Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Вопросы касающиеся древней истории казачества

Модератор: Старый

НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Поликарп » Ср ноя 18, 2009 2:36 am

НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ
М.Н. Ключнев


С периодом монголо-татарского нашествия (II пол. XIII-Xv вв.) обычно связывают запустение территории нашего края, почти полное прекращение здесь хозяйственной жизни, значительное сокращение населения. Это действительно верно, если взять непосредственно период завоевательных походов монголов в Дешт-и-Кипчак (Половецкую степь), а также южные и юго-восточные окраины древнерусских земель.
Многочисленное монгольское войско, объединенное жесткой воинской дисциплиной. Прошедшее через горнило длительных и суровых военных походов , значительно превосходило в военной мощи дружины русских князей и половецких ханов. Это превосходство основывалось также на использовании монголами передовых достижений военного искусства Востока (стенобитные машины, метательные орудия, "греческий огонь", флаговая сигнализация для руководства боем и т.д.). Все это позволило монголам в кратчайшие сроки (1236-1241 гг.) овладеть громадными пространствами, включавшими территорию нашего края.
Нашествие сопровождалось жестоким истреблением и порабощением населения степей. Посол римского папы к монгольскому хану монах Иоанн де Плано Карпини указывал : "Команов (половцев - М.К.) перебили татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство"[1].Итогом этих завоеваний стало образование в начале 40-х годов XIII века государства монголов -Золотой Орды, в состав которого вошла территория нашего края.
С образованием Золотой Орды в степях наступил период относительного мира, что способствовало увеличению численности населения. Уже в 1389 году проезжавший через Подрнье дьякон Игнатий сообщал : "... и ту многое множество татар, и всяких скот стады без числа много"[2].Что же представляло собой население нашего края в тот период?
Основную часть его составляли половцы, воспринявшие самоназвание господствующего монгольского племени татар, управляемые представителями татарской знати, но сохранившие свой язык и культуру. Основой их хозяйства являлось кочевое скотоводство, охота. Рядовые кочевники находились в зависимости от феодальной знати и хана.
Еще одну группу населения составляли бродники. Об их существовании имеются сведения в русских летописях и актах. Начиная с 1147 года бродники во главе со своим атаманом Плоскиней принимали участие в битве на калке (1223 г.) на стороне монголо-татар. В документах Западной Европы также есть упоминания о бродниках. Так в послании короля Венгрии Белы IV Иннокентию (1254 г.) говориться : "Татары заставили платить дань особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством : Русь, Куманию, Бродников, Булгарию" [3]. Евромейские послы к монголам Гильом де Рубрук и Плано Карпини сообщают об остатках славянского и аланского населения в наших степях. Эти люди жили свободно, исповедывали православие. В 1261 году для христиан Золотой Орды была учреждена особая Сарайская епархия. Духовенство ее жило при дворе Батыя и совершало богослужения. Рубрук считал, что бродники образовались от смешения славян с аланами. Эти люди все необходимое для себя добывали войной, охотой и рыбной ловлей. Неблагоприятные условия их жизни не позволяли им возводить дорогих построек и иметь большие города (впрочем, в русских летописях упоминается город "Броднич с месты" на Дону. Бродники жили в землянках, кухни строили из плетней и кимыша.Женщины пользовались у них особым почетом : "Жены их украшали голову подобно француженкам, и опушали низ своего платья белками, выдрами и горностаями". Мужчины летом и зимой носили высокие черные бараньи шапки и кафтаны [1].
По мнению большинства современных исследователей[4] бродники были разнородной этнической массой, включавшей в себя славянский, алано-болгарский и половецкий элементы. Объединяла их общая религия -христианство, а также род занятий. Это были группы лично свободных людей, живущих независимыми самоуправляемыми общинами. Основу их занятий составляло военное дело. Отряды бродников нанимались на службу к русским князьям и половецким ханам, служили в войсках монгольских ханов. Помимо военного дела, бродники занимались также земледелием, обеспечивая зерном кочевников, обслуживали переправы через реки, проводили торговые караваны через земли кочевников [5].
Эти же функции выполняло оседлое население степей, основную часть которого составляли славяне. Постоянные поселения славян в южном Поднепровье и среднем Подонье существовали еще до монгольского нашествия. Их население занималось земледелием, ремеслом, торговлей, удовлетворяя потребности кочевников в продуктах земледелия и ремесленных изделиях. Кроме того, жители этих поселений обслуживали переправы через реки, проводили торговые караваны [6,7].
После нашествия монголо-татар жизнь на большинстве этих поселений не прекращается, лишь усиливается неславянский элемент за счет половцев, лишенных монголами скота и осевших на землю. Жители поселений продолжают вести прежний образ жизни. Это объясняется тем, что новые хозяева степей монголы были заинтересованы в существовании оседлого степного населения [4]. Кроме того, монголы целенаправленно переселяли в пределы степи русских людей, формируя из них легкоконные отряды для своих войск[5].
Поселения этого времени (XIII - XIV в.в.) были расположены по берегам рек у переправ в окружении естественных преград (болот, озер, лесов). Население их занималось земледелием, придомным скотоводством, рыбной ловлей, ремеслом, посреднической торговлей, обслуживанием переправ через реки. Интересны сведения, которые оставил Гильом де Рубрук, который в 1254 году ехал в ставку монгольского хана. В переправе через Дон ему помогали жители "русского поселка", которые имели от хана поручение перевозить путешествующих через реку. Рубрук дет нам интересные данные о занятиях жителей поселка, в частности, о земледелии и рыболовстве: "В то время они жали рожь. Пшеница не родилась там хорошо, а просо они имеют там в большом количестве. .. В первый день они дали нам большую свежую рыбу..., На третий день - сушеной рыбы, имевшейся у них там в большом количестве." [1].
С 1993 года раскопки подобного поселения ведутся областной археологической экспедицией школьников совместно с областным краеведческим музеем у с. Нижнетеплое (пос. им. Артема) Станично-Луганского района Луганской области. Это пока единственное известное нам поселение XIII-XIV вв. на территории области.
Оно расположено на возвышенности в пойме левого берега Северского Донца и в древности было окружено болотами и озерами. Неподалеку выше по течению реки находится переправа через Донец. Ее обслуживанием, очевидно, и занимались жители поселения. В ходе исследований были обнаружены остатки семи углублений в землю жилых построек. Форма жилищ, конструктивные элементы, наличие внутри глинобитных печей сближают их с древнерусскими жилищами XII-XIII вв.[8].
Среди археологических находок особый интерес представляют те, которые свидетельствуют о занятиях населения: обломок железного серпа, ножи, плотницкие инструменты, рыболовные крюки и грузила для сетей, кости домашних и диких животных. Обнаружены также куски металлургического шлака, что косвенно может свидетельствовать о наличии местного железноделательного производства. Но самым массовым видом находок являются обломки керамических сосудов. Их форма, орнамент (прочерченные по сырой глине прямые и волнистые линии, разнообразные вдавления) типичны для древнерусской посуды XII-XIV вв. Большинство керамики местного производства, но встречаются фрагменты сосудов, изготовленных не в поселении. Это обломки амфор и кувшинов, украшенные по внешней поверхности мелким рифлением, кросно-коричневым ангобом и лощением. Такая посуда изготовлялась в золотоордынских городах, ближайшим из которых был Азак в устье Дона [9]. На поселение она могла попасть вместе с торговыми караванами, направлявшимися из Азака и других городов на Русь и в Западную Европу.
О религиозной принадлежности жителей свидетельствует найденный в заполнении одного из жилищ каменный нательный крест. Подобные кресты были распространены на Руси в XII-XIV вв. [10].
В конце XIV вв. жизнь в поселении прекращается . Это было связано скорее всего с длительными междоусобными войнами, начавшимися в это время в Золотой Орде. Самой разрушительной из них была война Тохтамыша с Тамерланом 1394-1395 гг., сопровождавшаяся массовыми убийствами, зверствами, разрушениями и грабежами. Об этих событиях свидетельствует обнаруженный на поселении в заполнении жилищ и рядом с ними слой пожарища и в нем железный наконечник стрелы.
Около двухсот лет оставался пустынным донецкий берег. Лишь в XVII. сюда приходят донские казаки и основывают Теплинский городок, остатки которого также обнаружены в ходе раскопок.
Археологические исследования поселения у с. Нижнетеплое продолжаются и, будем надеяться, дадут новые уникальные сведения об одной из интереснейших и мало исследованных страниц истории нашего края, истории Украины.

Источники и литература:
1. Путешествия в восточные страны Плано Крпини и Рубрука. -М.: Географгиз, 1957.- с.72, 109-110.
2. Лисянский А.С. Конец Дикого поля. - Донецк, 1973. - с. 20.
3. Казачий словарь - справочник. - т. 1. -Кливленд, Охайо, США, 1966.
4. Козловский А.А. Этнический состав оседлого населения южного Поднепровья в IX-XIV вв.// Земли Руси в IX-XIV вв. (история и археология): Сб. Научных трудов. - Киев, 1985.- с. 66-70.
5. Гордеев А.А. История казаков, часть 1, Золотая Орда и зарождение казачества. -М. : Страстный бульвар, 1991.-с. 36-46.
6. Довженок В.О. Среднее Поднепровье после татаро-монгольского нашествия // Древняя русь и славяне: Сб. Научных трудов. - М.: Наука, 1978. - с. 32-33.
7. Цыбин М.В. древнерусские поселения второй половины XIII-XIV вв. В среднем течении Дона //проблемы археологического изучения доно-волжской лесостепи: Сб. Научных трудов. - Воронеж, 1989. -с. 156-171.
8. Раппопорт П.А. Древнерусские жилища. Свод археологических, вып. Е.1-32. - Л. : Наука, 1975.
9. Перевозчиков В.И. Гончарный комплекс XIV века в котловане под домом Быта Юбилейный // историко-археологические исследования на нижнем Дону в 1991 году. - Азов, 1993. - вып. 11. - с. 160-224.
10. Седова М.В. Ярополч Залесский. - М.: Наука, 1978. - с. 117.
Слава тебе, Господи, что я казак!

Казаки не простаки,
Вольные ребята.
Носят шапки тумаки
И живут богато.
Поликарп
 
Сообщения: 202
Зарегистрирован: Сб июл 25, 2009 11:14 pm
Откуда: ст. Ермаковская
Национальность: донской казак

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Пн апр 18, 2011 8:26 pm

.......................................................................................................................................
Последний раз редактировалось Берендей Пт сен 30, 2011 5:34 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Берендей
 
Сообщения: 105
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Валерий Кравченко » Пн апр 18, 2011 9:26 pm

Героический город!
Аватара пользователя
Валерий Кравченко
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Сб июл 04, 2009 10:16 am
Откуда: Екатеринодар
Национальность: казак

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Пн апр 18, 2011 9:34 pm

Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь
vesna.jpg


В двадцати пяти километрах от
г.Ростова-на-Дону находится Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Чуть больше 15 лет назад началось восстановление обители, имеющей древние исторические корни и духовные традиции. Теперь, в конце ХХ - начале ХХI веков, Старочеркасский мужской монастырь стал преемником духовных традиций бывшего на этом месте Ефремовского
женского монастыря.


Монастыри во все времена были оплотом Православия. А во времена татарского ига разнохарактерное вольное население, охранявшее российское государство от басурман, объединялось, вступая на борьбу с врагами креста Христова. Первоначально образовывались пустыни, отдельные скиты, позже – монастыри. Именно они способствовали распространению и утверждению Православной веры. В 17 веке бассейн Дона был усеян монастырями. Самый древний - Монастырский городок, расположенный на правом берегу Дону, ниже по течению Черкасска. В то время он был станом «Главного Войска Донского». По преданию, здесь была устроена казаками часовня, в которой ежедневно совершалось богослужение иеромонахами Киевского Межигорского монастыря. Отсюда, после молебна у часовни, получив благословение, уходили казаки на осаду турецкого Азова в 1637 году. Монастырский городок был сожжен турками в 1643-1644 г.г., но донских казаков не оставляло желание построить новую обитель. В 1652 году жители Медведицкого городка «по обещанию своему дали место в своем юрту на строение монастыря».
Последний раз редактировалось Берендей Ср ноя 23, 2011 10:36 am, всего редактировалось 4 раз(а).
Берендей
 
Сообщения: 105
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am


Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Ср апр 20, 2011 9:18 am

“Межигорский монастырь”
ло.jpeg
ло.jpeg (3.05 КБ) Просмотров: 5518
um1.jpg
um1.jpg (11.03 КБ) Просмотров: 5518


С момента своего основания в 1638 г. донской “Межигорский монастырь” предназначался для донских казаков. Географически был расположен на склоне высокого плоскогорья, в земле представлявшую обширную, однообразную низменную степь, почва солонцеватая и малоплодородная, но богатая лесами. Дон в иных местах обращается в ручей, а в других местах образует пруды. В узких руслах Дон течёт быстро, и иногда весной лёд запирает всю реку в этих местах, поднимает воду и разливами наносит вред населению..
В IX в. когда начало образовываться Русское Государство, Русь посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий и способствовали здесь распространению Православия.

В 1570 г. при Иоанне Грозном Донское казачество было признано официальным. И уже во второй половине XVI в. в труднодоступных местах появляются первые постройки, было основано 4 городка, в том числе и г. Медведицкий в 1595 году (ныне г. Серафимович).
Основным промыслом казаков были походы за «зипунами» (в старое время, одежда русского крестьянина: кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота) в Крым, Турцию, Персию. К тому же казаки обороняли Российскую Землю от набегов враждебных соседей, в чем помогало Московское правительство.
Имея Веру, но, не имея в своей среде ни храмов, ни священников они поддерживали связь с иеромонахами Киевского Межигорского монастыря (монастырь на берегу Днепра в 19 верстах от Киева), где совершались частые молебствия и напутствия казаков.
В XVII в. уже на Дону появляются три группы монастырей: 1) Черкасские, 2) Полковых казаков, и 3)Донских казаков.
Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, был основан по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани.
В 1638 г казаки испросили у Войскового округа землю под монастырь, недалеко от устья реки, Медведицы, в балке "Межигорской пустыни". Обитель находилась под покровительством Войскового округа.
В XVII в. осуществляющиеся набеги со стороны татар, сделали необходимым условием перенести монастырь в безопасное место. В 1652 г монастырь был перенесен на правый берег Дона напротив Усть-Медведицкой станицы, на площадку уступа над обрывом высокого гористого берега с обеих сторон окруженного горами.
Между 1652-1662 гг. по благословению Патриарха Никона, начинается строительство монастыря, которое закончилось в 1665 г. Предполагалось, не отлагая времени освятить храм в честь Преображения Господня, но сложившиеся обстоятельства воспрепятствовали благому намерению, которое было совершено, только спустя пять лет в 1670 г. Следует сказать, что первоначально монастырь был не большим, окопан рвом и обнесен валом для защиты от набегов. В обители были построены: келья настоятеля, трапезная, одиннадцать братских келий, состав братии насчитывал четырнадцать человек.
Первым строителем являлся игумен Исайя. В строительстве ему помогали старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл. После смерти игумена Исайи на строительную должность был назначен Антоний из Константиновской пустыни с грамотою от Воронежского епископа Митрофана.
С момента основания Усть-Медведицкого монастыря, казачество для него являлось колыбелью. Обитель то постепенно расцветала, то терпела лишения. В годы лихих сражений принимала в своих стенах раненых казаков, а также снаряжала для царской службы. Монастырь имел большое значение для казачества, служа оплотом Православия и защиты Отечества на окраине Донской земли. :roll:0

http://sobory.ru/article/index.html?object=01036
Последний раз редактировалось Берендей Ср ноя 23, 2011 1:34 pm, всего редактировалось 3 раз(а).
Берендей
 
Сообщения: 105
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение ViktorC » Вс июн 12, 2011 3:25 am

Очень интересно, спасибо.
ViktorC
 

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Ср июл 20, 2011 11:16 pm

С окончанием садово-огороднич.сезона продолжим эту тему..... <[:)
Берендей
 
Сообщения: 105
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Ср авг 17, 2011 3:50 pm

Оф. сайт Воронежско-Борисоглебская епархия.
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь.
Лискинский район, Селявненский с/с, Дивногорье село.
2.jpg




В живописной местности при слиянии рек Дона и Тихой Сосны возвышаются многочисленные известняковые горы, вершины которых увенчаны величественными пирамидальными меловыми столбами, за свой причудливый облик названными в народе дивами. От них получила свое название и вся окружающая местность. В глубине горы дерзновенная человеческая рука создала иную красоту - многочисленные пещеры. С давних времен в этих пещерах обитали православные подвижники, возжегшие здесь лампаду монашеской жизни.

По преданию, монастырь в Дивногорье был основан в XII в. иноками Ксенофонтом и Иоасафом - греками, выходцами с о-ва Сицилия. Оттуда ими был привезен образ Божией Матери, получивший в России наименование «Сицилийская». Недавно здесь были найдены известняковые надгробные плиты с надписями на греческом языке, свидетельствующими, что под ними были погребены византийские монахи.

Какое-то время монастырь пребывал в запустении. В 1640 г. жизнь обители в Дивногорье возобновили малороссийские казаки, бежавшие от притеснений польских католиков.

В 1786 г. монастырь был упразднен, а в 1828 г. был восстановлен с переводом в него братии упраздненного Вознесенского Коротоякского монастыря. С 1864 г. - 2-го класса необщежительный мужской монастырь.

Храмов было 3: каменный соборный в честь Успения Божией Матери (освящен в 1658 г.) с 2 приделами: во имя свт. Николая Чудотворца (освящен в 1851 г.) и во имя свт. Митрофана Воронежского (освящен в 1852 г.); в меловом столпе, на верхнем скате горы, в честь Рождества Иоанна Предтечи (высечен в скале в 1693 г.); каменный в честь Сицилийской иконы Божией Матери.

Настоящее разорение обители началось в 1927 г., когда монастырский комплекс был отдан под санаторий героев революции. Новые хозяева жгли иконы, разворовывали утварь и оставшееся монастырское имущество, оскверняли пещеры.

Летом 1997 г. Дивногорский Успенский монастарь передали Русской Православной Церкви. Был приведен в порядок один из пещерных храмов, в котором начали совершать богослужения; появились первые прихожане. К радости верующих, уцелела одна из главных святынь Воронежского края, которая возвратилась в возрожденный Дивногорский монастырь - Сицилийская икона Божией Матери.

Святыни: ковчежец с мощами святых.
Последний раз редактировалось Берендей Ср ноя 23, 2011 9:33 am, всего редактировалось 2 раз(а).
Берендей
 
Сообщения: 105
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Дмитрий41 » Ср авг 17, 2011 5:11 pm

Берендей сходи по ссылке - http://rostgenealog.ru/pub/material.php?id_material=1 там размещена моя статья "Очерк к истории ОВД и казачьих станиц" . Думаю тебе интересно будет.
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

След.

Вернуться в Древняя история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика