Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Вопросы касающиеся древней истории казачества

Модератор: Старый

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Ср авг 17, 2011 8:46 pm

"Монастырь без истории"
Статья, напечатанная в православной газете
Свято-Никольского храма г.Воронежа "Светлица"

Свято-Троицкий Борщевский монастырь
В 17-м веке в селе Борщево
был крупнейший по югу России
казачий монастырь
и мощная оборонительная крепость.

От древней Свято-Троицкой обители
остались обломки последнего храма
и многочисленные пещеры в меловых горах,
покрытых диким лесом................
mon.jpg
mon.jpg (30.66 КБ) Просмотров: 3224


Загадок, связанных с Троицкой Борщевской обителью, гораздо больше, чем достоверных исторических данных. Главная причина в том, что гонениям и репрессиям борщевские монахи и казаки подверглись задолго до советской власти, при императрице Екатерине Второй. И после уничтожения крупнейшей обители все официальные источники стали скупо упоминать о некоем монастырьке, ничем не знаменитом, а потом и вовсе утратившем своё значение. Немногие из историков осмеливались правдиво рассказать о разгромленной обители, хотя бы как Митрополит Евгений Болховитинов в 1800 году: «Монастырь сей был тогда богатейший из всех украинских… Но когда учреждена была на Воронеже епархия, то со всеми вотчинами и землями приписан к архиерейскому дому… В 1764 году все вотчины сии отобраны в казну и самый монастырь упразднен, а церковь оного превращена в приходскую села Боршева (один из вариантов названия села)». Что стало с остальными монастырскими церквами, и он умалчивает.
К загадкам жития монахов и опальных казаков мы еще вернемся, а здесь приведем типичную точку зрения советских историков, которым судьба монашества вовсе была неинтересна: «Монастыри донского казачества возникли из желания казаков иметь место успокоения от тревог бранной жизни и приют под старость. Не имея ни одного монастыря на нижнем течении Дона, казаки не думали об основании его там до XVII в: условия жизни, полной тревоги и опасностей, совсем непригодны были для мирной жизни. И только в 1613 году казачество устраивает монастырь, в Борщеве, во имя св. Троицы, находившийся в 40 верстах, на юг от Воронежа. Борщев монастырь строился именно для атаманов и казаков, «которые из них постригаются и, которые из них же раненые и увечные в том монастыре будут». Положение этого монастыря на правом берегу Дона, говоря относительно, было безопасно для казаков, стоявших лицом к лицу против татар, он мог казаться тихим пристанищем. Но спокойствие здесь было лишь относительное. Татарские набеги за все XVII столетие были очень часты и опустошительны. Потому необходимо было оградить монастырь от «воинских людей». Для этого мало было монастырской ограды – нужна была крепость, а для крепости нужны были охранители. Впоследствии в царствование Алексея Михайловича, по Дону были устроены правительством, кроме городов и острожков, сторожи, т. е. мелкие сторожевые пункты. Но при возникновении Борщёва монастыря этих пунктов еще не было. Поэтому казаки сделали из монастыря настоящую крепость. Русское правительство, стремясь подчинить своему влиянию донскую казачью вольницу и использовать донских казаков в борьбе против Турции и Крыма, стало регулярно посылать казакам жалованье. В состав жалованья обычно входили деньги, хлеб (мука, крупы, сухари), сукна, порох, свинец, иногда посылались пушки и ядра. Отправки жалованья казакам на речных судах из Воронежа получили название «донских отпусков».
В короткий срок монастырь становится одним из крупнейших, по масштабам уезда, феодальным хозяйством. В 1629 году на него трудилось 10 работников, 42 крестьянина и 62 бобыля. Официальной целью создания Борщёва монастыря являлось призрение утративших трудоспособность казаков. «И при старости и болезни постригаются в этом монастыре» - так формулировалась она в царских жалованных грамотах. Однако число призреваемых было крайне незначительным. В 1629 году в монастыре было всего «10 старцев». Доступ в обитель был ограничен необходимостью внесения вклада, который частично обеспечивал содержание обители.
Борщёв монастырь нес оборонительное значение т. к. стоял практически на границе, которую и приходилось охранять донским казакам.
По указу государственному правый берег Дона был отдан донским казакам по их челобитной, за воинские заслуги. Монастырь пользовался покровительством донских казаков, которые помогали при устройстве монастыря, в получении угодий, в земельных тяжбах. Борщевский монастырь был основан донскими казаками в 1613 году, в то время когда донское казачество, участвовавшее в выдвижении на русский престол Михаила Романова, получило большие льготы, когда начались регулярные отправки русским правительством жалованье казачьей старшине («донские отпуска»). Поэтому, будучи под покровительством Донского казачества, игумен монастыря без его разрешения боялся выполнять распоряжения епархиальной власти.
Из описания Борщева монастыря, сделанного в 1629 году, видно, что в этом монастыре была «церковь во имя Живоначальной Троицы деревянная, на верху той церкви престол преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, да престол великой Христовой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, да теплый храм великого чудотворца Николая деревянный же; а в церквах образы и книги, и свечи, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение и монастырское …». Также известны два синодика за 1680 и 1752 год.
При cвт. Митрофане монастырь был приписан к Архиерейскому дому, для лучшего надзора, дабы вмешательство мирян во внутренний строй их в корень не подрывало самые основы иноческой жизни. В Борщеве по приписке его к архиерейскому дому, летом живали Воронежские Преосвященные.
Позже, утратив свой военный смысл, монастырь был закрыт. По некоторым документам известно, что монастырь был закрыт Екатериной…»
Из церковных источников есть одно нелицеприятное упоминание про казачью обитель в житийных материалах о Святителе Митрофане, первом епископе Воронежском: «К архиерейскому дому был приписан Боршевский монастырь во имя Живоначальной Троицы, построенный донскими казаками, постригавшимися здесь в старости и болезни. Обитель была богата: немало льгот и угодий получила она от войска Донского, привыкшего смотреть на нее как на своё достояние. Отсюда происходило вмешательство казаков в монастырские дела и беспорядки в обители. Своеволие иноков, поддерживаемых донскими казаками, дошло до того, что святой Митрофан в челобитной Великим Государям принужден был писать: «Боршова монастыря и его крестьян во всяких духовных и челобитных делах от донских казаков мне, богомольцу Вашему, ведать невозможно». Царской грамотой 9 февраля 1686 года монастырь этот с крестьянами, вотчинной землей и угодьями велено было приписать к архиерейскому дому, чем прекращалось самостоятельное существование обители. Предписано было выслать на Дон казаков из монастыря, чтобы они перестали хозяйничать в нём; казаков же, приезжавших на богомолье, разрешалось держать в обители не более трех дней».
Как бы то ни было, первым в истории священноархимандритом Свято-Троицкого Борщевского монастыря стал святой Владыка Митрофан, и с него обитель стала летней резиденцией воронежских архиереев.
Пора коснуться некоторых тайн истории Борщевского монастыря. Приведенные слова летописей говорят лишь о политических и экономических сторонах жизни монахов и казаков. Насколько скрывалось всё остальное, можно судить по уникальному факту: за целых полтора века существования обширной обители церковным святцам неизвестно ни одного канонизированного, хотя бы местночтимого, святого! Нет ни единого борщевского преподобного, хотя это века расцвета на Руси подвига преподобных подвижников, и календарь исполнен их именами. Ни единого мученика за веру Христову, несмотря на почти непрекращающиеся боевые столкновения с порубежными неприятелями – языческими, татарскими и польскими соединениями, а также с разбойничьими шайками. Монастырь, как и крепость, за исключением малых передышек, был постоянно на военном положении. Для иллюстрации этого – один эпизод из летописи за 1632 год: «…конец июня – вблизи Борщева монастыря появился отряд из Речи Посполитой числом сорока воровских черкас. Монастырским старцам и воронежским служилым людям удалось защитить монастырь… Дети боярские…захватили пленного, который был срочно препровожден в Москву». Один Бог ведает, сколько казаков, служивших или принявших постриг, сложили свои головы за Святую Русь и Веру Православную, приняв кончину от меча неверных врагов Отечества. Неизвестен официальной церковной истории ни один борщевский блаженный или юродивый, не говоря уже о сравнительно редких чинах святых – праведниках и святителях, происходивших бы из этих монастырских пределов.
Эта сама по себе необъяснимая загадка приобретает особенную остроту благодаря ещё одной реалии существования казачьей обители, настолько же наглядной, насколько и обойденной вниманием всех авторов, когда-либо упоминавших монастырь.
Дело в том, что вдоль Дона на всей обширной монастырской земле возвышаются меловые горы – покрытые непроходимым лесом или полностью обнажённые, вблизи речных берегов или рассеченные отвесными лесными ярами. «...Они притягивают нас к себе зияющими в наш мир огненными глазницами входов. Войдя в них, чувствуешь, что попал в совершенно иной мир, наполненный Тайной. Рожденный когда - то человеком, этот мир ныне живет самостоятельной, одинокой жизнью . Здесь не слышно уже монотонных ударов кирки или заступа, не раздается тихий шепот молитвы. Лишь вечные спутники подземелий - летучие мыши, да редкие посетители выводят своим шумом этот подземельный мир из состояния полузабытья. Войдя в пещеру, попадаешь в совершенно иной мир, лишь слегка разбавленный огоньком свечи или лучом фонарика полумрак подземелий поглощает тебя целиком. Темнота и беззвучие. Поневоле отрешаешься от обычной наземной суеты, уходишь внутрь себя, задавая себе один и тот же вопрос. Кто были люди, работавшие и жившие здесь? Что побудило их на столь тяжелый подвиг? Почему оставили привычное место обитания? Не однажды приходили люди к белым скалам, благоговея и шепча заклинания, вспоминая предков своих и приводя потомства - чтобы знали и помнили место урочное...» Источник: Русский провинциальный Журнал. Воронеж. 2001г. №4 ( 7). Загадка пещерных храмов. В. Степкин ( статья).
По всему Дону, протекающему через Воронежскую епархию, тянется череда меловых гор, в которых основаны славные обители: Дивногорский мужской монастырь, Костомаровский женский и Белогорский мужской монастыри. Почти никому неведомо, что начинался этот ряд с Борщевского казачьего монастыря, как можно увидеть на старинной карте Воронежской епархии.
Про Борщевские пещеры молчание летописей еще глуше, чем про разоренную обитель. По всем белым горам, окружающим монастырь, встречаются заваленные выходы и разрушенные своды явно церковного происхождения. Сколько было подземных ходов, укрытий и уединенных келий создано за полтора века трудами монахов и воинов? По свидетельству местных жителей, еще в послевоенное время в подземных лабиринтах можно было потеряться. Взрывали подземелья на протяжении всего прошлого столетия. Во время гражданской войны в них группировались так называемые банды, и выходы из пещер подрывали динамитом. Когда в Борщево пришли немцы и мадьяры, в лесных подземельях располагались склады боеприпасов, блиндажи и полевые штабы, которые время от времени удавалось уничтожить советским солдатам. До этого из пещер «выкуривали» гранатами дезертиров. После войны на доступных склонах гор развернули добычу мела артели инвалидов, и эти выработки сделали белые скалы уродливыми и угрожающе опасными. Немало местных ребятишек нашли гибель или увечья от взрывов боеприпасов, до сих пор в изобилии попадающихся среди леса и гор. «Черными копателями» изрыты склоны лесных яров в поисках оружия и военных трофеев. Один их них показывал найденный в монастырской земле замечательно сохранившийся крест-мощевик, аналоги которого указаны в каталогах русских древностей.
В последние годы появилась надежда на приоткрытие исторической завесы над монастырем Донского казачества, после освящения храма великомученицы Анастасии неподалеку от Борщёва и восстановления святого источника «Неупиваемая Чаша» в монастырском лесу. По прошению Воронежского казачества и жителей Борщева в минувшем году Высокопреосвященнейший Митрополит Сергий благословил возведение памятных часовен – на месте прежнего Троицкого храма и в меловых монастырских горах. И если будет на то Божия воля, то хотя бы некая часть таинственного покрова снимется с поруганной обители-крепости, так долго служившей оборонительным рубежом земли Русской. :roll:
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Ср ноя 23, 2011 10:39 am

Александр Николаевич Потапов
Казачий монастырь

О Свято-Николо-Чернеевском монастыре Рязанской епархии
Monastir_002.jpg


На юго-востоке Рязанской области в 18 верстах от Шацка расположился древний Свято-Николо-Чернеевский (Чернеев, Черниев) мужской монастырь. В начале 1570-х годов сюда, на тихий берег реки Цны, пришел из придонских степей казак Матвей. Где и когда он родился, зачем и от чего бежал глухими рязанскими лесами - нам неведомо, но так или иначе Матвей решил обосноваться в этой глухомани, заселенной в те времена мордвой, мещеряками, черемисами и другими языческими племенами, срубил часовенку, скит и стал жить пустынником, молясь Богу.
Постепенно потянулись к Матвею такие же, как и он, казаки, ищущие спасения в вере, стали осваивать мордовский язык, вести с идолопоклонниками душеспасительные беседы. «Результатом этого было то, что многие язычники из мордвы, присматриваясь к православной обрядности и прислушиваясь к стройному пению, охотно и сами делались православными. Сам первый строитель Черниевой обители больше всей братии занимался миссионерством. Как свидетельствуют старинные акты, «подговором и лебезою он приобрел для Православной Церкви из мордвы 25 человек». С этого времени в глухой мордовско-мещерской стороне стали возникать сельские храмы, появилось под защитою «сторожевых и оборонных властей» русское духовенство, и вследствие этого наши инородцы все крепче и крепче притягивались к Московской державе».
Но не все шло гладко у новоявленного проповедника. Мордовские язычники оказывали сопротивление его миссионерской деятельности, грозились разорить скит. Матвей испросил у рязанского епископа благословения на строительство на месте скита православного монастыря. В 1573 году пустынник Матвей был посвящен в иеромонаха, принял иноческое имя Матфей и занялся обустройством новоучрежденной обители, нареченной во имя святителя и чудотворца Николая. В народе же долгое время, вплоть до начала XIX века, обитель именовалась Матфеевой пустынью.
Местное население продолжало чинить препятствия монастырской братии, и Матфею неоднократно приходилось искать защиты у московского царя. Так, в грамоте Ивана Грозного от 15 февраля 1583 года говорится: «Бил челом нам от Шацких ворот, с диких поль, от церкви святителя и чудотворца Николая, что в Черни, тоя церкви черный поп Матвей з братьею. <...> И я-де черный поп Матвей по благословению владыки Леонида Рязанского поставил церковь Николая Чудотворца нову и общинку братнюю устроил, <...> а со мною-де с черным попом с Матвеем, в той-де моей Матвея новой пустыни живет пять братьев черных же».
Далее речь шла о том, что мордовское население не разрешает монахам рубить в лесу деревья, собирать валежник, крадет скот и птицу, грозит общину разорить и в степи выгнать. Государь своим указом защиту монастыря возложил на шацкого приказчика Дурова. Отныне Матфей мог невозбранно заготавливать на монастырские нужды лес, выбирать любые покосы, ловить в реках рыбу, «а от мордовских диких поль и от сторонних всяких обид и от усилы (насилия. - А. П.) его черного попа с браты тобе прикащику Юрке Дурову беречь».
Да видно плохо охранял монастырь приказчик, так как иеромонах Матфей снова и снова бьет челом государю. И Иван Грозный повторяет свой наказ. Более того, «кто по тебе, Юрке Дуровом (то есть после тебя. - А. П.), иные, а не ты, Юрка, на приказе в Мещоре будут, и те приказные по той же нашей царской грамоте попа Матвея и братью с монастырем Николы чудотворца берегут».
Чернеев монастырь выполнял еще и роль «приюта для увечных в боях за родину казаков», сюда на покой стекались немощные и раненые донцы, а разбогатевшие в походах «за зипунами» донские удальцы щедро жертвовали на строительство Матфеевой пустыни, на помин души павших в сечах. Список казачьих имен в монастырском синодике был довольно внушительным: роды атаманов Василия Грешного, Ивана Горелкина, Ивана Подшивы, род донского казака из Черкасска Герасима Сурмина и многих других, побитых на Яике, под Азовом.
Известно, что казаки, отправляясь в поход, особенно усердно молились угоднику Николаю, обещая в случае удачи пожертвовать на Церковь часть добычи. «Для сих приношений избрали они два монастыря: один Никольский ниже Воронежа, в Борщеве, другой Чернеев в Шацке. К обогащению сих своих монастырей донцы ничего не жалели: для колоколов жертвовали отнятыми у неприятеля испорченными пушками; серебро же, золото, жемчуг и драгоценные каменья, блистая в ризницах и на иконостасе, свидетельствовали об усердной вере наших набожных рыцарей. В сих монастырях казаки, потерявшие силу воевать, посвящались в монахи, увечные и раненые, как в инвалидном доме, находили приют, покой и содержание».
В 1663 году герой «Азовского взятия» атаман Осип Петров хлопотал о «казачьей» обители перед царем Алексеем Михайловичем. «Били челом нам, Великому Государю, атаманы и казаки Осип Петров и все войско Донское: в прошлых-де годах, как учали они служить на Дону на реке, и пожаловано все войско Донское за их службу и за кровь изстари, при прежних их войсковых атаманах <...> в Шацком уезде <...> великого чудо­творца Николы Чернеев монастырь на вечное прибежище и на строенье, а старым и от ран увечным в том монастыре постригаться без вклада. И они-де издавна тот Чернеев монастырь всем войском Донским и доныне строят и многие вклады дают».
Мало-помалу Матфеева пустынь расширяла свои владения. К концу XVII века ей принадлежало более 600 крестьянских дворов, пахотные земли, обширные лесные угодья, сенокосы, рыбные ловли. Монастырь богател преимущественно благодаря вкладам донских казаков. Обычно донцы, возвратившись из похода, просили на кругу Войска Донского разрешения отправиться на богомолье, «обещаясь помолиться в Москве Московским чудотворцам и великому чудотворцу Николаю в Чернеевском монастыре». Им выдавалась «проезжая память», и они отправлялись по святым местам. Кстати, непосредственной судебно-административной инстанцией для Чернеевского игумена и братии в те времена являлся Черкасский казачий круг - уже через него монастырь входил в сношения с Московским государством. Как правило, в Посольском приказе, который ведал делами казаков, их принимали доброжелательно. «Московское правительство в течение почти всего XVII века не находило ничего противозаконного в покровительстве Донского войска Чернееву монастырю и тем самым как бы признавало за ними право лично от себя ходатайствовать за обитель, хотя она находилась далеко за пределами войсковых земель». Вот, например, текст жалованной грамоты игумену Чернеева монастыря Артамону: «Били челом нам, Великому государю, царю и Великому князю Михаилу Федоровичу, донские атаманы и казаки Епифан Родилов с товарищи. И мы <...> донских атаманов и казаков Епифана Родилова с товарищи пожаловали: пустыни Чернеева монастыря с вотчины в городовое и острожное дело и никаких разметных дел делати не велели». Другими словами, царь запрещал местным властям вмешиваться в дела обители.
Постепенно Чернеевский монастырь становился одним из форпостов православия на границе с Диким полем, одновременно обретая черты крепости. Влияние обители в крае усиливалось год от года.
В истории миссионерской деятельности монастыря - немало славных имен. Так, в 1656 году язычники убили архиепископа Мисаила, крестившего окрестную мордву. Тело святителя было первоначально упокоено в Чернеевском монастыре, а затем перенесено в Переяславль Рязанский (нынешнюю Рязань).
Сам основатель обители иеромонах Матфей скончался в 1643 году и, по преданию, захоронен в ее стенах. Со временем могила оказалась утраченной, но сегодняшняя братия не теряет веры в то, что мощи преподобного Матфея Чернеевского будут обретены.
Существует и такое предание: в монастыре после своего первого похода укрывался Степан Разин. Однако документальных подтверждений тому не найдено. Зато известен следующий факт: в 1670 году Чернеев монас­тырь израсходовал на борьбу с мятежниками, то бишь на вооружение царских ратных людей, 980 рублей - почти все свои накопления. Хотя, могло статься, монастырь просто откупился от воинских команд, чтобы они под горячую руку не разорили его дочиста. Воевода И. В. Бутурлин, следуя с карательной экспедицией через Шацк, взял деньги в Чернеевом монастыре и раздал их своим ратникам. Позднее казна вернула обители лишь 288 рублей. Тогда монастырь обратился за помощью к Войску Донскому, отправившему в Москву челобитную о возвращении денег чернеевским монахам. В челобитной, в частности, отмечалось, что «монастырская казна - это прежние старинные вклады атаманов и казаков, поэтому давать им какое-то назначение могут только казаки». Однако на сей раз московские власти, которым все меньше нравилась «казачья» принадлежность обители, в дипломатической форме отказались удовлетворить просьбу.
И еще одно предание: будто в Чернеевском монастыре отбывал ссылку известный деятель российского просвещения XVII века Сильвестр (Симеон) Медведев. В обители хранился синодик с «размышлением «О пособии мертвым», заканчивавшимся словами: «Всем вам всеусердный есмь желатель Семеон Медведев». Автор «размышления» достоверно неизвестен, однако полагают, что им был именно Сильвестр Медведев.
Как уже говорилось, в XVII веке Чернеев монастырь широко пользовался покровительством Войска Донского. Войсковое начальство посредничало между настоятелем и правительством, охраняло неприкосновенность монастырских привилегий. Братия то и дело искала защиты и поддержки у донского казачества по разным поводам. Однако в благодарность за заступничество приходилось терпеть прихоти донских покровителей. В 1685 году чернеевский игумен Моисей жаловался царям Ивану и Петру: «И те казаки, забыв страх Божий, озорничали и, напився пьяни, старцев били плетьми и ослопами (ослоп - жердь, дубина. - А. П.) безвинно и в смиренье сажали, а крестьян монастырских с женами и детьми увозили на Хопер, на Дон и на Медведицу, и про то ведают старосты и выборные крестьяне. Да те же казаки в кельях из пищалей стреляли и в гудки играли и в ложки били и служилых царских людей поленьями били и монастырь запирали». Казаки озорничали, заводя в обители свои порядки. Под их влиянием она постепенно превратилась в перевалочный пункт для беглых крестьян на пути в донские степи. «Монастырские крестьяне платят казакам <...> оброк большой деньгами, медом, вином и всякими запасами, отвозят к пристани на своих подводах. Посыльных людей в тот монастырь от воевод и от приказных людей для всяких дел казаки бьют смертным боем, а монастырские крестьяне и служки чинятся во всем, сильны и непослушны. В монастырских вотчинах казаки заводят круги по донскому обычаю».
В конце концов правительство решило прекратить «казачий протекторат» над Чернеевым монастырем, и 10 декабря 1685 года пустынь приписали к Тамбовскому архиерейскому дому преосвященного Питирима. Царские грамоты на сей счет были высланы и Питириму, и на Дон. Влиянию донского казачества на монастырь настал конец. Казакам впредь запрещалось вмешиваться в дела обители и принимать кого-либо из ее насельников у себя на Дону. Правда, донцам не запрещалось делать вклады в Чернеевский монастырь, посещать его, а при достойном поведении - и постригаться там в монашество. С 1686 года монастырь отошел к Тамбовской епархии и был отдан «на пропитание преосвященному Питириму со всем его причтом вечно», окончательно утратив над собой опеку донского казачества. :roll:
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Дмитрий41 » Чт ноя 24, 2011 4:39 pm

Берендей спасибо за материал. Шацкий монастырь старейший у Донцов , наровне со Святогорским. Может и по Святогорскому что разместишь?
Дмитрий41
 
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Пт ноя 25, 2011 12:07 am

История святогорского монастыря

Святые горы. Святогорье — удивительный природный уголок, расположенный на севере Донецкой области. Святогорск красив в любое время года.

h_m_святогор1.jpg
h_m_святогор1.jpg (8.65 КБ) Просмотров: 3188

Святогорская Свято-Успенская обитель.

На правом берегу Донца высятся причудливые холмы, именуемые горами Артема.

Они покрыты зелеными вековыми дубами, ясенем, липами… Величаво встает из кряжа белый великан — меловая скала с пятью конусами.

С ее вершины открывается даль, изумительная по своей красоте.

История не сохранила свидетельств о первых поселенцах Святых Гор и времени сооружения пещер меловой скалы. Однако, не вызывает сомнений то, что первоначальная история этого уникального архитектурного памятника уходит вглубь веков. Существует несколько предположений о возникновении Святогорской Свято-Успенской обители.

Одно из преданий гласит, что первыми поселенцами Святогорска были иноки Киево-Печерской Лавры, разрушенной ордами Батыя в 1240 г. Часть монахов, спасшихся от неволи, ушла на берега Северского Донца и основала Святогорский монастырь. «Спасшиеся же от меча татарского, — говорится в одной из летописей — удалились по окрестным лесам и дебрям и заложили жилища свои в горах Донца живописнейших».

К истинности этого предания склоняет то, что местные храмы соименны храмам Киево-Печерской Лавры.

Другое предание гласит, что Святогорская обитель основана иноками Святой Афонской Горы. Говорили, будто бы однажды афонские монахи, плывшие в Россию, ошибочно приняли устье Дона за Днепровский лиман, и, продвигаясь вверх по реке, вошли в Северский Донец. Живописная местность и белые меловые горы поразили их и монахи решили уединится здесь.

Эта версия подтверждается погребением монахов по афонскому обычаю. Только на Афоне существовал обычай, по которому ровно через три года после смерти монаха откапывали его могилу; кости собирали в отдельные помещения, а черепа устанавливались в монашеских кельях. Такой способ захоронения завели у себя и древние монахи Святогорска.

Наконец, третьи историки приводят веские доводы о том, что Святогорск первоначально возник, как оборонительный пункт на юге страны и служил нашим предкам надежной защитой от набегов враждебных кочующих племен. Именно с этой целью в меловых горах были вырыты тайные подземные ходы и пещеры. Некоторые историки предполагают, что Святогорск был основан еще до татаро-моногольского нашествия, т.е. до середины XIII столетия. Вполне допустимо, что в те далекие времена здесь был основан и монастырь. Впервые Святогорск упоминается в официальных документах XVI века, когда он был одним из сторожевых пунктов Киевской Руси. В 1526 году германский посол при московском дворе Сигизмунд Герберштейн, в своей книге «Записки о Московских делах», упоминает и местность под названием «Святые Горы», лежащую при Донце.

Первое же свидетельство существования обители относится к 1624 году. Это Государева грамота на получение монастырем ежегодного содержания деньгами и хлебом. Цари Российские видели и ценили заслуги Святогорской обители. Михаил Федорович и Алексей Михайлович обращали особое внимание на Святые горы. Они повелели для защиты монастыря, держать там особенную стражу. Цари Федор и Иоанн Алексеевичи давали грамоты, обеспечивающие обитель от разных неприятностей и притеснений. Государство наделило монастырь землями и угодьями.

В XVI веке главным храмом в небольшой еще обители служила пещерная церковь Николая Чудотворца, ископанная в глубине утеса.

После моровой язвы, посетившей многие места нашего Отечества в начале ХVIII века, Святогорская обитель была страшно опустошена. Она разорилась и обеднела иноками.

Через несколько десятилетий монастырь был вновь обустроен и обеспечен землями и всем необходимым для безбедного существования.

Именно в это время появляется Николаевская церковь — наиболее интересный и древний наземный памятник монастырского комплекса.
Меловая крепость Св.Николая.jpg
Меловая крепость Св.Николая.jpg (9.42 КБ) Просмотров: 3188

Меловая церковь Святого Николая (Николаевская церковь).

Николаевская церковь — уникальное сооружение. Ее алтарь, расположенный, как принято, в восточной части, высечен в массиве скалы. Отличительная особенность храма — композиционное единство с меловой скалой и окружающим природным ландшафтом. В конце XVI века на его месте располагалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. После оползня, разрушившего вершину утеса, возникла необходимость построить новый храм. История сооружения храма имеет вековую легенду. Согласно нее, строительство велось в тайне, за меловой стеной, оставленной для маскировки перед фасадом здания.

После окончания постройки, в одно прекрасное утро, на рассвете, стена была обрушена и, на месте голого утеса встал красивейший храм. За это в народе он получил название «Меловая церковь».

В XVII — начале XVIII веков Николаевская церковь служила не только храмом, но и укрытием, крепостью, где держали оборону сторожа и монашествующие. Не случайно первоначальные оконные проемы XVII века имели форму бойниц.

Находясь за чертою русских поселений, Святогорский монастырь в первое время подвергался страшным татарским набегам — не раз монахи и настоятели попадали в плен и томились в тяжелой неволе.

Во время нападений, спасением для осажденных были пещеры, пронизывающие утес по всему его объему. Время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI — началу XII века.

Недалеко от Святых гор располагалась столица половцев Саркель (Белая Вежа). Этот утес служил для нее как бы естественной крепостью. А в те времена, в укреплениях обязательно делали тайные ходы к воде, чтобы не погибнуть от жажды во время осады, когда все наземные пути перекрыты. Пещерный комплекс, протяженностью более 800 метров, вырубленный руками неизвестных тружеников, представляет собой сложный лабиринт ходов, подземные церкви и кельи, трапезную и некрополь.
Святогорская икона божьей матери.jpg

Святогорская икона божьей матери.
Кроме Николаевской церкви в комплекс мелового утеса входит небольшое сооружение, расположенное к востоку от нее. Это так называемая Андреевская часовня или Верхний павильон паломников.
Как и все древнерусские монастыри, Святогорск одновременно был крепостью, монахи - воинами. "Монастырская братия" получала свинец и порох от Чугуевского и Белгородского воевод, а в отражении татарских набегов им помогали казаки и московские "служивые люди".

Здесь жили, кроме иноков, сторожа-наблюдатели, находили приют беглецы из татарской неволи (последних святогорцам предписывалось расспрашивать обо всем виденном в плену — для сбора разведданных). Обитавшие первоначально в скале, святогорские иноки в конце XVII века начинают возводить внизу у реки новые монастырские здания, в частности, каменный престольный храм (1698–1708 годы).

В 1782 году с крымским ханом Сахиб-Гиреем был заключен мирный договор, надобность в монастыре-крепости отпала и в 1786 году монастырь был закрыт. К моменту закрытия монастырю принадлежали 27000 десятин земли и 2000 крестьян. С 1790 года Святыми горами владел пленившийся их красотой князь Г. Потемкин, а позднее — его родственники Энгельгардты. Свято-Успенская церковь стала приходом, но ввиду святости места люди продолжали стекаться сюда.
общий вид.jpg


На сегодняшний день Свято-Успенский Святогорский монастырь Горловской Епархии — крупнейший православный духовный центр Донбасса, Восточной Украины и юга России. Обитель известна далеко за пределами Донецкого края: в праздники Святогорской иконы Божьей Матери, преподобного Иоанна Затворника Святогорского, Успения Божьей Матери в Святогорск стекается до 12 тысяч паломников из Украины, России и Беларуси. В 1992 году монастырю отдали его собственный — разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор.

День 29 декабря 2003 года стал значимой датой для Святогорского монастыря: в этот день все строения и земли, исторически принадлежавшие монастырю, были возвращены ему государством.
9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви присвоил монастырю статус Лавры.

Сегодня в монастыре проживает более 100 монахов. У монастыря имеется пять колоколен, на которых в общей сложности собрано 54 колокола, самый большой из которых весит 6 тонн. Вход в обитель охраняет отряд донских казаков. :roll:
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Пт ноя 25, 2011 1:14 am

Древнее Азовское предание о крещении казачества



Древнее Азовское предание о крещении казачества
29.03.2009
Отпечатано по решению Совета Старейшин Минского округа ВОК
г. Слуцк 2007 г.
К нашему счастью в местах былинных олонецких Господь помог сохранить на только сказания об Илье Муромце и других славных казаках, но и Древнее Азовское предание о крещении казачества. Изучив его, узнаете наше прошлое, поймете настоящие, увидите будущее, осознаете предназначение свое и смысл жизни земной.
В 1907 году оно было представлено святому Иоанну Кронштадскому и им одобрено. Записано со слов ямской казачки Карютиной Маремьяны Степановны в 1960 году в городе Санкт-Петербурге.

Часть 1
Жизнь до Рождества Христова
Два моря на юге есть: Русское да Сурожское.
А меж ними два полуострова: Крымский и Таманский.
Места теплые, почти райские.
Потому народы многие
Завсегда норовили прижиться там,
А особенно эллины хитроумные
Торгового ради промысла.
Поприплыли они из-за моря,
Понастроили городов каменных,
Понаживались на хлебе краинском,
На рабах да кожах моченых.

Больше ладили гости со скифами,
Откупаясь червонным золотом,
Но зато враждовали с ясами
Из-за старых долгов Танаиса.
За коварство и бессердечие
Ненавидели греков многие
Из племен, обитавших в Азии,
И купцов убивали эллинских,
Забирая товары знатные.

Было царство у них Боспорское
Со столицею в граде Корчеве,
Что стоял на горе осыпчатой
У пролива у Киммерийского.
А в проливе том – коса длинная.
Кто по ней ходил – в Таматархе был.
В Таматархе был – эту быль открыл.
В Гермонассе спал – истину спознал.
Что забыто, то забыто,
А что помнится, то сказывается.

Задолго до явления Христа. Спасителя нашего,
Поселились на островах Таманских три брата:
Ахват, Венет и Деньдар –
Дети Всадника Небесного и Воли Вольной.
А жили они рядом с градом Таматархой,
Прозванным так, потому что тама Тарха Тархович,
Предок словен, народился.
Греки же Таматарху в Германассу переиначили,
Да Бог потом все поправил
И имя исконное вернул.

Итак, жили три брата.
Говорили они на языке старословенском,
А женились на дочерях Азака Танаита
Сарматских кровей.
Первый придумал лаву –
Строй казачий войсковой – и юрту.
Второй – азбуку-глаголицу – и ушкуй,
Третий — невод и лук дальнобойный.
От них пошли дети – казаки,
Которых соседи называли касогами –
Безбородыми братьями,
Ибо брились они,
Оставляя только чубы да усы,
По образу предка своего небесного,
Хранителя белых оленей облачных,
А на нем знак Духа Божьего.

Ахват с дружиною арканил соседей хищных.
Венет водил ладьи с товарами заморскими
По рекам, через волоки, на Ладогу.
А Деньдар кормил рыбой царство Боспорское
И станицы охранял, пока братьев не было.
Жили они долго
И род их вельми умножился,
Вгоняя в страх язычников доблестями воинскими,
Потому что не было у них не князей, не рабов.
А верили в Бога Высочайшего, Бога Единого,
Не воздвигали кумиров эллинских,
Изгоняли бесов из домов своих
И молились Господу всенародно.

В 1907 году оно было представлено святому Иоанну Кронштадскому и им одобрено. Записано со слов ямской казачки Карютиной Маремьяны Степановны в 1960 году в город Санкт-Петербурге.

Часть 2
Крещение
1. Видя, что человечество погрязло в грехах гнусных, не может само искупить их и выбраться на путь праведный, Всемилостивый Творец послал Сына Своего,
2. Сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святаго и Марии Девы и вочеловечившася;
3. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребенна;
4. И воскресшего в третий день по Писанием;
5. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца;
6. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.
7. На день пятидесятый от Воскресения Христова Матерь Божья, апостолы, ученики Христовы и многие верующие собрались поутру в одном из домов иерусалимских,
8. А иудеи тогда праздновали обретение Закона Синайского.
9. И нашли тучи, и сделался шум великий;
10. И явились языки огненные, и почили по одному на каждом из апостолов.
11. Все исполнились Духа Святаго, стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
12. И разошлись в разные стороны, в земли назначенные Господом.
13. Святому апостолу Андрею Первозванному, среди многого, досталось царство Боспорское и он отправился туда со словом евангельским.
14. Как и многие лета досюль, съехались казаки тогда на Круг Большой – познать милость Божию в порядке древнем.
15. Опять стоял на требище котел с багрецом- чихирем и меч священный над кучей ветья возвышался.
16. Вот победье пришло. Базыги-ведуны в купавных одеяньях на гарище взошли и к Богу обратились – направить с моря тучи по требному пути,
17. Но небо было чистым, а Хорс палил и жарил притихших казаков.
18. По старому поверью, если Господь не принимал жертву от полона языческого, значило это, что гневается Бог на шуру казачью за грехи тяжкие и хочет видеть на поторечине башку воеводы главного.
19. Захолонули сердца многие и Зой многогласый смертный за сто верст слышан был.
20. А деревника кизиловая для поторечины рядом росла.
21. Втымеж и Святой апостол Андрей Первозванный, после проповеди в Таматархе-Германассе, выйдя за город, окрестности осматривал.
22. И услышав вопль всенародный, в сторону Фанагории пошел.
23. Среди зарослей гранатника, виноградной лозой перевитого, на берегу речки прозрачной со дном каменистым увидел он курган высокий, тымьян-чебрецом да лавандой замуравленный, и казаков, певших плач похоронный.
24. Шурабаш на земле крестом лежал и за весь синод в грехах небу каялся. С саблей острою окол пристав стоял, и закон исполнить готовился.
25. Тут возник апостол на требище во столбе солнечном, принесенный туда незаметно Божьим Ангелом.
26. Окропив водой святою из походной фляги казаков на требище, возвестил он народу поникшему громным голосом:
27. «Дети Бога Единого, радуйтесь! – Явился миру Иисус Христос – Господа Сын Единородный.
28. Будучи безгрешен подлинно, принял на себя грехи человеческие и распят был, и воскрес всем во спасение, смертию смерть поправ.
29. Отдавший кровь свою за нас, Он был жертвой последней перед лицом Отца Небесного. Слава ему на веки!»
30. После этих слов апостольских раздался во чистом небе гул поратный и грохот прокатился, будто горы великие рушились,
31. А орел-беркут, над курганом пролетавший, уронил на требище агнца белого.
32. Потом, вернувшись, подхватил, вознес в бесконечность горнюю, и оттуда сверкнула молния, ветье старое запалившая.
33. Раскалился меч и Святой Андрей ухватил его десницею голою да за лезвие огненное и поднял высоко этот крест, златом зареющий, над синодом казачьим со словами:
34. «Отныне вы есть Воинство Христово! Сим мечем будете служить Господу, защищая Веру Православную, и души свои грешные спасете».
35. Передав оружие воеводе, в силе восставшему, возложил на него апостол папаху черную и сказал:
36. «Нежалеющий живота своего за други своя, истинно, он – отец ваш родовой пока в Круге казачьем безгрешен, а законы и заповеди соблюдает».
37. Потом, до самого повечерья, учил народ молитвам христианским и читал Евангелие, а, уходя в Таматарху, наказал поставить на кургане юрту для таинств и готовиться к крещению, обратив амулеты нательные с крестами колесными в кресты простые.
38. И возрадовался народ казачий Вести Благой, давно ожидаемой, и уверовал во Христа Вседержителя, Света от Света, Бога Истинна от Бога Иситнна и во Святую Троицу в виде православном.
39. Через девять дней, сзаранка, собралось все Воинство Христово с чадами и домочадцами для таинства крещения.
40. И окрестил казаков в речке светлой у кургана сам апостол Андрей и два диакона (казаки из Корчева) ему прислуживали.
41. Остались нам от времени того имена немногие крещеных мужей Шуры казачьего синода Гермонасского для памяти:
— воевода главный Арий, в крещении Архилай;
— воевода морской Фархад, в крещении Фалласий;
— воевода походный Азат, в крещении Яким;
— сотник Боразан, в крещении Христофор;
— сотник Орлин, в крещении Самсон;
— сотник Любислав, в крещении Товий;
— старик Звездан, в крещении Гервасий;
— старик Астемир, в крещении Геронтий;
— старик Калуф, в крещении Евдоким;
— мечник Светозар, в крещении Ставрий;
— хранильник Благослав, в крещении Евлогий;
— пятидесятник Шумахо, в крещении Орит;
— пятидесятник Сашхо, в крещении Келестин;
— пятидесятник Лакваз, в крещении Самей;
— пятидесятник Шварах, в крещении Лаван;
— пятидесятник Леча, в крещении Панхарий;
— пятидесятник Хорт, в крещении Пимен;
— пристав Фидар, в крещении Кондрат;
— пристав Саухал, в крещении Кифа;
— пристав Фарнак, в крещении Лампад;
— пристав Алан, в крещении Ермолай.
42. Окрестив казаков и рукоположив во священника войскового писаря Александра, жившего в Таматархе послушника из казаков,
43. Разрешил святой апостол Андрей синоду казачьему впредь на Круге избирать иереев своих, из числа рукоположенных епископами,
44. И указал построить Воинство Христово по данному ранее предписанию с оружием.
45. Увидев казачество верное с клейнодами баскими,
Возрадовался, ибо были звенья в куренях, курени в сотнях, а сотни в полках. И все дружно Бога славили, ослепляя округу доспехами сияющими.
46. Обойдя полки, святой апостол Андрей заповедовал: «На шары бунчуков золотые, вместо зверей и птиц степных, укрепите кресты железные стрельчатые, в знак победы Христа над язычеством.
47. Проходя через земли инищие, повсеместно хвалите Господа, проповедуйте всюду Заповеди,
48. Поступайте с врагом по-доброму и потянутся люди духовные в войско верное из других племен.
49. И не будет тогда переводу вам. Род казачий во всем преумножится.
50. Но не раз еще испытает вас Иисус Христос до пришествия.
51. Все претерпите от Антихриста, соблазнившего народы раем земным. И по миру будут рассеяны лучшие из выживших.
52. Но не бойтесь и этого – во всем добрый промысел Божий есть, а души убиенных за дело Господне в раю истинном благоденствуют.
53. Стонет душа и ропщет разум, предвидя реки кровавые и горы убиенных бесчисленные,
54. Но вне времени Господь наш пребывает и, что случиться должно на земле через тысячи лет, уже случилось и ничего изменить нельзя,
55. Только следует идти по пути праведному, истребляя зло, борясь с диаволом денно и нощно, в надежде на спасение души бессмертной,
56. И тогда каждый получит заслуженное в Царствии Небесном, где жизнь вечная.
57. Потомки же ваших, Христа не предавших и все до конца претерпевших воинов, на своей земле и в рассеянии, утвердят объединившись Евангелие Царствия во всей Вселенной;
58. Защитят святую Церковь Православную, спасут праведников многих от полчищ сатанинских;
59. Вытащит заблудших из клоаки содомской;
60. Встретят в строю воинском Христа Бога нашего;
61. И исполнят до конца Им предначертанное;
62. И будет Суд Страшный, и исчезнут народы кровные, в вере нестойкие, в геенне адской, но Воинство Христово неистребимо и с Господом пребудет».
63. До весны жил апостол в Корчеве. Перед Пасхой к Днепру отпревился на ушкуях казачьих весельных нагруженных товаром греческим,
64. И прошел длинный путь до Ладоги, просвещая народы дикие и кресты выставляя каменные.
65. А служили ему Елисей и Фирс, сыновья воеводы Ария, и апостольский муж Азария.
Слава Тебе, Господи, что мы казаки!
Предание отредактировал и снабдил словарем древних слов Попов Валерий Александрович. При любой перепечатке или цитировании необходимо ссылаться на Карютину М. С. и Попова В. А.
Копия верна: Председатель Совета Старейшин Минского округа ВОК полковник казачьих войск
В. А. Попов 15 мая 2007 года

Словарь старинных слов и названий
Багрецовый – ярко-красный.
Базыга – старый хрыч.
Баско – красиво.
Братина – большая чаша для пития вкруговую.
Бренное – грешное.
Ватман – атаман.
Ветье – хворост.
Волхованье – волшебство.
Втымеж – в то время.
Вздымать – поднимать.
Вырушить – сбросить.
Гарище – пепелище.
Горний – небесный.
Громный – подобный грому.
Деревника – стройное деревце.
Десница – правая рука.
Долонь – ладонь.
Досюлешний – прежний.
Духмяный – душистый.
Замуроветь – зарасти травой.
Здынуть – поднять.
Заранка – реннее утро.
Зареть – гореть ярким пламенем.
Зой – вопль.
Зень – земля.
Инищие – иностранные.
Киммерийский пролив – Керченский пролив.
Корчев – современная Керчь.
Купавный – белый.
Клоака – морально низкая среда, канал для сбора нечистот.
Лодейный – корабельный.
Морок – мрак.
Марена – языческая богиня смерти.
Мара – смерть, марево.
На дым спустить – сжечь.
Окол – рядом.
Пабедье – время около обеда.
Пернач – рукоять металлическим перистым навершием, символ военной власти.
Полон – плен, пленные.
Порато – очень, сильно.
Поторечина – вбитый в землю кол.
Повечерье – закат солнца.
Русское море – Черное море.
Синод – собрение.
Строка некошна – нечистая сила.
Сурожское море – Азовское море.
Таматарха — древний город на месте нынешнего поселка Тамань.
Танаис – древний город в устье Дона.
Тарап – порывистый ветер.
Требище – площадка доля волхования.
Тымьям – чебрец.
Ушкуй – весельное судно казаков-повольников.
Фанагория – древний город на Таманском полуострове.
Чихирь – молодое вино.
Шелепуга – плеть.
Шура – совет (сарматское).
Шурабаш – глава совета у азовских казаков.
Яма – новгородский город-крепость (Ямгород, Ямбург), нынешний город Кингисеп Ленинградской области.
Ямские казаки – казаки Ямгородского околоградия – потомки донских, переселившихся в Новгородскую землю. Предки ямских казаков первыми встретили на Куликовом поле Дмитрия Донского, поднесли ему икону-хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребенской. Приняли активное участие в сражении против татар. Бежавший с поля боя темник Мамай в отместку за это погромил на Дону казачьи городки. Часть казаков ушла в Новгород, В 1612 году Ямгород, Капорье и Ивангорд были захвачены шведами. По договору между Швецией и Россией ямские казаки переселились на южный берег Онежского озера от реки Свирь до реки Вытегры.
Ясы – сарматское племя. :roll:
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Пт ноя 25, 2011 10:47 am

"Господь, приходя, обещал нам, что продиктует соловецкое Евангелие...". Что испытал Спаситель один на Крестном пути, пережили тысячи Его учеников. Соловки Ему ближе земного Иерусалима. Придя в урочище Святой Руси, назвал Он их русским Своим Иерусалимом, русским Элеоном. От России грянет ангельская труба воскресения. И когда отец наш со братиями в гулаговском бараке рыдал над Евангелием, ангелы метили Секирку — Лобным местом, Анзер — Тивериадским морем. Своя была на Соловках горница Иерусалимская, своя гора Ермон и свой Фавор. Евангелие животворилось в соловецкой сфере." (Владыка Серафим)

Соловецкий монастырь.
znamenie_2010_001.jpg


Общая история соловецких монахов и казаков
"После изгнания казаков с Дона многие из них осели на землях Соловецкого монастыря. В грамоте 1548 г. говорится о денежных повинностях казаков, проживающих в волостях Виремской, Сумской, Шиженской, Сухонаволоцкой и в Слободке. Снова о казаках из Сумской волости говорится в грамоте 1564 г.: «да те бы восмь человек сидели у вас в окладе и окладывали земских людей и казаков в Божью правду..." Из монастырских волостей вышли поколения казаков - землепроходцев. Дежнев, Ермак... Они прошли через всю Сибирь до берегов Северного Ледовитого и Тихого океанов... Черным, стал для казачества советский монастырь в ХХ веке.....http://www.solovki.ca/camp_20/kazaks.php :roll:
Осенью 1661 г. Степан Разин отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и по дороге был в Москве. По невыясненным обстоятельствам он не был схвачен властями.

Волны бунта Степана Разина достигли Соловецкого монастыря, где нашли поддержку в лице недовольных реформами Никона. "Казаки Разина отстранили иноков и бельцов от дел, избрали начальниками своими Фаддейку Кожевника и Ивашку Сарафанова, учили не повиноваться церкви и не признавать царя. После поражения Разина, число казаков в Соловках еще более увеличилось."

Сам Степан Разин после пыток был публично казнен 06.06.1671 г.

В 1668 - 1676 гг. возмущение Соловецкого монастыря против новоисправленных церковных книг не без оглядки на течение бунта под предводительством Разина вылилось в восстание, известное в истории как "Соловецкое сидение"

Связь казаков с севером очевидна.....Из описания Борщева монастыря, сделанного в 1629 году, видно, что в этом монастыре была «церковь во имя Живоначальной Троицы деревянная, на верху той церкви престол преподобных отцов Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев....иначе с чего бы казакам поклонятся
основателям Соловецкого монастыря..Зосиме и Савватию. И в Делах Донских есть документы в отпуске
казаков на поклонение этим святым на Соловки..далеко не ближний свет.
http://www.kazachiy-krug.ru/stati/relig ... kazakami-v
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Сб дек 24, 2011 11:22 am

http://www.kulichki.com/~gumilev/SAA/index.html

Александр Александрович Шенников
Червленый Яр
Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV – XVI вв.
saa01.png
:roll:
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендей » Ср дек 28, 2011 11:09 am

Княжество потомков Мамая(родословная Мамая).


А. А. Шенников
Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XIV – XV в.)

http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=120
Берендей
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 8:49 am

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендич » Чт янв 05, 2012 8:28 pm

http://narod.ru/disk/36626123001/%5BFet ... BookFi.org).pdf.html

еще один взгляд на историю казаков как Донского народа. :roll:
Аватара пользователя
Берендич
 
Сообщения: 223
Зарегистрирован: Ср янв 04, 2012 6:54 pm

Re: НАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ В XII-XIV ВЕКАХ

Сообщение Берендич » Вс янв 29, 2012 10:15 am

Леонид Болотин, Русская народная линия (одна из версий...........)
Генеалогическая взаимосвязь …
Рождественские образовательные чтения 2006 года. Выступление на секции "Родословие в истории и современной школе". 1 Февраля 2006 года по Р.Х.

Всечестные отцы! Уважаемые коллеги!
Любые генеалогические исследования своим архетипом имеют Библейские родословия, и в первую очередь - родословия ИИСУСА ХРИСТА в Евангелиях Апостола Матфея (Мф. 1, 1-16) - нисходящее от Авраама до Иосифа и Апостола Луки (Лк. 3, 23-38) - восходящее от ИИСУСА ХРИСТА до Адама. Именно это родословие роднит всех нас - представителей рода людского с Новым АДАМОМ через нашего всеобщего праотца Ветхого Адама. Именно поэтому для всякой человеческой законной генеалогии - родословия СПАСИТЕЛЯ есть первоначало и образец.

Давний мой интерес к царским родословиям, как ветхозаветных эпох, так новозаветного времени, который реализовывался по разным аспектам этой темы в ряде моих публикаций последних семнадцати лет, выработал у меня внимание к различным, казалось бы, второстепенным деталям царственной генеалогии.

Но ещё в юности после чтения заметки в каком-то научно-популярном журнале, посвященной происхождению матери Царя Иоанна Васильевича Грозного - Великой Княгини Елены Васильевны, урожденной княжны Глинской, меня поразила такая "парадоксальная" подробность: если по отцовской линии род первого Русского Царя восходит к победителю Куликовской битвы святому благоверному Великому Князю Димитрию Донскому, то по материнской линии он напрямую восходит к золотоордынскому темнику Мамаю, потерпевшему тогда сокрушительное поражение на Дону.

Потом мне неоднократно попадались упоминания об этом родстве в других публикациях. Но, как правило, эти упоминания носили оттенок легендарности. Факт родства обычно преподносился как смутное родовое предание князей Глинских, якобы не имеющее строго документального подтверждения. И только при чтении известной книги Льва Николаевича Гумилёва "Древняя Русь и Великая степь" (М., 1989) мне стало известно и понятно, что это вовсе не легенда, а вполне реальная генеалогическая связь. Она непрерывно прослеживается от Мамая до Царя Иоанна. Л.Н.Гумилев ссылался на опубликованную в 1981 году статью историка А.А.Шенникова "Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XIV-XV веках)". Публикация же А.А.Шенникова опиралась на вполне официальный генеалогический справочник русской аристократии - на "Бархатную книгу". При этом данные "Бархатной книги" А.А.Шенников сопоставлял как с персидскими хрониками, так и с золотоордынскими или крымскими документами.

Конспективно скажу следующее. После поражения на Куликовом поле Мамай бежал в Крым, в Кафу, где был убит соперниками в следующем 1381 году. Видимо, сам князь Кият Мамай был не татарского, а половецкого происхождения, но женат он был на дочери хана Бердибека из царственного рода Чингизидов.

У Мамая было по крайней мере два сына. Один из них - князь Мансур Кият продолжал верховодить смешанными отрядами из черкесов, татар, славян, потомков половцев и хазар, которые проживали на части территории Черниговщины. Этот межэтнический субстрат в истории носит название севруков. С православными севруками некоторые историки - и в том числе А.А.Шенников - связывают происхождение запорожского и донского казачества. Мансур Кият Мамай был основателем трех крепостей - Глинской, Глинищевской и Полтавы. При этом последний топоним может указывать на связь с этнонимом "половец".

Мансур был убит под Самарой в сражении с войсками Тимура в 1391 году. Сын же Мансура - Алекса не позже 1390 года был крещен в Киеве. Таинство Крещения совершал знаменитый святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, который с 1390 года занял Московскую кафедру. Алекса Мансурович в крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и внук Мансура - сын Алексы, именем Иоанн.

Вот этот-то Иван Александрович добился себе в 1399 году от Великого Князя Литовского Витовта титула Князя Глинского. И в его управлении уже официально оказались города-крепости, основанные его дедом Мансуром Киятом, - Полтава, Глинск и Глинище. Великий Князь Витовт женил князя Ивана Александровича Глинского на Острожской княжне Настасье Даниловне. Таким образом, их дети обрели генеалогическую связь как с Молдавскими Господарями, так и с Сербским Королевским родом Неманичей. Об этом подробнее писал академик М.Н.Тихомиров.

Православные правнуки князя Ивана Александровича Глинского - Михайло Львович Дородный, Иван Львович Малой, Василий Львович Слепой и Федор Львович уехали в 1508 году из католической Литвы в Москву и стали служить Великому Князю Василию Иоанновичу. Характерно, что князь Иван Львович Глинский не стеснялся носить родовое имя своего половецкого пращура, в одной русской летописи он упоминается как "Иван Мамай".

Великий Князь Василий Иоаннович решил расторгнуть свой первый более чем двадцатилетний брак с Великой Княгиней Соломонией, урожденной Сабуровой, по причине её бесплодия. В ноябре 1525 года Великая Княгиня Соломония была пострижена в Московском Рождественском монастыре с именем София. А в январе 1526 года Великий Князь выбрал себе в жены дочь одного из приезжих князей Глинских - Василия Львовича Слепого - осиротевшую к той поре княжну Елену Васильевну Глинскую. Первенцем от этого брака в августе 1530 года и стал Великий Князь Иоанн Васильевич.

В свете этих генеалогических данных можно в частности отметить следующее. Взятие Царем Иоанном Васильевичем Грозным под свою державную руку Казанского и Астраханского Царств, помимо сугубо геополитических задач, имело в своем основании и вполне определенные генеалогические аспекты государственного наследия Чингисхана. Ведь с ним наш Государь через супругу своего пращура - золотоордынского темника Кията Мамая имел прямое родство. Из вышеназванных материалов я составил краткую генеалогическую справку. Желающие могут её получить посмотреть, а я готов ответить на возможные вопросы. Благодарю вас за внимание.


Историческая Справка
Из Родословий Царя Иоанна Васильевича Грозного в XIV-XVI веках


По отцу
1. Димитрий Иоаннович Донской, Великий Князь (1350 - 1389).
2. Василий I Дмитриевич, Великий Князь (1371 - 1425) - сын.
3. Василий II Васильевич Темный, Великий Князь (1415 - 1462) - внук.
4. Иоанн III Васильевич, Великий Князь (1440 - 1503) - правнук.
5. Василий III Иоаннович, Великий Князь (1479 - 1533)- пра-правнук.
6. Иоанн IV Васильевич Грозный, Царь и Великий Князь (1530 - 1584) - пра-пра-правнук Великого Князя Димитрия Донского.
Промежуток - четыре поколения.

По матери
1. Мамай Кият, князь, золотоордынский темник (+1381). Супруга - дочь хана Бердибека - Чингизида.
2. Мансур-Кият, князь (по персидским хроникам "сын Мамака", пленен и убит тимуровцами в 1391 году под Самарой) (старшин сын)
3. Алекса Мансур-Киятович, в крещении Александр - Козак Мамай, крещен святителем Киевским митрополитом Киприаном около 1390 года. Служил Великому Князю Литовскому Витовту, держал Глинск, Полтаву и Глинище, которые построил его отец - Мансур (внук)
4. Иван Александрович Князь Глинский (крещен вместе с отцом) с 1399 года первый князь Глинский - супруга Настасья Даниловна, княжна Острожская (правнук)
5. 1. Борис Иванович (пра-правнук)
6.1. Лев Борисович (пра-пра-правнук)
Все четверо сыновей Льва Борисовича приехали в лето 7016 служить Великому Князю Василию Иоанновичу в Москву:
7.1. Иван Львович Малой - Мамай (помимо родословцев в одной из русских летописей он указан как "Иван Мамай") (пра-пра-пра-правнук)
7.2. Василий Львович Слепой (пра-пра-пра-правнук)
8.1. Елена Васильевна Глинская (+1538) (пра-пра-пра-пра-правнучка).
9.1 Царь Иоанн Васильевич Грозный - пра-пра-пра-пра-пра-правнук темника Мамая князя Кията.
Промежуток - семь поколений.
8.2. Юрий Васильевич (+1547)
8.3. Михаил Васильевич (+1559)
9.1. Иван Михайлович (+1602).
7.3. Федор Львович
7.4. Михайло Львович Дородный (+1534)
6.2. Василий Борисович
6.3. Иван Борисович Великой
5.2. Федор Иванович.
6.1. Богдан Федорович
5.3 Семен Иванович

Выборка из родословий по линии Князей Глинских составлена по "Бархатной книге", "Келейной книге", "Синодальному списку", статье А.А.Шенникова "Княжество потомков Мамая (к проблемам запустения Юго-Восточной Руси в XIV - XV веках)" (Л., 1981) и книге Л.Н.Гумилева "Древняя Русь и Великая степь" (М., 1989).

P.S: Некоторых моих слушателей на Рождественских образовательных чтениях смутила разница в числе поколений, которых между Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским и Царем Иоанном Васильевичем Грозным четыре, а между князем Киятом Мамаем и Царем Иоанном - целых семь поколений. Для пояснения этой ситуации предлагаю следующее рассуждение.

У Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского старший сын Василий родился в 21 год. У его сына только в 44 года родился внук Великого Князя Димитрия Донского - Василий Васильевич. Правнук у внука родился в 25 лет. Великий Князь Василий Иоаннович - сын от второго брака - родился, когда Отцу было 39-40 лет. Царь Иоанн - тоже от второго брака, Он родился, когда его отцу был 51 год. Трое из великокняжеских детей - поздние, родившиеся на 34-м, 39-м и 51-м годах жизни их отцов.

Князь Кият Мамай стал полководцем-темником, то есть командовал как минимум десятитысячным войском уже в 1350-х годах, когда Великий Князь Димитрий был ещё мальчиком. Таким образом, очевидно, что Кият Мамай и Великий Князь Димитрий Иоаннович - люди разных поколений. По крайней мере, у них разница в полною единицу. Надо отметить, что первенствующие роли в вооруженных силах Золотой Орды Кият Мамай получил, видимо, именно благодаря браку с дочерью Чингизида - хана Бердибека. Следовательно, его сын Мансур мог родиться в начале пятидесятых, а мог и в конце сороковых годов XIV века. В последнем случае он был бы даже старше Великого Князя Димитрия или же был его ровесником.

В 1399 году князь Иоанн Александрович Глинский, который крестился с отцом в 1390 году, был уже взрослым человеком, ведь он, а не его отец официально получил от Великого Князя Витовта титул князя Глинского и вступил в брак с Острожской княжной Настасьей. На самом же деле этот брак мог произойти и ранее - совсем вскоре после 1390 года. Это следует из деталей родословных росписей:

"И по Божию изволению Алекса прислал к Киеву и Митрополит крестил его, и дал ему во Святом Крещении имя Князь Александр; а у Александра сын Иван с отцем же крестился. И в те времена приехати к Киеву Великому Князю Витовту Литовскому и после ко Князю Александру, и сыну его что похоте служити; и Князь Иван и с отцем своим Александром сотворили хотение Великого Князя Витовта, и приехали к нему, и били челом ему с своими предреченными тремя городы. И Князь Великий Витовт прия их честно не яко слуг, но яко сродних своих, и дал им вотчины волости: Станку, Хорозов, Сереков, Гладковича; и дал Витовт за Князя Ивана Александровича княж Данилову дщерь Остроженскаго Княжну Настасью".

Из этого текста можно полагать, что Кият Иван Александрович Мамай вскоре после крещения в начале 1390-х годов мог вступить в брак с Княжной Настасьей, ещё не будучи официально собственно Глинским по титулу князем.

В этом же случае в 1390-году правнуку Мамая - Ивану Александровичу было около 20-ти лет, он мог быть ровесником или близким по возрасту Сыну Великого Князя Димитрия - Великому Князю Василию Димитриевичу. А первенец от брака Князя Ивана Александровича и Настасьи Даниловны - сын Борис Иванович мог родиться еще в 1390-е годы. Так накапливается к этому моменту разница в два поколения в "параллельных" родах.

Великий Князь Василий I Димитриевич вступил в брак с Софьей (Анастасией) Витовной, дочерью Великого Князя Литовского 9 января 1391 года. Но только через двадцать четыре года у них родился сын-первенец - 1 марта 1415 года - Великий Князь Василий Васильевич Тёмный. По крайней мере, он был первым из выживших сыновей от этого брака. Даже если Великой Княгине Софье Витовне при бракосочетании было 14-16 лет, этот сын у неё родился, когда ей было не меньше 38 лет. Явление исключительное. А у княжеской семьи Глинских - их вероятных ровесников - к 1415 году мог родится уже и внук...

Если же князь Борис Иванович Глинский родил своего первенца Льва Борисовича в середине 1410-х или в 1420-х годах, то уже второй сын Льва Борисовича - князь Василий Львович Слепой-Глинский мог быть рожден в районе 1440-х - 1480-х годов. Это очень большой временной запас для разницы поколений в этих двух нисходящих ветвях.

Да, в расчете предполагается большой возрастной запас, а не "минимальные" 20 лет в разнице мужских поколений. Хотя у князей бывали ранние браки - и в 16, и в 17 лет, если этого требовала политическая необходимость. Так Царь Иоанн Васильевич Грозный женился на Анастасии Романовой после его венчания на Царство 16 января 1547 году, когда ему ещё не исполнилось 17-ти лет: Он женился 3 февраля 1547 года, а 17 лет ему исполнилось только 25 августа того же года.

Известно, что княжна Елена Васильевна Глинская, которая вышла замуж за Великого Князя Василия III Иоанновича между 1526-1529 годами, была совсем юной особой. То есть и ей могло быть около 16-17 лет. И если её отец родился в 70-е или даже 80-е годы предыдущего века, то он прибыл на Русь в 1508 году достаточно зрелым человеком, но его дочь могла родиться уже в Москве.

Вообще такая разница в числе поколений в "параллельных" нисходящих родах на самом деле встречается достаточно часто в генеалогии аристократии, среди которой чаще, чем у простонародья, были вторые и даже третьи браки. Да к тому же вдовые аристократы вторично или третий раз вступали в брак вовсе не с ровесницами, а с девицами, которые были моложе их на 10-30 лет. И тогда в близкородственных отношениях возникали парадоксальные совпадения: ровесниками становились, например, двоюродные деды и их внучатые племянники. А уж дяди, которые были намного младше своих племянников, это встречалось сплошь и рядом не только в России, а и в Западной Европе, и тем более на Востоке...

В нашем же случае в поколениях Великих Князей Московских дважды фигурируют дети от вторых браков - Великий Князь Василий Иоаннович и Царь Иоанн Васильевич. Именно этим и поздним первенцем у Великого Князя Василия Дмитриевича и Софьи Витовны объясняется столь малое число поколений между Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским и Царем Иоанном Васильевичем. 134 года - сумма возрастов деторождения этих трех "поздних" отцов. Если же взять за промежуток между поколениями хотя бы 25 лет, то за эти же годы теоретически могли родиться потомки не четвертого, а шестого поколения. 25 лет - 2-е, 50 лет - 3-е, 75 лет - 4-е, 100 лет - 5-е, 125 лет - 6-е поколение.

Думаю, эти расчеты достаточно наглядны, и существующую разницу в числе промежуточных поколений в родах Великих Князей Московских и князей Глинских можно охарактеризовать как вполне реалистичную. Вообще же, если покопаться плотнее в генеалогии князей Глинских, особенно по польским источникам, там, полагаю, можно будет обнаружить, если не даты рождений, то, по крайней мере, годы смертей основных персонажей, перечисленных в справке, начиная с князя Ивана Александровича Глинского, тем более православный род Острожских князей по летописям прослеживается довольно четко. Но, правда, в летописях редко указывались годы рождения княжон. Я же пользовался только ближайшим подручный материалом, сейчас не ставя целью дать исчерпывающую генеалогическую справку, а предлагая только первоначальный набросок. :roll:
Аватара пользователя
Берендич
 
Сообщения: 223
Зарегистрирован: Ср янв 04, 2012 6:54 pm

Пред.След.

Вернуться в Древняя история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика