Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Эдуард Бурда Участие казаков в русской Смуте

Вопросы касающиеся древней истории казачества

Модератор: Старый

Эдуард Бурда Участие казаков в русской Смуте

Сообщение Старый » Вс апр 28, 2013 6:55 pm

Смута в России в начале XVII века – выражение глубокого общественного кризиса средневековой страны, политическое объединение которой произошло ранее, чем сложились для этого необходимые предпосылки в ее хозяйственном развитии, где расширялось поместное землевладение, где тяготы Ливонской войны и насилия опричнины ускорили хозяйственный кризис небывалой ранее силы, где власти путем ужесточения крепостнических норм пытались сдержать разбегавшееся население Центра и Северо-Запада, где, наконец, пресечение династии со смертью царя Федора в 1598 году привело к резкому изменению взглядов общества на саму царскую власть, уже не данную свыше, а зависимую от суетных людских устремлений, когда царь избирался на Земском соборе. Смута осложнилась иноземным вмешательством. Оно вызвало освободительную борьбу, постепенно отодвинувшую на второй план социально-политические мотивы, и эта борьба приняла общенародный характер.

Вовлечение казаков с Дона, Яика, Терека и Днепра в развернувшуюся в России в начале XVII века социально-политическую и освободительную борьбу предопределялось их тесными связями с Россией. Способствовали этому также возрастание численности казачества в конце XVI века и его боевой мощи, а также особенности общественного сознания в казачьей среде, в котором вольнолюбие и осознание самоценности свободы сочеталось с монархизмом и патернализмом, характерным для менталитета всех слоев населения России эпохи средневековья. Живя на окраинах страны и формально не подчиняясь верховной власти казаки не были чужды чаяниям народов России. Поэтому конец династии Рюриковичей и избрание на престол в 1598 году Бориса Годунова в сочетании с распространяемыми по всей стране слухами о чудесном спасении царевича Дмитрия вызывали брожение умов в среде казаков. К тому же при Борисе Годунове проводилась весьма жесткая политика по отношению к казачеству и делалась попытка установить над ним контроль. Казаки участвовали в событиях русской Смуты, начиная с активной поддержки самозванца Лжедмитрия I и вплоть до ее завершения.

Активная поддержка казаками Лжедмитрия I с самого начала его выступления в 1604 году объяснялась не тем, что идея восстановления на прародительском престоле законного государя овладела казаками, а тем что казачество было озлоблено указами Бориса Годунова направленными против казачьей вольницы.

В 1603 г. г. Лжедмитрий I обратился за помощью к донским казакам, обещая им «волю». Донцы тотчас же послали к «воскресшему» царевичу атаманов Андрея Карелу и Михаила Межакова. С самого начала продвижения войска Лжедмитрия I в его составе находились Донские, Днепровские и Яицкие казаки. А после того, как царские войска нанесли самозванцу сокрушительное поражение, небольшой отряд донских казаков числом в 1,5 – 2 тысячи человек атамана Андрея Корелы занял город Кромы. Шесть недель тридцатитысячная царская армия осаждала Кромы, но казаки выдержали осаду. Тем временем в Путивле Лжедмитрий I восстановил свои силы, царская же армия, разлагалась и слабела. Умелые и успешные действия донских казаков во главе с Андреем Корелой способствовали общему успеху самозванца.

Свою благосклонность к казакам Лжедмитрий I показал в Туле, приняв делегацию с Дона во главе со Смагой Чертенским «преже московских бояр». Казаки сопровождали Лжедмитрия I и во время его торжественного въезда в столицу. С окончанием похода казаки, по словам Исаака Массы (голландского купца, автора «Краткого известия о Московии»), были щедро награждены и затем возвратились в места своих старых поселений. Впрочем, герой обороны Кром атаман Карела остался в Москве, щедро тратя полученное жалованье в московских кабаках. Другой предводитель донских казаков — Постник Лунев — поступил монахом в Соловецкий монастырь.

Ранней весной 1606 года на Тереке началось движение казаков, выдвинувших из своей среды собственного «царевича» - Петра. Им был «молодой» (неполноправный) казак Илья (Илейка) Иванов сын Коровин (Горчаков) по прозвищу Муромец – выходец из города Мурома. Из 17 самозванцев Смутного времени именно Лжепетр до сих пор является самым экзотическим персонажем Российской истории. Экзотическим потому, что казаки на войсковом круге сами путем голосования избрали «царевича» назначив на эту роль представителя из своей среды. Дело обстояло так, зимой 1605-1606 годов вольные казаки на Тереке съехались на общевойсковой круг, где выработали план дальнейших действий. На кругу выдвинулась группа из 300 казаков во главе с атаманом Федором Бодыриным, которые подняли голос против «лихих бояр», требуя выплаты царского жалованья. Как рассказал на допросе сам Лжепетр, терцы роптали на задержку жалованья и голод, говоря: «Государь де (Лжедмитрий I) нас хотел пожаловати, да лихи де бояре: переводят де жалованье бояря, да не дадут жалованья…». Казаки порешили идти к Москве за государевой милостью.

Движение терских казаков приобрело самозванческую окраску. В Смуту бытовала легенда о царевиче Петре, сыне царя Федора Ивановича которого царица Ирина Годунова, опасаясь якобы своего брата, подменила девочкой и отдала в надежные руки. Именно этой легендой и воспользовались казаки на Тереке. Царевича Терские казаки выбирали на кругу. Появилось две кандидатуры: сын астраханского стрельца Митька и «молодой казак» Илейка. Выбор пал на Илейку Муромца, он и стал царевичем Петром Федоровичем.

Весной 1606 года казаки под предводительством Лжепетра на стругах вышли из Терека в Каспий на остров Чечень, куда «съехались все казаки из юртов». На сторону самозванца перешла значительная часть терско-гребенского казачества. Повстанцы продвигались «вверх по Волге», где к ним примыкали донские и волжские казаки, а также «беглые сходцы» из разных уголков России. Вскоре под знаменами «царевича» собралось до 4 тысяч человек, основную часть которых составили казаки – терские, волжские, донские и яицкие.

Отряд Лжепетра пополнялся и путем найма охотчих людей. Так, некоторые отряды украинских казаков были наняты представителями Лжепетра в период его пребывания в Путивле, причем выплата жалованья казакам откладывалась до успешного завершения кампании. Численность украинских казаков в войске Лжепетра составляла несколько тысяч человек.

Лжепетр со своим разношерстным войском двинулся к Москве на помощь Лжедмитрию I, призвавшего казаков к себе. Но когда казаки узнали об убийстве в Москве самозванца 17 мая 1606 года, они с Волги повернули на Дон. На обратном пути войско Лжепетра грабило купеческие караваны и разоряло небольшие крепости.

Памятуя о судьбе династии Годуновых, избранный на престол царь Василий Шуйский, по-видимому, не вернулся к репрессиям против казачества первых лет XVII века и в дальнейшем не ставил ему в вину поддержку Лжедмитрия I. Вскоре после майского переворота 1606 года на Дон приводить казаков к кресту и «являти» им жалованье был послан зубцовский дворянин В. С. Толстой, а 13 июля 1606 года 1000 рублей денег, 1000 фунтов пороха и 1000 фунтов свинца повез на Дон суздалец С. Я. Молвянинов. Такая политика имела успех и удержала на Дону значительную часть казаков.

После получения припасов и жалованья от нового царя – Василия Шуйского Войско Донское официально объявило о своем невмешательстве в борьбу правительства и повстанцев. Это значило, что «царевич Петр» отныне мог привлечь к себе в лучшем случае «голутвенных» казаков, большинство которых жили на Северском Донце. Именно там осенью 1606 года Лжепетра и отыскали посланцы Ивана Болотникова. Таким образом, из локального движения поход терцев перерастает в общероссийское, слившись с выступлением под предводительством Ивана Болотникова.

Осенью 1606 г. отряд Лжепетра находился на Северском Донце. К этому времени Юг России был охвачен восстанием против нового царя — Василия Шуйского. Центром восстания стал Путивль, где сидел «воевода Дмитрия» князь Г.П.Шаховской, призывавший сражаться за призрак «истинного царя», во второй раз избежавшего смерти.

Г.П.Шаховской и другие руководители восстания против Шуйского находились в тупике: их сторонников уже не удовлетворяли слова, что спасшийся Дмитрий скрывается в Литве; народ хотел видеть живого государя. Приближенный Лжедмитрия I Михаил Молчанов, иногда бравший на себя роль спасшегося царя, предпочитал отсиживаться в польском городе Самборе — резиденции Мнишков, но в Россию не торопился. Венценосный вождь, хотя бы и не «царь Дмитрий», был для Шаховского как нельзя кстати.

Лжепетр прибыл в Путивль в ноябре 1606 г. Молодой самозванец сильно отличался от своего предшественника. «Детина» (как его именуют официальные источники) не стремился быть похожим на царского сына. В отличие от Лжедмитрия I он был беспощаден к дворянам, попадавшим к нему в плен. В Путивле совершались жестокие казни; самозванец «иных метал с башен, и сажал по колью, и по суставам резал». Были казнены многие бояре и воеводы, попавшие в плен к казакам: князь В. К. Черкасский, М. Б. Сабуров, ясельничий А. М. Воейков (посланник Шуйского в Крым), князь Ю.Д. Приимков-Ростовский, князь А. И. Ростовский, князь Г. С. Коркодинов, Е. В. и М. В. Бутурлины и другие. Современники утверждали, что самозванец приказывал казнить в день «до семидесяти человек».

В то же время самозванец не стремился к социальным переменам. В его окружении было немало знатных дворян. Воеводами Лжепетра были князь Г. П. Шаховской, боярин князь А. А. Телятевский, князья Мосальские. Подобно Лжедмитрию I и Шуйскому, Лжепетр жаловал своим сторонникам поместья, отобранные у казненных дворян.

К тому времени повстанческая армия во главе с Болотниковым и Пашковым осадила Москву. Значительную часть восставших составляли казаки – донские, волжские, терские, яицкие и запорожские. Однако взять Москву не удалось, к тому же дворянский отряд Пашкова перешел на сторону Василия Шуйского. В декабре Болотников с остатками войска отступил в Калугу, откуда послал на Северщину донского атамана Ивана Заруцкого искать «царя Дмитрия».

Крупное антиправительственное движение под предводительством Ивана Болотникова началось летом 1606 года после убийства Лжедмитрия I и избрания Земским собором на престол Василия Шуйского. Восстание началось в Путивле, поскольку население южной окраины было недовольно свержением самозванца. Ходили слухи о его новом чудесном спасении. Казаки играли в этом движении самую активную роль и участвовали почти во всех битвах с царскими войсками: в осаде Москвы И. Болотниковым 7 октября - 2 декабря 1606 года, в калужском и тульском осадных сидениях 1607 года.

В начале 1607 года Лжепетр со своим войском, в которое вошли несколько тысяч украинских казаков, двинулся на встречу Болотникову. Обосновавшись в Туле самозванец послал в Калугу Болотникову отряд с продовольствием, однако по дороге он был полностью разгромлен. В мае 1607 года Лжепетр все-таки помог осажденной Калуге. Служивший ему князь Андрей Телятевский разбил на реке Пчельне правительственный отряд. Болотников этим воспользовался и прорвался в Тулу.

Для борьбы с восставшими власти собрали стотысячное войско, которое 21 мая 1607 года вышло в поход к Туле во главе с царем Василием Шуйским. На заключительном этапе восстания Ивана Болотникова казаки участвовали в крупном сражении под Каширой 5-7 июня 1607 года, в котором повстанцы потерпели поражение. Затем казаки были среди защитников Тулы, после затопления которой с помощью плотины, построенной царскими войсками на реке Упе, они сдались вместе с другими восставшими 10 октября 1607 года и были отпущены восвояси, за исключением руководителей мятежа. Царь обещал сохранить жизнь Болотникову и Лжепетру, но слово не сдержал: в январе 1608 года был повешен Лжепетр (Илья Горчаков), а в марте ослеплен и утоплен Иван Болотников.

С поражением восстания Ивана Болотникова Смута в стране не прекратилась. На горизонте появился новый самозванец Лжедмитрий II, обосновавшийся в селе Тушино под Москвой. Казаки и на этот раз поддержали самозванца и участвовали в ряде сражений с войсками царя Василия Шуйского.

Лжедмитрий II неизвестно откуда появился в Стародубе примерно 12 июля 1607 года. Важнейшую роль в его признании сыграл донской атаман Иван Заруцкий, недавний соратник Лжедмитрия I. Иван Заруцкий в чине боярина, полученном от самозванца, возглавлял особый приказ, ведавший казаками. Происхождение Заруцкого в точности не известно. По одним свидетельствам, он был родом из Тернополя, в раннем детстве попал в плен к татарам, затем бежал к донским казакам и уже в качестве «значительного лица» в казачьем войске появился в России. По данным же Пискаревского летописца, Заруцкий «родился на Москве от выежжего литвина худого». Возможно, эти известия и не противоречат друг другу: отец Ивана Мартыновича мог родиться на Украине, а затем выехать в Россию. В последнем случае легче объяснить умение ладить с казаками, которым славился этот авантюрист. Иван Заруцкий обладал красивой внешностью, был молод, хорошо сложен, храбр и честолюбив — короче, имел все необходимые данные для того, чтобы выдвинуться в тот редкий момент русской феодальной истории, когда личные качества играли не меньшую роль, чем знатность и богатство.

Вскоре самозванец начал собирать армию для войны с Василием Шуйским. В сентябре 1607 года трехтысячное войско выступило в поход. Треть его составляли казаки под предводительством Заруцкого. По дороге к самозванцу примкнуло около 500 донских казаков, а вскоре под осажденный Брянск явились 3 тысячи донцов и 4 тысячи бывших соратников Болотникова и Лжепетра, по преимуществу казаков. К началу апреля 1608 года армия самозванца выросла до 18 тысяч – к Лжедмитрию II, обосновавшемуся в Орле, пришли 5 тысяч донцов и 3 тысячи запорожцев. После чего самозванец двинулся к столице и в июне 1608 года стал укрепленным лагерем в Тушине. Вместе с ним тогда было не менее 30 тысяч воинов, около трети из них – казаки. К лету 1609 года численность тушинского воинства возросла до 100 тысяч, из которых примерно 45 тысяч дала казачья среда. В тушинском лагере очень высоко ценили боевые качества казачьих отрядов. Но казаки отличались не только в боях, но и в грабежах местного населения. Казачьи грабежи стали одной из важнейших причин постепенного перехода населения центральных уездов к борьбе с тушинцами. В самом тушинском лагере стал назревать кризис. Вторжение в Россию Сигизмунда III летом 1609 года и начало польской осады Смоленска привело к расколу единства тушинцев, а успехи царского воеводы Михаила Скопина-Шуйского и неудачная осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II ухудшили их положение. Рост противоречий в тушинском лагере привел к бегству самозванца в Калугу 29 декабря 1069 года. Одновременно раскололось и единство монолитных прежде рядов казачества. Так, вместе с атаманом Иваном Заруцким часть казаков ушла под Смоленск к польскому королю, некоторые – с Лжедмитрием в Калугу, а кое-кто вернулся по домам.

Новый раскол в казачьей среде начался после того, как Иван Заруцкий вместе с атаманами из его окружения принял участие в переговорах с польской стороной по поводу приглашения на русский престол сына Сигизмунда III – королевича Владислава. Многие казаки не согласились с идеей передачи русского престола польскому королевичу-католику и включились в борьбу с польскими войсками, развернувшуюся в России.

Борьба с польскими интервентами, занявшими в сентябре 1610 года Москву, приводила казаков в Калугу, к Лжедмитрию II. Его лагерь будоражили внутренние противоречия, следствием которых явилось убийство самозванца крещенным ногайским татарином князем Петром Урусовым 11 декабря 1610 года. Казаки, считавшие его своим царем, истребили в Калуге всех татар. Таким образом, борьба между Василием Шуйским и Лжедмитрием II закончилась трагически для обоих соперников. Пятью месяцами ранее убийства Лжедмитрия II 17 июля 1610 г. в результате дворянского заговора был насильственно пострижен в монахи царь Василий Шуйский. Однако, вскоре после убийства самозванца у Марины Мнишек родился сын от Лжедмитрия II Иван, которого казаки признали царевичем и стали бороться за возведение его на престол. Во главе их встал атаман Иван Заруцкий.

Конец 1610 и первые месяцы 1611 г. были временем, когда не только многие представители боярства и дворянства, но и все русское общество в целом осознало, что затянувшаяся гражданская война вплотную подвела Московскую Русь к опасности потери национальной самостоятельности. Надежды на восстановление прежнего государственного порядка, связанные с избранием на русский престол юного королевича Владислава, не осуществились — вскоре выяснилось, что занять его не прочь и сам король Сигизмунд. Боярское правительство фактически распалось, польские войска осаждали Смоленск и хозяйничали в Москве.

В начале 1611 г. национально-освободительное движение приобретает уже вполне реальные очертания. Бывшие воеводы царя Василия Шуйского и Лжедмитрия II из Рязани, Тулы, Калуги, Нижнего Новгорода, Ярославля, Суздаля, Владимира и других городов с отрядами дворян, стрельцов, казаков, служилых татар двинулись к Москве. 19 марта 1611 года, буквально накануне их подхода, в столице началось восстание населения против интервентов. Не надеясь справиться с восстанием собственными силами, возглавлявший польский гарнизон А. Гонсевский приказал зажечь Замоскворечье и Белый город. Пожар, бушевавший несколько дней, заставил большую часть москвичей бежать из объятого пламенем города. Сожжение Москвы поляками потрясло современников.

Началась долгая и трудная борьба за освобождение Москвы. Предводителями ополчения были избраны признанный лидер рязанцев думный дворянин Прокофий Петрович Ляпунов и два сподвижника Лжедмитрия II — знатный аристократ из рода великих князей литовских Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и атаман Иван Заруцкий, с которым пришли под Москву донские и иные казаки.

В конце марта 1611 года ополчение попыталось освободить Москву, но сил для этого не хватило. После неудачи под Москвой ополчение распалось из-за противоречий между дворянством и казачеством. Дворянское руководство ополчением поспешило, прежде всего, обеспечить интересы помещиков, что нашло отражение в приговоре 30 июня 1611 года. В нем полностью отстранялись от власти на местах казацкие атаманы, и эта власть отдавалась в руки дворян. Возник конфликт между казаками и дворянами, в ходе которого дворяне утопили 28 казаков, а казаки убили 22 июня 1611 года Прокопия Ляпунова.

После гибели Прокопия Ляпунова дворяне покинули ополчение, а власть перешла к Ивану Заруцкому, стремившемуся упрочить положение казачьей верхушки. Под Москвой образовалось правительство “казацких таборов”, которое желало передать престол сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но дворянство и значительная часть народа не желали видеть на престоле казацкого царя. А когда в 1612 году Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой признали псковского “вора Сидорку” царем Дмитрием, единство подмосковного лагеря окончательно раскололось.

Нелегко складывались отношения у казаков из подмосковных таборов с народным ополчением Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Руководство Ополчения настойчиво привлекало казаков на свою сторону, и с конца весны 1612 года отдельные казачьи отряды стали присоединяться к Ополчению. Но это вызвало новый раскол в казачестве. Чувствуя, как крепнут позиции Ополчения, и как теряет авторитет правительство “казацких таборов” под Москвой, Иван Заруцкий повел тайные переговоры с польским гетманом Ходкевичем. Но большинство казаков не одобрило переговоров с поляками. Тогда 12 июля 1612 года Иван Заруцкий с частью казаков бежал из-под Москвы на юг. Однако оставшиеся продолжали участвовать в борьбе с польскими войсками, хотя между Ополчением и казаками имелся известный элемент недоверия. Такое взаимное недоверие проявилось во время сражения с войсками гетмана Ходкевича под Москвой 22-24 августа 1612 года, когда 24 августа поляки усилили натиск, казаки ушли в свои таборы. И лишь после того, как к ним был послан келарь Троице-Сергиева монастыря А. Палицын, пообещавший заплатить из богатой монастырской казны, казаки вернулись и приняли участие в атаке, возглавленной самим Кузьмой Мининым. Это позволило отбить войска Ходкевича. Затем 22-26 октября казаки участвовали вместе с Ополчением в боях за Кремль.

Активное участие казаков в борьбе за Москву в 1612 году предопределило их значительную роль на Земском соборе 1613 года, когда шли выборы царя. Голос донцов в пользу Михаила Романова имел очень важное значение в избрании его на престол. Более того, именно после Смуты и восстановления монархии обязательства государя-сюзерена в отношении служилого войска Донского были зафиксированы специальными грамотами 1615 и 1618 годов.

Атаман Иван Мартынович Заруцкий не принял решение февральского Земского собора 1613 года, на котором на царство был призван Михаил Фёдорович Романов. Новая власть, в свою очередь, объявила Заруцкого врагом государства, на что он ответил разорением городов Епифань, Дедилов, Крапивну на территории Тульской области.

Для борьбы с казаками Заруцкого в Москве было сформировано войско под командованием воеводы Ивана Одоевского. Сподвижники И. М. Заруцкого начали Люблю автомобили!. Ряд городов, которые ранее контролировал Заруцкий, присягнули избранному царю Михаилу.

Не видя возможности для возведения на престол своего ставленника- сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек Ивана, Иван Заруцкий со своими казаками в апреле 1613 года ушел еще дальше на юг к Воронежу. Здесь его настиг Одоевский и бился с ним два дня. После этого сражения Заруцкий переправился через Дон и к концу 1613 года достиг Астрахани. И. М. Заруцкий не терял присутствия духа. Есть известие, что он в это время обвенчался с Мариной Мнишек.

В целом донское казачество его не поддержало, однако и не выступило против него. Возможность соединения Заруцкого с волжскими казаками пугала правительство. На Дон и на Волгу летели увещания от царя, духовенства и собора всяких чинов людей, волжским казакам царь отправил даже дары. Отправлены были грамоты от царя и собора и к самому Заруцкому, с обещанием полного помилования. Стремясь изолировать и как можно быстрее подавить новый очаг выступления, царская администрация обратилась с увещеваниями к вольным казакам, чтобы они к «воровской, злой смуте не приставали». В то же время бывший атаман не терял надежды снова поднять вольное казачество, посылал «прелестные» грамоты на Дон, но не имел успеха. Впрочем, среди этих казаков нашлось около 500—600 человек, которые прельстились затеваемым Иваном Заруцкий походом на Самару и Казань и «добычей зипунов» во время этого предприятия.

Терские казаки, которые также получили «прелестные» грамоты от атамана не поддержали Ивана Заруцкого и его сторонников, ссылаясь на то, что «великому государю нашему многая служба и раденье объявилось и к воровству приставати не хотят». Для разгрома повстанцев в Астрахань Терским воеводой Петром Головиным был направлен многочисленный отряд, состоявший из терских ратных людей, служилых горцев и терско-гребенских казаков во главе со стрелецким головою Василием Хохловым. Кроме того к Астрахани из Москвы шли боярин Иван Одоевский, окольничий Семён Головин и дьяк Василий Июдин.

После трехнедельной осады города в мае 1614 года Иван Заруцкий был разбит. Потерпев поражение, Иван Заруцкий бежал на Яик, где и укрылся на Медвежьем острове. Но вскоре стрелецкие головы Гордей Пальчиков и Севастьян Онучин, которые были отправлены боярином Иваном Одоевским, заставили яицких казаков выдать Ивана Заруцкого, Марину и ее сына. 6 июля 1614 года Заруцкий был привезён в Астрахань, а оттуда вместе с Мариной Мнишек и её сыном был отправлен в Москву. В Москве И. М. Заруцкий был посажен на кол, трехлетний ребенок повешен, а Марина умерла в тюрьме.

Российская администрация щедро наградила вольных терских казаков, выдав им вместе с терскими служилыми людьми жалованье.
http://www.apn.ru/publications/article24937.htm
Аватара пользователя
Старый
 
Сообщения: 1705
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 4:14 am

Re: Эдуард Бурда Участие казаков в русской Смуте

Сообщение Андрей Рудик » Вс апр 28, 2013 7:47 pm

Вот судьбы у казаков. Что в Смуту 17 века шатало наших предков со стороны в сторону, что в 20-й век, что в сегодняшний день нету согласия и единства средь нас. За то самозванцы всех мастей куражаться!
Такэ дило там зробылось - у городи Сочи,
Нэ слухалы б мои вуха, нэ бачылы б вочи.
Аватара пользователя
Андрей Рудик
 
Сообщения: 2179
Зарегистрирован: Пн мар 21, 2011 6:48 pm
Национальность: КАЗАК
Откуда родом: Кубанское Казачье Войско ст.Неберджаевская


Вернуться в Древняя история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика