Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Реформирование общественных институтов казачьих сообществ

Казачество с XVI по XIX века

Модератор: Старый

Реформирование общественных институтов казачьих сообществ

Сообщение Старый » Сб янв 06, 2018 7:45 pm

Реформирование общественных институтов казачьих сообществ
в первой половине XVIII в. в контексте задач,
стоящих перед Россией на Востоке
И.В. Торопицын
г. Астрахань
В первой половине XVIII в. Россией были предприняты шаги к
расширению своего политического и экономического влияния на Востоке.
Были организованы экспедиция кн. А. Бековича-Черкасского в Хиву и
Бухару (1717 г.), Персидский поход (1722-1723 гг.), две Камчатские
экспедиции под руководством В.Беринга и А.Чирикова (1725-1730 гг. и 1733-
1743 гг.), Оренбургская экспедиция (1735-1743 гг.). Заложены Царицынская
оборонительная (1718-1720 гг.), Уйская (1739 г.), Нижнеяицкая (1743 г.) и
другие пограничных линии на Востоке. Во второй четверти XVIII в.
формируется цепь казачьих станиц по Тереку от Кизляра, усиленных
форпостами и засеками на переправах через реку в ходе Персидской
экспедиции (1742-1743 гг.).
Этот период времени характеризуется усилением взаимодействия
центральных и местных органов государственной власти и казачьих
сообществ, которые активно вовлекаются в процесс государственного
строительства, становясь важным ресурсом для решения
внешнеполитических задач и колонизации новых территорий.
Именно в первой половине XVIII в. на карте России появляются
Аграханское (1724 г.) (впоследствии Терское Семейное войско) и Волжское
(1736 г.) казачьи войска из переселенных на Кавказ и в Поволжье донских
казаков. Из числа крещеных калмыков в Заволжье создается Ставропольское
казачье войско (1739 г.). Яицкое казачье войско в 40-х годах XVIII века
привлекается к охране границы вниз по реке Яик до Каспийского моря, а
донские казаки начинают активно нести службу не только на юго-западных
границах против вассалов Османской империи, но и командируются на
Нижнюю Волгу и Северный Кавказ. В 1742 г., например, Донское казачье
войско направило двухтысячный отряд для сдерживания салтанаульских
татар от ухода из России на Кубань.
В рассматриваемый период правительство широко привлекает казачьи
сообщества к участию в экспедициях, призванных укрепить политико-
экономическое влияние России на Востоке. Гребенские и яицкие казаки в
составе сформированного в Астрахани корпуса А.Бековича-Черкасского
приняли участие походе в Среднюю Азию. Яицкое казачье войско оказывало
активное содействие в выполнении задач, поставленных перед Оренбургской
экспедицией. Донские казаки участвовали в Персидской экспедиции в
составе войск генерала-поручика А.И. Тараканова (впоследствии генерал-
майора В.В. Долгорукого), не говоря уже об участии в Персидском походе
Петра I и русско-турецкой войне 1736-1739 годов.
Мобилизация казачества на государственную службу особенно
Размещено на сайте "Казачество 15-21 вв." www.cossackdom.com
возрастает со второй четверти XVIII в., что было обусловлено возросшим
числом геополитических задач, за решение которых взялась Россия.
Достаточно сказать, что в правление Анны Иоанновны Россия параллельно
осуществляла в исследовательских целях Вторую Камчатскую экспедицию, в
рамках Оренбургской экспедиции занималась освоением новых территорий в
Азии, урегулировала торгово-дипломатические отношения с Персией, а
также вела войну с Турцией на дунайском и северокавказском театрах
военных действий. Столь широкий спектр задач, решаемых Россией на
Востоке, свидетельствует о том, что правительство проводило
многовекторную политику в отношении стран Востока, диверсифицируя ее
по основным направлениям – Ближнему и Дальнему Востоку, Средней Азии.
В этих условиях казачество в силу своего образа жизни и постоянной
готовности к противостоянию трудностям становится тем потенциалом,
который давал правительству России возможность одновременно решать
задачи, как политического, так и экономического характера. По данным С.М.
Соловьева, в 1723 г. в России насчитывалось около 20 тысяч годных к
строевой службе казаков
1
– ресурс более чем внушительный, особенно если
учесть, что государство не несло особых расходов на его военную подготовку
и снаряжение. Но для того, чтобы успешно вовлечь казачество в процесс
государственного строительства, требовалось наладить эффективную систему
взаимоотношений с ним. Решение этой насущной проблемы стало в первой
половине XVIII в. одной из основных задач, которую пытались решить
представители государственной власти.
Первые радикальные шаги по наступлению на традиционные казачьи
вольности были предприняты в 1718 г., когда правительство России
назначило в Яицкое казачье войско атамана и его помощника; объявило часть
казаков беглыми и подлежащими возврату помещикам. Ответом на эту
политику правительства стали казачьи волнения, произошедшие на Яике в
1720 г. – казаки не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и
сместили назначенного правительством атамана выборным. Через три года
волнения на Яике были подавлены, руководители казнены, а выборность
атаманов и старшины окончательно упразднена. С 1718 г. не официально, но
фактически отменялась выборность атаманов и в Донском казачьем войске,
которое в 1721 г. было подчинено Военной коллегии. Гребенское казачество
данная политика не затронула, вероятно, потому, что это войско было
слишком малочисленным в те годы, и к тому же проживало в столь
отдаленных местах, которые российские власти контролировали очень слабо.
Примечательно, что к этому времени впервые относится выделение
гребенцам постоянного хлебного и денежного жалования.
С тех пор структуры новых иррегулярных формирований в России,
образующиеся на базе казачьих сообществ (Волжское и Терское Семейное
войска) или по их образцу, как, например, Ставропольское калмыцкое
войско, в формировании которых участвовало государство, создавались так,
1
Соловьев СМ. Сочинения. М.: Наука, 1963. Кн. 15. С. 474.
чтобы быть более управляемыми и, следовательно, более предсказуемыми.
Новый этап реформирования общественных институтов казачьих
сообществ пришелся на конец 30-х годов XVIII в. В 1738 г. в Донском
казачьем войске официально была упразднена выборность атаманов.
Примечательно, что это произошло на фоне событий на Яике, где вновь
начались волнения среди казачества.
Современником этих событий был начальник Оренбургской
экспедиции крупный государственный деятель России первой половины
XVIII в. В.Н. Татищев. «Старшин у них надмерно много и то более люди
безграмотные выбираютца и определяютца от войска, в котором многие
беспорядки бывают... в круг приходит множество, где при слушании указов
бесчинство, брани и крики бывают и многократно случается, что атаман
унять не в состоянии, – отмечал он в своем донесении в Сенат в декабре 1737
г. по поводу начавшихся волнений среди яицкого казачества. – Всего хуже,
что оные никакого для суда закона и для правления устава не имеют и все
поступают по своевольству не разсуждая, что им во вред или пользу из их
беспорядка произойти может, ибо по обычаю за бездельные дела казнят
смертью, а великие презирают»
2
.
Из своего опыта взаимодействия с яицким казачеством он вынес
весьма нелестные суждения о системе организации казачьих войск вообще и
предложил выработать для донских, яицких, гребенских и волжских казаков
общевойсковой устав. Эту работу В.Н. Татищев предложил осуществить,
«собрав лучших старшин». Отдавая отчет в том, что в процессе разработки
нового устава будет довольно сложно предусмотреть все обстоятельства,
характерные для уклада казачьей жизни в разных войсках, он предложил
«такой устав сначала объявить от губернатора или генерала», который по
именному указу легко можно было бы «переменить или пополнить». Таким
образом, центральной власти оставался простор для маневра. В.Н. Татищев
не сомневался в том, что в процессе доработки общевойсковой устав должен
был прийти в такой порядок, что его «яко сусчей закон, утвердить
возможно».
В.Н. Татищев считал необходимым оптимизировать систему
войскового управления. Яицкому войску, по его мнению, было достаточно
иметь по штату войскового атамана, двух есаулов, писаря и по числу казаков
одного полковника или старшину на тысячу человек. Он допускал
возможность выборности старшин на вакантные места без участия
представителей государственной власти, однако выборы атамана
рекомендовал не производить без «особливого указа от Ея величества».
По мнению В.Н. Татищева, деятельность войскового круга нуждалась в
более четкой регламентации. Он предлагал чтение указов атаману
производить не в кругу, а в войсковой избе в присутствие есаулов и старшин.
Если вопрос был более значимым, то «призывать сотников, а буде дело о
наряде войск или скором объявлении, тогда в круг созывать и десятников, а
2
РГАДА. Ф. 248. Кн. 1167. Л. 9 и об.
Размещено на сайте "Казачество 15-21 вв." www.cossackdom.com
всех не созывать». Подобная система, по мнению В.Н. Татищева, должна
была способствовать повышению авторитета командного состава войска
(«чрез что у них чины будут в лучшем предпочтении, а подлость в страхе»).
В.Н. Татищев был сторонником более строгой внутренней войсковой
системы. Она позволяла, считал он, упорядочить службу казаков. Он
отмечал, что атаман и старшины нанимают «для своей корысти самых
бездельных захребетников, худоконных и безоружных, из чего казакам
немалой убыток, а в войске никакой пользы нет». А если б казаки были
разделены на полки, и наряд был из сотен по очереди, то б у казаков не было
б больших расходов, и в наряде казаки «будут лучше и к военному делу
способнее».
Особое внимание обратил В.Н. Татищев на профессиональный уровень
членов войскового правления. Он отмечал, что атаман и старшины в Яицком
войске безграмотны и «законов знать не могут», поэтому войсковой и другие
писари, что хотят, то и пишут, из чего «великие беспорядки происходят». Он
предложил учредить в Яицком войске школы «со объявлением, что впредь
безграмотных не токмо в атаманы или старшины, но ни в какие достоинства
им не производить». Это должно было, по его мысли, подтолкнуть казаков,
не зависимо от возраста, к повышению своей грамотности.
Оказавшись в начале 40-х гг. XVIII в. во главе обширной Астраханской
губернии, В.Н. Татищев вновь сталкивается с российским казачеством, на
этот раз в лице Гребенского и Терского Семейного войск. Он собирает о них
через кизлярского коменданта подробные сведения3
. От знакомства с обоими
войсками он вынес противоречивые впечатления. В.Н. Татищев отмечал:
«оные гребенские, хотя могут из всех казаков за лучших воинов почитаться,
только от того, что атаманов погодно переменяют и старших против прочих
не имеют, в великом безпорядке находятся...»
4
. Что касается терских-
семейных казаков, то астраханский губернатор не питал оптимизма по
поводу их боеспособности. Бедственное положение, в котором оказались
жители сгоревшей в 1744 г. Бороздинской станицы, лишний раз показало
ему, что казаки Терского Семейного войска пока не в состоянии
самостоятельно справится с возникшими трудностями. Астраханский
губернатор начинает разрабатывать предложения, направленные на
совершенствование войскового управления и повышения боеспособности
обоих войск.
16 августа 1744 г. В.Н. Татищев направляет в Военную коллегию
предложения, суть которых сводится к следующему: для лучшего
приведения казачьих войск «в порядок и содержания их в страхе» выбрать
атамана и определить к ним трех или четырех старшин «добрых и к войне
способных с Дону или с Яика»; отменить практику ежегодных выборов
войсковой старшины (как это было введено в Донском и Яицком войсках),
3
РГАДА. Ф. 248. Оп. 8. Кн. 470. Л. 864.
4
Дмитренко И.И. Материалы к истории Терского казачьего войска // Терский сборник.
Владикавказ, 1897. Вып. 4. С. 79.
сделав эти должности постоянными («непременными»); ввести ценз на
грамотность для занимающих командные должности, определив в войска для
обучения казаков «грамоте и закону» от Синода священника и дьякона
«искусного»
5
.
В августе того же года кизлярский комендант кн. В.А. Оболенский
предложил астраханскому губернатору поселить терских-семейных казаков
выше Червленого городка гребенцов. Последние отклонили эту идею,
сославшись на то, что терским-семейным казакам «по их слабости никак тут
жить от не пристанных подбегов из гор и с Кубани невозможно»6
, но
предложили свой вариант – поселить их между своих станиц. Эту идею
поддержал и царицынский комендант бригадир П.Кольцов7
. Таким образом,
впервые была сформулирована идея территориального объединения обоих
казачьих войск. С этого этапа до следующего – административного
объединения обоих войск в одно – был только один шаг.
7 мая 1745 г. Военная коллегия распорядилась соединить оба войска и
организовать управление им по образцу Донского и Яицкого8
. «В
соединенном Гребенском и Семейном войске быть войсковому атаману по
примеру тому, как в Донском и Яицком войсках безсменно, которого
выбрать тому войску из лучших и достойных людей по своему
усмотрению..., – указывала Военная коллегия, – да в безсменные ж
войсковые старшины двух или трех человек добрых и достойных». Как
видим, текст определения Военной коллегии соответствует основным
рекомендациям В.Н. Татищева, за исключением того, что войсковая
старшина должна была быть выбрана из состава гребенских и терских-
семейных казаков, а не направлена из Донского или Яицкого войска. Можно
также отметить, что выборы войскового атамана объединенного под
названием Гребенского казачьего войска состоялись в присутствии
кизлярского коменданта, чего ранее, как пишет С.А. Козлов, не
практиковалось
9
. Это предложение также вполне соответствует взглядам,
которые высказывал В.Н. Татищевым по вопросам совершенствования
управления Яицким казачьим войском.
Следует заметить, что В.Н. Татищев был не одинок в своих
предложениях по совершенствованию организационной структуры казачьих
войск. Схожие идеи высказывал и оренбургский губернатор И.И. Неплюев. В
1745 г. Сенат по его донесению разделил Ставропольское войско, в состав
которого вошло все калмыцкое мужское население, годное к службе, на
роты. Под командой своих зайсангов 300 человек ежегодно обязаны были
являться в Оренбург для несения пограничной сторожевой службы.
С 1746 г. атаман и старшины Гребенского казачьего войска стали
5
РГАДА. Ф. 248. Оп. 113. Кн. 577. Л. 1.
6
Дмитренко И.И. Указ. соч. С. 75.
7
Там же. С. 75, 77.
8
Там же. С. 75.
9
Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVIII). Изд. Второе, испр. и доп. СПб.:
Историческая иллюстрация, 2002. С. 70.
Размещено на сайте "Казачество 15-21 вв." www.cossackdom.com
утверждаться Военной коллегией10
. В 1748 г. была введена постоянная
организация (штат) Яицкого казачьего войска, разделенного на семь
пятисотенных полков. С этого времени войсковой круг у яицкого казачества
окончательно утратил свое значение.
Таким образом, высказанные тайным советником В.Н. Татищевым
идеи по реорганизации казачьих сообществ, преследовавшие цель улучшить
их организационную структуру и повысить боеготовность, что должно было,
по его мысли, способствовать прочному закреплению России на своих юго-
восточных рубежах, оказались востребованы и были реализованы
правительством.
Старый
 
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 4:14 am

Вернуться в Золотой век

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика