Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Этногенез донских казаков

Происхождение казачества, взгляды на этот вопрос.

Модератор: Старый

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение Поликарп » Пт ноя 13, 2009 4:15 pm

Константин, все ваши потуги вызывают лишь улыбку. Вот приведенная вами цитата, но полностью:
Затем есть настоящие казаки, которые держатся в татарских равнинах вдоль таких рек, как Волга, Дон, Днепр и другие, и часто наносят гораздо больший урон татарам, чем вся русская армия; они не получают большого содержания от императора, разве только, как говорят, свободу своевольничать как им вздумается. Им позволяется иногда являться в пограничные города, продавать там свою добычу и покупать что нужно. Когда император намеревается обратиться к ним, он посылает им пороха, свинца и каких-нибудь 7, 8 или 10 тысяч рублей; обычно именно они приводят из Татарии первых пленников, от которых узнают замысел неприятеля. Тому, кто взял пленного и привел его, обычно дарят хорошего сукна и камки, [181] чтобы из того и другого сделать платье, 40 куниц, серебряную чашу и 20 или 30 рублей. Они располагаются по рекам числом от 8 до 10 тысяч, готовясь соединиться с армией по приказу императора, что происходит в случае необходимости.

Вы пытаетесь доказать, то что уже доказано, но пользуетесь какой то маловнятной литературой. В последствии, этими же цитатами и ссылками пользуются в дискуссиях оппоненты, заявляя, что мол сами казаки к этим источникам аппелируют.Вообщем ничего нового, основная беда казаков в том, что любители занимаются тем чем должны заниматься профессионалы, и это не от того, что профессионалов нет, а того что любители считают, что только им ведомы какое-то знание.
Слава тебе, Господи, что я казак!

Казаки не простаки,
Вольные ребята.
Носят шапки тумаки
И живут богато.
Поликарп
 
Сообщения: 202
Зарегистрирован: Сб июл 25, 2009 11:14 pm
Откуда: ст. Ермаковская
Национальность: донской казак

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение Поликарп » Пт ноя 13, 2009 4:30 pm

Вадько писал(а): А вот "казарла" это, по-моему, неологизм казаков-"младотюрков" вроде Вас.


Ну казарла я тоже не встречал, но казарно и казарлюга было:
«Васюринскый козарлюга та пье в корчми, гуляе,
Свого пана кошового батьком называе.»
Слава тебе, Господи, что я казак!

Казаки не простаки,
Вольные ребята.
Носят шапки тумаки
И живут богато.
Поликарп
 
Сообщения: 202
Зарегистрирован: Сб июл 25, 2009 11:14 pm
Откуда: ст. Ермаковская
Национальность: донской казак

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение Вадько » Пт ноя 13, 2009 5:02 pm

Поликарп писал(а):
Вадько писал(а): А вот "казарла" это, по-моему, неологизм казаков-"младотюрков" вроде Вас.


Ну казарла я тоже не встречал, но казарно и казарлюга было:
«Васюринскый козарлюга та пье в корчми, гуляе,
Свого пана кошового батьком называе.»


К тому же я и веду, что и формы множественного числа "казара", "казарно" и эмоционально-окрашенное "казарлюга" - указывают на чисто славянское словообразование.
Аватара пользователя
Вадько
 
Сообщения: 2661
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:52 am
Откуда: Казачий Присуд
Национальность: казак

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение с Дону » Вс ноя 15, 2009 6:11 pm

Вадько писал(а):
...
4. Таких процессов я не знаю. Казаки - самодостаточный европейский народ. Ближе всего ему, имхо, славяне и германцы, а также некоторые из средиземноморских народов. Культуру, общественные отношения и социальное устройство казаков до 18 века я охарактеризовал бы словами "самобытные" и "Выдающиеся". Нынешние - никак не стал бы характеризовать.
...


я бы несколько добавил про культуру - для полного понимания вопроса это тоже важно.
Культура и многие традиции казаков считаю были основаны на смеси хазарской и монгольской традиций. Они дали основу, остальное дополняли тюрки и славяне (новгородцы например), последние влияли на культуру и традиции казаков вплоть до настоящего момента (по думаю известным всем причинам).
Аватара пользователя
с Дону
 
Сообщения: 375
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2009 5:45 pm
Откуда: с Дону
Национальность: казак
Откуда родом: с Дону

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение Constantin » Вс ноя 15, 2009 6:33 pm

Казаре.

Как и обещал даю ссылку на весьма интересную дискуссию. Выводы делайте сами.
http://forum.kazarla.ru/viewtopic.php?f=68&t=2617

Вот касательно уральских (и не только) казаков - выложил хорошую книгу Юзбаши.
http://forum.kazakia.info/viewtopic.php?f=23&t=249
Constantin
 
Сообщения: 129
Зарегистрирован: Вт ноя 03, 2009 12:02 pm
Национальность: казак
Откуда родом: Нижний Дон
Ресурсы: нет
мой адрес вконтакте: нет

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение Поликарп » Пн ноя 23, 2009 2:06 am

Вадько писал(а):
Поликарп писал(а):
Вадько писал(а): А вот "казарла" это, по-моему, неологизм казаков-"младотюрков" вроде Вас.


Ну казарла я тоже не встречал, но казарно и казарлюга было:
«Васюринскый козарлюга та пье в корчми, гуляе,
Свого пана кошового батьком называе.»


К тому же я и веду, что и формы множественного числа "казара", "казарно" и эмоционально-окрашенное "казарлюга" - указывают на чисто славянское словообразование.


КАК ДОПОЛНЕНИЕ. Источник, правда, ну очень одиозный.

Об употреблении казаками в качестве самоназвания слова казара и о других, производных от него слов.
Н. Д. Гостев
Сборник статей по новой хронологии
Выпуск 2
7 февраля 2005 года


До недавнего времени происхождение хазар, именуемых в старых документах славянского происхождения казарами или козарами, представляло из себя загадку. Сложность поиска корней хазарской культуры состояла, по замечанию исследователей, в том, что ни один из современных народов не считает себя потомками древних хазар [10]. Сегодня практически все исследователи пришли к мнению, что хазары являлись одним из тюркских племен. Основания этому были извлечены из сведений арабских авторов об употреблении хазарами тюркского языка.
Хотя теперь исследованию истории Хазарии посвящено не так мало книг, однако чаще всего они охватывают лишь одну сторону жизни хазар. В основном у исследователей вызывает интерес обращение части хазар в иудаизм и их последующая судьба (см., например, [8] и [11]). Однако, согласно свидетельствам арабских авторов, хазары-иудеи были религиозным меньшинством, что признается и современными историками. Двумя наиболее крупными религиозными группами в Хазарии являлись христиане и мусульмане. Аль-Масуди: «Если бы мусульмане и христиане вошли бы в соглашение, царь не имел бы средств [противостоять им]» (цитата по [11, с.53]).
В отношении хазар-иудеев существует мнение, что они, мигрировав с приволжских земель на Запад, осели на Украине и в Польше, образовав там многочисленные еврейские поселения [11]. Но куда же делась оставшаяся, и при том бо'льшая часть хазар? Даже, несмотря на все происходившие войны, многочисленное население Хазарии не могло бесследно сгинуть во мраке времен, как это часто полагают. Неужели бежавшие хазары-иудеи единственное живое свидетельство существования Хазарского каганата?
Возможно, приводимый ниже материал поможет пролить свет на судьбу неиудейской части жителей Хазарии.

Мнение о родстве летописных козар или казар (напомню, что именно так именуются в документах хазары) и казаков высказывались уже давно. Ему следовали многие ученые мужи XVII-XVIII веков. Знаменитый архиепископ Белорусский Георгий (Кониский) в конце XVIII века писал: «Воины сии … переименованы от царя греческого Константина Мономаха из Козар – Козаками, и таковое название навсегда уже у них осталось» [1]. Однако сторонниками такого взгляда на происхождение казаков никаких подтверждений в обосновании своего мнения выдвинуто не было. Единственное, чем обосновывалась связь казаков с хазарами – это близость слов казаки/козаки и казары/козары. Отсутствие серьезной аргументации дало повод противникам такого генезиса казачества совсем отказаться от всестороннего анализа выдвинутого предположения. На смену поискам XVII-го – XVIII-го веков исторических предков казаков пришла теория об их происхождении от беглых русских крепостных крестьян(1). Между тем, обращение к казачьей этнографии дает весьма интересный материал, опровергающий мнение о беспочвенности отвергнутой теории и заставляющий более внимательно к ней отнестись.

Мнение об идентичности казаков и хазар было поддержано Носовским Г.В. и Фоменко А.Т. в «Империи»: «козары или хазары – это просто старое название … казаков … Легендарные хазары никуда не исчезали, как это считается в романовской истории. Они живут до сих пор на своих прежних землях под своим же именем – казаки» [9, с.117]. Речь идет об общинах Днепра, Дона и Яика. К сожалению, осталась неохваченной община на Тереке. Казачья община на Волге была уничтожена слишком давно и поэтому сведений по ней никаких нет.До сих пор в обиходовом языке казаков старейших общин(2) присутствуют яркие следы использования ими в качестве самоназвания слова, которым летописи и другие старые документы именуют хазар.
На Яике (совр. р. Урал) хорошо известно слово казара', употребляющееся, хотя и реже, как этноним наряду с собственно казаки (в отличие от этнонима русские, которое до недавнего времени вовсе не было распространено среди казаков). В уникальном «Словаре говора уральских (яицких) казаков» под редакцией Н.И. Малечи говорится следующее: «КАЗАРА, казарра, -рре, собир., иногда шуточно или пренебреж., - уральские казаки». В качестве иллюстраций употребления этого слова приводятся такие примеры: «Што ето мужики обиждаются, кода их музланами дразниют? Нас вон назовут казарой да еще мокрожопой, а нам, мотри, вроде как-то приятно. Скв. Горяченные вы, казара! – Что делать? Быват! «Уралец», 1898, № 46. Казарра – ча сделашь? Батенька ррадимый! Вот она де порода-то рразинска! Вот де! Ур. Иногда сами казаки говорили про себя: все вот сами наделали казара. Оз. Казара за Родину погибнуть готовы были. Казара, особенно уральцы, дисциплинисты были. Чап. М/с. = Буд., Куш., Инд., Сер.» [2]. Интересно, что последний пример наглядно показывает уверенность яицких казаков, что именем казара называются все вообще казаки, а не они лишь одни.
В качестве эквивалента слову казаки слово казара использовалось в разговорной речи не только самими казаками. Как второе название казаков, его знало и население соседних губерний. О широком распространении этого этнонима может свидетельствовать использование Дмитрием Фурмановым, костромским крестьянином по происхождению, абсолютно не знакомым с культурой региона до времени гражданской войны, слова казара в обессмертившем его имя романе «Чапаев» (1923 г.) [12].
В годы советской власти слово казара стало использоваться на Яике в качестве брани, но сохранило при этом свою специфику. Оно по-прежнему применялось исключительно к казакам. Нестор Малеча отмечал по этому поводу: «Употр. неказаками (иногородними) как бранное слово, обычно с прибавлением эпитета «проклятая» и т.п.». Показательны и приводимые им примеры такого употребления слова: «Казара проклята, на говне распята! (фольк.). Ур. А иногородни отвечали: «У-у, казара уральска!» Сер. Ах вы, казара проклята, только бы драться вам, бить всех! УВВ, 1871, № 42» [2]. Не правда ли, довольно выразительно? Выселенные после разрушения Сичи Екатериной II с Днепра на Кубань запорожские казаки образовали Черноморское Войско, вошедшее в XIX веке в состав новосозданного Кубанского казачьего Войска.Жители кубанских станиц, преимущественно бывшего Черноморского Войска(3), употребляют слово козарлю'га, эквивалентное слову казачина, означающего удалого казака, молодца, и обычно употребляемого в сочетании с «матерый» или «щирый». Факт этот хорошо известен и, также как и в случае с яицким этнонимом казара, зафиксирован в специальной литературе [3, с.111]. Кроме того, подтверждается он и информаторами (например, казаком Пластуновской станицы Еремичевым Н.Е. и др.).
На его раннее употребление запорожскими казаками указывает наличие этого слова в казачьем фольклоре уже XVIII века. Так в песне, повествующей о разгроме Екатериной II Запорожской Сичи, поется:
«Васюринскый козарлюга та пье в корчми, гуляе,
Свого пана кошового батьком называе.» [4, с.58].

Несколько хуже обстоит дело с донцами. В донском словаре Миртова отмечено слово казарно' с пометой аналогичной той, которую поставил в своем словаре Н.М. Малеча – «собир. пренебр.» и толкованием «о казаках» [5]. В недавно изданном словаре донского казачества, «составленного по материалам последних лет», ни самого слова казара ни его производных, в т.ч. и слова казарно «при сборах при подготовке этого словаря обнаружено не было» [6].
Однако по устному сообщению ряда информаторов – донских казаков (например, Сахарова В.) на Дону (по крайней мере, раньше) все-таки употреблялось слово казарлю'га, с таким же смыслом, как и запорожцами. С уверенностью нельзя сказать, самостоятельно ли оно для Дона, или это – результат влияния запорожцев. Но все-таки пример с казарно' указывает на бытование и среди донцов исходного слова казара.

И на Дону и среди бывших запорожцев Кубани слово казарлюга/козарлюга рассматривается как естественное производное от слова казара, хотя информаторы и не отметили его бытование. В известной литературе об этом также ничего нет. Хотя в настоящее время слово казара сохраняется только на консервативном Яике, однако наличие его некогда в лексиконе донских и запорожских казаков, в свете всех имеющихся данных, представляется бесспорным.
Стоит заметить, что большинство опрошенных высказались отрицательно к идее происхождения или какой-то связи казаков с хазарами, поскольку считают хазар иудеями, а Хазарский каганат враждебным государством. Однако нетрудно заметить, что это есть лишь сформированный в последнее время на основе научных (и не только) изысканий образ. В таких условиях продолжающееся до настоящего времени бытование слов казара и козарлюга говорит об исконном наличии этих слов в казачьем лексиконе, о независимости их от идеологических пристрастий.
На глубокую древность употребления казаками этнонима казара указывает и то обстоятельство, что он был широко распространен на обоих полюсах первоначального ареала казачьего расселения – Днепра на западе и Яика на востоке. Причем, что интересно, ввиду большой удаленности двух казачьих Войск друг от друга(4) , а также наличия существенных различий в их культуре, и особенно в религиозной жизни, связи между яицкими и запорожскими казаками были чрезвычайно редки. В связи с этим говорить о влиянии какой-то одной группы казаков на другую не приходится.
Интересно, что яицкое слово казара стоит во множественном числе. Именно поэтому Нестор Малеча сделал отметку «собир.», т.е. «собирательное». Это заставляет задуматься о том, какова же была форма единственного числа. Никогда форма единственного числа не употребляется в разговорной речи. О том употреблялась ли она раньше, сказать сложно, поскольку в письменных источниках она не зафиксирована.
Итак, сделанные выше наблюдения этнографического характера, говорят о древности этнонима казара и об исконности его применения по отношению к казакам. Как для казаков, так и для окружавших их народов слова казаки и казара были равнозначны и использовались ими как синонимы(5).

Все это касается только старейших казачьих общин. Об употреблении в казачьих войсках, созданных уже Российской Империей, имени казара данных нет.Стоит отметить другую временну'ю лакуну, на этот раз применительно к запорожским казакам. Хорошо известно, что запорожского казака отличала от других казаков длинная прядь волос на голове – оселедец. Но ведь также хорошо известно, что оселедцы носили киевский князь Святослав Игоревич и его дружинники. Временной разрыв между этими двумя примерами такой же, как и в нашем случае – 500 лет. К этому следует добавить изоляцию Яицкого Войска после «опустения» берегов Волги в конце XVII века. Однако, несмотря на столь интересные этнографические данные, вопросу о соотношении летописных казар и казачьей казары не было уделено абсолютно никакого внимания ни в исследованиях посвященных Хазарскому каганату, ни в исследованиях посвященных истории казачества. Насколько мне известно, ни одна статья, пусть даже критическая, относительно происхождения в казачьем лексиконе такого своеобразного этнонима как казара и производных от него слов, не появлялась в печати. На фоне повышение интереса как к истории хазар, так и к истории казаков такое положение вещей не вызвать недоумение не может.
Надо понимать, сталкиваясь с такими словами, находящимися в употреблении у казаков, ученые приходят в полное замешательство, и вот от чего. Все имена и названия, производные от летописного имени хазар, сегодня однозначно связываются с хазарами. В Восточной Европе, например, существуют поселения Казара, Козаров, Козаржевск и т.д., основателями которых считаются хазары: «На Украине и в Польше очень много древних топонимов, происходящих от слов «хазар» и «жид» (еврей): Жидово, Козаржевск, Козара, Козаров, Жидовска Воля, Жидадице и т.д. Некогда это были, наверное, деревни или временные лагеря хазарско-еврейских переселенцев на Запад (цит. по 94)» [11, с.147]. Из этого естественно сделать вывод о, пусть пока неясных, связях казаков с казарами, т.е. хазарами. Тем более что на такую связь существуют прямые указания самих казаков. Автор «Истории о донских казаках» А.И. Ригельман критикует одно такое свидетельство: «Сия сказка (рассказы донских казаков о начале Донского Войска – Н.Г.) точно весьма подобна басням Сечевских, то есть Запорожских, Козаков, как они о себе объявляли, что будто б и их войско начало свое возымело чрез вышедшего из Польши некоего человека, именем Семена, роду Казарского» [13]. К тому же наблюдается и территориальное соответствие районов проживания казаков той территории, которую занимал древний Хазарский каганат. И тут обнаруживаются хронологические противоречия, из-за существующей в истории временной лакуны. Ведь конец Хазарского каганата традиционно относят к X веку. Иные исследователи к XII или даже XIII веку. Но и столь поздняя датировка не спасает, т.к. появление в летописях слова казак относится лишь к XV веку(6) .
Все эти обстоятельства, видимо, основательно смущают исследователей, раз до сих пор не только вопрос о явной связи казаков с хазарами старательно обходился стороной, но даже и сам по себе вопрос о судьбе хазар-христиан и хазар-мусульман после распада Хазарского каганата. Но основным фактором, заставляющим прекращать всякое изучение ранней истории казаков, является довлеющая с XVIII века над умами ученых басня о беглохолопском происхождении казаков.
Вопреки подобным ошибочным суждениям, все имеющиеся в настоящее время сведения показывают, что казаки, по крайней мере, трех старейших общин являются потомками жителей Хазарии, тем самым бесследно исчезнувшим из официальной истории христианским и мусульманским большинством хазар арабских авторов.
Во избежание кривотолков, особенно это касается определения этнической составляющей хазар-иудеев, хазар-христиан и хазар-мусульман замечу, что Хазарский каганат был многонациональным государством, куда входили не одни только хазары. С течением времени подданные народы могли принять на себя имя хазар, что могло особо проявиться при контактах их с внешним (по отношению к Хазарии) миром. Но даже относительно самих хазар можно привести такое свидетельство Истахри: «Хазары … разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд – белые, красивые и совершенные по внешнему виду» (цитата по [11, с.20]). Однако исследование происхождения народов, населявших Хазарию, выходит за рамки настоящей статьи.
Слава тебе, Господи, что я казак!

Казаки не простаки,
Вольные ребята.
Носят шапки тумаки
И живут богато.
Поликарп
 
Сообщения: 202
Зарегистрирован: Сб июл 25, 2009 11:14 pm
Откуда: ст. Ермаковская
Национальность: донской казак

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение Старый » Ср ноя 25, 2009 2:55 am

Из статьи В.Ф.Мамонова
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Старый
 
Сообщения: 1827
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 4:14 am

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение Кудеяр » Пн янв 04, 2010 10:56 pm

Вот вы здесь сослались на Савельева, да не полностью! Он также описывает казаков имеющих татарский тип (1-ый Донской Округ и Задонские степи) и калмыцкий (Сальский Округ).
Кудеяр
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: Вт ноя 10, 2009 8:54 pm
Национальность: КАЗАК
Откуда родом: ст.Романовская, ВВД

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение Севрюков » Ср апр 28, 2010 5:14 pm

Про верховых и низовых сказано, казалось бы найдены типические черты лиц, а донецких к каким относить ? По-моему, ни к одному из приведенных их отнести нельзя. И еще, недавно слышал песню донских казаков "Былина про Добрыню" и подумал вот замес у донцов, откуда Добрыня в историчнеском сознании ? У черкасов же, например, никаких Добрынь близко нет.
Севрюков
 
Сообщения: 44
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2009 3:09 pm
Национальность: казак беломестный
Откуда родом: Зарожное

Re: Этногенез донских казаков

Сообщение Вольд » Ср апр 28, 2010 5:49 pm

Севрюков писал(а):Про верховых и низовых сказано, казалось бы найдены типические черты лиц, а донецких к каким относить ? По-моему, ни к одному из приведенных их отнести нельзя. И еще, недавно слышал песню донских казаков "Былина про Добрыню" и подумал вот замес у донцов, откуда Добрыня в историчнеском сознании ? У черкасов же, например, никаких Добрынь близко нет.


Как то попадалась книжка - сборник фольклера терцев, вышедшая после войны, в Грозном. В ней приводились былинки об Илейке Муромце, и утверждалось, что еще былины, связанные с Киевской Русью, сохранились только на Севере. Не знаю - так ли это. Просто привожу факт.
Вольд
 
Сообщения: 560
Зарегистрирован: Ср авг 26, 2009 3:11 pm
Национальность: Казак
Откуда родом: Терек

Пред.След.

Вернуться в Этногенез казаков

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика