Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






РАЗИН Степан Тимофеевич

Герои нашего народа

Модератор: Сарматка

РАЗИН Степан Тимофеевич

Сообщение Сарматка » Чт окт 29, 2009 8:53 pm

РАЗИН Степан Тимофеевич (дон.) - казачий атаман; родился ок. 1632 г. в станице Зиская, теперь Пугачевская); с мовейской (после Потемкин, юных лет отличался сметливос­тью, мудростью суждения и смелостью. В молодости Р. со­вершил два паломничества в Соловецкий монастырь, о кото­ром на Дону еще помнили, как о тихом казачьем пристанище в тяжелые годы татарских погромов и изгнания с родной зем­ли; бывал он также в Москве, как участник посольской - «Зи-мовой станицы». В 1661 г. по поручению Донского Круга, он дважды ездил к Калмыкам; первый раз для заключения дого­вора о взаимной помощи против Ногайцев, а второй раз - со­провождая к ним московских послов. В битве с Татарами под Молочными Водами (1663 г.) командовал одним из казачьих отрядов и способствовал поражению неприятеля.

Р. был старшиною, т.е. принадлежал к тому слою донско­го населения, который не чувствовал ни в чем нужды и издав­на пользовался особыми милостями московских царей. По своему положению он был обеспечен не только средствами к богатой жизни, но и возможным продвижением на высшие ступени казачьей правящей иерархии. Однако для него это было не все!

В политической жизни Дона наступила эпоха значительных и роковых сдвигов. После заселения Запорожцами Слободской Украины, верхние части Северского Донца, после присое­динения к Московии земли Запорожских Черкасов «от Коното-па до Чигирина» (б. Литовской Украины), когда перед враждебными татарскими и польско-литовскими гранями стали сплошной стеной полки Запорожцев Гетманщины и Слобожан-щины, Войско Донское потеряло значение буферного государ­ственного образования, единственного оплота Московии от мусульманского Юга. Эти перемены грозили Вольному Дону большими осложнениями. Каждый Казак знал, что перед могуществом «белого царя», простирающего свою державную длань в сторону «естественных границ», маленькой республике устоять будет невозможно. А что сулило подчинение Моск­ве, Верховые Казаки знали лучше Низовых из личного опыта. Подновлял их страхи и поток «новопришлых», устремившихся на низы родной реки, после передвижения границ Московии далеко на юг и ликвидации казачьей городовой и станичной службы на прежних московских «украинах». Все они знали, что при покорении Дона их ожидал наплыв спесивых и жадных «начальных людей», уже создавших в Московии для всех ос­новных масс населения подневольное, невыносимое нищенс­кое, рабское существование. Покорение Дона сулило Казакам и непрерывную «службу царскую» при полном обнищании се­мей.

Эти грозные тени, падающие на Дон с севера, мало бес­покоили богатых южан, но над сознанием Верховых Казаков они висели гнетущей тяжестью. Еще большие опасения и не­нависть к московскому строю таилась в душах «голутвенных новоприходцев», только что избавившихся от голодной без­работицы и ожидавших от Дона-Батюшки богатых и великих милостей. Всех их тревожило сознание, что им не избежать судьбы покоренного безответного слуги в том случае, если продвижению Русских в Старое Поле не будут своевременно поставлены преграды. И, может быть, именно потому Р. взял на себя инициативу организации сил сопротивления расту­щему могуществу северного соседа.

В поддержке Верховых Казаков ему не приходилось со­мневаться, потому что они еще сохраняли свежее воспоми­нание о притеснениях и злоупотреблениях «начальных лю­дей» во время станичной и городовой службы их отцов на окраинах Московского царства. Надеялся Р. также привлечь на свою сторону и народные массы Руси, распространяя ло­зунги освобождения от рабства. Вероятно, он пытался дого­вориться и с недавно покоренными нерусскими народами Поволжья.

Не возбуждая подозрений о сокровенных целях, он начал подготовку похода «за зипунами для хозяйственного обзаве­дения голутвенных, т.е. тех Казаков, которые дольше других задержались на окраинах Московии, обеднели и теперь толь­ко возвращались на родной Дон. В начале 1667 г. Верховые Казаки избрали Р-на походным атаманом, а в марте того же года царицынский воевода доносил царю: «На Дону в Панши­не и в Качалинском городах избираются многие Казаки, а ча­ять де, их будет с две тысячи человек».

К маю приготовления были закончены и струги разинцев появились на Волге. Первым пострадал от них большой кара­ван русских судов. Казаки захватили ценный груз, начальни­ков во время боя побили, а 160 человек стрельцов и работ­ных людей попросили в их ряды. После этого Р. пошел к Кас­пийскому морю; не пытаясь овладеть попутными городами ниже Черного Яра, он разгромил полк царских стрельцов Бек­лемишева и в начале июня прошел мимо Астрахани. Скоро его отряд увидели под своими стенами жителя Яицкого городка, которые открыли разницам крепостные ворота и при­няли их как друзей. Р. оставался здесь до весны следующего года, отражая нападения русских воевод. При этом Казаки разгромили несколько стрелецких полков.

Перезимовав в Яицке, разинцы двинулись в конце марта 1668 г. к западным берегам Каспийского моря. В устьях Волги, Кумы и Терека их ожидали значительные пополнения; уже несколько месяцев сюда собирались отовсюду Казаки для соединения с главными силами Походного атамана. Отряд, возросший до 6-ти тысяч бойцов, поплыл на юг к персидским берегам. Там Казаки хозяйничали около года, разорили не­сколько крупных городов и одержали блестящую победу над флотом кызылбашей (Персов). К гирлам Волги они вернулись только в августе 1669 г., отягощенные добычей. Астраханс­кий воевода, для которого казачьи походы на Каспий были обычным делом, принял Р-на и его отряд пушечным салютом и беспрепятственно пропустил его суда к Волго-Донской пе­револоке. На Дону местные участники похода разошлись по домам, а новоприходцы расположились двухтысячным отря­дом на большом острове, поблизости от Кагальницкого город­ка, укрепили его и занялись постройкой новой флотилии.

От этого времени Кагальницкий остров разделил Дон на две части. Население верховых станиц безоговорочно при­знало Р-на своим атаманом, перестало считаться с просьба­ми и угрозами царя и было готово к выступлению против Мос­квы; а в то же время Черкасск с Войсковым атаманом Корни-лой Яковлевым и значительной частью низовых старожитных Казаков готов был продолжать с Москвой военное сотрудниче­ство, ни в коем случае не вмешиваясь в ее внутренние дела. Однако, после удачного Персидского похода, там в глазах низовой «черкасы» авторитет Р-на стоял достаточно высоко. Он приобрел сторонников даже среди местных «домовитых» и без опасения наезжал в Черкасск.

Явившись туда однажды в марте 1670 г., он застал там царского посла Герасима Евдокимова и на Круге оказался достаточно влиятельным для того, чтобы обвинить его «ты приехал де к нам лазутчиком». Возбужденные Казаки посади­ли Евдокимова, как шпиона, «в куль да в воду» Атаману же Яковлеву, выступившему в защиту посла; его крестник Р. при­грозил той же участью.

Молва о планах атамана Р-на пошла широко по всей России. Передавали друг другу, что он призывал «итти на Русь против государевых неприятелей, и изменников, чтоб им из Московского государства вывесть изменников, бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей. И им бы всем постоять и изменников из Московского государства вывесть и чорным людям дать свободу». В глазах Казаков особа пома­занника Божия, царя, стояла вне всяких упреков, за все не­справедливости в государстве были ответственны предста­вители исполнительной власти, непосредственные виновни­ки всех народных бед. Против них и разжигалась ненависть общественных низов России и недавно покоренных народов. С Кагальницкого острова пошли также призывы к гетману Днепровского Правобережья Дорошенко и к Кошевому ата­ману Ханенко. На Дон стали стекаться толпы Казаков из За­порожья и с московских рубежей. Тамбовский воевода Хитро­во доносил в Москву «А сверху де Доном беспрестани к нему идут Казаки и иные беглые люди» Так что к весне 1670 г. Р. имел уже до пяти тысяч войска. В апреле Войсковой круг ра-зинцев постановил начать новый поход на Волгу. Казаки по­шли к: Царицыну, который вскоре сдался и получил управле­ние по казачьим образцам. Скоро та же участь постигла Ка­мышин, Черный Яр и Астрахань. В первых числах июля разинцы двинулись обратно к Царицыну, оставив в Астрахани: двухты­сячный гарнизон с атаманом Василием Усом. В Царицыне Р. сообщил разросшемуся отряду о своем намерении идти на Москву и возражений, не встретил. Круг постановил двигаться в глубь России по Волге, потому что в нижней части она «ныне стала их, казачья», выше по течению проходила по землям сочувствующих инородцев, готовых к восстанию против русской власти. К тому же по воде было легче всего перевозить и людей и грузы снабжения армии.

Отряд Р-на начал движение вверх по реке, непрерывно пополняясь новыми Казаками, Русскими, Мордвинами, Чере­мисами, Татарами и др. повстанцами. Саратов, Самара сдались без сопротивления. 4 сентября 1670 г. двадцать тысяч разинцев подошли к Симбирску. Однако здесь их ожидала неудача; городдержался стойко и дождался подкреплений из Москвы. Неоднократно разбитые свежими полками Барятин­ского, повстанцы сняли осаду и стали отступать в разные сто­роны. Многие из них попали в плен и погибли в руках пала­чей. Дважды раненого Р. Казаки увезли на Дон. Однако здесь они застали иные настроения. Если раньше его планам со­чувствовало большинство Донцов, то теперь при побитом неудачнике осталась только небольшая группа его привер­женцев. Р. попробовал восстановить свой прежний автори­тет; собрав остатки преданных людей, он бросился на Чер­касск, но встретил там решительный отпор и вернулся в Ка-гальницкий городок уже как нарушитель внутреннего порядка на земле Казачьего Присуда. Этим воспользовались сторон­ники мирного сожительства с Москвой. 14 апреля 1671 г.Дон-ской атаман Корнила Яковлев повел своих сторонников на малочисленные силы своего крестника. Ворвавшись в стены городка, они перебили многих его защитников, а самого Р-на схватили и заковали в тяжелые цепи. Скоро, по требованию царя, он был отправлен в Москву, вместе с братом Фролом. Так был нарушен древний закон: «С Дона выдачи нет!» В Москве при допросах Разиных истязали изощренными пытка­ми и 6-го июля того же года Степана и Фрола Тимофеевичей казнили на лобном месте четвертованием.

Русские порабощенные крестьяне безусловно сочувствовали Разину, но не поддержали его достаточно дружно. Они ограничились местными возмущениями и не стремились пробиться к войску атамана. Акты свидетельствуют о том, что главными «приставальщиками» были крестьяне-инородцы: Чуваши, Мордвины, Татары, также как Слободские и Городовые Казаки с Донца, из Тамбова, Саранска, Ломова и т.п. О том же свидетельствуют незначительные размеры разинского войска под Симбирском (всего 20 тыс.). Вместе с тем, память о Степане Тимофеевиче, о его самоотверженном служении ин­тересам народных масс, преклонение перед мощью его духа, не сломленного жестокими истязаниями, сохраняются в русском народе больше, чем среди Казаков. Не одно поволжское пре­дание связано с его именем, ему посвящено много народных песен и литературных произведений, его считают также одним из первых в России революционеров, в 1919 году на месте его казни коммунисты поставили ему памятник. Благодаря всему этому, а также благодаря разинским цепям, висевшим тяже­лым воспоминанием в притворах черкасского собора, свежа память о нем и у Казаков: «Все мы Разина порода, ермаковс-кая семья», говорит казачья поговорка.

Однако, все русское творчество, как и актовый материал, сильно искажают образ этого выдающегося Казака. Р. совсем не поводырь босяковатой российской голытьбы или восстаю­щего крестьянства, как его часто изображают, а вождь широ­кого идеологического движения, возникшего в казачьей среде и имевшего основной целью борьбу за человеческую личность и, прежде всего, за человеческое достоинство Казаков, став­ших, в результате несправедливостей русских «начальных людей», из служилых Казаков голутвенными Казаками. Дер­зающий и смелый военачальник, которому совсем не подхо­дит имя «Стенька», как его называют Русские. Голландец Ян Стрейс, очевидец его пребывания в Астрахани, записал о его внешности: «Это был высокий и степенный мужчина крепкого сложения с регулярными чертами гордого лица. Он держался скромно и с большим достоинством».

Следуя московским актам, некоторые русские авторы представляют Р. в виде какого-то безжалостного убийцы, а это совсем не отвечает исторической действительности. Вре­мя было суровое, борьба жестокая, но предполагать в казачьем атамане кровожадного зверя нет данных. Его карающая десница не падала на всех дворян без разбора; наказыва­лись только открытые враги и виноватые. «А которые цивиле-вя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев за одно тоже стоять, за дом Пресвятыя Богородицы и за всех святых, и за великого государя, и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиан, и вам бы, чернь, тех дворян, и детей боярских, и мурз, и татар ничем не тронуть и до­мов их не разореть». Так писал Р. в одной из «прелестных гра­мот» для Цивильского уезда {сентябрь 1670 г.). Один из советс­ких историков даже поставил ему упрек, что он своевременно не прикончил с оппозицией домовитых Казаков, уничтожив атамана Яковлева и других сторонников Москвы (В.И. Лебедев, Крес­тьянская война под предводительством Степана Разина, М. 1955). Имеется достаточно оснований, что все поступки Р-на направлялись волею казачьих Кругов, причем и в казнях и в миловании первое слово принадлежало народному усмотре­нию.

Теперь, когда время несколько сгладило память о деятель­ности этого атамана, казачья национальная история хочет видеть в Степане Тимофеевиче Р-не борца за интересы Дона. Предполагается, что, лелея в душе какие-то чисто казачьи планы, он просто не успел их осуществить и выявить; что глав­ной целью его движения было ослабление могущественного соседа и укрепление политических позиций независимой ка­зачьей государственности, что бурное развитие начатого им дела, помимо воли, увлекло его далеко в сторону, заставило отдать слишком много сил чужим интересам и привело к пря­мо противоположным результатам: после неудачного завер­шения смелого разинского предприятия, Донские Казаки дол­жны были поневоле смириться и под присягой обещать царю больше не допускать в своей среде никаких выступлений про­тив московских порядков. По тексту присяги, они должны были бороться тайными заговорами против государя, заговорщи­ков присылать в Москву и самостоятельных сношений с ее врагами, Поляками, Татарами и Немцами не вести. Таким образом подрывался, существовавший до сих пор, суверени­тет Дона в области внешних сношений, а одновременно лик­видировалось старинное право Донских Казаков «не выдавать с реки».

КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Вода камень точит.
Аватара пользователя
Сарматка
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:28 pm
Откуда: Ростов-на-Дону
Национальность: казачка
мой адрес вконтакте: http://vkontakte.ru/id33595418
Блог или сообщество: http://community.livejournal.com/prisud/

Re: РАЗИН Степан Тимофеевич

Сообщение dzick » Ср сен 11, 2013 9:14 pm

Знаменитое восстание Степана Разина было на самом деле войной между двумя русскими государствами, образовавшимися после смуты начала 17 века. Обычно считается, что в 1613 году Михаил Романов стал царем «всея Руси», но это неправильно. Первоначально Романовы объединили вокруг Москвы только территорию бывшей Белой Руси и северную часть Волги – Великий Новгород (Владимиро-Суздальскую Русь). Южная же Русь и даже средняя Волга образовали другое государство со столицей в Астрахани. Там были свои цари, принадлежащие к старо-ордынской династии. Они считали Романовых незаконными правителями. Разинское восстание 1667 – 1671 годов было в действительности войной между этими двумя государствами. Сегодня эта война затемнена Романовыми. Документы «разинской стороны» уничтожены. Победа далась Романовым нелегко. Лейпцигские газеты писали: «Разин присвоил себе титул царя обоих этих царств (Казанского и Астраханского), множество сильных войск попали к нему в руки, царь настолько оробел, что не собирался посылать против него войска». Сохранились сведения о том, что войска Романовых были укомплектованы западноевропейскими наемниками. Русские же и татарские войска у Романовых считались ненадежными, в них были часты случаи дезертирства и даже перехода на сторону Разина. У разинцев, напротив, отношения с иностранцами были плохие. Романовы приложили большие усилия, чтобы найти и уничтожить все до единого документы разинской стороны. Младший брат Разина Фрол показал на допросе, будто бы Разин закопал кувшин с документами «на острову реки Дону, на урочище, на Прорве, под вербою». Отряды романовских войск перекопали весь остров и перелопатили там всю землю под всеми вербами. Но ничего не нашли. Тем не менее, Фрола еще долго не убивали. 12 января 1682 года, при царе Федоре Алексеевиче Романове на Руси было Соборным уложением отменено местничество. При этом книги, содержавшие местнические дела были сожжены. В частности были сожжены знаменитые «разрядные книги», содержащие историю государственных назначений на Руси в 15 – 16 веках. Местничество – это порядок назначения на государственные должности на основании родовитости происхождения и иерархического положения предков. Первые места здесь занимали потомки Владимиро-Суздальских царей, потом – Владимиро-Суздальских бояр, потом – царей покоренных земель, и наконец, - бояр покоренных земель. После победы над Разиным эти книги были незамедлительно уничтожены. Одновременно начались официальные работы по составлению родословных книг. В конце 1680-х годов были составлены две родословные книги. Одна из них известна под более поздним названием Бархатная книга, вторая книга до настоящего времени не найдена. По новым родословным книгам русские «знатные» роды, включая Романовых, происходили от иностранцев. Их предки прибыли на русскую службу в 14 – 16 веках из Германии, Англии, Швеции, Литвы и т.д. Но это значит, что в 17 веке к власти пришли представители третьего и четвертого уровней местничества.
Image1563.jpg
Примите мой труд, если надо то отругайте да только не очень, ведь когда делают первые шаги, то всегда спотыкаются. Не могу судить о достоинствах, но чего хотелось, то произошло… Что касается моей работы, то это не сборник, а только «материалы» (А. Бигдай)
Аватара пользователя
dzick
 
Сообщения: 363
Зарегистрирован: Ср мар 09, 2011 10:01 pm
Откуда родом: Кубань


Вернуться в Национальные герои казачьего народа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика