Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Выдающиеся представители казачьего народа в области культуры.

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Дмитрий41 » Вт июн 14, 2011 2:48 pm

Арчадинец, ты абсолютно прав. В слове стоит буква "н" и читать без сомнений надо как никонианской.
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение ViktorC » Пт июн 17, 2011 4:39 am

Пытался разобраться в датах записи заветов Игната, и у меня получилось приведенное ниже. Прошу помощи знатоков клуба
либо в подтверждении этих дат, либо в их опровержении.

--------------------
Первый набор записей в 1945 году сделан Василием Парфирьевичем Саничевым.

"Списова из самоследованнова псалтыря в лето ЗУНГ в г. Майнозе, Василий Парфирьевич Саничев".


Второй набор записей в 1962 году тоже сделан Василием Парфирьевием Саничевым.

"Писал Василий Парфирьевич Саничев из самоследованнова псалтыря в лето ЗУЗ".


--------------------

Примечание.

1962 - год возвращения казаков из Майноса в Россию.
ViktorC
 

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение ViktorC » Пт июн 17, 2011 7:25 am

Вот нашел на сайте староверов полный вариант:

http://oldbeliever.bravediary.com/entry/41164

Изображение

На сайте Тумилевича опубликованы летописные заметки на полях книги «Праздники», описывающие жизнь майносских старообрядцев-некрасовцев. В течение трех поколений майносские некрасовцы заносили на ее страницы наиболее важные для своей общины события. В летописи также написаны Заветы Игната.


Взяли турки Царь град в лето 6361 г. А пишит Мефоди патриарх: седмь рас поседмь десять держать туркам. Хождение Арсение Суханова в греки для испытания веры в лето 6153 г. Игнат Некрасов ушол с Дону на Кобань в лето 7216 г. Пришол Игнат Некрасов на Кобань в лето 7217 г., месица апреля 25 дня. В лето 7245 г. царица Анна многа попила кобаньскава войска казаков. В лето 7249 г. с Кобани качевали на Дунай от гонения царицы Анны. В лето 7256 г. на Кубани был болшой пожар. В лето 7270 г. с Кобани пошли жить в Вадады сиречь Самсоны Трабзоны. В лето 7278 г. была оспа, много от ней померло младенцев, жен и казаков. В лето 7285 г.

Кубанская войска пошла от царицы Екатерины в Царь град, а потом на Дунай. В лето 7299 г. Пошли казаки с дунаю на Енос и на Майнос. В лето 7305 г. Сгарела Буркина часовня. В лето 7317 г. З Дунавца сашли на Майнос. В лето 7326 г. померкала солнца. В лето 7336 г. качевали казаки с Еноза на Майнос. В лето 7362 г. роина была, мсковская. В лето 7363 г. земля треслася аки трус на Майнозе. В лето 7375 г. качевали казаки с Майноза в конию на маду сто пять десять семей. В лето 7371 г. на Майнозе была хворость на скотину месяца августа. В лето 7380 г. на праздник Введение ноября 21 числа звезды падыли. В лето 7392 г. русскии пришли в Царь град. В лето 7408 го. Оспа была силная, умирал народ. В лето 7417 г. Вышел новый закон в Турции хуриет новыва новыва царя поставили. А старыва сверзили и всех паших. В лето 7419 г. вышел закон всех християних и казаков стали брать в салдаты месяца сентебря 7 числа в день светаго мученика Созонта. В лето 7420 г. и 7421 г. казаки пашли в Рассею. Историю писал сию из cамоследованнова псалтыря в лето 7453 г. Васили Порьфирьевичь Саничев. В лето 7422 г. турки дали казакам турецкии паспорта. В ту же лето наших казаков брать на вайну. В лето 7417 г. был атаманом Никулушкин Федотушка продал пушку Игнатову туркам. В ту же лето в церкви Успенской продал площаницу и узнали казаки его несправедливость и изгнали. А продал в Станбул русским в монастырь. В лето 7418 г. атаманом был мой дет по материнской линии Никулушким Ипифан Яковлевичь.

--------------------------------------------------------------------------------
Игнат аставил нам завет. Царю не покарятся, при царе в Расею не возвертатся. Атамана войска Кубанскова выбирать
надин год. Атаман, аще ли без правды пойдет, круг могет паучить и сверзить. С турками ни сапщатся и не соединятся. За туркых женщин не давать. И у туркых казаким женщин не брать. Аще ли кто не послушает, казнить смертию. Женщина мать, абижать нельзя. Ана дает нам род. Казак, аще ли абидил жену, вести на круг учить, а круг дает жене волную.

Аще ли кто насилует женщину или девицу бить плетми до смерти. Изменника войску войску расстреливать. За измену мужу жену в куль даводу. Вдов, сирот, стариков содержит круг. Казаки творят милостыню вдовам, сиротам тайно, чтобы человеческий глас невидел, явно помогает круг. Кто подал тайно да о том сказал, бить плетьми. Рука дающаго не видит берущаго.

Почитать старших. Девык замуж давать 18 гадох. Держаца старой веры. Попа не исполняющаго волю круга можно убить. Некрасавцу без граматы нелзя. Ворох убивать. Заветы Игната Некрасова.


Списовал из самоследованнова Псалтыря в лето 7453 г. на Майнозе Саничев Васили Порфтрьевичь.

--------------------------------------------------------------------------

Зри Игната Некрасова, сына Федора Заветы. Атаманом войска могет быть казак в 50 годох.
Без круга атаман не волен в делах. Всему миру голова – круг. Атаман правит по совисти, хорошего атамана можно выбирать три раза, боле нелзя. Походный атаман могет быть казак в 40 годах. Полковником могет быть казак в 30-40 годах. Асаул могет быть казак 30 годах. Исполнилось юноше 18 годох – он казак. Волю круга исполняют все. Переходит на службу салдатами (аскерами)

глядеть друг за другом. За лжу атамана на казака наказывать смертию. Аще ли казак на тамана наговор делает – бить плетми досмерти. Казак слуга гругу, а не царю. Слухать круг стариков, Собрать Игнатов круг аще ли атаман пошел сопротив совести и заветов. Берегите свой корень, на стариках мир дерьжится. Держатца вкупе, а не делится. Не ухадить из войска в одному. Из войска казаки отлучаются сведомых круга в два или три человека. Смотреть друг за другом и докладовать кругу. Молодые почитают старших. Кто поднимает руки на воца и матерь – убивать. Аще ли кто не приходит на круг дважды должен платить налог. Кто ни приходит на круг трижды – бить плетми и налог платить. Не проченнаго кругом можна убить аки изменика. Кровь на кровь и крест на крест не может воевать. На службу до турков не ходить. Казак должен работать. Казак на казака не работает. На рыбалству ходят ватагами. Ватага выбирает атаманка. Атаманок ватаги работает как все добычю. Доход дуванют равно между казаками рыбаловствия. Казак от своего заработка дает одну третию часть в казну войска. Учителя ставит круг, уУчит грамоте девошек и малчиков. Круг содержит школу. Учителя воурожать войску. Кто кого убет
винаватаго предать смерти. Кто дадумает кого решить жизни, того бить, а потом вести на круг. Круг винаватаго выдает головой. Обижанной могет простить, а могет убить. В походе и на рыбалстве казаки не ходят да чюжих жен. Жена утаила обиду мужа идет на круг – круг учит плетми. Кто уваровал казну – надевать ему на голову горячий казан, бить плетми до смерти. Попа в дела круга не допускать. Попа ставит круг. Попох никоникой веры не принимать. Поп учит безденежно. Та вера правая, которая учит к дабру. В субботу работает до 12 часов дня. В праздники или воскресный день не работают. Землей владеет круг.

Не держать в станицах шинков, лавок или купцов, не держать тюрьмых. В войске не держать поберушик. Войске все едины, братие и сестры. Не пускать в станицы турок. Не пускать в станицы чюжих людей. У царя руки долгия. От царя Масковскаго уходите далше. Далше уйдете – спасетеся, а то маскаль кофти задирет. Царь, бояры наши противники. Малитца молитесь, а царя да боярох берегитеся. Поклоны Богу клади, а за царем гляди. Утить от царя не измена. Бойтесь казаки не закона, а правителя. С царем воевать до самый смерти. Чистота – половина царства. Казаки не делитес и не рассыпайтес. Блюдите законы и заветы моя. Раскошеки войска бутавшики. Приведитя расколшика
на круг. Изменнику смерть. Кто со мной – тот мой, аще ли кто нарушит заветы – смерть. Казаки, Блюдите Заветы.


Зри, Писал Саничев Васили Порфирьевищь из самоследованного псалтыря. В лето 7460 г. ноября месяца 21 и 22 числа. Зри.

----------------------------------------------------------------------------


Писание Саничева Васили Порфирьевичь. В лето 7430 г. Наступали на наше село турки с шах Исмаил. У него было 500 аскеров сиречь салдат войска, да Усман бей 500 аскеров, и у Мехмеда сусурлыклыва 500 аскеров. Вот ети варвари окружили вони наше село. Наши казаки стали с ними воевать. Порыли окопы, у всех были ружья, и отбили штурму турков. А шах Исмаил стал стрелять по казакам не толко из ружья, но ис пушек стрелять и по церквам. Пробила пушка колокол Игната, он абарвалси и упал, лопнул. Турки греков выгнали, а мы здались. Отобрали у нас оружие и запретили нам круг иметь с того времени. Атаманы стали подчиняться турецкой власти, турки нами стали править. В лето 7434 г. турки убили нашего учителя Петр Петровича Болоболихин и закрыли школу и запретили па русски учитца и разговаривать на материнъским языке. В лето 7436 г. стали учитца на турецким языке в турецкой школи. В лето 7439 г. турецкая правительства поселила нам в село Биневле 40 семей мугажирых и три семьи турык. В лето 7441 г. правителства атабрала у казакох землю и поделила с могажырами. В того же лета русскии фамилии сменили на турецкий. В лето 7442 г. казаки сменили игнатову одежду и стали брить бороды, а женчины оставили одежду. В лето 7449 г. немец пашол на Расею. Турык собрал всех християних в том числе и никрасовцех на голодную гору и хотели вырезыть 600 верст высатой. В лето 7458 г. Саничев был в селе атаманым. В декабре 26 дня его побили турки и он атказался от атаманъства. В лето 7464 г. турык учитель убил в школи ученика некрасова 11-летнива Ястребова Андрея Федоровича. В 434 г. наши казаки старались уйти из Турции. В лето 7470 г. месяца сентября 19 числа Саничев В.П. поднял 215 семей казаков никрасавцех, 985 душ, и повел в Расею. 21 сентября 1962 г. мы сели на советский теплоход грузия. 22 сентября 1962 года приехали в Новорусийск.

Мы ступили на землю предков. Мы пришли до своего языка, у нас аткрылась в душе сто цветов. Мы исполнили Завет Игната.


25 сентября 1962 года нас поселили в Левокумским вин савхозе и Бургун маджарским. Писал сие писание Саничев Васили Порфтрьевичь. В лето 7468 г. и в лето 7470 г. месяца декабря 20 дня.

Руководили наши последние атаманы некрасовцы на Майнозе. В лето 7417 г. атаман был Никулушкин Федот. Факты указаны назади. В лето 7418 г. и до 7423 г. атаман был Бабаев Гаврил. В лето 7424 г. и до 7430 г. был атаманом Никулушким Ипифан Яковлевичь. Он вел войну с турками. Ети атаманы круг круг выбирал. Ети атаманы под руководством туркых. В лето 7431 и до 7434 г. атаман был Никифор. В лето 7435 и до 7439 г. атаман был Саничев Тимофей Васильевичь. Он выгнал турык мажырых из деревни. В лето 7440 и до 7441 г. атаман был Бабаев Кондрат Петровичь. В лето 7442 и до 7446 г. Атаман был Елуплин Иван Тимофеевичь. Он выгнал из церкви турецкава учителя со учениками и зделал школу и стали учитца в школи. В лето 7447 и до 7449 г. атаманы были Бабаев Кирил Гавриловичь, Щепелеев Симон Тарасовичь, Никулушкин Федор Кириловичь. От ихнива Атаманства турки стали править атаманству и до 1962 года.

Писал Саничев Васили Порфирьевищь. В 1962 года месяца августа 23 щитсла.
ViktorC
 

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Дмитрий41 » Пт июн 17, 2011 11:45 am

ViktorC писал(а):Второй набор записей в 1962 году тоже сделан Василием Парфирьевием Саничевым.

"Писал Василий Парфирьевич Саничев из самоследованнова псалтыря в лето ЗУЗ".



В этом месте неправильно , в книге написано 1952 г. 21 и 22 ноября. Да ты и сам уже исправил написав в тексте 7460 21 и 22 ноября.
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Дмитрий41 » Ср май 02, 2012 1:58 pm

.............
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение Дмитрий41 » Пт май 11, 2012 8:05 pm

Lancelot писал(а):Ну заветы не только у Игната наверно были?


Конечно не только у Игната, однако нам интересны именно Заветы Казака Игната Некрасова сохраненные казаками даже на чужбине , дабы понимать своих предков и что бы всякую новоявленную лапшу нам на уши не навешивали.
Дмитрий41
 
Сообщения: 2225
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 8:54 pm
Откуда родом: Черкасский округ,ст. Грушевская , х. Каменнобродский

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение ViktorC » Пн май 28, 2012 9:41 pm

30/VI 1940 г.
Шашкин С.Ф.


www.tumileich.ru


Заветы Игната Некрасова.




-1-

Заветы Игната Некрасова.Мы, некрасовцы1, - донские казаки. Наш Игнат - сын Фёдора Некрасы, с царем Петром воевал за землю, за свой народ. Игнат и князя-бояра Долгорукого убил, потому как князь станицы жёг, миру притеснение делал. А ушел на Кубань при царице Катярине. Не схотел он народ свой под царицу отдавать, воли решать, да и вера другая у царицы была, она еретичка, еллинской2 службы держалась, трехперстница. Гонения устраивала на казакох, на старую веру. Сколько от неё казакох погибло?! Игнат не подчинился Катярине. Она войско на Дон послала и, как завоюет станицу, так казнит казакох, вешает их. Ну, Игнат и увел народ свой на Кубань.
Все лучшие люди, что с царем Петром, царицей Катяриной воевали, все ушли с Дона с Некрасой-сударем. Сорок тысяч одних сердовых3 казакох, что на коня сесть, увел Игнат. А всего народу ушло с ним более ста тысяч.
На Кубань наши предки пришли в лето 72174. Понастроили они станиц. Игнат крепость в Усть-Лабе, город Некрасовский5 построил.
Катярина войско посылала на Кубань супротив Игната, потому как до него на вольные земли шли разные люди из Расеи, казаки с Дона. Много черных людей прибегало до Некрасы, такое дело Катярине не ндравилось. Вот она своим инаралам гутарит:

Примечания


1 Некрасовцы — это слово Шашкин, как и все некрасовцы, произносит «някрасовсы». Для разговорной их речи характерно яканье и употребление вместо «ц» - «с».
2 Еллинской — греческой.
3 Среднего возраста, служивых.
4 В лето 7217 — в 1709 г.
5 Действительно в Усть-Лабе сохранились крепость и станица И. Некрасова.


- 2 -

- Так пойдет дело, у меня в государстве никого не останется. Надо Игната победить или возвернуть в Расею.
А люди прибегали до Некасы, просили:
- Игнат-сударь, на царя с царицей штурмой надо идти.
Некраса собрал Круг, стал гутарить:
- Атаманы молодцы, пойдем на царя с царицей. Разобьём армеюшку царя белого, а Катярину в полон возьмем.
Мир шумит:
- Пойдем штурмой, Игнат-батюшка. Разобьём царя с царицей.
Наши отцы-матери песню играли:
- Ой да, за лесами, да за темными,
Ой да, было, братцы, дремовыми,
Ой да, за горами было за крутыми,
Ой да, было, братцы, снеговыми.
Там стояла, братцы, да крашёная,
Ой да крашёная она, палатушка.
Палатушка, братцы, бел-танкой шатер.
А под тем-то да было под шатричком
Они соязжалися всё донские козачки.
Соязжалися они, козачки, ко Игнатову,
Ой да, было всё да вот ко бел-шатру.
Асаулушка, а он Круг да закликивал,
А Игнат-сударь, а он становил Круг,
А донские козачки речи говорили:
- Мы пойдем, братцы, разобьём армеюшку,
А мы, братцы, армеюшку царя белого,
Царя белого, да Петра первого.
Самого-то Ероху-царя да царевича,
А мы, братцы, во полон возьмем,




- 3 -


А царицу-то вот Катяринушку,
А мы её, братцы, в монастырь сошлем,
А сами мы, братцы, козачки на Тихой Дон,
Ой да, вот на Тихой Дон, а мы пойдем.
Песня — быль, ей верить надо. Старые люди разе стали бы играть песню про то, чего не было? У нас песни про жизнь гутарят.
Ну, Некраса водил на Катярину свои полки, а она — на него. После Катярины была другая царица, вроде как Анной её звали, она тоже полки посылала супротив некрасовцех. Все они: царь, царицы разоряли нас. Разе Игнат ушел бы с Кубани? Разе повел бы он свой народ в чужую землю? Некраса человек был умственный. От нужды он повел свой народ в Туретчину, жизнь людям спасал.
Видит Игнат, что его люди гибнут от сражения с царицей, полкох-то у неё было больше, вот и посажал женщин, дитёх, старикох1 на корабли да побегли они до Черного моря. А сам Некраса с братьями, казаками на конях отступил до Тамани. У Некрасы было три брата: Драный, Голый, Булавин. Булавина убили черкасские казаки, только про это другая бывальщина.
Пришел до моря Игнат, посажал свою кавалерию на корабли да побег в Царь-Град.
На море поднялась шторма2. Много кораблей затонуло, пять церквох потопло. Всё добро и мертвых море выбросило на Подиль-косу3. Тогда одна часть кораблей остановилась в Аки-язлы4,

Примечания
1 Некрасовцы имена существительные сножественного числа в родительном падеже произносят с окончанием: «ох», «их» «ех»: казакох, старикох, дитёх, коних и т. д.
2 Поднялась шторма — поднялся шторм.
3 Подиль-коса — коса на Черном море.
4 Аки-язлы — Киязлы — местечко при входе в Дарданельский пролив.




- 4 -
другая — в Адриянополе1, третья — в Трапезунде2.
Прошла шторма, прибегли все корабли в Царь-Граде. Из Царь-Града Игнат повел казакох на Еноз, Майноз. Поселились там, а тут братья Игната надумали войско делить. Один пошел в Конию3, другой в Адалию за Пещаное море4.
Когда Игнат привел на Майноз свой народ, он договор написал с салтаном, заветы нам дал. В «Игнатовой книге»5 сказано:
- Чтобы церквы не закрывались в Турции; чтобы звон не запрещался; чтобы с туркам мы не соединялись; чтобы мы не женились на мусульманках; чтобы салтан против нашей воли казакох на службу не брал; чтобы на войне с Расеей мы в своих не стреляли, а палили через головы6.
Сказано в книге, чтоб в Расею при царизме не возвертались, царизме не покорялись;7 да чтоб держались друг за



Примечания
1 Андриянополь — Адрианополь — портовый город в Болгарии, южнее Варны.
2 Трапезунд — портовый город на Черном море на территории Турции, недалеко от Батуми.
3 Кония — область в Турции.
4 Адалия за Пещаным морем — Аравийская пустыня.
5 Игнатова книга — книга, в которой были записаны «заветы» Игната, договоры с турецким правительством и различные привилегии некрасовцев.
6 В. П. Иванов-Желудков в своей статье «Русское село в Малой Азии» (журнал «Русский Вестник», т.63, 1866 г., стр. 431), сообщает о том, как его собеседник казак-некрасовец на вопрос «Бьются ли они с русскими?», ответил:
- «А мы с ними не бьемся, мы через них палим, и они через нас. Как можно с ними биться?!»
Позднейшее решение некрасовцев, относящееся к 40-50 годам XIX в., Шашкин относит в разряд законов Игната, помещает в «Игнатову книгу».
7 «Завет» в передаче других некрасовцев он имеет такие формы:
а) «Царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
б) «Царю не покоряться, до царя не возвертаться»;
в) «Царю не покоряться, до царя в Расею не итить» и т. д.
Этот «Завет» имеет более 30 вариантов.



- 5 -
дружку, без решения Круга, атамана не уходили из станицы; чтобы по одному никуда не отлучались от Войска; чтоб казак на казака не работал; чтобы каждый рукомесло имел, трудился; чтобы молодые почитали старших; чтобы отдавали третью часть от заработка в казну Войска; тайно помогали бедным, явно помогать должон Круг; казаки должны любить жен, не обижать их; женщина-мать, её защищает Круг; чтобы попох от Никона не принимали на службу; попа, не сполняющего «Заветы», можно убить, как еретика; шинкох в селении не держать; чтобы казаки лавок не держали, купцами не были.
Игнат потом ушёл от нас с Майноза искать казакох, что за Пещаным морем жили. А были такие старики, они гутарили другое: - Игнат на Майноз не приходил, он на Кубани помер, а в Турцию ушли его братья с казаками, да потом разделились на три части: одни на Дунай пошли, а с Дуная часть в Расею ушла, они все погибли. Другие пошли на Еноз и Майноз, а третьи — за Пещаное море.
Я сам не знаю, правда аль брехня какая, только у нас разное сказывали о Некрасе. Нам где знать про всё, что было?! Время тому, как Игнат с Дона ушел, 250 годох будет! Сами мы не видали, а что от дедох, отцох слыхали, то мы и гутарим. Была бы «Игнатова книга», в ней всё написано: сколько Некраса миру увел с Дона, кто какой чин в Войске имел, сколько годох на Кубани жили, с каким царем, царицами войну вели, в каком году на Дунай и Туретчину пошли. Всё в книге сказано, а без неё каждый гутарит, что ему в голову придет? Я тоже позабывать стал. Глазушки не видят, голова болит, а книгу читал давно, может, что и не так гутарю.




- 6 -

На Майнозе мы жили по заветам Игната. А кто уходил с Майноза в другие места, они все погибали, потому и нельзя их найти. Игнат гутарил, чтоб мы не расходились в разные стороны, держались друг дружки. А народ наш своевольный, каждый себе инарал, вот и разошлись по разных местах. А кто на Майнозе остался, держался Игнатова слова — все целы. Мы потому сохранили корень Игната, что жили на одном месте, а которые пошли куда, нарушили Завет. Они все поумирали. А что с нами не пошли в Расею, на Майнозе остались, они тоже погибнут, турка им жизни не даст.

30/VI 1940 г.
Шашкин С.Ф.
Аватара пользователя
ViktorC
 
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 8:20 pm
Национальность: Донской Kазак
Откуда родом: ст. Обливская

Re: Некрасов Игнат Федорович.Заветы.

Сообщение ViktorC » Пн май 28, 2012 9:54 pm

http://www.tumilevich.ru/study.php?stud ... pagenumb=1

Игнат запретил казакам обижать жён

Предание

8/VII 1948 г.
Гоголева М. М.


-1-

Отец Танюшки — Иван Драный, когда мы были молодыми, всегда про старину гутарил. Вот один раз мы были у Драных, он нам гутарил:
— Вот, девки, время какое было, когда Игнат-сударь уводил наших предкох с Дона, он приказывал, чтоб казаки жён не обижали, любили, потому от них род идёт. Женщина — мать, а как можно обижать мать, когда она детей даёт?! Нельзя того делать.
Только были и неразумные у нас казаки, которые жён своих обижали. Знал Некраса, что такие мужья есть, он потому и запретил такое бесчинство. Игнат казакам сказал:
— Глядите, казаки, идём с вами в чужую землю, в Турцию. Соединяться с турками — не соединяйтесь, на турецких женщинах не женитесь, а кто нарушит моё слово, того казнить смертью. Своих женщин берегите. Что будете делать, когда их не убережёте? Весь корень наш пропадёт. Если муж не любит жену, обижает её (бьёт), измену делает ей — такого казака на Круг вести, плетьми учить надо. А жена, если муж обиду ей сделал, должна пойтить до атамана, сказать ему. Круг за такое дело поучить должон. Такого мужа жена может оставить.
Вот и повелось у нас, как какой казак забыл завет Игната, да ничинает обижать жену, так его сейчас на Круг. Стоит он перед Кругом и просит прощенье у жены. Простит она, так мужа только «поучат». После они в мире живут. А если жена не прощала, Круг свободу ей давал, она уходила от мужа. На такой женщине каждый неженатый казак мог жениться. А за прощенного, да «учёного» ни одна женщина не шла.




- 2 -

Вот такой казак и оставался одним, роду его конец был. А какой казак, коли от него племени-роду нет?! Без детей он — пустой цвет. Такие казаки бежали с Майноза на Дунай. Ну, а если казак изменял жене, — такого били до смерти.
— Да, девки, — гутарил Иван Драный, и про вашу сестру Игнат тоже слово оставил: «Изменит жена мужу — в куль её да в воду, али по шею в землю закопать». Стала женой, не моги хвостом туды-сюды вертеть. Знай мужа. Такие-то жёны у нас тоже бывали, да им ходу не было.
— Смотрите, девки, — скажет, бывало, Иван Драный, — блюдите честь, тогда вам уважение будет. Муж жене, а жена мужу должны верными быть.
На моей памяти казаки жён не бросали в воду, а учить — учили. А то как же, дай волю бабе, сам не рад будешь. Мало ли чего в дому бывает, а на Круг боялись выносить. Перетерпишь, с тем и конец. Погрозишь мужу Кругом, а у него руки короткими сделаются. Да и славы боялись. Больше жёны с мужьями жили хорошо. Мужьёх своих мы всегда ждали с рыбальства с радостью. При них мы были в почёте, хозяйками. А были и такие женщины — жаловались Кругу на мужей. Мужей тоже учили на Круге.
Были на Майнозе и дурные мужья. Про себя скажу, мой мужик Лаврен Гоголев — ревнивый был. На курагод и то меня не пускал, бил меня. Жалко было его на Круг выводить, да стыда боялась, терпела. А по закону он не мог меня и пальцем тронуть.

28/VII 1948 г.
Гоголева М. М.
Аватара пользователя
ViktorC
 
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Ср авг 17, 2011 8:20 pm
Национальность: Донской Kазак
Откуда родом: ст. Обливская

Пред.

Вернуться в Культурная элита казачьего народа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика