Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Хлысты в казачьих станицах

Вопросы веры, духовного поиска, обряда и религий в целом и церковные вопросы в отношении казаков.

Хлысты в казачьих станицах

Сообщение Старый » Вт июл 16, 2013 5:46 pm

Материалы для генеалогии жителей станиц Георгиевского округа Терской области – последователей секты хлыстов (шалопутов).

В. В. Шевчук,
аспирант кафедры истории России Социально-гуманитарного института
Кабардино-Балкарского
государственного университета

В Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской республики (фонд Управления Георгиевского округа) хранятся именные списки жителей казачьих станиц Георгиевского округа – последователей хлыстовской (шалопутской) секты. Эти документы представляют интерес не только для изучения истории распространения сектантства на Северном Кавказе во 2-й половине XIX в., но и для исследования генеалогии казачьего населения, проживавшего на территории Георгиевского округа в этот период.
Документы – посемейные списки жителей казачьих станиц: Боргустанской, Ессентукской, Лысогорской, Солдатской, Александрийской, Зольской. В них – количество семейств, принадлежащих к хлыстовской (шалопутской) секте; имена, фамилии и отчества; пол и возраст сектантов. Возраст определяет год рождения каждого.
К спискам прилагаются рапорты атаманов станиц и начальника Георгиевского округа – с характеристикой религиозного учения хлыстов (шалопутов). Составлены списки по требованию областного начальства: оно осуществляло наблюдение за последователями запрещенных религиозных учений.
Лица, указанные в списках, не исчезли бесследно. Фамилии их потомков встречаются и в документах позднего периода. Сопоставление фамилий, указанных в списке сектантов станицы Солдатской, с фамилиями красноармейцев – жителей этой станицы, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) позволяет сделать вывод: потомки сектантов проживали на территории станицы в первой половине XX века.
Так, в "Книге Памяти" среди жителей станицы Солдатской, призванных на военную службу и погибших в годы Великой Отечественной, встречаются лица с фамилиями Кондратьев (4 чел.), Мендрюк (2), Минаев (3), Назаренко (9), Семененко (6), Ольховенко (в Списке Альховенко – 2). Большой временной разрыв не позволяет утверждать, что указанные в "Книге Памяти" люди – прямые потомки сектантов из списков 1874 г. Однако можно предположить, что родственная связь между ними была.

Количество последователей шалопутской секты
Георгиевского округа

Название
станиц Количество семейств Число лиц мужского пола Число лиц женского пола Общее число человек
Александрийская 17 54 44 98
Боргустанская 44 79 80 159
Ессентукская 10 28 40 68
Зольская 10 26 22 48
Лысогорская – 26 28 54
Солдатская 13 24 21 45

Из документов видно: на территории Георгиевского округа в 1874 г. (списки датируются октябрем) проживало 472 члена хлыстовской (шалопутской) секты, из них 237 – мужского, 235 – женского пола.
Смысл учения атаман станицы Солдатской охарактеризовал так: "Что касается до учения религиозного, – писал он в рапорте от 24 октября 1874 г. – в отношении заблуждения шалопутство состоит в том, что они вместо Бога почитают своих уставщиков. В нравственном же отношении они пали довольно глубоко, отказывая себе в мясной пище, винопитии и курении табаку, а что касается до священника, шалопуты смотрят как на вредного для них человека, называя его "наемною шкурою".
В рапорте атамана станицы Лысогорской (28 октября 1874 г.) читаем: "Докладываю, что поименованные… лица занимались при сборищах своих именно чтением различных книг: псалмов, акафистов и стихов, а по окончании этого бьют в ладоши, подскакивают вверх и бросаются друг на друга и делают лобызание, а потом рыдание… и это продолжается у них до полуночи, а потом остаются все на ночлег".
В данном случае описан обряд так называемого радения, когда члены секты через определенный набор ритуальных действий достигают, по их мнению, божественного откровения.
Общины хлыстов (шалопутов), находившиеся в станицах Георгиевского округа, отличались большой конспирацией. Полиции редко удавалась застать верующих при их богослужении. Когда члены секты собирались в доме своего предводителя (уставщика), на улице выставлялось охранение, так что при приближении местных властей к дому собравшиеся члены секты предупреждались и прекращали обряд.
Станичное духовенство, призванное бороться с последователями лжеучений, оказывалось бессильным.
Лидеры сектантов утверждали, что они и их последователи исповедуют настоящую христианскую религию и угодны Богу. Они отвергали божественность царской власти, отрицали право государства распоряжаться судьбами людей. Хлысты считали себя подчиненными только Господу Богу – без всякого посредничества земной власти. Эта идея была, конечно, крамольной для властей, поскольку подрывала государственные устои.
Власть боролась с религиозной оппозицией: заключала в тюрьму, ссылала активных сторонников запрещенного религиозного учения в отдаленные губернии империи. Ссылка практиковалась часто, поэтому многие сектанты оказались на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке. Однако была ссылка малоэффективной – она лишь укрепляла в вере религиозных оппозиционеров. Идеи, сектантов, распространялись и среди православного населения тех местностей, куда те ссылались.
Местная администрация понимала, что административно-полицейские меры борьбы с сектантами неэффективны. 7 января 1875 г. начальник Георгиевского округа писал начальнику Терской области: "Принять строгие меры к дальнейшему распространению этой секты будет бесполезно, так как крутые меры всегда ожесточают людей, а подобных отверженников веры их уставщики ставят выше между приверженцами сект, и всякое преследование и наказание прославляют между собой, как гонение за веру и за Христа Спасителя". Начальник округа предлагал обязать станичное духовенство регулярно посещать дома жителей станиц для наставления их в православной вере. По его мнению, священнослужители своим личным примером должны были показывать, каким должен быть истинный христианин.
Документы архива не позволяют до конца выяснить принадлежность сектантов к хлыстовству (христоверию) или шалопутству. Видимо, местная администрация не имела возможности разобраться в этом вопросе. Сказывалась высокая конспирация секты.
Хлыстовство (христоверие) – старинная форма русского сектантства, возникшая во второй половине XVII в. среди оброчных крестьян центральной России. Хлыстовство получило свое "название от ее наблюдателей и врагов, вероятно, – пишет Н. М. Никольский – слово "хлысты" является искажением слова "христы", так как сектанты… считали своих руководителей новыми христами". Секта отличалась мистицизмом и аскетизмом. Хлыстовское течение, возглавляемое Перфилом Катасоновым в 70–80-е годы XIX в., распространилось на территории Ставропольской губернии, области Войска Донского, Кубанской и Терской областей.
Шалопутство как сектантское течение возникло в 60-х годах XIX в. и распространилось среди жителей Херсонской, Таврической, Полтавской, Екатеринославской, Харьковской, Ставропольской и др. губерний. Шалопутство от хлыстовства отличается рационализмом, признает возможность неоднократного воплощения Сына Божьего в своих последователях, но в отличие от хлыстовства не связывает его с иерархическими преимуществами перед другими членами секты.
Согласно данным из рапортов станичных атаманов и начальника округа, мы можем предположить, что в указанных станицах проживали не шалопуты, а последователи хлыстовкой (христоверческой) секты. Возможно, сектанты, перечисленные в списках, были связаны с жителем города Георгиевска Петром Лордугиным – последователем крупного идеолога христоверия Перфила Катасонова.
В качестве примера приводим список жителей ст. Солдатской.
Старый
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 4:14 am

Re: Хлысты в казачьих станицах

Сообщение Старый » Вт июл 16, 2013 5:47 pm

Именной список последователей хлыстовской (шалопутской) секты ст. Солдатской Георгиевского округа. Составлен 24 октября 1874 г.

№ Имена, фамилии, отчества Возраст
Мужской пол Женский пол
1. Урядник Василий Васильевич Кондратьев
жена его Матрена
60

48
2. Казак Петр Иванович Минаев
жена его Фекла
их дети: сын Григорий
жена его Степанида
дочь Соломонида 52

31
51

28
15
3. Казак Тимофей Осипович Кулик
жена его Устинья
воспитанница их Ефимия
Бардашова
брат его Матвей
жена его Варвара 49



29
48

15

27
4. Приказной Никифор Васильевич Золотарев
жена его Агафья
34

26
5. Лаврентий Петрович Назаренко
жена его Софья 40
31
6. Алексей Несторович Бардаш
жена его Василиса 26
26
7. Михаил Андреевич Семененко
жена его Ефросинья
дети их: сын Агафон
жена его Матрена
сын их Дмитрий
дочь Михаила – Марфа 57

33

15
51

32

20
8. Трофим Петрович Альховенко
жена его Ефросинья
сыновья их: Никита
Евстигней
пасынок его Иван Хвостов 48

18
13
17
43

9. Пальчиков
жена его Аграфена
сыновья его Яков
Сергей 36

16
13
33
10. Никифор Панфиленко
жена его Аксинья 32
27
11. Григорий Корнеевич Савенко
жена его Наталья
сын Гавриил 41

17
41
12. Григорий Захарович Дусь
брат его Егор
сестра его Марья
мать их солдатка
Харитина 15
12

16

42
13. Николай Мендрюк
жена его Прасковья 26
25
14. девица Ефросинья Лашенкова 20


Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А. Щербины и современность», 2004 г. Краснодар


Список сектантов станицы Лысогорской не является посемейным. Лица мужского и женского пола записаны в разные графы, однако по фамилиям и возрасту можно определить степень родства.
Книга Памяти. Российская федерация, Кабардино-Балкарская Республика. – Книга 3: Прохладненский район, Терский район / Сост. Гатаов и др. – Нальчик, 1995. – С. 109, 110, 137, 138,1 45, 146, 151, 178.
ЦГА КБР. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 237. Т. 2. Л. 288–310.
Там же. – Л. 300 об.–301.
Там же. – Л. 296.
См. рапорт начальника Георгиевского округа от 7 января 1875 г.
ЦГА КБР. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 237. Т. 2. Л. 311 об.
Никольский Н. М. История русской церкви. – Изд. 4-е. – М., 1988. – С. 279.
Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. –1917 г.). – М., 1965. – С. 59.
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. – Том 77. – СПб., 1903. – С. 107, 108.
Клибанов А. И. Указ. соч. – С. 61.
Окончания отчеств в списке для удобства восприятия нами изменены с -ов на -ич.
Старый
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: Пт июл 03, 2009 4:14 am


Вернуться в Вера, духовная жизнь, религия, церковь.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика