Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Всем выйти из сумрака

Казачество в XX - XXI веке

Модератор: Поликарп

Всем выйти из сумрака

Сообщение Кубанец » Вс апр 20, 2014 12:01 pm

Всем выйти из сумрака

Пока мы с волнением наблюдали за украинскими событиями, пока шли кухонные споры и обсуждения поступков Дмытро Яроша и Сашко Музычко, незаметные, но существенные сдвиги прошли и в нашей стране, и во всём казачьем движении. Разберёмся с ними мы не скоро, а надо бы.

Прежде всего констатация грустного факта: события на Украине показали конец казачьего интернета, конец многочисленных сайтов и форумов, освещавших казачье национальное движение. Нет больше «Казакии.инфо», нет «Казарлы.ру», нет «Вольной станицы». Немногим раньше в эту же пропасть канули почти все казачьи печатные издания, выродившись в официоз, в тупое перебирание фактов многовековой истории. Ситуация в казачьих группах «Одноклассников» или «Вконтакте» не лучше. Многие казаки перестали общаться на интернет-площадках, а оставшиеся стали ещё более «страшно далеки от народа». Неожиданно украинские события на глазах рассорили людей, которые некогда считались соратниками и единомышленниками, а теперь вряд ли подадут друг другу руку. Очевидно, они оказались той последней каплей, которая добила казачье движение в его прежнем виде.

Жалость к «униженному украинскому народу» (прямая цитата одного очень известного казака) заменила многим элементарный национальный интерес. Непонимание происходящих в стране процессов дошло до предела. Увы, иные казачьи деятели не осознают, где их Родина. А она зовётся — Россия. Это то государство, в котором и с которым казакам реализовывать пути своего развития. Грустный опыт эмиграции показал: ассимиляция за пределами родных мест неизбежна. А бесконечные, на 100 лет уже почти, вздохи по дореволюционным порядкам, заставляют казачье движение топтаться на месте. Туда-обратно. Без прорыва, без дороги вперёд.

В пятигорском музее хранится картина, на которой «белые» горячеводцы во главе с атаманом хорунжим Петром Остроуховым расстреливают в 1919 году «красных» казаков во главе с Алексеем Любчиком. Кажется, через идеологический туман и наветы «друзей» разных национальностей мы осознали, что и те, и другие были казаками. Что это была трагедия народа. Здесь пора поставить точку: как бы последние события не привели к тому, что снова будем стрелять друг в друга.

Потоки стереотипов и пошлости, которые льются на нас из СМИ, неизмеримы. Во многом «благодаря» самим казакам. Потому что можно расхаживать по улице пьяным в штанах с лампасами и с нагайкой, а можно то же самое делать виртуально в интернете или в интервью, разглагольствуя на вольные околоказачьи темы. Вред от подобных личностей казачьему движению огромен, он колоссален.

Итогом их деятельности стала масса людей, которых я называю «криптоказаками». Были когда-то криптохристиане в Османской империи — греки, армяне, грузины, формально принимавшие ислам, а на самом деле тайком исповедовавшие христианскую веру. Подобно этим людям, нынешние «криптоказаки» стесняются своих корней. Исполняя ежедневные «обряды» современного общества, они дома листают фотоальбомы предков, ездят на Пасху на родные кладбища, за столом вздыхают под казачьи песни.

Им стыдно. Название «казачество» порой присваивает себе быдло, бороться с которым дело грязное и хлопотное. Это как доказывать, что вы хорошо говорите по-русски людям, никогда не слышавшим этого языка. Но постепенно «тайные казаки» объединяются. Возникают сообщества казачьих писателей, виноделов, коневодов, журналистов, музыкантов, художников. Представьте себе, и священников. Казачьи профсоюзы становятся одной из форм развития народа, стремящегося не потерять свои корни. Выжила и другая форма, дошедшая к нам от далёких предков — это казачьи общины, существующие на принципах общей экономики, соседства, совместных интересов, но которые можно реализовать только на своей земле, в компактном месте проживания.

Слава Богу, в нашем народе застрявшие в прошлом «казаки 90-х» и «казаки 2010-х» уравновешиваются. Казачья идеология переходит в новый формат.
Потому что есть неумело пытающиеся выпороть «пусек» в Сочи усатые дядьки — и есть парни в кубанках, спокойно расхаживающие по Перекопскому перешейку с АКМ за плечами. Есть замшелые идеологи, 25 лет не сходящие с волны «дайте землю» — и есть казачьи бизнесмены, день за днём создающие новые рабочие места своим соплеменникам. Есть «беглые атаманы» с Кавказа, вопящие на столичных круглых «шеф, всё пропало», — и есть, те, кто каждую ночь выезжающие поучить «гостей», не знающих, как себя вести в наших городах и станицах. Папаха и нагайка, а также майка с кричащей надписью «Я — казак» в таких делах ребятам только помешает. Владение кулаками и оружием — только поможет.

Это и есть казачье возрождение, возможно, в той неожиданной форме, о которой и не думали наши идеологи 1990 года.

Нет и не может быть единого казачьего центра, не может быть единой идеи и единого вождя у народа. Потому что тогда мы не народ, а добровольческое формирование, которое при необходимости можно распустить. При необходимости и обезглавить. А вот система, у которой нет чёткого центра, система, которая регулирует сама себя, постоянно выдвигая новых лидеров — такая система непобедима. И в этом плане казачий народ не отличается от других народов, которые или есть на самом деле (и тогда это очевидно всем), или исчезли и существуют в чьём-то воображении.

Диалог возможен только между казачьими общинами, казачьими родами, «профсоюзами», объединяющими казаков по профессиональному интересу. Проще говоря — между состоявшимися в жизни казаками и объединениями. Никаких выскочек, самозваных «атаманов», новоявленных «войск», «межгалактических союзов». Потому что это уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. Страшный сон нашего возродившегося народа.

Банально, но нам никто не поможет, кроме нас самих. Не поможет так, чтобы мы выжили на своей земле и были на ней хозяевами при власти любой партии, в любых экономических условиях.

Тогда каждому казаку предлагается ответить на вопросы. Живёшь ли ты по казачьим законам в своей семье. Хозяин ли ты в своём доме, слушают ли тебя твои дети, или для них казачьи корни — пустой звук. Живут ли рядом с тобой друзья казаки, готовые прийти на помощь в любой миг. В каких казачьих делах — культурных, исторических, наконец, в каком казачьем бизнесе ты участвуешь. А если ты «криптоказак», пора выйти из сумрака: таких, как ты, много. «Свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут». Иначе ряженая волна накроет нас с новой силой, ведь они тоже осваивают новые формы: вот на тех же интернет-площадках.

Пора понять, что общество, в котором жить твоим детям, ты строишь уже сейчас, каждым своим днём и каждым поступком.

Дмитрий Федосов

Из "Лик Кавказа"
"Лучше иметь оружие и не иметь надобности в нём, чем столкнуться с острой нуждой в оружии и не иметь такового под рукой" - Крис Слейтер
Аватара пользователя
Кубанец
 
Сообщения: 474
Зарегистрирован: Чт апр 15, 2010 11:01 pm
Национальность: казак
Откуда родом: ККВ

Re: Всем выйти из сумрака

Сообщение 7-32-12 » Вс апр 20, 2014 12:34 pm

Слишком перегнул.
Есть Золотой век, история. Не одним майданом живём.
Gebt Raum, ihr Völker, unsrem Schritt,
Аватара пользователя
7-32-12
 
Сообщения: 287
Зарегистрирован: Пн июн 17, 2013 9:57 pm
Откуда: Москва
Национальность: Greitung
Откуда родом: Дорос

Re: Всем выйти из сумрака

Сообщение Вадько » Пн апр 21, 2014 9:13 am

Мне понравилась эта статья, хотя пессимизма автора по поводу конца казачьих сайтов я не разделяю.
И термин "криптоказаки" как ироничная антитеза ряженой "казачестве" тоже понравился.

Действительно, украинская тема породила рекордное число обсуждений в казачьем Интернете - но ведь земля, на которой происходят нынешние события является исторической родиной для днепровской ветви казаков, то есть, фактически, для доброй половины казачьего народа. Респект тем казакам, у которых хватило мудрости не переругаться из-за Майдана и последующих событий и отстаивать свое мнение уважительно и конструктивно. Это значит, что мы не ведомы (во всяком случае, большинство из нас), и политтехнологам не удалось втянуть нас на территорию "солидарной ненависти".
Аватара пользователя
Вадько
 
Сообщения: 2661
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:52 am
Откуда: Казачий Присуд
Национальность: казак

Re: Всем выйти из сумрака

Сообщение Lis » Вт апр 22, 2014 9:34 am

В точку статья. Всё правильно изложил.
Пройдэ год, може и двисти
И козачество знов заживэ,
Тоди будэ на його надия,
И воно уж николы нэ вмрэ!
Аватара пользователя
Lis
 
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:39 am
Откуда: с Дона
Национальность: казак
Откуда родом: ст. Кущёвская
Ресурсы: http://rostgenealog.ru

Re: Всем выйти из сумрака

Сообщение Дмитрий41 » Вт апр 22, 2014 1:49 pm

Прочитал. О чём речь в статье (?), осталось загадкой ....
Знаю только, что как минимум двое казаков уже головы сложили (в Крыму и в Славянске), да ещё в Киеве одного чуть на смерть не забили, не знаю "ряженный" он , али нет , но били не по лампасам, а по голове.
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Всем выйти из сумрака

Сообщение Андрей Рудик » Вт апр 22, 2014 2:46 pm

Потому что можно расхаживать по улице пьяным в штанах с лампасами и с нагайкой, ....


Предлагаю попробовать делать тоже самое, но только трезвым ! Уверяю, - будет совсем другой результат, как для обывателя, так и для самого расхаживающего.... :D

Нет и не может быть единого казачьего центра, не может быть единой идеи и единого вождя у народа. Потому что тогда мы не народ, а добровольческое формирование, которое при необходимости можно распустить.


Очень спорное заявление. На мой взгляд все наши беды как раз от отсутствия единства. Мы даже элементарно не можем найти приемлемый для всех подход понятия , кого же следует считать казаком....

В целом статья достаточно объективна.
Такэ дило там зробылось - у городи Сочи,
Нэ слухалы б мои вуха, нэ бачылы б вочи.
Аватара пользователя
Андрей Рудик
 
Сообщения: 2079
Зарегистрирован: Пн мар 21, 2011 6:48 pm
Национальность: КАЗАК
Откуда родом: Кубанское Казачье Войско ст.Неберджаевская

Re: Всем выйти из сумрака

Сообщение Kristina Popova » Пт авг 22, 2014 5:53 pm

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Я, Кристина Попова, правнучка Евграфа Савельева, внучка его старшей дочери, Валентины Евграфовной Савельевой, доктор исторических наук, долгие годы работала журналистом. В 2005 году начала исследовательскую работу по восстановлении памяти моего рода и в частности – литературно-исторического наследства Евграфа и Антонины Савельевых.
На помощь в этом деле абсолютно бескорыстно и от всей души мне помогали совершенно незнакомые мне люди, которые потом, во время работы, стали моими друзьями и соратниками. Такими были Михаил Алексеевич Кочетков, который создал сайт и был четыре года его администратором и архитектом, семья Крайсветных, открывшая мне мир Савельевых, Ростовское генеалогическое общество во главе с Оксаной Компаниец, Галиной и Вадимом Лысенко, Валентина Граф из Константиновска и еще много других людей, которые помогали по строчке, по листочку из библиотек и архивов собирать наследство Савельевых.
Приезжая на мою первую экспедицию на Дон, я открыла, что издательство „Вече” уже успело найти репринтные издания „Истории Казачества” Евграфа Савельева и издать их в одном томе. Правда, в издательстве не знали ничего об авторе и сокращение на обложке „Е. Савельев” написали как Евгений Савельев, но после моего письма в редакцию, поправили. В 2005-6 году в сети не было ничего о Савельеве. Официальная наука убила его молчанием, его идеи были опасны и неугодны ни до, ни после революции. В 2007 году со мной связался г-н Александр Асов, которому было поручено сделать предисловие к очередному изданию „Истории Казачества”. Он это сделал, правда, без указания на сайт, откуда взята информация. Так как предисловие сделано была хорошо и с уважением к Савельеву, я промолчала.
Каково же было мое удивление, когда на сайте Фонда Русского Мира http://www.russkiymir.ru/magazines/article/99408/ я прочла статью М. Быкова, под заголовком „Евграф не граф”. Впечатление, что статья написана по собственным исследованиям автора, побывавшего на Дону. Биографические данные взяты с сайта Евграфа Савельева, но об этом не упомянуто ни слова. Я бы снова промолчала, но когда увидела портрет моего прадеда, пронесенный на груди у бабушки по всему страшному пути от Новочеркасска до Болгарии, висевшего до самой ее смерти в большой позолоченной раме над ее письменным столом, а сейчас – над моим, с указанием, что он предоставлен г-ну Быкову М. Золотаревым – это была капля, переполнившая чашу.
Я понимаю журналистический каламбур, стремящийся привлеч внимание к статье, но не могу принять неуважительное звучание заголовка: Евграф Савельев никогда не утверждал, что он граф. Его портрет – исключительная собственность моей семьи. Не указать на его сайт – это неуважение к бескорыстному труду десятков людей, которые продолжают искать следы его истории. Я не помню, чтобы встречалась с г-ном Быковым, поэтому не знаю откуда у него сведения, что „правнучка историка и писателя Кристина Стефановна Попова, рожденная в Болгарии, уверенно называет 1927 год.”, годом его смерти. Это год последней фотографии, где засняты Евграф, Василий и Игорь Савельевы. Фотография в гробу с абсолютно нечитаемой надписью и предстоит ее исследование в лаборатории по восстановлению даты. Вопреки усилиям, архивы не сохранили известия об его смерти, последнее его издание – 1930-го года. В нем нет указаний, что оно посмертно. Если г-н Быков использовал данные из сайта, то он не мог не увидеть на нем портрет Е.П.Савельева и тогда почему он указал, что получил его от г-на М.Золотарева? А если все данные предоставлены ему М. Золотаревым, то это откровенный плагиат со стороны последнего.
Требование, чтобы при использовании информации сайта, давать указание откуда она взята, является элементарным правилом и в журналистике, и в исторических исследованиях. Прошу изменения в статье г-на Быкова и объяснения об этом неприятном случае.
д-р Кристина Попова
21.08.2014 г.
Г. София
Kristina Popova
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Сб июн 07, 2014 6:42 pm
Откуда: Болгария
Национальность: kazachka don
Откуда родом: Novocherkassk Константиновск
Ресурсы: http://passion-don.org/index.html


Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика