиневе, встав на пути погромщиков. Некоторые были при этом серьезно ранены.[10] Что касается попыток придать национальный оттенок гражданской войне на Дону и Кубани — от этой идеологии давно отказались даже профессиональные историки. Тем более, что сами евреи считали революционеров — террористов отщепенцами, людьми ущербными и опасными прежде всего для собственно еврейской общины. Таким образом, второй довод также оказывается весьма сомнительным.

Мнение третье. Казаки и евреи никогда не уживались между собой, никогда не соседствовали, никак не взаимодействовали между собой. Довод совершенно надуманный. Значительное число евреев держали постоянно лавки в Запорожской сечи, причем снабжали казаков не только горилкой, но и порохом. Многие из них были ценной агентурой во вражеском тылу, пользовались значительными привилегиями и льготами за свою деятельность[11]. Не избежали тесного взаимодействия с евреями и сибирские казачьи Войска. Следует отметить, что с самого начала колонизации Сибири (имеемые источники с 30-х годов семнадцатого века) как казаки, так и евреи попадали в Сибирь в качестве ссыльного контингента. В отличие от самозародившихся казачьих Войск — Донского, Запорожского, Уральского, Терского — сибирские казаки являются искусственно созданным социальным институтом, предназначенным для выполнения практически всех государственных функций на вновь колонизируемой территории. Здесь, очевидно, как и в начале Запорожского казачества, ценились прежде всего профессиональные качества, а не происхождение и вероисповедание. Серьезное и обстоятельное исследование забайкальского еврейства произвел в конце XIX века член Приамурского отдела Императорского географического общества, исполнявший на момент написания работы обязанности секретаря Приморского областного статистического комитета, врач И.С.Колбасенко[12]. Он, в частности, отмечает: «Со временем появления золотопромышленных операций в окрестностях Сретенска появились в среде Сретенского населения появились и евреи, как постоянные жители.»[13]. В значительной степени это были потомки ссыльных, в основном — по делу о польских бунтах 1830-31 и 1863 года. Автор приводит интересные статистические данные: по переписи 1896 года христиан в Сретенске было 3.274 человека, евреев — 724 человека. Число лиц с определенным родом занятий (то есть зарабатывающих на жизнь определенным ремеслом или родом деятельности) у христиан отмечено 1449 человек (или 41 % от общего числа), у евреев 194 (27%) . Из этого следует несколько неожиданный вывод: «Оказывается, что занятия евреев вообще прибыльнее занятий христиан в данной местности, ибо евреи могут жить на счет 27% из своей среды с определенными занятиями, а все христиане — на счет 41 % лиц с определенными занятиями.»[14]. Отмечается, что евреи занимались в основном самыми прибыльными занятиями: торговлей, подрядами, извозом. Но ни один из них не состоял на государственной (имеется в виду гражданской) службе. Среди них не было дворян, не было и казаков, в основном это были мещане (42%) крестьяне (38%) поселенцы (7,73 %), купцы (10,91%), отставные солдаты (0, 96%)[15]* . В исследовании приведены интересные сравнительные таблицы, наглядная статистика. Вывод, который делает автор, весьма примечателен. « Еврейское население ст.Сретенской отличается большей культурностью сравнительно с местным христианским населением, например : грамотных у христиан 32, 56 % , у евреев — 53.31%, большая культурность еврейского населенея имеет своим последствием благоденствие (сравнительное) еврейства»[16]. Из вышеприведенных данных следует очевидный вывод : казаки и евреи жили бок о бок, тесно сотрудничали, не испытывая никаких проблем во взаимоотношениях. Проблемы возникали во времена социальных коллизий — гражданской войны, например, когда разделяются не только социальные группы, но и семьи — но сейчас не об этом. Кстати, забайкальские евреи воевали и в партизанах у Лазо и Каландаришвили, и в особой полусотне (казачье формирование!) атамана Григория Михайловича Семенова. Его же серьезно поддерживали финансами владивостокские купцы Циммерманы — о чем сохранились документальные подтверждения.

Делая вывод, отметим следующее. Тема взаимоотношений казачества и еврейства является совершенно неисследованной. Однако исторический опыт таких взаимоотношений имеет место. Изучать его надо как казачьим, так и еврейским исследователям. Помня при этом знаменитую фразу английского философа Тойнби: «История — это не то, что было. Это то, что может быть, потому что уже было однажды...»


--------------------------------------------------------------------------------

Об авторе: Михаил Кутузов, действительный член Русского географического общества, Уссурийский казак ст.Иманской.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Рэймонд П.Шейндлин. Летописи еврейского народа. М. 1997, стр.5.

[2] Казачьи войска Справочная книжка Императорской главной квартирыМ.1992 стр.5

[3] В Яорницкий. История запорожских казаков Киев 1991 т.1 стр 143.

[4] Там же , стр 145.

[5] См. Валерій Томазов , „Вони служили Україні” (з історії козацьких родів єврейського походження).

[6] Государственная служба российского казачества: от Тихого Дона до Тихого океана. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Владивосток, 1998 год. Стр 34.

[7] Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток 1997 год. Стр.535.

[8] Краткая история о бунтах Хмельницкого и войнах с татарами, со шведами и уграми в царствование Владислава и Казимира в продолжение двенадцати лет начиная с 1647. См. «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете» №4 Москва 1846 год.

[9] См. Н.Костомаров Богдан Хмельницкий М. «Чарли» 1996 г.

[10] Бессарабский журнал №2 1932 г., Бухарест.

[11] См. Д.Яворницкий История запорожских казаков т. 1, М.Грушевский Иллюстрированная история Украины Киев 1997 г.

[12] См. И.С.Колбасенко Станица Сретенская (Забайкальской области) ее народонаселение и санитарный быт – Записки Приамурского отдела Императорского Русского географического общества Т V, выпуск II Хабаровск 1899 год.

[13] Там же, стр.122

[14] Там же, стр. 123.

[15] * Из отставных солдат Восточно-Сибирского линейного батальона – Абрам Циммерман, основатель деревни Циммермановки на Нижнем Амуре. За заслуги на воинском поприще получил разрешение на проживание во Владивостоке. Его сыновья Исай и Давид – богатейшие владивостокские купцы начала XX века. В 1920 году выехали в Америку.

[16] Там же, стр. 128

Русский архипелаг.
ViktorC
 

Re: Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение ViktorC » Вт фев 28, 2012 8:22 am

[quote name='Сега' date='07 февраля 2008 - 10:57' timestamp='1202399821' post='109503']
Подборка цитат, касающихся казаков, из работ Л.Н. Гумилева.


Выбор веры
Л. Н. Гумилев

Выступление в Ленинградской Духовной академии на II Международной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси (31 января - 5 февраля 1988 г.)
Опубликовано // Истоки. - 1989. -Вып. 20. - С. 373-375.

В 846 г. патриарх Фотий отправил на Русь миссионеров, и они основали в Киеве первую православную общину. А за три года до этого святой Кирилл (философ Константин) совершил путешествие в Хазарию и окрестил некоторое количество хазар, которые положили начало донским казакам.

Источник:
<!-- m -->http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article42.htm<!-- m -->

* * * * *

Где она, страна Хазария?
Л. Н. Гумилев, Б. И. Кузнецов

Опубликовано в еженедельнике Неделя. - 1964. - 7-13 июня.

Установив характер ландшафта, излюбленного хазарами, мы в 1963 г. перенесли наши исследования на Терек, в низовьях которого пытались найти прародину хазар. Однако оказалось, что хазарские памятники находились там, где позже возникли станицы гребенских казаков, таких же оседлых скотоводов, охотников и воинов, какими были хазары. На южной окраине песчаных дюн - бурунов - обнаружили много фрагментов керамики, сходных с той, которую мы находили в дельте Волги. Там же, около станицы Шелковской, расположена квадратная цитадель крепости, датируемая VII-Х веками, а так как в этом районе располагался город Семендер, первая столица Хазарии, и других аналогичных крепостей в долине Терека нет, надо думать, это цитадель Семендера.

Поскольку развалины Итиля, находившегося в пойме Волги, смыты Каспием в XIII веке и Саркел (на Дону) был заселен не хазарами, а гарнизоном из наемников-кочевников, наши находки приобретают большое значение. Мы должны отрешиться от традиционного взгляда на хазар как на кочевников. Географические условия, в которых развивалась хазарская экономика и культура, показывают, что здесь был возможен только оседлый образ жизни, основанный на садоводстве, охоте и отгонном скотоводстве.

Источник:
<!-- m -->http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article37a.htm<!-- m -->

* * * * *

ЗИГЗАГ ИСТОРИИ
Л. Н. Гумилев

Опубликовано // Л.Н. Гумилев. Этносфера: История людей и История природы. – М.: Экопрос, 1993. - 544 с. - 366 с.

Может показаться, что, утверждая невозможность существования активного этноса без пассионарного толчка, мы погрешили против собственного тезиса. Например, хазары стали известны византийским и персидским авторам в IV в., а армянским - в Ш в., но ни меридиональный толчок II в. (от Скандзы до Палестины), ни широтный толчок IV в. (от Аравии до Северного Китая) не должны были их задеть. Каким же образом объяснить особенности их этногенеза в течение тысячи лет и образование многочисленных реликтов: гребенских и нижнедонских казаков, астраханских татар и караимов Крыма? Короче говоря, хазары вели себя как "полноценный" этнос, прошедший все фазы развития, но за счет чего?

Русский летописец правильно сопоставляет хазар со скифами [42, ч.1, с.14], под которыми его источник, Георгий Амартол, подразумевал древнее, досарматское население южной части Восточной Европы [там же, ч. II, с. 223]. В то время, когда степные водораздельные пространства захватывались последовательно сарматами (III в. до н. э.), гуннами (IV в. н. э.), болгарами (V в.), аварами (VI в.), мадьярами и печенегами, хазары спокойно жили в густых прибрежных зарослях, недоступных для кочевников, с коими они всегда были врагами.

Благодаря столь благоприятным природным условиям хазары - потомки древнего европеоидного населения Западной Евразии - жили как этнос-персистент до конца VI в., когда ситуация изменилась крайне резко и неожиданно.

Самая важная роль в хазарском этногенезе выпала на долю новорожденного этноса древних тюрок - тюркютов, как принято их называть, чтобы избежать терминологической путаницы - смешения этого этноса с прочими тюркоязычными племенами. Возникли тюркюты так, в 439 г. небольшой отряд князя Ашина бежал из Северо-Западного Китая от победоносных и безжалостных табгачей. Состав этого отряда был пестрым, но преобладавшим этносом были сяньбийцы, т. е. древние монголы. Поселившись на склонах Алтая и Хангая и смешавшись с аборигенами, тюркюты сделали своей узкой специальностью плавку железа и выделывание оружия. В 552 г. их первый хан - Тумын - одержал победу над жужанями, господствовавшими в Степи в IV-V вв. Так был создан Великий тюркютский каганат.

Младший брат Тумына, хан Истеми, был поставлен во главе войска, имевшего задачей подчинение западных степей. Истеми дошел до Дона и берегов Черного моря. Некоторые племена бежали от него, другие подчинились силе оружия, а третьи сочли за благо помочь завоевателю, дабы разделить с ним плоды победы. В числе последних оказались хазары и болгарское племя утургуров, жившее между Кубанью и Доном. Когда же в начале VII в. Великий каганат распался, то хазары и утургуры оказались в составе Западного каганата. Те и другие искренне помогали своим новым правителям в войнах против Византии и Ирана. Однако в Западно-Тюркютском каганате два племенных союза образовали две партии, боровшиеся за власть над бессильным ханом. Утургуры примкнули к одной, а хазары, естественно, к другой партии, а после ее поражения приняли убежавшего царевича себе в ханы (650 г.). [Подробно см.: 3, с.171; 23, с. 238.]

Через 8 лет Западно-Тюркютский каганат был захвачен войсками империи Тан, что пошло на пользу хазарам, принявшим сторону ранее побежденного царевича, и во вред болгарам-утургурам, лишившимся поддержки верховного хана (658 г.). Вследствие этого хазары около 670 г. разгромили болгар, и те разбежались - кто на Каму, кто на Дунай, кто в Венгрию, а кто даже в Италию.

* * *

Эта ситуация укрылась от поверхностных взоров арабских путешественников тем более легко, что дети от смешанных еврейско-хазарских браков и даже сами евреи в X в. стали называть себя хазарами. Потому-то арабские географы различали "черных" и "белых" хазар как два разных этноса, живущих совместно в одном государстве (см. выше). Поэтому-то и нужно ввести два термина: "иудео-хазары" и "тюрко-хазары"

Забегая вперед, скажем, что в XI в. потомки тюрко-хазар (аборигенов) отказались от своего этнического имени и стали называть себя сначала по-славянски бродниками, а потом по-тюркски казаками. Тогда этноним "хазар" сохранился за потомками евреев, но лишь до конца XI в., когда этнос исчез с исторической сцены.

* * *

Поскольку восточные степи оказались весьма негостеприимными, хазары устремились на северо-запад и начиная со второй половины IX в. заселили террасы Нижнего Дона, куда принесли с собой культуру терского винограда. Четыре надпойменные террасы Дона плавно переходят в водораздельные степи, но уже на второй террасе проявляются черты азональности - колки леса, заросли ивняка и т.п., что обусловило образ жизни алан, хазар и казаков. Автору удалось в 1965 г. найти на Среднем Дону небольшое поселение, содержащее керамику всех эпох - от X до XII в., что указывает на культурную преемственность населения долины Дона независимо от внедрения в нее инородных этнических элементов.

Разумеется, этой ветви хазар сравнительно с другими повезло. В 860 г. они приняли православие от св. Кирилла и благодаря этому вошли в состав христианской общины, вследствие чего установили дружбу с крымскими готами, греками и аланами. А прочие продолжали нести тяготы налогов, снизить которые хазарское правительство не могло, даже если бы оно этого хотело.

Источник:
<!-- m -->http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article60.htm<!-- m -->


ЭТНО-ЛАНДШАФТНЫЕ РЕГИОНЫ ЕВРАЗИИ ЗА ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Л.Н. Гумилев

Еще больший интерес представляет последний регион: дельта и пойма Волги и долина Терека, потому что здесь нам удалось поставить эксперимент. Ландшафт окружающих Волгу пустынь и полупустынь резко отличен от ивовых рощ и тростниковых зарослей поймы и дельты. Согласно нашему тезису, здесь должны были обитать люди, совершенно непохожие на степных кочевников, оседлые, со своеобразным хозяйственным укладом и специфической культурой. В 1959 г. автору этих строк было поручено отыскать на Нижней Волге археологические остатки культуры хазар, которых в то время большинство ученых считало кочевниками. Всех удивляло только то, что за 100 лет в приволжских степях не было найдено ни одного памятника, который можно было бы приписать хазарам.

Исходя из наших географических представлений, мы, вопреки всем установкам, направились сначала в пойму, а потом в дельту Волги и там обнаружили на бэровских буграх хазарские кладбища и следы поселений. В долине Терека мы нашли не только хазарскую керамику, которая отмечала места хазарских поселков, но и цитадель хазарской крепости Семендера, причем локализация хазарских деревень и казачьих станиц почти совпадала. Это указывало на то, что быт хазар и терских казаков был одинаков; он был подсказан особенностями ландшафта азонального или провинциального региона. Таким образом, было сделано археологическое открытие, интересное тем, что оно подтверждает хорономический принцип Л.С. Берга.

В этой связи важно отметить еще то обстоятельство, что общественно-политический строй степняков - половцев, ногайцев и калмыков, - относящихся, по нашей классификации, к третьему (арало-каспийскому) типу, и обитателей дельты Волги и долины Терека - хазар, астраханских татар и казаков - резко различен. Последние (до подчинения Российской империи) сохраняли устойчивые формы военной демократии при относительно слабой центральной власти. Ханская или атаманская власть была нужна им только для военных походов, а попытка усилить ее и превратить Хазарию в централизованное государство, предпринятая иудейской общиной в IX - Х вв., привела ее к гибели вследствие отсутствия поддержки народных масс.

Наибольшего расцвета военно-демократическая система достигла на Дону, долину которого следует причислять к Волго-Терскому региону, несмотря на значительные отличия природных условий. Хотя четыре надпойменных террасы Дона плавно переходят в водораздельные степи, но уже на второй террасе проявляется азональность - колки, леса, заросли ивняка и т.п. Со II в, н.э. здесь вели оседлый образ жизни сначала аланы (потом носители салтовской культуры), хазары и, наконец, казаки, создавшие знаменитый "казачий круг" - военно-демократический орган самоуправления. Автору этих строк в 1965 г. удалось найти на среднем Дону следы небольшого поселения, где была обнаружена керамика всех эпох - с Х по XVII в., что еще раз подтверждает культурную преемственность населения долины Дона независимо от внедрения в нее инородных этнических элементов.

Источник:
<!-- m -->http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article14.htm<!-- m -->

* * * * *

Сказание о хазарской дани
Опыт критического комментария летописного сюжета
Л. Н. Гумилёв

Но, может быть, это высказывание относится к хазарам-христианам, окрещенным в 860 г. св. Кириллом и упоминаемым в "Повести временных лет" (1, 39)? Их потомки живут до сих пор около развалин древнего Семендера и назывались - "гребенские казаки". Часть их распространилась в IX веке на Нижний Дон, принесла туда культуру кавказского винограда и в XII-XIII веках стала известна под названием "бродники". Может быть, эти потомки хазар платили в 1113-1118 гг. дань Киеву? Нет, не платили, ибо в 1117 г. "придоша Беловежци в Русь" (1, 202), т.е. русские очистили левый берег Дона, в том числе его пойму, сохранив за собой гегемонию в степи между Доном и Карпатами. И, кроме того, культурный комплекс Белой Вежи был связан с черниговским левобережьем Поднепровья, а не с Киевом, как определил М.И.Артамонов во время раскопок Саркела.

Источник:
<!-- m -->http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article43.htm<!-- m -->

* * * * *

Открытие Хазарии
Л.Н. Гумилев.

Из этого краткого рассказа видно, что в VI-VIII веках степи обеспечивали жизнь кочевников. Но не только эти косвенные соображения позволяют считать тюркютское время эпохой повышенного увлажнения. Контуры озера Балхаша на китайской карте IX века напоминают впадину бассейна, вмещающего и озеро Алакуль. На той же карте показано, что реки Сары-су и Чу, ныне теряющиеся в песках и солончаках, образовывали обширные озера, соответствующие современным сухим углублениям. А если так, то не только дельта Волги, но и долина Дона превратилась в райские сады, и подъем культуры населявших их народов имел прочную базу в оптимальных природных условиях.

Именно в это время и в этих условиях сложились два могучих народа: болгары и хазары. По культуре у них было много общих черт, но болгары оставались степняками, скотоводами, охотниками на волков и лисиц, а хазары - обитателями речных долин, земледельцами, рыболовами, напоминавшими по быту гребенских казаков и астраханских татар.

* * *

Хазары жили в тех же местах, где ныне живут гребенские казаки, оседлое племя, говорящее на русском языке. По легендам, хранящимся в народной памяти, предки гребенских казаков поселились в этих местах еще задолго до Ивана Грозного (1533-1584) и помогли его воеводам построить крепость Терки на границе с воинственными горцами Дагестана и Чечни, мусульманами и врагами христиан. В XVI веке на Кавказ тянули свою руку энергичные кызылбаши, подчинившие себе изнеженную Персию, но Терек стал границей для притязаний шахов Сефевидов. Вспомним, что за 700 лет перед этим на том же рубеже хазары остановили натиск арабов при аналогичном соотношении сил. Совпадение обстоятельств не могло быть случайным. Терская Хазария могла лежать только там, где до сих пор стоят станицы гребенских казаков.

* * *

А теперь имеем ли мы право не делать вывода, который напрашивается сам? Бродники - народ русско-хазарского происхождения, наследники древних хазар. Пока киевские князья воевали с половцами, бродники были их союзниками, когда же киевляне столковались с половецкими ханами, бродники нашли союзников в лице монголов и помогли Субутай-багадуру выиграть битву при Калке в 1223 году. Золотоордынские ханы умели ценить оказанную им помощь и оставили бродников спокойно жить в долинах Дона и Терека. С XVI века потомки бродников называются тюркским словом - казаки.

Принято думать, что казаки - это русские крестьяне, бежавшие на Дон от ужасов опричнины. И верно, значительная часть казаков образовалась именно таким способом. Но беглецы, приходя на Дон, попадали не в пустыню. Потому-то и родилась знаменитая пословица: "С Дону выдачи нет". В самом деле, можно поверить, что Робинзон Крузо (или его прототип) выжил на необитаемом острове и даже сумел отбиться от кучки индейцев, впрочем, с помощью огнестрельного оружия. Но как мог не погибнуть русский крестьянин, попавший в непривычную ему природную обстановку, когда во всех водораздельных степях Причерноморья господствовали ногаи, промышлявшие ловлей людей и продажей их в рабство? Невозможно ответить на вопрос: почему московское правительство, очень нуждавшееся в налогоплательщиках, допускало уход своих подданных за границу, если один конный отряд мог выловить сколько угодно безоружных беглецов? И наконец, для того чтобы из земледельца-пахаря превратиться в воина и охотника, нужно время и выучка. Очевидно, на Дону имелись места, где пришелец мог спокойно привыкнуть к новым условиям и новому образу жизни. Это значит, что с XIII по XVI век там жили потомки бродников, воевавшие со степью и нуждавшиеся в пополнении. Поэтому они и принимали в свою среду единоверцев, обеспечивая им на первое время приют, выучку и безопасность от ногайских мурз и русских бояр.

* * *

Но не противоречит ли нашим соображениям то, что великая держава - Золотая Орда - терпела на своей территории такое инородное тело, как бродники-казаки? Нет! Бродники были врагами не татарских, а ногайских ханов, постоянно восстававших против слабевших потомков Батыя. Самое название "ногайцы" значит сторонники темника Ногая, выступившего в конце XIII века на борьбу с монголами, пришедшими из Азии. Войско Ногая составляли по большей части потомки половцев и других кочевых племен, покоренных монголами и ненавидевших их. Ногай был разбит при помощи русских войск, пришедших на помощь хану Тохте, и убит русским воином. Мы не имеем прямых свидетельств о роли бродников в междоусобных войнах татар, но логика событий подсказывает, что золотоордынские ханы были их естественными союзниками, а ногайцы - врагами. Эта коллизия продолжалась и после падения Золотой Орды, когда в степях воцарилась анархия, которая оказалась на руку бродникам - казакам, обретшим полную самостоятельность. Например, в 1538 г., отвечая на жалобы ногайского мурзы, из Москвы писали: "На поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и другие баловни-казаки. А и наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят и те люди как вам тати, так и нам тати".

Впоследствии московское правительство сумело найти с донскими казаками общий язык и сделало из них заслон против татарских набегов на Русь. Вспомним, что казаков на Тереке встретили воеводы Ивана Грозного после завоевания Астраханского ханства и заключили с ними союз против кочевников и кавказских горцев.

Что же мы видим? Меняются народы, но соотношения между ними постоянны. Эту константу можно выразить алгебраической формулой, где числитель - население речных долин, а знаменатель - население степей.

аланы IVв. хазары бродники казаки донские и гребенские
гунны болгары и венгры половцы ногайцы и кумыки

Так определилось место хазар в истории народов нашей Родины.

Источник:
<!-- m -->http://gumilevica.kulichki.net/articles/dk.html<!-- m -->

* * * * *

Древняя Русь и Великая степь.
Гумилев Л. Н.

Итак, пути хазар и иудеев разошлись навсегда. Потомки древних хазар в долине Дона приняли наименование "бродники". Потомки бродников впоследствии сменили этноним: они стали называться казаками. Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое еще в IX в., позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его субэтносов.

* * *

Неправильно считать "славянской рекой" Дон IX в. На верхнем Дону в это время обитали "чики" - этнос отнюдь не славянский, позднее слившийся с хопёрскими казаками, а между Донцом и славянским Днепром жили савиры, до XVII в. выделявшие себя из числа русских. Поэтому обращение закавказских христиан-санарийцев к "сахибу ассахалиба" в 853 г. может быть отнесено к любому сильному вождю любого племенного союза.

* * *

Не были кочевниками и тюрки (см. выше), около зимников развивалось земледелие, как у казаков - донских и запорожских - и у ногайцев. Разница между "лесом" и "степью" была не так уж велика, тем более что в XII в. степь была покрыта островками леса: рощами и борами. Их истребили люди в XIX в.

* * *

Сами американцы стыдятся того, что их предки выдавали премии за скальп индейца, как за хвост волка. У нас, к счастью, нет причин стыдиться прошлого. Наши предки дружили с половецкими ханами, женились на "красных девках половецких", принимали крещеных половцев в свою среду, а потомки последних стали запорожскими и слободскими казаками, сменив традиционный славянский суффикс принадлежности "ов" (Иванов) на тюркский - "енко" (Иваненко).

* * *

На Дону монголы обрели союзников. Это был этнос бродников, потомков православных хазар и предков низовых казаков. Бродники населяли пойму Дона и прибрежные террасы, оставив половцам водораздельные степи. Оба эти этноса враждовали между собою, и потому бродники поддержали монголов. Благодаря помощи бродников монголы ударили по половецким тылам и разгромили Юрия Кончаковича, а хана Котяна, тестя Мстислава Удалого, отогнали за Днестр.

Источник:
<!-- m -->http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/index.html<!-- m -->

* * * * *

Этногенез и биосфера Земли
Гумилев Л. Н.

Вариант длительного сосуществования при постоянной вражде прекрасно описан Л. Н. Толстым, наблюдавшим стычки гребенских казаков с чеченцами. Но он верно отметил взаимное уважение двух соседних этносов и настороженность казаков к солдатам, которые на Тереке были пионерами ассимиляции казаков великороссами. Последняя завершилась в начале XX в.

* * *

Возвращаясь к проблеме этнических контактов, необходимо прежде всего ставить вопрос об уровне, на котором контакт осуществляется (см. табл. 2). Сочетание двух и более консор-ций и конвиксий нестойко. Оно ведет или к распаду, или к образованию стойкой формы субэтноса. На субэтническом уровне смешение трактуется как "неравный брак" с особой "не нашего круга", причем ступень социальной лестницы часто не имеет значения. Так, еще в XIX в. казаки рассматривали брак с крестьянами и даже дворянами как "неравный", хотя последние были куда богаче и знатнее казаков. Мне удалось услышать сентенцию, ведущую начало, видимо, со Смутного времени: "В Писании сказано: не водитесь жиды с самаряна-ми, а казаки с дворянами". Конечно, этого ни в каком "писании" нет, но как на это похоже отношение курдов к персам и армянам! Нищий пастух-курд не решается представить родным жену-персиянку, если не будет известно, что у нее пышная генеалогия. Так же сохраняли себя албанцы в Османской империи, баски - в Испании, шотландцы-гайлендеры - в Великобритании, патаны - в Гиндукуше. Они образовали с другими субэтносами стойкие этнические целостности на основе симбиоза, укрепленного эндогамией. В центральной части Евразийского континента формы симбиоза этносов проявлялись очень ярко еще в глубокой древности.

* * *

В XIV в. потомки обрусевших хазар сменили русское название "бродники" на тюркское "казаки". В XV-XVI вв. они стали грозой степных ногаев и, перенеся войну в Сибирь, добили их последнего хана Кучума. Получив подкрепление от московского правительства, они за один век прошли Сибирь до Тихого океана. Нуждаясь в пополнении, они охотно принимали в свои отряды великороссов, но всегда отличали их от себя.

Источник:
<!-- m -->http://gumilevica.kulichki.net/EBE/index.html<!-- m -->

* * * * *

От Руси к России
Гумилев Л. Н.


* * *

Для пограничных пассионариев были характерны объединения более высокого порядка, поскольку в ходе войны с татарами или ногайцами отношения со своими боярами переставали иметь какое-либо значение. Например, на Дону образовался особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, - казаки. Они принимали к себе всех беглых крестьян и чувствовали себя совершенно самостоятельными. Неизменно признавая московского великого князя своим государем, они недолюбливали бояр и представителей тогдашней бюрократии - дьяков. Независимость Дона была зафиксирована в двух емких формулах: "С Дону выдачи нет" и "Мы не кланяемся никому, окромя Государя". Казаки не были склонны считаться с мнением московского правительства, часто своевольничали и назывались в царских письмах когда разбойниками, когда ворами, когда убийцами, когда государевыми изменниками. Но все же московские чиновники и казаки видели друг в друге своих, и потому на Дон неизменно приходили караваны с зерном, водкой, "зельем" (порохом), свинцом и... просьбами к атаманам-молодцам навести хоть какой-нибудь порядок.

* * *

Как видим, с самого начала освоения Сибири казаки шли на восток не одни. В конце XVI - начале XVII в. активно шло в Сибирь и население русского Севера, прежде всего жители Великого Устюга, желавшие попытать счастья за Каменным поясом. Обычно каждый отряд (ватага), отправлявшийся в Сибирь, состоял из основного ядра - казаков - и примкнувших к ним устюжан. Все они назывались "землепроходцами". Казаки и великороссы вместе продвигались через дикие места, перетаскивали лодки через пороги, сражались плечом к плечу и при этом всегда помнили, кто из них казак, а кто русский - устюжанин. Судя по материалам такого авторитетного исследователя северо-востока Сибири, каким был В.Г.Богораз (Тан), разница между потомками казаков и великороссов сохранялась там до начала XX в.

* * *

* * *

После возмущения 1698 г. стрелецкое войско сошло с исторической сцены, хотя формально его упразднили позднее. Так окончилась жизнь консорции московских стрельцов: из группы людей, объединенных общей судьбой, она сначала превратилась в конвиксию - группу, связанную общим бытом, - а затем была уничтожена, не успев вырасти в субэтнос, как это случилось с раскольниками, или стать этносом, как казаки.

Источник:
<!-- m -->http://gumilevica.kulichki.net/R2R/index.html<!-- m -->
[/quote]
Аватара пользователя
ViktorC
 
Сообщения: 416
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 8:20 pm
Национальность: Донской Kазак
Откуда родом: ст. Обливская

Re: Роль Хазар в Этногенезе Казаков

Сообщение Вадько » Вт фев 28, 2012 9:33 am

Дмитрий41 писал(а): не путайте иудаизм с его адаптированной копией христианством.

Дмитрий, ты ничего не перепутал?
:o
В правила форума давно заглядывал?
Аватара пользователя
Вадько
 
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:52 am
Откуда: Казачий Присуд
Национальность: казак

След.

Вернуться в Этногенез казаков

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика