Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Происхождение казачества, взгляды на этот вопрос.

Модератор: Старый

ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение кент » Вт ноя 10, 2009 9:46 pm

ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

1.ОТКУДА ПОЛОВЦЫ ?

Первоначально половцы входили в Кимакский каганат с центром в Прииртышье и назывались кыпчаками .
В конце X – начале XI в., освободившись от кимакской зависимости, они ушли с берегов Иртыша и двинулись на запад, заняв территорию северо- западного Казахстана и юга европейской части нынешней России и стали соседями Хорезма.
Восточных границ Волжской Болгарии половецко- кыпчакские группы достигли ещё при Караханидах в 1017-18 гг, где они впервые стали оседать в булгарской среде. Видимо в связи с этим и возникло татаро- булгарское предание о происхождении булгар и буртас от кимаков- куман (кыпчаков), по которому Булгар и Буртас были родными братьями, сыновьями легендарного богатыря Кумана (Кимара), или Алпа. И русские летописи отмечали, что половцы «с болгары язык и род един». Вильмерсдорф: «Первоначально народ кун (куманы) появляется на страницах истории как родственник другого кочевого народа – каи, которых мы считаем предками турок- османов. (Кашгари отметил, что они отличались от кыпчакских народов произношением звука начального «й» в «дж»)».

В 1030 г.,, перейдя вслед за тюрками-огузами Волгу, они хлынули в степи Северного Причерноморья и Кавказа. «Марш» кипчаков был стремительным. Уже к середине XI в. они вышли к Днепру, а к началу 70-х годов XI в. освоили и степные просторы между Днепром и Дунаем. Тогда же с приходом кыпчаков в Крым в XI в. и начался заключительный многовековой тюркский период Крыма. Именно кыпчаки и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения Крыма. «Дешт-и-Кыпчак» или «Кыпчаксуая степь», арабскими и персидскими источниками, локализуется от низовьев Сыр-дарья и озера Балхаш до устья Дуная.

Вот как Л. Гумилев описывает появление половцев в Причерноморье: «…степь между Алтаем и Каспием была полна постоянных столкновений между тремя этносами: [тюркскими] гузами (торками), канглами (печенегами) и куманами (половцами). До Х в. силы были равны, и все соперники удерживали свои территории. Когда же в Х в. жестокая засуха поразила степную зону, то гузы и канглы, обитавшие в приаральских сухих степях, пострадали от нее гораздо больше, чем куманы, жившие в предгорьях Алтая и на берегах многоводного Иртыша…В начале XI века степная растительность начала распространяться к югу и юго-западу, куманы двинулись вслед за ней, легко ломая сопротивление изнуренных засухой гузов и печенегов». «…На западе им открылась дорога на Дон и Днепр, где расположены злаковые степи, точно такие, как в их родной Барабе. К 1085 г. победоносные половцы дошли до Руси».
http://kaspiy.az/articles.php?item_id=2 ... 3&sec_id=7

Наверное потому, отмечал Л. Гумилев, персидский историк Раванди написал сельждукскому султану Кай-Хосрову в 1192 -1196 гг., что «в землях арабов, персов, византийцев и руссов слово [обладания] принадлежит тюркам, страх перед которыми прочно живет в сердцах соседних народов».

2.Что могло обозначать термин половцы или сары?

Вопрос об этнонимах половцев в современной науке представляется недостаточно разработанным. Самоназванием половцев в научной литературе принято считать слово «кыпчак».
Этноним «кыпчак» является наиболее древним. Он содержится в текстах рунических надписей второй половины VIII в. Одним из первых мусульманских авторов, назвавших их кыпчаками, был Ибн Хордрдбех (конец IX в.). В исторической литературе длительное время предпринимаются попытки этимологического истолкования русского термина. Польскому историку начала 16 в. Матвею Меховскому ( Трактат о двух Сарматиях ) казалось , что « половцы « в переводе означает « охотники» или «грабители» , т.к. они часто , «делая набеги , грабили русских» . Русский историк А.А. Куник считал , что слово « половцы» происходило от слова « половый " - изжелта –бледный , соломенно-желтый .
По Л.Гумилёву русское прозвище - «половцы», происходит от слова «полова» («рублёная солома) из- за соломенно-жёлтого цвета половцев. Тюрколог В.В.Бартольд впервые высказал предположение, что этноним "половцы", может быть калькой тюркского этнонима "сары " или «сары чэчле», т. е. «жёлтоволосые» . По этому поводу Добродомов И.Г. пишет следующее: “Уже давно обращалось внимание на то, что половцы во многих языках обозначаются словами, производимыми от корней со значением “желтый”, “бледный”: рус. половцы (ср.: половый, устар. половой); польск. (из чешск.) plavci (Plawcy, Plauci) и слово сары, иногда шёл впереди слов половец или куман.
Возможно мамелюки- половцы на Ближнем Востоке называли себя словом “сары“ и в период Крестовых походов на Восток это слово преоброзовалось в слово сарацин, а затем этим словом стали называть всех мусульман [Добродомов И.Г., 1978, 123]. Среди тюрков были племена, которые называли себя «жёлтыми» - так часть тюргешей в Средней Азии, называли себя сары - жёлтые. Бытование этнонима Сары у среднеазиатских народов, казахов и башкир приводит к мысли, что в средние века "сары" ("желтый"), было видимо, наименованием крупного тюркоязычного племени – со, жившие на Енисее (енисейские кыргызы).

Версия получается следующая: этноним “со“ ( сары, сарацин, сорочин, срачин, сорочинин) – может восходить к тюркскому слову «сары»; по смыслу она совпадает со славянским словом «полова»- «жёлтый». Также обратите на венгерское (Palyczok(ok), немецкое- Val (e) we (n) (сравните современное немецкое fahl и falb “блеклый’, “белесоватый”, “буланый” и латинизированные славянские формы Falones, Phalagi). Именно на Енисее Енисейские кыргызы, являясь потомками светловолосых динлин могли своим внешним видом отличаться от окружающего их населения, за, что они и могли получить своё имя “со“- “жёлтые“, в смысле- желтоволосые.

Правда некоторые другие исследователи предполагают, что жёлтый цвет мог характеризовать как внешние физические показатели народа (их светлые волосы), так и цвет их коней, их одежды или цвет травы в степях (сары), где они кочевали. Между тем в литературе имеется другое и , как кажется , более корректное толкование названия « половцы» Е. Ч. Скржинская (Половцы Опыт исторического истолкования термина . Византийский временник . Т. 46 .С. 255-276 ) , обратив внимание на зафиксированное в летописях понятие «онполовец» в значении - живущий по ту сторону реки , пришла к выводу , что именно оно послужило исходным для наименования русскими новых соседей. Анализируя летописные известия , повествующие о взаимоотношениях русских с половцами , нетрудно убедиться , что правый берег Днепра имеет определение не только «Русского» или «Киевского» , но также и «сей» стороны . Левый практически всегда именуется «оной стороной». В летописной статье 1172 г. говорится, что киевский князь Глеб Юрьевич « ъхалъ на ону сторону к онъмъ Половцамъ» ( Летопись по Ипатскому списку).

В цитированной летописной фразе , по-видимому , и содержится разгадка названия « половцы « . Для русских летописцев они действительно были жителями «оного пола» , т.е. «онополовцами» или просто «половцами».


3. Что могло обозначать термин Куман ?

Древние тюрки словом «куу», обозначали птицу «лебедь», а вторая часть-«ман» значило - «я».
Таким образом, этноним ку- ман может быть идентифицирован так: «я птица лебедь». «Ку»- в тюркских языках является корневым словом для обозначения, что– либо светлого. Так венгерский ученый Ю.Немет еще в конце 30-х годов писал, что “бледно-желтые” наименования половцев происходит от тюркских куман и кун (тюркское слово «кун»- «день»), восходящие к тюркскому прилагательному къу (из более старого къуб) ‘бледный’, ‘желтый’ [Добродомов И.Г., 1978, 116; Немет Ю., 1941, 99]; отсюда вероятно в арабских и персидских источниках происходит этноним сакалиба (светлые), что возможно является арабской калькой этнонима къуман. Таким образом, именем «сакалиба» они подразумевали, прежде всего, половцев (кипчаков), а не славян.

Термин «куу», для древних тюрков являлись почти синонимами одного и того же понятия: «лебедь» - куу- светлый; «день»- «кун»- «светлый».

Термин «куу», мог одновременно отражать и тотемные верования куман. На Алтае живут куман- динцы - ‘лебединцы’ или лебединые люди. Тотемические верования древних тюрок, связанное с поклонением в различные животные и птиц, нередко отрожали этнонимы тюркских народов: «огуз»- «бык», а «ку- маны» были «люди- лебеди»… Кумандинцы из Горного Алтая первоначально состояли из объединения двух родов: со и куманды. Отсюда можно выдвинуть и гипотезу, что собственно куманы могли возникнуть в результате объединения двух этих племен ещё на Алтае, которые затем вошли в кимакский каганат, а затем термины этнонимов «со» и «ку- ман» со временем полностью могли совпасть по своему смыслу и значению и обозначало - светлый.

4. Куманы и кыпчаки – разные ли эти народы ?


Но европейские авторы дружно именуют половцев куманами, не пользуясь для их обозначения словом «кыпчак». Напрашивается простой вывод: поскольку восточные и западные авторы сталкивались с разными ордами половцев, возможно, разные наименования отражают членение всего народа на два этнических объединения. По мнению ряда исследователей , это объясняется тем, что в южнорусских степях в XI- XIII вв. кочевали не один, а два близкородственных народа. Половцы занимали степи между Волгой и Днепром, а куманы - между Днепром и Дунаем. В свете данных археологии, предположение это не лишено вероятия , хотя следует признать , что средневековые хронисты такого различия не знали. Народ известный у арабов и тюрок как кыпчаки, у греческих, армянских, грузинских авторов они были - команы, куманы, валаны, плавцы, хардиаш, а для русских летописцев все они были половцами, а иногда сарацин, сорочин, срачин, сорочинин.

Следует указать на то, что в отечественной и зарубежной историографии, среди которых можно назвать таких известных исследователей как П.Пелльо, К.Цегледи, А.Н.Кононов и Б.Э.Кумеков, разделяли куманов и кыпчаков. Весьма показательным представляется тот факт, что западноевропейские и древнерусские источники не знакомы с этнонимом кыпчак.Соотношение между историческими кыпчаками и половцами, очень велико в современной науке и они чаще всего рассматриваются в качестве двух различных, хотя и родственных друг другу, этносов: обычно они делилась на Западных (половцев) и Восточных Кыпчаков, а границами между ними были Урал и Волга (Итиль).
Вероятнее куманы появились в Восточной Европе раньше кыпчаков, где стали известны как половцы или куманы, но установлено, что до переселения в Восточную Европу, они составляли с кыпчаками один народ и вместе входили в конфедерацию кимакского каганата. Разделившись после переселения за Волгу в XI веке, они стали сильно различаться между собой - восточные стали более монголоидны (кыпчаки), а западные – европеоиднее (половцы). «Разница между кыпчаками и куманами-половцами потом стало так велика, что переложение старого наименования на совершенно иную общность было невозможно для современников». Л.Гумилёв. БСЭ отмечает, что «Дешт-и-Кыпчак» делилсь на западную и восточную кыпчакскую территорию, где западная часть была известена под названием «Половецкая земли». Вопрос о существовании куманов в составе кыпчаков еще требует дальнейшего исследования и разработки.


6.ПОЛОВЦЫ И ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

«Куманы, иже рекомые половцы»- народ сложный и весьма интересный; по словам арабского географа XIV в.: "Кыпчаки отличаются от других тюрков своей религиозностью, храбростью, быстротой движений, красотой фигуры, правильностью черт лица и благородством".

Половцы кочевники были скотоводами и воинами, и жили в юртах. Они были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главное занятие их было скотоводство (разведение рогатого скота, коней, верблюдов), и потому они переходили с одного места на другое; трудным было положение в суровые зимы. Обеспеченные степные жители кочевали по степи; бедняки жили в основном на зимовищах, занимаясь земледелием и ремёслами. Впрочем, всё это постоянно менялось: стоило бедняку завести необходимое для кочевки количество скота, как он бросал всё и уходил в степные просторы. Чтобы могла кочевать семья в 5 человек, требовался табун примерно в 25 лошадей. Также это требовало наличие большого количества самого разнообразного скота. В периоды войн, кочевники обогащаются за счёт своих соседей. Рядовые кочевники были вообще крайне нетребовательны к быту и пище; главной его пищей были мясо, молоко и просо, любимым напитком - кумыс. Большое подспорье для них представляли не только военные походы, но и облавные охоты, организуемые родовыми старейшинами и ханами. Могли они есть, по словам русского монаха – летописца и «хомяки и сусолы». Половецкие ханы вели роскошную жизнь, золото и серебро они добывали частью грабежом, частью торговлей.

Городов П. не строили, хотя в их земле упоминаются Шарукань, Сугров, Чешуев, а в XIII в. г. Судак. Печенеги в конце IX века разрушили и сожгли большинство древних поселений и городская жизнь теплилась только в некоторых из них, в основном на среднем течении Северского Донца. Именно вокруг этих поселений на старых обжитых местах и начали ставить свои зимовища половцы, в которых жили в основном бывшие подданные Хазарского каганата – аланы и булгары. Города и земли, которые стали им необходимы для торговли и получения из них некоторых предметов и продуктов, половцы в XII в. уже не разоряли.
В первую очередь это относится к приморским городам. Так, на Таманском полуострове процветал город Тмутаракань. Тмутаракань поддерживала активные торговые связи с Византией и Малой Азией. Были в ней собственные ремесленные мастерские, а кочевники подходили к нему в определённые периоды года для торговли, подгоняя к портам рабов (преимущественно русских пленников) и скот. Взамен они получали предметы роскоши, ткани, пряности, вино в амфорах.
На степных дорогах, приносивших в виде пошлин немалую выгоду хозяевам степи, грабёж не разрешался. Видимо, эти пути оберегались самими кочевниками. Некоторые половцы приняли христианство.

Обычай сооружать святилища со статуями, которые изображали умерших знатных воинов и их жён, пришли в эти степи с половцами. Их сибирские «родственники» - кимаки и кыпчаки – ставили каменные изображения предков на курганы и ограждали их невысокими каменными оградками, сложенные без скрепляющего раствора. Точно так же поступали и половцы. Характерно, что их ранние каменные статуи необычайно похожи на кимакские – это стелообразные скульптуры. Половецкие скульптуры к XII веку достигли необычайного мастерства. Они стремились к максимальному приближению своих скульптур к оригиналу. Несмотря на это, все изваяния подчинены строгому канону: стоящие или сидящие фигуры изображены с сосудом прижатым к животу обеими руками. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, перекрёстках степных дорог. В половецкое время и вплоть до 17 века они были необходимой частью и украшением степного пейзажа. Большинство теперь уничтожено, а несколько тысяч хранятся сейчас в музеях. Поэт XII века Низами создал прекрасную поэтическую картину поклонения половцев идолам.

И приходят кыпчаков сюда племена,
И пред идолом гнётся кыпчаков спина.
Пеший путник придёт или явится конный –
Покоряет любого кумир их исконный.
Всадник медлит пред ним и, коня придержав,
Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав.
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо.


7. ПОЛОВЦЫ В ПРЕДКАВКАЗЬЕ.

В начале половцы проникли в центральные части Предкавказья, включая часть равнины Чечено- Ингушетии (там где был их город Сунджа), в бассейн Кубани и на территорию приморского Дагестана в районе Дербента, где они стали известны как «дербентские кыпчаки». При этом прежние хозяева степей - печенеги и торки - были подчинены их воле или ушли под защиту могущественных государств - Византии и Руси. Грузинский автор XI века Джуаншер сообщает: «В последующее время печенеги и джики во множестве бежали от тюрок, и ушли печенеги на запад».

Здесь куманы сыграли определённую роль в формировании балкарцев, карачаев и особенно кумыков. Расселение кыпчаков в Предкавказье первоначально сопровождалось столкновениями и борьбой: кыпчаки захватили общирные пастбища, в том числе Чёрные земли, находившиеся под контролем алан. После того как определилась граница между кыпчаками, адыгами, аланами и вайнахами по течению Кубани, Нижней Малке и Тереку, установилось политическое равновесие и началось взаимное сближение. В небольших городках где жили преимущественно аланы, кочевники стали останавливаться на зимовки. Аланы в этих городках занимались кое – какими ремёслами. В частности, именно здесь отливались зеркала, столь широко распространённые в степных древностях и совсем неупотребимые в русских городах. Таким же небольшим городком – становищем стал и хазарский город Саркел. Интересна судьба хазарского города Итиля. После взятия его Святославом он неоднократно подвергался разгромам со стороны печенегов и гузов, но в половецкое время был восстановлен и получил название Саксин и стал связующим звеном двух частей Дешт- и Кыпчака (Половецкой степи) – западной (южнорусской) и приуральской. Население его было в основном хазаро – булгарским, жили там и половцы и все вместе они именовались саксинами. Город захирел только в монгольское время, когда рядом с ним начали стремительно расти новые огромные и богатые золотоордынские столицы.
кент
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вт июл 21, 2009 11:32 am
Национальность: татарин- из башкирии
мой адрес вконтакте: zaxaren1@mail.ru

Re: ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение кент » Вт ноя 10, 2009 9:47 pm

ПОЛОВЦЫ НА РУСИ.

После того как огузы (гузы) были изрублены на Балканах византийцами и Дунайскими булгарами (1065 г.), причерноморские степи заселили половцы, где они обрели свою новую родину, заняв роскошные злаковые степи низовий Дона, Днепра и Днестра. В представлении русских половцы были жителями днепровского Левобережья. Следовательно, левый берег Днепра был как бы половецкий , а правый - русский.

Впервые у русских границ половцы появились в 1055 г («рать велика… от половец отовсюду», писал русский летописец). Характерно , что их первый визит, как и когда-то печенежский, был мирный. Русские летописи фиксируют их во главе с ханом Блушем, с которым они заключили мир;
летопись замечает, что « приходи Блуш с половци и сотвори Всеволод мир с ними и возвратишася восвояси». Осваивая новые территории, половцы на первых порах не были заинтересованы в обострении отношений со своим новым соседом. Однако процесс их адаптации прошел быстрее, нежели у печенегов, и уже в 1060-1061 гг. половцы предпринимают набеги на Русь. В 1060 г. Святослав Ярославич нанес сокрушительное поражение превосходящим силам половцев на Снови. В следующем году половцы осуществили более подготовленный и более успешный поход на Русь, оставшийся в памяти русских людей как первое крупное зло от поганых. « Придоша половци первое на Русскую землю воевати. Се бысть первое зло на Руськую землю от поганых безбожных враг !» ( Ипатовский список ).
Первые успешные для Руси столкновения с половцами не способствовали осознанию всей серьезности половецкой угрозы. Этим, в частности, можно объяснить сокрушительное поражение Изяслава, Святослава и Всеволода в битве 1068 г. на реке Льта под Переяславлем. Последовавшая за ним борьба за киевский престол еще больше усугубила положение Руси. Половцы , по словам летописца, « росулися « по всей Русской земле, грабили города и села, уводили в рабство русских людей.

Весь XI в. половцы грабили имущество, угоняли скот,захватывали земли и пленных для продажи на невольничьих рынках Крыма и, переходя в огромные степи с места на место, осваивали её. Согласно БСЭ (М, 1975): «войско половцев состояло из легкой и тяжелой конницы и отличалось большой подвижностью…Многократно нападали на русские земли, нанося тяжелые поражения войскам киевских князей…Борьба русского народа с половцами отражена в летописях и в «Слову о полку Игореве».
Нападения свои П. делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, но чаще они терпели поражения. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское княжество, потом Поросье, Северская, Kиeвская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у П. своих пленных. Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления и селила на пограничьях союзных им тюрков, известные под именем черных клобуков. Центром черно-клобуцких поселений было Поросье, на южной границе Киевского княжества. Русь восстанавливала сожжённые пограничные крепости сразу же после их очередного сожжения. Сопративление половцам приносило только больше славы, чем пользы. И все же первый период взаимоотношений русских и половцев отмечен не только военными столкновениями, но мирными контактами. Под 1079 г. летопись сообщает о заключении мира Руси с половцами под Переяславлем. Речь, вероятно речь, идет о левобережной орде , ханом которой был Сокол , наводивший на Русь половцев еще в 1061г. Мир этот был заключен после кровавых столкновений половцев, приведенных на Русь черниговским князем Олегом Святославичем в 1078 г. и дружиной Переяславльского князя Всеволода Ярославича .
В 90-годы XI в. отношения между половцами и Русью вновь обострились. К этому времени кочевники консолидировались в мощные объединения - орды которым оказались тесны границы их кочевий. Роковую ошибку русские князья Святополк и Владимир совершили в 1095 г., когда они вероломно убили половецких ханов Итларя и Китана, пришедших к Переяславлю просить мира.
Это послужило причиной новых и особенно жестоких половецких вторжений на Русь.
Нападения осуществлялись по всему фронту южнорусского пограничья.
Хан Куря и хан Тугоркан воевали Переяславльскю землю.
Хан Боняк осуществил дерзкое нападение на столицу Руси и сжег ее южные пригороды. Особенно свирепствовал хан Боняк. Он не только постоянно тревожил набегами Поросье, но и заключал союзы с донецкими половцами для общих походов на Переяславльскую землю.
Именно этот хан в содружестве с ханом Тугорканом организовал походы на Византию и на Русь, разоряя её окраины. Олицетворением злых сил стали на Руси ханы Боняк, прозванный в народе Шелудивым и Тугоркан, вошедший в русский народный эпос как Змиевич. Анна Комнина называла этих ханов необыкновенно воинственными мужами. Дж. Флетчер сообщал о кыпчаках (половцах): "Смерть до того презирают, что охотнее соглашаются умереть, нежели уступить неприятелю, и, будучи разбиты, грызут оружие, если не могут уже сражаться или помочь себе".
Хан Боняк ещё в молодости (1097 г.) в силу высокого положения военачальника исполнял в своей орде функции жреца. В летописи сохранилось его волхование перед битвой: рассказ о «разговоре» хана со степными волками – покровителями, предсказавшими ему победу: «Когда настала полночь, встал Боняк, отъехал от войска и начал выть по- волчьи, и волк откликнулся на вой его, и завыло множество волков. Боняк же, вернувшись, поведал Давыду (своему союзнику), что победа у нас будет над венграми завтра».

Практически все половецкие ханы, особенно враждебно относившиеся к Руси, снабжены в летописях и народных преданиях негативными определениями. Боняк - « шелудивый хищник», «Буняка Шелудивый», Тугоркан - «Тугарин Змиевич» , Кобяк - «поганый» , Кончак -«окаянный» , «поганый кащей» и т.д.

Тугоркан погиб в одном из очередных походов на Русь, а Боняк откочевал в Донские степи. Всю свою долгую жизнь Боняк мстил русским за смерть Тугоркана. Со временем половцы освоили также степное Правобережье, когда в 1193 г. Ростислав Рюрикович выступил в поход на половцев, то по пути вглубь половецких кочевий узнал, что их вежи и стада находятся на правой стороне Днепра ( Летопись по Ипатскому списку ). Отдельные удачи русских князей , в том числе и победа у стен Переяславля, где был убит Тугоркан, не спасали положения. Без консолидации усилий многих русских княжеств, объединения их дружин одолеть половцев было невозможно .

В течение всего XI века русским ни разу не удалось организовать ни одного похода в глубь степи, наступательную войну с половцами было начато с начала XII века. Одним из таких походов был поход героя 'Слова о Полку Игореве', Игоря Святославича, в 1185 г.
Первые походы русских князей зафиксированы в летописях в 1103, в 1109, 1111 и 1116 г.г. Во время первого русского похода на степь, половцы были застигнуты врасплох на берегах Азовского моря. Ещё до битвы, на сходке, старый хан Урусоба, верно оценив обстановку, посоветовал: «Просим мира у Руси, яко крепко имуть битися с нами». Однако молодые ханы ответили ему, что они не боятся Руси, что они победят, возьмут её и «примем грады их кто избавить их от нас». Возглавил группу храбрецов славящийся мужеством хан Алтунопа. Этот молодой хан первым погиб в начавшейся битве. Наголову разбив половецкие полки, русские захватили их скот, коней, верблюдов. Погибло ещё 20 ханов, в том числе и хан Урусоба.
Особенно прославился своими походами на половцев Владимир Мономах. Разорённые и обесиленные половцы откочевали в Предкавказские степи и на нижнее Поволжье. Один из наиболее могущественных ханов Шарукан умер, а его сын Отрок ушёл с 40 000 ордой на Кавказ: «потерпев поражение [от Владимира Мономаха], вынуждены были частично уйти в Грузию…»

Часть донских половцев откочевала в Приднепровье, занятое к тому времени половцами хана Боняка; в первой половине XII в. жизнь в степях стабилизировалась и половцы осели в междуречье Донца и Дона.
Наступил, новый период жизни половцев на Восточно – Европейской равнине, связанное с их активным участием в междоусобных войнах русских князей. Токсобичи, Ельтукови, Отперлюеве, Бурчевичи и другие половецкие ханы этого периода времени активно участвовали в почти ежегодных набегах на русские княжества в составе дружин того или иного князя.

К этому времени определились границы собственно половецкой степи. В 1152 году в летописи сообщалось: «Вся половецкая земля, что же межи Волгою и Днепром». До 60- 70- х годов XII в. в степях, не было ни одного крупного политического союза.
Но затем во второй половине XII века разрозненные орды половцев стали сплачиваться в новые объединения на базе прежних, разорённых походами Мономаха союзов и так они образовали несколько колен, носивших названия по именам их предводителей.

Наиболее известными из них, а также, вероятно наиболее сильными, было два объединения – Приднепровское (Бурчевичи) и Донское (ханы Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк и самый известный из них род Шарукана).
Таким образом, в степях образовались как бы два больших союза, занимавших огромные территории, равные наиболее крупным русским княжествам. Во главе донских половцев стоял известный род Шарукана. Сначала правил его сын Сырчан, затем хан Отрок, вернувшийся из Грузии с женой и сыном – молодым ханом Кончаком. Судя по каменным статуям оставленные донскими половцами они отличались необычайной правильностью европеоидных черт: лица у них овальные, без выдающихся скул, носы с явно выраженной горбинкой, прямые или вьющиеся усы. Вероятно тесное общение с грузинским населением в течение почти полустолетия сыграли роль в изменении этнического облика донских половцев. Русский летописец говорит о хане Кончаке как о могучем богатыре, «иже снесе Сулу (левый приток Днепра) пешь ходя, котёл нося на плечеву». В начале 70-х годов XII в. вся власть в Донском объединении сосредоточилась в руках этого хана и его рода.
Вежи самого Кончака находились на речке Торе, в среднем течении Донца. Союзниками хана Канчака были Таксобичи, Колобичи, Етибичи, Тортробичи, Торголове, Улашевичи и Бурчевичи. Многие из перечисленных родов половцев неоднократно встречаются на страницах русских летописей: Токсобичи, которые известны еще во второй период половецкой истории и Бурчевичи, которые были одной из самых сильных орд приднепровского объединения.

Летопись упоминает так же Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. О размерах отдельных половецких орд можно судить на основании письменных свидетельств . Так, согласно грузинской летописи, из южнорусских степей в Грузию откочевала половецкая орда хана Атрака ( Отрока - в русских летописях ) в кол-ве 40 тыс. человек, в том числе 5 тыс. воинов.
Судя по наличию у хана Селука семитысячного корпуса, который он привел к Чернигову в 1128 г., орда его также насчитывала не менее 40 тыс.
Хан Котян откочевал в Венгрию в 1237 г. с 40-тысячной ордой.
Были орды меньших размеров . Есть данные, позволяющие утверждать , что орда хана Башкорда насчитывала 20 тыс. воинов.
По расчетам С.А. Плетневой, всего в первой половине XII в. в восточноевропейских степях кочевало 12 - 15 орд , а это означает , что общее кол-во половецкого населения равнялось примерно 500-600 тыс. человек. Если прибавит к этому многочисленные стада, можно представить масштабы половецких передвижений по степи .
Известно, что главой Донского половецкого союза был Шарукан, а в степях кочевал хан Сутр, взятый в плен русскими князьями в 1107 г. Имя третьего хана не упомянуто в летописи. Следует особо отметить тот факт, что русские князья предпочитали не воевать с сильным и хорошо организованным Донским объединением. В летописи говорится всего о двух походах на донсктх половцев. Оба они, возглавленные Игорем Святославичем, князем Новгород- Северским (1185 и 1191 гг.) кончились неудачно для русских. Поход 1185 г. завершился небывалым разгромом русского войска у речки Каялы.
Таким образом Приднепровье и Донец были наиболее заселёнными половцами участками степи. Некоторые их орды кочевали в поволжских степях. На Нижней Волге стоял торговый город Саксин населённый хазарами, гузами, хорезмийцами, евреями и половцами.

Появилось понятие своей земли, «отчизны». Слово «отчизна» тюркского происхождения от слова «ота» - «отец». Рассказывая об участии половецких дружин в походе Юрия Долгорукого «в Русь» в 1152 г. , летописец заметил , что с ним пошли не только Отперлюевы и Таксобичи , но «и вся Половецкая земля , что же ихъ межи Волгою и Днепром ъ» ( Летопись по Ипатскому списку. стр. 314 ).

Утверждения об органической духовной несовместимости православных русских и язычников половцев как-то не согласуется с тем , что между сторонами существовали не только военные , но и мирные отношения, в том числе и брачные .

В 1094 г. Святополк Киевский женился на дочери могущественного половецкого хана Тугоркана.
В 1107 г. Владимир Мономах , тогда еще переяславльский князь, женил сына Юрия ( позднее Долгорукого ) на дочери хана Аепы, а другого сына Андрея - на внучке Тугоркана .

Одновременно с женитьбой Юрия состоялась также свадьба сына черниговского князя Олега Святославича и дочери еще одного хана по имени Аепа. Летописец различает этих половчанок по именам дедов, в первом случае это Осенева внучка, а в другом - Гургенева.


Под 1163 г. летописец сообщает о женитьбе сына великого князя Ростислава Рюрика на дочери хана Белука.
В 1187 г. из половецкого плена возвратился в Русь сын Игоря Святославича вместе с молодой женой - дочерью Кончака - и ребенком . Свадьбу сыграли на Руси.

9.ПОЛОВЦЫ В КОНФЛИКТАХ С СОСЕДЯМИ.

В первые десятилетия своего пребывания в степях они, вытеснили печенегов из Подонья и Приднепровья, а в начале XII -го столетия разрушили город Керчь, а потом грабили Византию.
В конце XI -го и начале XII -го столетий отряды половцев в 3 или 5 тысяч сабель часто участвовали в различных войнах со соими соседями, вовлеченные в различные конфликты не только с Киевской Русью, но и с Византией, Венграми, и Печенегами.

Приглашённые императором Александром Комниным для помощи в борьбе с печенегами половцы вывозили из империи огромные богатства добытые грабежами и откупами. В этот же период они стали участвовать и в войнах, которые вели болгарские князья между собой и соседями, в частности с крестоносцами; в "Анонимном болгарском апокрифе" (известном как "Сказание пророка Исайи, как был вознесен ангелом на седьмое небо") существует сообщение: "И после это я услышал голос, что говорил мне другое: “Исайя, возлюбленный мой пророк, иди к западу от наиверхних стран Рима, отлучи одну третью часть куманов, названных болгарами, и насели ими землю Карвунскую [т.е. Добруджу], которую римляне и эллины покинули...". Когда в 1204 году крестоносцы взяли и разграбили Константинополь, а потом бросились на Болгарию, то именно куманы в 1205 году напали на лагерь латинян у Андрианополя, притворным бегством увлекли императора Болдуина в засаду и взяли его в плен, перебив многих отважных рыцарей.

Половцев в качестве наёмников привлекали на военную службу и Закавказские правители. В разное время приглашались наемники из савир, хазар, алан (в хрониках гуннов), но половцы до монгольских завоеваний сыграли очень важную роль в Закавказье. В 1118 году грузинский царь Давид IV Строитель, готовившийся к войне с тюрками- сельджуками провёл через земли аланов 40 000 воинов- половцев во главе с ханом Отроком, составившие постоянное войско царя. При грузинском царе Георгии III (1156- 1184) в Грузию переселяются ещё несколько десятков тысяч половцев и овсов (алан), а во времена правления его дочери были привлечены дополнительные воинские контингенты половцев. Их называли «новыми кыпчаками» (кивчаки ахални), а тех, кто пришел ранее - накиз чакарас (чаркас). (Картлис Цховреба, под. ред. Кохчиашвили; «Картвили Эрис», история, том 2, И. Джанашвили). В 1122 г. кыпчаки и аланы участвовали в освобождении Тбилиси, в 1123-24 г.г. половецко-грузинские войска совершили поход на Ширван. Историки Давида сообщают численность половцев, которые принимали участие в этих походах – 50 тысяч. («История Грузии» пер. М.И. Броссе ч. 1 стр. 367 – 369).

Отрак, половецкий хан, стал придворным фаворитом. Его влияние опиралось не только на силу своих воинов, но и на родственные отношения с царем. Такие фигуры, как Отрак, Кубсар, Кутлу Арслан, мать царицы Тамары Турандухт, являлись выдающими личностями на сцене грузинской истории в XII в. В грузинской летописи «Картлис цховреба» сказано, что половцы входили в отряды кавказцев, боровшихся с войсками монгольского хана Хулагу в 1256 г ; часть половцев участвовали в походах иранского шаха Газана, «прославившиеся бесстрашием и отвагой». Арабский историк Ибн ал-Ассир писал следующее: «В 514 году Хиджры (1120 г.) произошло вторжение курджов (сельджуками )в мусульманские области, они выступили вместе с кыпчаками». В ответ мусульманское войско вторглось в Грузию и подошло к Тбилиси. Встретившись, обе армии выстроились, чтобы сразиться. Арабский историк приводит пример кыпчакской тактики: «200 всадников кыпчаков выступили вперёд. Мусульмане (турки) подумали, что они хотят сдаться в плен по аману и поэтому не приняли мер предосторожности, смешавшись с ними, были встречены стрелами. Ряды мусульман пришли в расстройство, и поэтому те, которые стояли дальше, вообразив, что началось бегство, обратились также, в бегство. Войска бежали друг за другом и из-за сильной давки сшибали друг друга, вследствие чего многие из них были убиты». («Тарих ал=Камиль», пер. П. Жюзе, стр. 123-125). Ибн ал-Асир считал этих 200 всадников половцами, поскольку перед турками-сельджуками выдать себя за перебежчиков могли лишь тюрки-кыпчаки, которые имели с ними общий язык и происхождение. Участие половцев и других тюрок в военной жизни Ирана отмечает Б. Р. Лагашов в работе «Тюркские топонимы на северо-востоке Ирана»: «Размещение тюркских народов в Закавказье связано не только с исторически сложившимися условиями их миграции в Иран X-XII вв., но и государственной политикой многих правителей, которые укрепляли свою власть, создавая заслон воинственными племенами тюрков». (Этническая ономастика 1984 г.).
Аланы и кыпчаки в X- XIII в.в. оставались одними из самых известных и сильных племенных образований на Северном Кавказе.
кент
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вт июл 21, 2009 11:32 am
Национальность: татарин- из башкирии
мой адрес вконтакте: zaxaren1@mail.ru

Re: ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение кент » Вт ноя 10, 2009 9:48 pm

ПОРАЖЕНИЕ ПОЛОВЦЕВ ОТ МОНГОЛ.

Половцы господствовали в степях к северу от Черного моря вплоть до Монгольского завоевания Восточной Европы и даже в некотором смысле защищали Русь от мусульманского вторжения с юго- востока. Монголы появляются в 1223 г В начале 20-х годов XIII в. началось нашествие монголов на Европу и половцы были первыми с которыми они столкнулись, возглавляемые Юрием Кончаковичем, летописец назвал его «больший всих половец». Половцы были сметены со всех кочевий и они отступили к Днепру и на Русь. Тогда же были разгромлены предкавказские половцы и их союзники – аланы. И, наконец в 1223 г. монголы столкнулись на Калке, в приазовских степях, с русскими и половецкими дружинами и разбили их, а в 1229 г. монголы добрались и до Нижнего Поволжья. «…Были дважды разгромлены татаро-монголами на Сев. Кавказе и в битве на р. Калке, где были союзниками русских князей. В результате …часть половцев перешла в состав Золотой Орды, другая часть переселилась в Венгрию…». «Советская историческая энциклопедия» (М. 1968)

Русский летописец сообщает, что «половцы и саксины» бежали от них в Волжскую Булгарию. Самые отчаянные из них оказали отчаянное сопративление во главе булгарских полководцев Бояна и Джику и половцем Бачманом. Половец Бачман из кочевья Бурчевичей поднял восстание в городе Дидякове 1241 г Согласно данным Рашид-ад-Дина, Бачман имел титул «эмир» и происходил из кипчакского племени «эльбурлик». С. А. Плетнева считает эль-бури-лык были объединением Бурчевичей, известных в восточных источниках как Бурджоглу, Бурджиты. Таким образом, Бачман являлся прямым потомком хана Боняка (Бойнак), вождём одной из самых воинственных орд южного объединения половцев. Известно, что сподвижниками его были асский предводитель Качир-Укуле (точнее Качирук улу) и черкес Тукар, причем у обоих тюркские имена.
Загнанные на один из островов Волги, они были там уничтожены.

11.РАСПАД ПОЛОВЕЦКОГО СОЮЗА.

В XIII веке непокорная часть, половцев с боями отступала в двух направлениях на Запад и Восток. Взяв штурмом Дербент, половцы прорвались в Закавказье, многие из них осели в Азербайджане, об этом говорит ономастика края. Три селения Куманлы, несколько селений под названием Буджаг. Этноним Буджаг сохранился в начале XX века в названиях селений: Кара Буджак, Джвавском и Гегчайском уездах; Эгри-Буджаг, Агумском, Буджаг - Нухимском («Этническая ономастика». Данные расселения тюркоязычных племен в Азербайджане в XI-XIII вв. Стр. 149). Часть их выселилась в Закавказье, часть на Балканский полу-ов (во Фракию, Македонию); потерпев поражение от монголов, аланы и половцы начинают массовое переселение в Венгрию, где стали наемниками для Латинских крестоносцев и Византийцев. Венгерский король Бела IV принял П., пришедших под предводительством хана Котяна (тестя Даниила Романовича Галицкого); наследник венгерского престола, Стефан V, женился на дочери Котяна.

12.ПОЛОВЦЫ В ВЕНГРИИ.

Половцы заняли в Венгрии видное положение и играли активную роль в европейской политике того времени. James Chambers "THE DEVIL'S HORSEMEN - The Mongol Invasion of Europe" Phoenix Press, London, 1979
pp.163-165. Куманы в Венгрии.

«Когда Мангу-Темур умер в 1280 г., на троне его сменил его брат Тоде-Мангу, который ушел в суфизм и отшельничество, и все правление было предоставлено его нойенам. На запад от Дона Ногай установил почти независимое собственное государство в которое были включены в качестве вассалов Болгария , а также румыны и куманы (т.е. кипчаки - прим.А,) среди его субъектов. Через других румынов, которые жили в Трансильвании и куманов, которые возвратились к кололю Беле IV (королю Венгрии - прим.А,), его влияние простиралось и на Венгрию, и это привело к последнему вторжению в Европу. Король Бела пригласил новых куманских иммигрантов, чтобы заменить армию, которая была потеряна в Мохи, и, чтобы восстановить их доверие после убийства их хана, он женил своего сына Стефана на куманской принцессе. Когда Бела умер в 1270 г., Стефан V правил в течение только двух лет, а затем трон перешел к его десятилетнему сыну Ладисласу IV, который под влиянием своей матери, отверг все западные порядки своих придворных и стал известен как "Ладислас Куман". После того как он повзрослел, его сопротивление его баронам, и епископам стало более сильным, и когда они провели закон, требующий от него привести его куман к Христианству, он арестовал папского легата, заключил в тюрьму свою христианскую жену, Изабеллу Анжуйскую, женился (на) двух куманских принцессах из двора Ногая и переселился в куманский лагерь. Бароны подняли армию, Архиепископ Грана проповедовал крестовый поход, и Ладисласа обратился за помощью к Ногаю. Это был шанс, которого многие из нойенов ждали. Ногай убедил племянника хана Толе-Буку присоединяться к нему и зимой 1285 г. монгольские (якобы -прим.А,) армии, возвратились в Европу. С самого начала эта кампания была не более, чем непродуманный и дезорганизованный оппортунизм, и хотя командующие попытались следовать стратегиям Субедея, оба они и их солдаты испытывали недостаток целеустремленности и стойкости их предшественников. В то время как Ногай занял Трансильванию, где его присутствие удержало венгерских баронов от нападения на их короля, Толе-Бука намеревался вторгнуться в Венгрию с севера, но когда его армия застряла в сугробах Карпатских переходов, он повернул обратно в Волынию и позволил своим расстроенным солдатам разграблять беззащитные города их вассалов и союзников. Весной 1286 г. Ногай отошел из Трансильвании и осенью эти две армии вторглись в Польшу, якобы чтобы предотвратить поляков от поддержки венгерских баронов. Ногай продвинулся к Кракову, и Толе-Бука напал на Сандомир, но поляки были уже научены прошлым опытом. Гарнизоны не соблазнились встречать врага в открытом поле, а остались на их стенах, и оба города устояли, против монгольских (золотоордынских - прим.А.) атак. Как обычно сельская местность была опустошена, и другие города были разграблены, но в большинстве случаев только потому, что их губернаторы поддались на обман и открыли ворота, когда русские князья в монгольской (якобы- прим.А,) армии обещали им амнистию, если они сдадутся. Богатые солдаты Золотой Орды утратили свои амбиции к чему-либо другому, нежели легкому грабежу, и без китайской и персидской артиллерии, они больше не имели способности захватить укрепленные города. Сердитые и смущенные они возвратились в Волынию в 1287 г., и больше уже никогда не возвращались. Ладислас был предоставлен своей судьбе, и в 1290 г. он был убит двумя куманскими убийцами, которые были подкуплены баронами.
Когда армии Ногая отошли из Польши, тень монгольского (золотоордынского - прим.А.) террора, которая висела над Европой в течении сорока шести лет, начала уходить. Ханы Золотой Орды возобновил свою войну против монгольских ханов Персии, и династические и территориальные войны вспыхнули между королями Европы, но войны, которые привели христианские и мусульманские цивилизации почти к полному уничтожению, были закончены, а люди, чьи амбиции их поддерживали, уже умерли. Папство справилось с Священной Римской империей, крестоносцы были наконец изгнаны из Палестины, и катастрофическое расширение монгольской империи закончилось: на востоке оно было приостановлено морем, на Ближнем Востоке, оно было остановлено мамелюками (кипчаками, правившими Египтом, Палестиной и Сирией - прим.А.), а на западе оно было оставлено. Субедей, который с самого начала планировал владычество монголов над Европой, умер будучи уже в отставке, после того, как завоевал империю Сунг (Южный Китай - прим.А.) и точная дата его смерти неизвестна, но, подобно Фредерику II, Хулегу (Алау - прим.А.) и королю Луи, он не жил до того, чтобы увидеть как его цель потерпела неудачу».

Потомки куманов в Венгрии называют себя чанго.


Венгерский ученый-востоковед и литератор Михаил Бейке, автор книги «Тургайские мадьяры» сообщает в одном из своих интервью в Казахстане: « - Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Само, название нашего государство, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов - в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы.
Кыпчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с нашей далекой историей».

Не вызывает сомнения лишь то обстоятельство, что тюркские племена, пришедшие в степи вслед за гуннами, оказали глубокое влияние на мадьяр, с которыми они долго сосуществовали, сталкиваясь и взаимодействуя. Экономические и культурные влияния этого периода отражаются в присутствии древне-тюркских слов, вошедших в венгерский язык, в том числе бык, теленок, свинья, курица, разум, число, писать, закон, грех, достоинство, исповедь, простить…


13. ПОЛОВЦЫ- ТАТАРЫ.

После второго вторжения монголов в 1237, половецкая конфедерация была разрушена, а они сами были включены в состав Золотой Орды. Власть половцев на Восточно – Европейских равнинах закончилась.
Они сделались основными подданными степного населения монгольской империи. Так, через 100 лет после завоевания степи монголами араб аль- Омари писал: «В древности это государство было страной кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержало верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного с ними рода, оттого, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить в земле их (кыпчаков). При владычестве чингизидов всё тюркоязычное население Орды, в том числе и половцы, стали называться «татарами», хотя сохранились свидетельства некоторых иностранных авторов, что русские продолжали называтьт кочевников «половцами» вплоть до 1639 года.
Половцы разговаривали на тюркском языке «Крупнейший памятник кыпчакского языка» – Codex Cumanicus (XIII в., изд. 1828) – это словарь на кипчакском, латинском и персидском языках. Присутствие в Египте тюркоговорящих мамелюков также стимулировало компиляцию кипчакско- арабских словарей и грамматик, которые являются важными в изучении некоторых старых Тюркских языков Средневековья. Собственно сами кыпчаки стали широко известными в период существования Золотой Орды, составлявшие там значительную часть тюркоязычного кочевого населения, где они ассимилировали небольшие группы монголов; вся Великая степь, стала называться Дешти-и-Кипчак ("Кыпчакское поле"), протянувшаяся от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная.

Эта часть населения Золотой Орды еще в XIV веке именовалась кыпчаками (восточные), которые затем вошли в состав народностей татар, казахов, степных крымских татар (ногайцы), башкир, кумыков, карачев и др., чьи языки по данным лингвистов, наиболее близки половецкому языку, известному по словарю «Кодекса Куманикуса», а их непосредственными потомками стали ногаи. Массированное кыпчакское влияние на тюркское население Золотой Орды нужно относить к процессам, протекавшим в ХIV века и позднее. К кыпчакскому кругу племен относятся и башкирские кыпчаки с родами Кара-кыпчак, Сарыш, Аслы, Сайкан, Бушман, Гэрэй, Санкем, Суун, Карагай, Ак-кыпчак.

Западная же группа кыпчаков (собственно половцы) при нашествии Батыя откочевала сначала в Венгрию, затем в Болгарию, и там растворилась среди местного населения», а её значительная часть сформировалось Донских и Приазовских казаков, положив таким образом началу образования Донского казачества. У казаков до недавнего времени бытовало такое утверждение: «Мы русские по вере, но не по крови».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

М.С. Грушевский. Очерк истории украинского народа. Киев.

Часть половцев ушла за Дунай, но большая
часть осталась и перемешалась с местным населением.
Частина Половців втекла у 40-х рр. XIII ст. перед Монголами до Угорщини під проводом тестя Мстислава Мстиславича Удатного, Котяна із племени Тертер-оба; вони деякий час втішалися автономією, але опісля помадярилися.
Але більша частина Половців осталася на своїх землях. Ті що не прийняли ісламу влилися в українську мовну спільность.

Половці оставили замітний слід в українській топоніміці. Але досі половецьких назв не тільки що не досліджено, а навіть ще не зібрано. Історичні джерела знають цілу низку сіл і містечок Половці/Половичі/Половецьке, напр. в доріччу Росі (1616 р.), у житомирському повіті (1593 р.), на р. Сулі (перед 1569 р.) і т. д. Також місто (Г)Умань дістало назву від них (куман).
(Омельян Прiцак- "Половцi")

Гоголь писал во “Взгляде на составление Малороссии”): «славянские места около Киева начали пустеть, а между тем по ту сторону Днепра люднели... разгульные холостяки (половцы казаки ?)... стали похищать татарских жен (могольских жён ?)и дочерей и жениться на них. От этого смешения черты лица их, вначале разнохарактерные, получили общую физиогномию, больше азиатскую. И вот составился народ, по вере и месту жительства принадлежавший Европе, но, между тем, по образу жизни, обычаям, костюму, совершенно азиатский.».
кент
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вт июл 21, 2009 11:32 am
Национальность: татарин- из башкирии
мой адрес вконтакте: zaxaren1@mail.ru

Re: ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение Constantin » Ср ноя 11, 2009 11:43 am

Конечно половцы - это наши прямые предки. Как булгары и аланы (не осетины)....

Вот ссылка на ДОКУМЕНТ Золотой Орды.
CODEX CUMANICUS: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... ml?id=3018

Там есть библейские тексты на тюркском языке....
Constantin
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Вт ноя 03, 2009 12:02 pm
Национальность: казак
Откуда родом: Нижний Дон
Ресурсы: нет
мой адрес вконтакте: нет

Re: ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение Сирко » Ср ноя 11, 2009 11:47 am

Constantin писал(а):Конечно половцы - это наши прямые предки. Как булгары и аланы (не осетины)....


Я бы уточнил - не все и не всех... Часть половцев стали предками части казаков.
Сирко
 

Re: ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение Валерий Кравченко » Ср ноя 11, 2009 2:11 pm

Согласен с паном Сирко. Не у всех, но замешаны были, как две капли спирта в стакане чистой славянской крови-воды.
Прямые потомки половцев дагестанские кумыки.
По версии Гумилёва к стати спорной то же. Казаки потомки княжеских дружинников и "красных девок половецких". Половцы (половые) рыжие по теперешнему. На Кавказе какую нацию не возьми, своих рыжих считают самыми чистокровными.
И ещё мать Александра Невского была половецкая княжна. Так что родство в принципе нормальное - поддерживаю!!!! <[:)
Аватара пользователя
Валерий Кравченко
 
Сообщения: 1409
Зарегистрирован: Сб июл 04, 2009 10:16 am
Откуда: Екатеринодар
Национальность: казак

Re: ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение Поликарп » Ср ноя 11, 2009 4:19 pm

Constantin писал(а):Конечно половцы - это наши прямые предки. Как булгары и аланы (не осетины)....

Вот ссылка на ДОКУМЕНТ Золотой Орды.
CODEX CUMANICUS: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... ml?id=3018

Там есть библейские тексты на тюркском языке....


Ну я бы спешил делать такие выводы, пока что кроме Плетневой и Шенникова никто ничего путного не сказал о раннем периоде донского казачества.
Шенников:
Пример Червленого Яра показывает, что зародышами русской части казачества были группы населения приречных лесных полос и что эти группы формировались именно потому, что они были нужны полукочевникам-скотоводам для создания системы хозяйства, соответствовавшей специфическому мозаичному ландшафту с чередованием леса и степи. Потребность в этом появлялась тогда, когда полукочевникам-скотоводам было еще далеко до феодализма, когда у них еще господствовали территориально-общинные объединения, или в крайнем случае феодализм еще только начинал зарождаться. Между прочим, мы не утверждаем, что в образовании групп населения в лесных полосах участвовали обязательно и только представители каких-то других народов, отличные в этническом отношении от полукочевников, кочевавших по междуречьям. В принципе не исключено было и расслоение самих этих степных скотоводов с выделением из них групп, специализировавшихся на заготовке сена, земледелии, ремеслах и т. д., и возможно, что так и происходило в тех случаях, когда не приходило достаточного количества иммигрантов. Важно было обеспечить прогрессивное в экономическом отношении общественное разделение труда, а использование для этого тех или иных контингентов населения было лишь средством для достижения этой цели. Иммигрантам из других этнических групп оказывали предпочтение, надо полагать, постольку, поскольку они несли трудовые навыки, незнакомые полукочевникам-скотоводам, и в то же время не претендовали на степные пастбища.
Думаем, что именно в этой еще преимущественно полукочевничьей дофеодальной среде формировались основы будущего казачьего военизированного территориально-общинного строя, который лишь много позже был противопоставлен московскому и польскому феодализму и использован против него.

отсюда http://gumilevica.kulichki.net/SAA/index.html
Слава тебе, Господи, что я казак!

Казаки не простаки,
Вольные ребята.
Носят шапки тумаки
И живут богато.
Поликарп
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Сб июл 25, 2009 11:14 pm
Откуда: ст. Ермаковская
Национальность: донской казак

Re: ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение Yuvel » Вс июл 18, 2010 3:41 pm

Авторы большого числа научных работ, традиционно считают, что степи Северного Причерноморья (включая Предкавкзье) с XI по XIV в. были населены кочевниками-половцами, часть которых после разгрома монголо-татарами в первой половине XIII в. ушла в горы, чем положила начало современным тюркоязычным горцам Северного Кавказа.(При этом, в историографии нет единодушного мнения о самоназвании половцев (см.: Плетнева, 1982, с. 61; Армарчук, 2000, с. 118–119); это либо «куманы» (Скржинская, 1986, с. 268), либо «кипчаки» (Мургулия, Шушарин, 1998, с. 88–93).

Но о каком этносе вообще можно говорить, если союзы племен, являющие собой феодальную народность, включающие в себя различные этнокомпоненты (Помимо половцев, в объединение племен, без сомнения, входили, оставшиеся в степи печенеги, гузы-торки, в Подонье и Предкавказье – аланы и касоги, не говоря об остатках племен, входивших в состав Хазарского каганата, исчезнуть бесследно которые не могли (Плетнева, 1982, с. 61; Атавин, 2008, с. 92), только начинают приобретать общие этнические черты, безусловно, главными из которых являются единый язык и культура, но формирование которых не было завершено (!) вследствие монголо-татарского нашествия в 20–30-х гг. XIII в.? (Процесс слияния этих этнических общностей в новое этническое образование был завершен уже внутри Улуса Джучи, о чем красноречиво свидетельствует в своем известном рассказе ал-Омари (см.: Тизенгаузен, 1884, с. 235).

В эпоху средневековья на территории Восточной Европы не существовало этнически «чистых» кочевнических объединений каждая следующая волна кочевников перекрывала предыдущую, включала часть населения с его собственной культурой, которая нетолько видоизменялась под давлением большинства, но и сама оказывала давление на нее. Это свидетельствует о сложности этнических и культурных процессов, проходивших в степи.
Таким образом, можно говорить исключительно о полиэтничности этих племенных союзов, по сути являвшихся этнически рыхлыми общностями и которые не успели сформироваться в новую этносоциальную общность – народ
(см.: Гаврилина, 1986, с. 129, 130; Мургулия, Шушарин, 1998, с. 5, 6, 38).

Однако ситуация усугубляется тем, что большинство авторов безапелляционно обозначают кочевников XI–XIV вв. степей Северного Причерноморья этнонимом «половцы», а некоторые вводят и совсем уже надуманный термин «поздние половцы», и вытекающие из него вариации – «позднеполовецкий период» и т. п. Между тем, историографическое значение термина «половцы», употреблявшееся во времена П. Бурачкова, П.В. Голубовского, Д.А. Расовского и др. в качестве этнонима, изменилось и не приемлемо для исследований конца XX – начала XXI вв.

Как уже отмечено, в половецкое объединение входили разнородные этнические компоненты, которые к тому же все еще не выделяются по особенностям погребального обряда (Плетнева, 2003, с. 159). Сейчас же мы можем говорить только о погребальном обряде половецкого объединения XI–XIV вв.
В этой связи, мы отдаем предпочтение использованию «нейтрального» термина «средневековые кочевники» применительно к рассматриваемым материалам.
В целом же, хотелось бы надеяться, что в будущем терминология, применяемая к средневековым кочевникам, в том числе к кочевникам «половецкого времени», будет унифицирована, и не только на территории Предкавказья.


В.Н. Чхаидзе КОЧЕВНИКИ XI–XIV вв. В СТЕПНОМ ПРЕДКАВКАЗЬЕ: ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Бог, ны теля, бачит звыттиля!
Аватара пользователя
Yuvel
 
Сообщения: 127
Зарегистрирован: Сб июл 04, 2009 4:08 pm
Национальность: Казак Нация: Русский
Откуда родом: Острогожский полк, Слобода Ендовище, хутор Ведужский (ныне Латное)
Ресурсы: http://www.kazachiy-uklad.ru

Re: ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение donskoikazak » Вс ноя 28, 2010 1:25 am

c сайта http://www.tula-oblast.ru/news1041

Казаки или половцы, и о чем еще врут нам историки ?

Вот в разных газетах и в Интернете появились выступления господина Шпилевого и все на одну тему «Легко ли русскому в России». Конечно, тяжело. А не задумывался ли господин Шпилевой, что если в любой точке земного шара собрать такое количество русских, станет тяжело. Причем не только русским. Недаром же у русских есть пословица «Хорошо там, где нас нет».
На Дону или в Латвии - русских прямо море. Центральная Россия только и может считаться «исконно русскими землями», а там пустые деревни, забитые окна. И вообще мечта большинства русских - эмиграция. Вы же сами с собой жить не хотите, потому что тяжело. И с вами жить особо никто не хочет.
Почему к русским такое отношение в Западной Европе, в Польше, в Болгарии, на Украине, в Прибалтике, в республиках Средней Азии, на Кавказе; да, практически, везде? Не просто же так. Наверное, причины есть. И почему русские сами-то друг другу не помогают? Да потому, что не верят друг другу и не любят друг друга. Не за что.
А вот насчет веры православной мысли, конечно, отрадные изложены.
Да ваш же Белинский писал: "присмотритесь хорошенько к нашему народу и вы увидите, что он глубоко атеистичен".
И присматриваться не надо. Хотя Григорий Явлинский присмотрелся: "С людьми, не верящими в Господа, невозможно провести эффективные реформы... И не только в Бога не верят люди, но и в собственные возможности, силы, в собственную страну".
Ну, уж если в Бога не верят, то остальное и негде взять. Русская идея - идея империи. В основе там другого отродясь не было. И русское сознание «имперское». Так это же только сознание. А вот Российской империи без казаков, без казачьих территориальных приобретений и не было бы. Лев Толстой (порядочной человек) признал: «Казаки Россию сделали». И что такое Россия без Сибири, Дальнего Востока, без Башкирии, без Киргизии, отчасти Туркестана, отчасти Кавказа. А ведь за это казакам надо быть благодарным. Без казаков это не империя была, а «сплёв кошачий» - западная граница проходила около Калуги, а южная около Тулы. Даже Смоленск в Литву входил. И казачьими землями Россия здорово «приросла».
Казаки вошли в состав России добровольно, хотя и на особых условиях («казачьи вольности» и неприкосновенность казачьих земель). Так что, никакой царь казакам земли эти не давал. Испокон веков они казачьи. Урезали цари земли у казаков - это да. И казачьи вольности нарушали. Отсюда и восстания Булавина, Болотникова, Железняка, Разина. Потому русский историк Карпинский и назвал казаков «гордость и ужас российской государственности». И от ужаса по мере сил пытались избавиться.
Еще со времен Петра Первого началось «расказачивание». Поэтому сейчас и взяли казаки название еще допетровское - «Всевеликое Войско Донское». Казаки Россию сделали, ну и «мавр может уходить». В девятнадцатом веке появилась «беглохолопская» теория, что никаких казаков и не было вовсе. Это все русские были, но в казачьем сословии (его тогда и не было). Глупость очевидная, но уж очень так хотелось. Хотя казаки входили и в дворянское сословие: что дворянин Матвей Платов - не казак? Много дворян казаков было. И духовенство казачье было и интеллигенция. Казак Парамонов и другие казаки входили в купеческое сословие.
Слово «казак» употреблялось в трех смыслах. Этнический казак не обязательно входил в казачье сословие. К казачьему сословию (второе значение) относились и приписные казаки любой национальности, но православные. Хотя, конечно, процентов на девяносто это были этнические казаки. А в военном смысле (третье значение) - в казаках служили даже мусульмане - черкесы и башкиры, а так же буддисты - калмыки и буряты.
На Дон «бежать» желающих мало было. Основным промыслом казаков были набеги, брали они не золото (откуда?), а «ясырей» (пленных, рабов) и продавали в Крыму. Работорговлей промышляли, отсюда и особая гордость - лампасы («я - свободный человек»). Помните «походы за зипунами», так вот зипунов казаки не носили, «зипунами» у них прозывались русские крестьяне.
Виднее казаков одно время в России никого не было, даже царями Романовых казаки поставили. Почему же дальше так вышло? Ответ простой - еще при Екатерине у средней русской женщины рождалось десять детей, «размножением возвысились». У казаков много детей не в традиции, да и воевали все время, гибли много. А как народ казаки сформировались в Орде, два века в нее входили.
Основной корень происхождения казаков - половцы. И общественное устройство, и одежда, и прическа, и песни многоголосые (у русских их нет), и основные слова казачьи ( в т.ч. самоназвание «казаки») - все половецкое. И сама Орда была половецкой, «монголо-татарское иго» русские придумали. Ну не было тогда народа «татары», а монголы, как народ, еще только начинали формироваться. И общались «монголы» с «татарами» на половецком наречии. Государственный язык Орды - половецкий.
Много правды не хотят говорить русские историки.
Что Ордой завоевывалась не Русь - не было тогда Руси, как государственного образования. Именно, «ордынцы» объединилиа Русь и первым названием Руси было «Орда Залесная». Не были «ордынцы» дикарями и «не отбросили Русь». Как раз наоборот - научили «славных витязей» штаны носить (не носили до «монголов»), вилкой пользоваться, избы строить (у половцев назывались «исп») и много еще чему. Казачий курень и классическая русская изба - пятистенки, не было этого у русских. Да и что такое «монголо-татарское иго» - ну дань платили. Кто ее тогда не платил? Надо же как-то оправдать историческое отставание - так «татары отбросили». И не разгромили русские Орду на Куликовом поле, сражались русские против Мамая на стороне хана Тохтамыша.
Ну, знают же все это историки, зачем врать?
И стала Орда мусульманской только при хане Узбеке, а до этого ее значительная часть, включая верхушку и казаков, была христианами. И Темучин (рыжий и голубоглазый человек), в честь объявления его Чингиз-ханом, церковь построил, а один из сыновей его дьяконом в ней служил. Русская церковь никогда Орде дань не платила и защищалась «ордынцами» от любых посягательств (в т.ч. и русских). А уж что русские Европу от «монгол» спасли, так над этим и смеяться как-то грех. Как могли спасти - сами триста лет «под Ордой сидели». Венгры «ордынцев» остановили, о чем везде, кроме России известно.
Но надо же чем-то гордиться, вот и выдумывают разное и героев тоже, скажем, героя Александра Невского. А «Великий сын Земли Русской» был почему-то приемным сыном хана Батыя и на Неве ни в чем серьезном не замечен. А в так называемом «ледовом побоище» всего двадцать человек с обеих сторон погибло.
Единственный «большой подвиг» Невского - казнил в Твери две тысячи русских людей, по приказу того же Батыя. Даже казаки этим деятелем не гордятся, хотя был он наполовину половец и вырос в половецком стане. Но русским чем-то гордиться же надо.
Вот памятник в Москве поставлен Минину и Пожарскому, которые кроме того, как получили по морде от поляков, других заслуг перед Отчизной не имеют (о чем историк Родионов честно и написал).
Польских захватчиков из Москвы выгнали донские казаки. А война 1812 года в зарубежные военные учебники входит как первый пример войскового, а не гражданского партизанства. Тридцать казачьих полков в тылу наполеоновской армии - вот и партизанство.
«Сей славной викторией мы обязаны казакам» (М.И. Кутузов).
«Кампания проиграна... у меня не было казаков» (Наполеон).
А нам крутят в кино, как мужички разгоняют граблями наполеоновскую гвардию.
Генерала Ермолова русская история величает «усмирителем Кавказа». Крови пролил без толку, а Кавказская война после него тридцать лет шла и завершилась «с устроением казачьих линий». Почему казаки традиционно служили в самых болевых точках империи - Польше и Кавказе? Ясно почему.
Польшу вы потеряли, а как без казаков решите проблему Кавказа неясно. Наверное, никак. Не может без казаков Россия быть великой, а вы их «извели». Взять двадцатый век - считай одни проигранные войны. Сначала японцы побили. Потом в первую мировую десятимиллионную русскую армию разбили полтора миллиона германцев и австро-венгров. Единственная сильная операция - казачий Брусиловский прорыв.
Казаки в это время выполняли в целом жандармские функции, на русские части положиться не всегда можно было. Потом Красную армию белополяки побили. Потом финскую кампанию проиграли. Афганистан проиграли. Сейчас - Чечня. Единственные победы - в Великую Отечественную, но окончательная победа была одержана в основном благодаря железной воле Сталина. «Решительный перелом» наступил после сталинского приказа «Ни шага назад», по которому всю семью сдавшегося в плен в тот же вечер в лагерь везли и ему самому лучше было не возвращаться. А то, в первые два года 4 миллиона в плен сдались и миллион из них уже воевал на стороне Гитлера.
На чьей стороне были казаки известно, позорная страница, но об этом разговор отдельный. Кстати, в 1936 г. приписался к казакам и Сталин, об этом мало кто знает. В Москве, в присутствии Шолохова, его приписали к казакам станичники хутора Андроповский.
Один писатель-фронтовик написал: «Народ пережил эту страшную войну, теперь ему предстоит пережить страшную правду об этой войне». Это как победа штрафбатами вырывалась, какая часть армии там была, что такое «заградотряд».
«Заградотрядовцев» на фронте «кацо» звали, т.к. основная их масса была грузинами. В заградотрядах Троцкого, когда он с дутовскими казакам воевал были, в основном, евреи. А первым применил «заградотряды» Петр Первый в бою под Лесной. Тогда казачьи «заградотряды» гнали русских против шведов. «Так победим!»
Как отблагодарили русские казаков, после того как казаки «сделали» и столько раз защитили Россию? Геноцидом. Причина большинства геноцидов - земля. Много лет русские крестьяне зарились на казачьи земли. К тому же русские на казачьих землях не имели прав полного гражданства. Сейчас нам «провешивают» - это евреи виноваты. Хотя Свердлов никогда казачьим вопросом не занимался и подписал указ по должности. Да и не видел он никакого «расказачивания» - умер в марте 19 года от гриппа. И в трехмиллионной Красной армии никаких еврейских полков или дивизий не было, Центральная Россия бойцов дала.
Если кто со школы помнит карту «Советская Россия в кольце фронтов», так это кольцо четко проходило по границам казачьих земель.
Гражданская война была по сути национальной (между русскими и казаками) и проходила на юге и в Сибири. Деникинская белая армия на 60% из казаков состояла и это были почти единственно боеспособные части. А офицерские полки часто получали оружие за полчаса перед боем, чтобы не пропили - исторический факт. Их антантовские союзники «странствующими музыкантами» называли (одни оркестры). И знаменитые «психические атаки» - не героизм совсем. Это когда толпа пьяных «в синьку» людей валит под пулеметы. Так что про благородное белое офицерство - это все песни и спектакли.
Кстати, большая часть русского офицерского корпуса служила как раз у красных. А из казаков к красным пошло только 10%, везде не без урода. Атаман Краснов говорил о "народной казачьей", а не "классовой" войне против большевизма. Но все равно, независимое казачье государство «Войско Донское» было в результате оккупировано.
В "Законе о порабощенных нациях", принятом в США, казаки и сейчас причисляются к народам "лишенным национальной независимости". И «территориальной реабилитации» не предвидится. Наоборот, «русское возрождение» грядет. А русские говорят (у В. Даля приведено): «Казаки - обычьем собаки».
Русская «этническая консолидация» будет. А можно не на казачьих землях «консолидироваться»? И к какому периоду «русский дух» возрождать собираетесь? Где тот «золотой век», когда «русский дух» благоухал. Букет вроде всегда один и тот же - грязных ног, перегара и старой телогрейки. И вечный вопрос - «что делать?».
А ничего с этим не сделаешь.
То, что вы видите и есть «русский порядок». Он другим не бывает. Вы же его сами «бардак» назы-ваете. То, что при Петре Первом да при Сталине было и за чем многие так тоскуют - это как раз «нерусский порядок» (как и они сами). И в «русской культуре» что русского? Ваш же Чаадаев про русских сказал: «ничего своего». Русский мат и русская изба (половецкая культура), русская водка (польская культура), матрешку и ту в начале 20 века из Японии завезли. «Во поле береза стояла» татарин написал, «В лесу родилась елочка» - еврейка. И казаки русской культуры почерпнули - научились красть, матом на детей кричать, да пропиваться насквозь. Такого среди казаков отродясь не было.
А русские у казаков ничему не научились. Разве вот слышал недавно, как одна телеведущая сказала «Я попала впросак». Выражение это казачье, крайне неприличное, а для женщины и вовсе бессмысленное («просаком» казаки называют промежность). Так что, то господин Шпилевой пытается в «целофанчик обернуть» и придать красивую форму - это просто русская дурь, от которой тут никому и никогда покоя не было. И некоторая критичность к русским ошибкам и русскому характеру - это чтобы на всех прочих было удобнее «наезжать». Старый фокус - «иллюзия объективности». Он и против нацистов и отношение свое к инородцам показывает. Получается, господин Шпилевой из тех, кто «в жизни ненавидит две вещи - расизм и негров».
«Развитая национальная идеология должна стать вашей совестью»? Ну что же, если никакой другой нет. Хоть так. Громадная часть русской истории и, соответственно, громадная часть лжи связаны с казаками. Неохота признавать, что не русские Российскую империю «сделали» и защищали. Это - ложь не только о казаках, это - ложь и о русских. Чтобы возрождать национальное самосознание, надо к истокам идти, на историю опираться. На что вы обопретесь? На вранье?
Казачье население нагло именуется "потомками казаков". Спасибо вам, «потомки русских», всегда вы для нас были "сипота", "наброд" и "иногородние". Атаман Войска Кубанского Громов призвал: "Крепить дружбу между казаками, русским народом и другими народами Кавказа!" Да как же ее крепить, господин атаман? «Не хочут» они.
Стоять за свою землю надо, вот что. Было, один казачонок говорил своему дедушке - участнику Гражданской войны: «А я знаю, деда, почему вы Дон отдали».
- «И почему?».
- «Потому что, бздуны вы, деда».
И дед плакал. Постороннему человеку этого не понять.
Источник:
http://www.forum.msk.ru/material/society/424217.html
donskoikazak
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пн ноя 01, 2010 3:43 pm
Национальность: донской казак
Откуда родом: область Войска Донского

Re: ПОЛОВЦЫ- КАЗАКИ ?

Сообщение Таманьский Кум » Вт ноя 30, 2010 3:36 pm

Придержуюсь мнения Гумилёва, половцы в основании запорожских, хазары в основании донских.
Мы Таманьци, Запорожци, Украина наша Матэ...
Таманьский Кум
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: Вс окт 31, 2010 11:51 am
Национальность: Казак
Откуда родом: ст.Старо-Титаровская

След.

Вернуться в Этногенез казаков

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика