Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Выдающиеся представители казачьего народа в области культуры.

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Дмитрий41 » Сб июн 11, 2011 2:29 pm

Привожу скан церковного исчисления. Основываясь на нем легко пересчитать даты к принятому у нас Десятичному счислению , при сем необходимо учитывать что Р.Х. соответствует 5508 г. славянского летоисчисления.

-Сл. исчисление.jpg
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Иванов Олег » Сб июн 11, 2011 2:51 pm

Дмитрий доброе дело сделал!
Спаси Христос за Конституцию! Жестоко, но справедливо. };(D

Не сохранил, оригинальных окончаний в подобных случаях, чтобы не заниматься объяснениями , что окончание -ох в подобных случаях = окончанию - ов, а не -ог по внешней схожести с мягким выговором на Дону "Г".
Здесь как раз вопросов нет, а вот с
что Р.Х. соответствует 5508 г.
туговато.
"Прошлое у России не предсказуемо!"
Спаси и сохрани Господь Казаков и Россию!!!
Иванов Олег
 
Сообщения: 790
Зарегистрирован: Вс ноя 01, 2009 5:57 pm

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Дмитрий41 » Сб июн 11, 2011 3:20 pm

Иванов Олег писал(а):
что Р.Х. соответствует 5508 г.
туговато.


Олег, я согласен. Коряво написал.
Имеется ввиду следующее, чтобы например от церковного 7345 г. перейти к современному летоисчислению необходимо вычесть 5508, т.е.
7345г.-5508г. получим 1837 г.
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Вадько » Сб июн 11, 2011 4:34 pm

Хотя из Игнатовых "Заветов" на Новый, а Ветхий Завет так и прет, тем не менее, следующие пункты мне понравились:

Дмитрий41 писал(а):
30.Казак слуга Кругу а не царю.
54. Землей владеет Круг.
22. Без Круга атаман не волен в делах. Всему миру голова Круг.


23.Атаман правит по совести, хорошего атамана можно выбирать 3 раза, боле
нельзя.

40.Кровь на кровь и крест на крест не может воевать.


4.С турками несабщаться и не соединятся.
5.За туркых женщин не давать и от туркых казакам женщин не брать. А ежели
кто не послушается, казнить смертью.
41. На службу до турок не ходить.


29.За лож атамана на казака наказывать смертью, ежели казак на атамана
наговор делает бить плетьми до смерти.

55. Не держать в станицах шинков, лавок и купцов. Не держать тюрем. В войске
не держат побирушек. В войске все едины братья и сестры. Не пускать в
станицы турок . Не пускать в станицы чужих людей.


12.Казаки творят милостыню вдовам и сиротам тайно, что бы человечий глаз
не видел. Явно помогает Круг.
14.Кто подал тайно да об том сказал, бить плетьми – рука дающего не видит
берущего.
19. Некрасовцу без грамоты нельзя.


43.Казак на казака не работает.


не совсем только понятно насчет "Кровь на кровь и крест на крест не может воевать" Когда некрасовцы в кубанских плавнях били из ружей казаков-черноморцев, они эту опцию отключали, что ли? :lol: Или распространяли ее действие сугубо на донцов-старобрядцев?.. Вряд ли логично предполагать последнее - учитывая, сколько с "игнат-казаками" ушло мужичья...
Аватара пользователя
Вадько
 
Сообщения: 2661
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:52 am
Откуда: Казачий Присуд
Национальность: казак

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Дмитрий41 » Сб июн 11, 2011 5:40 pm

В продолжение стороны темы затронутой Вадько,
«.с казаком разбойником или в селе расправляются, или выдают его Туркам. Поэтому Некрасовцы пользуются репутацией мирных и честных людей. Они даже и на войне не грабят, по завету Игната Некрасы, и это свидетельствуют все Турки, Поляки, Липованы и прочий сброд служивший с ними в последнюю войну в так — называемых турецких казаках под начальством Чайковского (Садык-паша). Турецкие казаки не только грабили, но даже хвастались своим уменьем грабить, и Чайковский с гордостью рассказывал всем в Константинополе, что в его полках сохранилась традиция и поэзия казачества. Действительно, его казаки, проходя маршем мимо стада волов, умели не только украсть вола, но на ходу зарезать его, ободрать, разнять на части и спрятать в ранцах. Конокрадство разбой, насилие, все считалось и, кажется, до сих пор считается казацкою удалью в этих полках, несчастном порождении самолюбия и дикой фантазии Чайковского, который надеялся именно этим поднять Малороссию, стать для нее новым Хмельницким и сделаться вассалом Порты как независимый гетман пятнадцати миллионов воинственного племени! Как бы то ни-было, но отставные садыковские казаки, которых множество рассеяно по Турции и по Молдавии, все единогласно уверяли меня, хвастаясь своими собственными подвигами, что валяйся у Некрасовца мешки червонцев под ногами, он даже одного не возьмет, на том основании, что "у своего царя, на своей земле ничего брать не следует, и что вот если-б, они энто за границу перешли, так там бы они энто точно понажились, без греха". Поэтому в военное время Некрасовцам поручают стеречь полковую казну, гаремы, обозы, добычу и т. п., так как честность их вошла почти в пословицу и у Турок, которые шутя называют их, вместо игнат-казак, ин ат`казак, то-есть упрямый казак, с которым ничего не поделаешь..»
http://rostgenealog.ru/pub/mcontents.ph ... ontents=13
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Дмитрий41 » Сб июн 11, 2011 5:41 pm

Вадько, а чем тебе другие Заветы не приглянулись?
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение ViktorC » Сб июн 11, 2011 6:25 pm

Интересный эпизод из рассказа:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... v/text.htm

(ссылка, указанная Дмитрием.)


------------------------------------

— Да что вы, как погляжу, так плохо знаете Россию, разве к вам не заходят Русские, и разве вы не сноситесь с Доном, ведь вы Донцы ж.

— Кто ж к нам заходит? мало кто заходит, а на Дону из нас почитай никто не бывал. Мы все родились в Туретчине и из Туретчины и не выходили.

— Да все ж видаетесь же вы с Донцами.

— В розмир (в войну) видаемся, да какое ж это виданье.

— А не претит совесть биться с ними.

— А мы с ними и не бьемся, мы через них палим, и они через нас. Как можно нам с ними биться. [432]

— И они не стреляют в вас?

— Прилику только делают что стреляют, а казак казака никогда не тронет. Скачет на нас да и кричит, не трож! Мы палим, и он палит, а убивства нет. Как можно, мы свои.

Я не поверил было Кузьме, но после все Некрасовцы, с которыми я толковал, подтвердили мне, что действительно казаки не бьются с ними.

— Ну, а с Москалем бьетесь?

— С Москалем бьемся, и Москаль с нами бьется. Москаль не казак, Москаль аскер (солдат), он другое дело.

------------------------------------------------------
ViktorC
 

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение ViktorC » Вс июн 12, 2011 1:52 am

ИВАНОВ-ЖЕЛУДКОВ В.

РУССКОЕ СЕЛО В МАЛОЙ АЗИИ

Русский вестник, № 6. 1866


http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... v/text.htm

(выдержки)

И пошли. Храброе войско кубанское пошло берегом, с пушками, со знаменами — у нас и пушки, и знамена и пононе целы в селе, в соборной церкви, а женский пол, и дети,и старики на судах поехали и поддались турецкому царю. А турецкий царь, приняв Игната с честью, сказал ему: выбирай во всем моем царстве какую хочешь землю под казаков и садись на ней. Податей с казаков царь не взял и до сих пор не берет, за то мы на войну ходим, и за то нам честь и слава по всей Европии.

— И на Русских тоже ходите? загнул я, будто не зная их подвигов.

— У какого царя живем, Василий, тому и служим, верой и правдой казацкой, по чести, без лжи и измешны Таков наш закон от Игната, и так в его книге написано. За то у нас и хверманы (фирманы) от всех царей и от всех садразамов (великих визирей) есть, и похвалы от всяких апашей, на весь свет наше войско прославилось. В эту войну Инглизы 4 с нас даже патреты машиной посымали.

— Ну, значить, вы живете у Христа за пазушкой.

— Нет, Василий, не хорошо ноне наше житье, обиждают нас крепко. Землю у нас поотымали,
земли у нас теперь хичь 5 нет. Кругом чифликеи 6 всякие Турки да Греки позавели и нашу землю под себя подписали, а мы живем по царскому слову:
судимся, судимся, а толку все нет. Садык-паша 7 тоже нас обиждает, хочет, чтоб мы
в аскеры (солдаты) подписались, чтоб и в мирное время служили у него с его Поляками,
а мы не хотим под него подписываться, потому мы природные казаки, от казацкого корене идем, Когда розмир (война), так мы на войну, а мир, так мы рыбалимъ. А царь теперь [421] новый, а апаши около него все новые, стариков нет, никто нас не знает, пропадает наше славное войско кубанское. И народ тоже у нас поодичал, ученых людей нет. Как Дема атаман умер, так и ученых нет.

...


- А ты знаешь, что наше село Бин-Эвле? Было бы оно Бин-Эвле, да Бог не попустил по грехам нашим; покарал Он нас за нашу неправду. Сидели мы наперво, годов пятьдесят тому, на Дунавце, — я тебе все по тонку энто разкажу, — сидели мы на Дунавце, только там было нам непокойно. Одно, Москаль 8 подступает все ближе да ближе, а другое, от хохлов окаянных житья нет. Там у них энто Сечь их была, тоже значить от Москаля и они ушли, народ буйный, разбойник народ, злятся бывало на вас, что мы старую веру держим, и что хозяйство у нас хорошее, та воюют с нами. Бои такие бывали что только Господи упаси. Старики и приговорили, уйдем дальше от Москаля и от запорожцев, и подали разувал, 9 садразам (великий визирь) говорит: садитесь, говорит, где хотите.

...

Так-то все понятия и о Европе, и о России переходят к беднякам через турецкий язык. И все это без какого-нибудь особенного старания Порты. Порта вовсе и не мешается в их дела, Порта не помнит даже от войны до войны об их существовании. Майнос в полном смысле слова независимая республика, вассальная султану, имеющая свое законодательство, с правом даже смертной казни над своими членами, как ниже увидим. Майнос, казацкая станица в старинном значении этого слова. Казаки не платят податей, не дают солдат, но в случае войны все совершеннолетние должны идти в поход под начальством своих выборных начальников. Таков был Дон в старые времена, таковы были Волга, Яик. Правительство в виду государственных соображений было вынуждено сломить казацкую волю, то-есть потребовать от них службы даже и в мирное время и выдачи беглых, особенно крепостных людей и беглых солдат, тогда как в основании казачества именно и лежало право, что всякий волен жить на Дону или на Волге, на Яике, кто бы не пришел и [433] кто бы он ни был. Право это шло в разрез в задачей собиранья земли русской поставленной еще при Иване Калите. Два пути были перед русским народом: или оставаться в раздроби, как нынешняя Германия, Или пожертвовать самостоятельностью и Твери, и Рязани, и Новгорода, и Дона, для сплочения всего в одно целое под одною властью. Это собиранье земли русской, производилось часто не только кровавыми, но даже и не совсем позволительными мерами, — но мы можем только благодарит ваших московских Ришелье и Меттернихов за то что они сплотив нас воедино, спасли нас от участи прочих Славян, которые именно от розни своей подпали под иноземное иго. Правительство было право, но и Игнат Некраса, воровской человек, был тоже по-своему прав; и теперь, чрез полтораста лет после грустной развязки Булавинской кровавой драмы, мы можем уже протянуть руку примирения вашим одичалым братьям, забредшим к Олимпу, и почти позабывшим об нашем существовании.


...

Встали, разумеется, рано. Это было воскресенье: слышался благовест. Старообрядцы сохранили совершено особую манеру благовестить, которая мне чрезвычайно нравится по [436] своей мелодичности. В первый раз, когда я услышал такой благовест в одном беспоповском скиту, ночью, в полусне, мне показалось, что я слышу какую-то музыку...... Надо слышать самому, чтоб оценить всю прелесть нашего старинного трезвона. Кузьма отправился в церковь, как водилось в старину, то-есть без шапки.

...

Tри дня выжил я в этой хате и осмотрел все село, сколько можно было осмотреть при невозможной погоде и в отсутствии казаков. Приведу результат моих сведений собранных мною и на месте, и в Константинополе, Тульче, Измаиле, при встрече с Некрасовцами. Историю их не буду рассказывать, так как она довольно подробно изложена в исследованиях и, Соловьева 35 и Мельникова 36. О современном их быте говорится только, кажется, в одной книге, Kazaczyzna и Turcyi, приписываемой Садык-паше (Чайковскому), исполненной грубейших исторических ошибок и отличающейся полным незнанием и непониманием дела, ее говоря уже о польском взгляде на казачество, которым она пропитана. Самый важный материал для изучения быта Некрасовцев — Игнатова книга, завещание Игната Некрасы, которая хранится в восковом (?) ларце в соборной церкви в Майносе, и запись об их походах, заходящаяся там же. Но мне не удалось ни видеть эти рукописи, ни достать с них копию, так как они считаются святыней и прикоснуться к ним нельзя без позволения круга, а круг и дик, и подозрителен. Потому все что я пишу здесь, я пишу только по рассказам и по личным наблюдениям.

...

Порта, сказали мы, не мешается во внутреннее управление общин, так что в Майносе вся власть сосредотачивается в руках круга. Круг избирает атамана и есаула. Атаман — это староста, судья и представитель войска, есаул — его рассыльный. Круг, созванный не атаманом и не есаулом, считается почти бунтовским и собирается только в крайних случаях, например, для наказания атамана и т. п. О собрании круга атаман повещает казаков накануне через есаула. Есаул ходит под окнами и кричит:

— Атаманы-молодцы, не расходитесь, ее разъезжайтесь до [441] свети: а кто куда пойдет или поедет — десять левов войсковой приговор!

Бывает, впрочем, и двадцать левов, и пять левов, смотря по важности дела и по решению атамана; деньги эти идут в войсковую казну. Утром круг снова закликается:

— Атаманы-молодцы, сходитеся, собирайтеся в войсковой круг, а кто не пойдет, — десять левов войсковой приговор!

По обычаю, атаман приходит первым на круг и садится на завалинку; подле него садятся старики, прочие окружают их, хозяева впереди, а бурлаки и молодые казаки назади. Есаул становится в середину. Атаман отрывает совещание неизменною формулой: "Атаманы-молодцы, все славное войско кубанское......" и затем переходит прямо к делу, например, — "энто, как вам с Степаном Соймоновым быть, или, энто, вчера кавас 37 из Бандерова прибег с бумагой" и т. п. Изложивши все дело, атаман спрашивает: "Как рассудите, атаманы-молодцы?" и этот вопрос повторяет есаул, оборачиваясь направо и налево. Подымается говор, спор, горланы горланят, и, наконец, все-таки составляется войсковой приговор, о котором есаул докладывает атаману; атаман надевает шапку, тем дело и кончается.


...

Грабеж и разбой nе терпимы; с казаком разбойником или в селе расправляются, или выдают его Туркам. Поэтому Некрасовцы пользуются репутацией мирных и честных людей. Они даже и на войне не грабят, по завету Игната Некрасы, и это свидетельствуют все Турки, Поляки, Липованы и прочий сброд служивший с ними в последнюю войну в так — называемых турецких казаках под начальством Чайковского (Садык-паша). Турецкие [444] казаки не только грабили, но даже хвастались своим уменьем грабить, и Чайковский с гордостью рассказывал всем в Константинополе, что в его полках сохранилась традиция и поэзия казачества. Действительно, его казаки, проходя маршем мимо стада волов, умели не только украсть вола, но на ходу зарезать его, ободрать, разнять на части и спрятать в ранцах. Конокрадство разбой, насилие, все считалось и, кажется, до сих пор считается казацкою удалью в этих полках, несчастном порождении самолюбия и дикой фантазии Чайковского, который надеялся именно этим поднять Малороссию, стать для нее новым Хмельницким и сделаться вассалом Порты как независимый гетман пятнадцати миллионов воинственного племени! Как бы то ни-было, но отставные садыковские казаки, которых множество рассеяно по Турции и по Молдавии, все единогласно уверяли меня, хвастаясь своими собственными подвигами, что валяйся у Некрасовца мешки червонцев под ногами, он даже одного не возьмет, на том основании, что "у своего царя, на своей земле ничего брать не следует, и что вот если-б, они энто за границу перешли, так там бы они энто точно понажились, без греха". Поэтому в военное время Некрасовцам поручают стеречь полковую казну, гаремы, обозы, добычу и т. п., так как честность их вошла почти в пословицу и у Турок, которые шутя называют их, вместо игнат-казак, ин ат`казак, то-есть упрямый казак, с которым ничего не поделаешь.


...

К особенностям здешнего быта надо отнести и порядок, заведенный по их словам Игнатом, что казак никуда не посылается и никуда не едет один. Так на карауле, в дороге, в гостях у постороннего вы почти никогда не встретите казака без товарища. Казаки помешаны на изменниках и так боятся измены, что постоянно смотрят друг за другом и обо всякой мелочи доносят кругу. Это-то устройство, обусловливая самое существование их общины, повело впрочем к весьма печаленным результатам, а именно к их отчуждению от всего окружающего, к одичанию, а потом и к разорению. Со времен янычаров, в Турции произошло множество перемен, о которых казаки даже понятия не имеют. В Турции вводится поземельная собственность, у казаков отписывают землю, они ничего не понимают и все толкуют о царской земле. Добружские [445] Русские, боясь подпасть под власть Садык-паши, который, пользуясь тем что они называются тоже казаками, хотел подчинить их себе и образовать из Добруджи казацкую республику, отказались от казачества и выпросили себе у Порты позволение сделаться простою раей, то-есть платить подати наравне со всеми другими немусульманами; так их страшила мысль давать солдат, подчиняться атаманам выбранным под влиянием Садыка и его турецких Поляков, так не хотелось им плетей, муштрованья и планов о союзе с Доном и Уралом через посредство Малороссии и при помощи старообрядцев! Их нисколько не увлекала также панславистская пропаганда о том, что султан единственный государь, в жилах которого течет славянская кровь, и который по религии своей и по языку может быть единственно беспристрастным посредником между Славянами, так как он не принадлежит ни к одному из славянских племен в особенности, и что задача Порты в том чтобы присоединить к себе Австрию, Польшу, Малороссию, Дон и Урал, во имя славянства, а нас Русских оставить на произвол судьбы, дав нам позволение цивилизовать Якутов, Монголов и Чукчей. 38

...

Верные хранители всяких преданий, казаки по преданию в розмир храбры, ловки, отличные наездники и стрелки. Но где и когда они учатся стрелять и ездить, я не мог добиться от них. — "У нас адет такой, мы казаки, мы энто от настоящего казацкого корени идем." Движения их грациозны и легки; и моряки они отличные. На простых рыбачьих лодках, длиной сажени в две, а шириной в два аршина, ходят они артелями рыбалить в устья Дуная, в Трапезунт, в Солунь, в Смирну, рыбалят там от осеннего Димитрия (26-го октября) до весеннего Георгия (23-го апреля), стало быть всю зиму, то-есть самое бурное время года. Я видал такие артели в Босфоре и Сулине. Замечательна их организация.

...

На каждой лодке есть хозяин и с ним работник — сын, зять или наемный. Хозяин сидит на корме, работник на чердаке (на носу). Артель выбирает себе при отправлении на рыболовство атамана и затем под его надзором перевозит лодки на волах из Майноса в море, разумеется, все это после обычных молебствий, прощаний и земных поклонов. Артель держится всегда берега: уходить в открытое море на этих лодочках слишком опасно, хотя все-таки уходят верст на пятнадцать и на двадцать, когда лов подзадорит. Прибыв в назначенное место, артель, в лице атамана, снимает какой-нибудь лиман 44 у местного откупщика (в Турции все рыбные ловли на откупе), и начинает ставить невода, крючья на белугу и прочую снасть. Весь улов сдается атаману, без атамана никто не имеет права не только продавать рыбу, но даже торговаться о цене: "энто чтобы казаки цены не сбивали друг у друга. Деньги атаман хранит у себя. Кому что нужно купить — идет с атаманом, выбирает себе что нужно, атаман за него платит и отмечает на бирке сколько он взял из общей казны. Только по возвращении в село, то-есть в Егорьев день, дуванится собранная сумма. Делится она прежде всего на три равные части: первая [448] отдается на церковь, вторая — на войско, третья — на руки, за вычетом, разумеется, забранного. Также дуванится и военная добыча, буде случится, а к ней причисляется все, что казак ни добыл, даже бахшиш 45, полученный им за какую-нибудь услугу, передается походному атаману для дувана. Казаки, сколько я вообще заметил, очень мало признают личную заслугу и личное старанье, они совершенно поглощены интересами славного войска кубанского. На войне они подчиняются вполне своему походному атаману, под ведением которого состоят есаул и войсковой писарь, то-есть секретарь и летописец их деяний. Ненависть их к Садыку и вражда к Полякам, которых и они называют бунтовщиками, основывается на том, что они хотели учить их новому строю, то-есть нарушили их обычаи, а когда казаки воспротивились, то Садык-паша приказал их драть......
ViktorC
 

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Вадько » Пн июн 13, 2011 8:25 am

Дмитрий41 писал(а):Вадько, а чем тебе другие Заветы не приглянулись?


Не то чтобы не приглянулись. Просто отмеченные показались интереснее остальных.
Аватара пользователя
Вадько
 
Сообщения: 2661
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:52 am
Откуда: Казачий Присуд
Национальность: казак

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Арчединец » Вт июн 14, 2011 12:33 pm

Дмитрий41 писал(а):17.Держаца старой веры.
40.Кровь на кровь и крест на крест не может воевать.
51.Попа в дела Круга не пускать. Попа ставит Круг. Попов никакой веры не
принимать.
52. Поп учит безденежно. Та вера права которая учит к добру.
18.Попа не исполняющего волю Круга можно убить.



У вас неточность.

Попох никонианской веры непринимать. (Держаться старой веры и священников рукоположенных Никонианской церковью не принимать.)

По поводу дат: ноне на дворе 7519 год.
В рукописи использована церковно-славянская грамота.
Аватара пользователя
Арчединец
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2009 5:54 pm
Откуда: Масквабад
Национальность: донской казак
Откуда родом: Арчеда. Усть-медведецкий округ войска донского
Ресурсы: http://www.dzhigitovka.info/

Пред.След.

Вернуться в Культурная элита казачьего народа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика