Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Сакральное пространство в казачьей культуре

Традиции казачества

Модератор: Вадько

Сакральное пространство в казачьей культуре

Сообщение Ярый » Вс авг 02, 2009 6:53 pm

Сакральное пространство в ментальности донских казаков

Изучая традиционную культуру донского казачества, исследователь каждый раз сталкивается с проблемой целостного понимания этого феномена. В рыцарскую эпоху своего бытия казак существовал только как военный человек. Вся его жизнь определялась смыслами агонального пространства культуры, куда входили оружие, конь, борьба, казачий круг, боевой поход, гульбище. В дальнейшем, после того как казачество оформляется в сословие, расширяется смысловые значения казачьей культуры. В нее, вместе с переселенцами из России и Малороссии, привносятся элементы земледельческой восточнославянской культуры. Две основы – военная и земледельческая определяли ментальность донского казака, при доминирующем значении первой. Под ментальностью вслед за Ж.Дюби, мы будем понимать систему образов, которые лежат в основе представлений человека о мире и своем месте в нем /1, с.192/. Явно, что такая система может быть только символической. Эти символы не всегда четко определены в сознании человека, могут представлять собой полисемантическое явление, которое мы именуем символической формой. Например, такими формами могут быть Конь, Оружие, Борьба выражаемые как акционально (действие, навыки обращения), вербально (фольклорные жанры: сказки, песни, былины) или реально в качестве вещного или материального предмета/2, с.3/. Находясь в потенциальном или актуализированном состоянии, эти формы составляют картину мира казака, причем актуализация их происходит в пространстве ритуала. Например, в календарных праздниках и обрядах (воинские состязания, обряды кулачного боя на Святки, Масленицу или Троицу), при военно-траурных обрядах, напоминавших древнеславянские тризны (как, например, в станице Раздорской), при проводах казака на службу, или в свадебной обрядности и т.п. Ритуал преобразовывал хаотическое состояние мира, упорядочивал мир и в прямом и переносном смысле слова, он создавал сакральное пространство порядка, которое, на наш взгляд, осмысливалось человеком через пространственно-временную символику, так как сам ритуал имел темпоральные и локативные границы, образуя некий священный хронотоп, ойкумену этноса. В границах этого хронотопа происходило формирование ментальности казака. В данной статье попытаемся определить некоторые особенности сакрального про-странства в культуре донского казачества.
Сакральное пространство создается древнейшими стереотипами поведения, которые являлись или следствием освоения нового, неизвестного пространства или нового времени, или нового статуса. Все, что было новым, неизвестным несло на себе отпечаток хаотического, разрушающего, чужого и следовало его сделать «своим». Создается порядок (по уже известному архетипу) и таким образом осваивается жизненное пространство. Это хорошо видно на материалах Задонья, чья колонизация приходилась на XIX – XX вв. «Старикам понравились степи из молока и меда. Построили землянки, определили молельный дом, место для кладбища, так как людей умирало в первый год очень много» /3/. Приехав на р.Мечетка, переселенцы выкопали землянки и первым делом заложили церковь /4,с.9-10/. Два сакральных центра имеет хронотоп – церковь и кладбище (погост), при отсутствии церквей кладбище остается единственным местом всеобщего почитания. По-видимому, оно же является и древнейшим местом ритуального бытия. В дальнейшем эти два центра или совпадают, или погост переносится на периферию хронотопа: за реку, мост, на какую-нибудь возвышенность (чаще всего на курган), что является еще одним показателем сакрального центра. Так в с. Светлоречном кладбище называется Турчановкой и находится за рекой на возвышенности. Когда человек умирает, говорят «пошел на Турчановку, грехи сдавать» /5/. Интересно, что сами курганы осмысливались или как могилы или как сторожевые турецкие курганы. В связи с этим следует отметить, что каменные изваяния, которые обнаруживали местные жители на курганах, устанавливались вдоль шляха, использовались вместо столбов ограды. В селе Лежанки, в конце ХIX в. один кулачный боец использовал изваяние в качестве снаряда для отработки ударов /6/. На курганах проходили кулачные бои в х.Вислом Семикаракорского района. На кургане, как и вообще на кладбище мог заночевать осторожный путник /5/. Подобные мотивы известны по фольклорному материалу /14,С.13 /.
Вблизи сакральных центров проходили обрядовые действия, не по-следнюю роль при этом могла играть река – как пограничная зона, дорога в иной мир, символизирующая течение времени, вечность и забвение/7/. Трубачев О.Н. считал, что славянский рай был отделен от мира живых водной преградой. «Возможно, поэтому славяне называют мертвецов навьими, то есть погребенными в лодке» /8,с.173/. По-видимому, навьи – это чужие мертвые, в отличие от своих – «дедов». На реке боролись «на ламка», бились на кулачки, проходили катания на санях на Масленицу, на троицу парни и девушки пускали венки или, как в станице Мечетинской, маленькие лодочки, гадая о своей судьбе. Пограничным местом в обрядовой культуре выступали степь и лес, как естественные границы хронотопа. Причем лес являлся непроницаемой преградой для пришельца-чужака, входом в царство мертвых, где обитают души умерших / 9,с.122/. В славянской мифологии с лесом связан образ Бабы-Яги – хозяйки зверей и мира мертвых. В донском фольклоре ей очень близка Лобаста – «первая в степи хозяйка, над зверьми начальница»/ 10,с.122/. Степь, поле присутствуют в заговорах, по ним пролегает путь-дорожка не просто на «тот» свет, но к сакральным помощникам, которые помогают одержать победу и сохранить жизнь воину. С.Номикосов упоминал о кулачных боях проходивших возле станицы Верхнекундрюченской в лесу. По данным информаторов подобные поединки имели место на Цыганском лугу – месте нечистом, связанном с появлением мертвецов, навьих. В подобных местах наблюдались поединки – бои своих предков с навьими - чужими.
В процессе ритуальной практики происходит и конструирование хронотопа. Таким сконструированным элементом является круг. Круг в донской культуре может являться местом сбора казаков, местом боя, игры, хоровода и танцев, служить защитой от нечистой силы. Круг, как бойное место, известен с глубокой древности. Некоторые исследователи возводят его к шаманскому камланию перед охотой на зверя / 11.с.87/. Если обратиться к семантике кулачного боя как обряда, то можно видеть, что круг выделяет место боя в пространстве как сакральное, оно ограничивает зону порядка в мире хаоса, как круг оберег от нечистой силы, только в первом случае он образовывался зрителями боя. Выделенное пространство существовало в пограничных зонах, на стыках Своего и Чужого миров, Этого и Того света. Так, бои проводились на перекрестках дорог, на погостах, курганах, колдовском месте, на льду реки, где отмечалось бойное место, как в станице Мечетинской, на поле, за околицей как в станице Егорлыкской. Поединщики, заканчивая бой, знали, за кем осталось поле или кто «унес» круг. В кругу происходило столкновение двух сил, двух начал мира, говоря стихами Голубиной книги – Кривды и Правды, обернувшихся то волками, то чудесными птицами, вот только где Правда и где Кривда становилось ясно после боя. Победивший, взявший круг был первым, он центрировал мир как мировая ось, мировое дерево. Пролитая кровь во время боя ритуально оправдана. «Гулять – так гулять, а драться – так драться до крови» - говорили в станице Мечетинской. Тот, кто побеждал, пользовался не только почетом и уважением, что повышало его социальный статус (и сейчас по фамилиям вам перечислят известных кулачных бойцов), он устанавливал мировой порядок и был его хранителем. Души предков, которых он призывал, хлопая в ладони перед боем, являлись свидетелями благополучия общины, а навьи изгонялись на тот свет. Хлопок, как и свист, нес в себе сакральное значение. В детской игре «в ладушки» взрослый, играя с ребенком, приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? – у бабушки. Что там ели? – Кашку. Что там пили? – Бражку. А что на закуску? – Салат да капустку. Шу, шу – полетели, на головку сели». Здесь перечислены компоненты ритуальной поминальной трапезы. Ладушки, как птицы-предки, щуры отправляющиеся на «тот» свет и благословляющие потомка. В кулачках скрещенные ладони в элементе защиты назывались голубцы.
Подобные бои несли и социализирующую функцию, когда молодик побеждал соперника, входя в состояние сакральной одержимости (расходились, плечики, размахались рученьки, разгорелось буйно сердце). Подобное состояние позволяло казаку выживать в неравном бою, быть психологически крепким, а значит ставшим взрослым. Интересно, что победитель был сравним с мировым деревом и в заговорах на кулачный бой. Так, в у Л.Н. Майкова «стар матер муж рубит булатным топором сырой дуб крековастый», а у А. Можаровского в заговоре, у Матушки Пресвятой богородицы просится «с небес дуб-камень мясо варить, кости и тело залить; тело мое затверди, и буди аки дерево, кости железны, голова чугуна, руда моя медна» /12/, а это все эпитеты мирового дерева.
Итак, сакральная территориальная структура была наполнена сакральными символами, которые могли «говорить» своим языком лишь в священное время, в профанное они были обычными вещами и предметами. В праздничное время, когда наступало мифическое время первотворения, перед индивидом разворачивались действия в символическом пространстве, - пространстве целеполагания смыслов, где символ допускает сложившиеся ранее нормы и предписания и задает ориентир создания новых. Стихии Коня, Оружия и борьбы соединяются воедино, актуализируя агональное пространство, и человек, вовлеченный в обряд системой правил и норм, «считывает» смысловые единицы.
Указанные выше символические центры пространственно-временного континуума организовывали социальное пространство от территории всей общины, до пространства дома, и духовного пространства человека. Ментальность казака организована сакральной геометрией пространства, хотя упорядоченность ее проявляется в моменты Праздника, боя-битвы (как ритуального, так и реального). В связи с этим интересно отметить казачью молитву перед сном, в которой говорится: «Ложусь спать – на Божью печать. Ангел в окне, сам Господь в дверях. Дух Святой с нами посреди храма. Аминь»/ 13 /. Здесь, вербальная формула охранительной молитвы собирает воедино смыслы порядкообразования. О том же повествуют заговоры на войну или кулач-ки.
Таким образом, символика сакрального пространства позволяет нам глубже понять ментальность донского казачества, увидеть какие символы определяют его, какие центрируют само пространство. Церковь, храм увязывают казака с Богом – Царем Небесным, погост, высокий курган – с предками-дедами, создателями казачьей славы; река как граница и дорога в иной мир, тесно переплетена с Тихим Доном, куда и после смерти стремится душа казака. Ментальные образы отпечатываются не только в сознании людей, но и в окружающем мире. Одни из них были связаны с организацией пространственных границ, установлением центра соединяющего человека с Тем светом, а другие устанавливали порядок во временном срезе и приурочивались к календарным праздникам и обрядам.
Аватара пользователя
Ярый
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пт июл 31, 2009 1:23 pm
Национальность: донской казак
Откуда родом: Мечетинский юрт
мой адрес вконтакте: jarovoj2005@yandex.ru

Re: Сакральное пространство в казачьей культуре

Сообщение Вадько » Пн авг 03, 2009 8:58 am

Не очень удачная, на мой взгляд, попытка приплести славянское язычество (все эти навьи и похороны в лодке) к мироощущению казаков, которые выходят на историческую сцену уже как христианский народ. Кстати, река для казака никогда не была границей между этим и загробным миром (как Туонела за водой у финов) - ей придавались, скорее, родительские качества: Ненька-Кубань, Дон Иванович и т.д..
Аватара пользователя
Вадько
 
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:52 am
Откуда: Казачий Присуд
Национальность: казак

Re: Сакральное пространство в казачьей культуре

Сообщение Ярый » Пн авг 03, 2009 11:15 am

наверное не факт что река как раздел между мирами является только элементом славянского язычества, а не сюжетом общемировой мифологии. Не факт также, что казачество изначально является воцерковленным народом - это не верно в корне. Для этого следует игнорировать целый пласт поверий, обычаев, обрядов, которые не имеют православной традиции. Взять хотя бы военно-траурные обряды или проводы казаков на службу - множество элементов не христианского происхождения. Однако это совершенно не значит, что казаки язычники <[:)
Аватара пользователя
Ярый
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пт июл 31, 2009 1:23 pm
Национальность: донской казак
Откуда родом: Мечетинский юрт
мой адрес вконтакте: jarovoj2005@yandex.ru

Re: Сакральное пространство в казачьей культуре

Сообщение Вадько » Пн авг 03, 2009 12:25 pm

Ярый писал(а): Не факт также, что казачество изначально является воцерковленным народом - это не верно в корне. Для этого следует игнорировать целый пласт поверий, обычаев, обрядов, которые не имеют православной традиции. Взять хотя бы военно-траурные обряды или проводы казаков на службу - множество элементов не христианского происхождения. Однако это совершенно не значит, что казаки язычники <[:)


Если у вас есть какие-то неопровержимые свидетельства о языческом периоде в истории казачьего народа - было бы любопытно с ними познакомиться.

Народные поверия и обычаи, не имеющие отношения к православию, были даже в христианственнейшей Византии. Однако никакого отношения к античному язычеству, как можно было бы предположить - они также не имели. Все эти заговоры от десяти трясовиц и т.д.. - скорее всего были занесены варварами, которых в империи было немало.

Предположу, что суеверия и сельские обряды в казачьих станицах - были так же занесены славянами-неказаками, тянувшими за собой солидный шлейф языческой истории. И прижились здесь. (То, что быстро работает в критической ситуации - на войне, в болезни - заимствуется, что бы там не говорилось с церковного амвона.) Казаки, населявшие Старое Поле, не могли быть совершенно закрытым в культурном смысле сообществом.
Аватара пользователя
Вадько
 
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:52 am
Откуда: Казачий Присуд
Национальность: казак

Re: Сакральное пространство в казачьей культуре

Сообщение Ярый » Пн авг 03, 2009 10:16 pm

Кто спорит? По поводу церковного амвона – кто мог говорить в рыцарский период? Чьего мнения казаки должны были прислушиваться? Христианство какого качества существовало тогда на Дону (в легендарный рыцарский период)? Насколько оно было ортодоксальным? Это вопросы.
Народные обычаи и обряды существуют на почве мифологического сознания, которое имеет не уникальные, а довольно распространенные сюжеты, поскольку мифологическое сознание – конкретно чувственное образное мышление, в котором можно обнаружить некоторые универсалии (см. работы Топорова, Проппа, Леви-Стросса). На этой почве мы вполне можем анализировать знаково-ритуальный уровень обряда, используя скажем различные подходы, позволяющие интерпретировать полевой материал. Спору нет, носители дают факт и свою интерпретацию (это в лучшем случае). Что касается суеверий славян-неказаков, или тюрок (протоказаков?), или славяно-хазар или бродников (?), то явно все что их объединяет это их отношение к воинской культуре казачества, которое сложилось на территории Дикого поля. Сравним военно-траурную обрядность (напоминает и славянскую тризну и похороны Патрокла и скандинавские погребения), почему? Есть ли элемент заимствования? Или почва войны порождает актуализирует определенные конструкции агонального содержания, где главное нанести урон и сохранить жизнь (свою или сообщества). Отсюда действительно строится весь пласт обрядовой культуры казачества. По разному можно интерпретировать то, что обнаруживается сегодня в орнаменте, символике и проч. Одни видят Ярилу другие Тенгри, но суть от этого не меняется – Царь Небесный. Наличие в народных повериях оборотничества, магии оружия, воды, и как реки (созидающей ли мир вообще как Дон или разделяющей миры на живых и мертвых), это все составляет символические образы казачьей культуры, по сути не имеющих ничего общего с христианством.
Далее. Здесь два пласта, которые следует различить. Исторический и мифологический. Первый обязательно требует привязки к определенной дате и тогда мы углубляемся в гипотезы о генезисе казачества. Какую мы предпочтем явно повлияет на наши дальнейшие рассуждения. Отсюда у нас мало оснований (чисто исторических) использовать материалы археологии. Хотя и соблазнительно. Следовательно, видимо необходимо остаться в поле этнографии и фольклора.
По моему у Рудиченко имеется огромная монография по историческим корням казачьей песни, у Черницына, Власкиной, Проценко представлен этнографический материал, его своеобразно интерпретирует Рыблова (опираясь и на свои записи).
Как бы то ни было, для того чтобы критике подвержено все, и если образы пересекаются в славянской или тюркской мифологии (например образ Лобасты), то сложно доказать, что он чисто донского происхождения по причине, он продукт мифологического сознания, он уже вошел в символическое поле некоего культурного образа, который с успехом заменил русскую Бабу-Ягу, и как он близок например, Диане (или греческой Артемиде). Не секрет, что интерпретативные схемы дают почву для размышления, но источники то молчат. Мы найдем поэтические образы в Повести об Азовском осадном сидении, там веет мифологией, но нам возразят, что ее автор не казак и т.д. Источники письменные которые бы указывали на то или иное происхождения символа для казачества отсутствуют, работы в которых авторы производят те или иные образы от новгородских ушкуйников, или киевских дружинников или даже от монгольских или кумыкских эпосов можно критиковать. Здесь всегда исторически слабая база для доказательства. Поэтому стоит ли говорить о какой то языческой древности, если по сути и христолюбивое воинство не столь уж ортодоксально в христианстве, здесь надо говорить о народном православии, которое зиждется на мифологическом сознании, имеющем как уже сказал единую организацию всего знаково-ритуального комплекса. Поэтому в сущности спора между нами нет. На начало ХХ века мы имеем сложившейся, и меняющейся комплекс народных воззрений источники которого обширны. Выше представлены интерпретации и особенности мифологического сознания казачества. Используя дихотомию война-мир, отделите от них чисто казачьи и всего делов.
Символика реки как разъединяющего начала представлена в казачьей культуре например Свои-Чужие, или даже Донцы-зареченцы, в свадебной обрядности река - место "топления", и место наказания (в куль да в воду), и проч. То что река могла осмысливаться как дорога на тот свет, и как отделяющее от живого мира то же представлено в фольклоре. См. песни о Степане Разине, о раненом атамане, или походные, когда казачок за рекой остался, а товарищи ушли дальше и т.д.
Прощу прощения за несколько сумбурный ответ, дочка вертится на коленях и требует внимания.
Аватара пользователя
Ярый
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пт июл 31, 2009 1:23 pm
Национальность: донской казак
Откуда родом: Мечетинский юрт
мой адрес вконтакте: jarovoj2005@yandex.ru

Re: Сакральное пространство в казачьей культуре

Сообщение Chiga » Пт сен 11, 2009 11:35 am

Статья очень интересная, сразу видно знание предмета. Рад что к нам заходят такие авторы :)
Пишите ещё, единственно, я всегда ратую за более понятную форму изложения.
Конечно понимаю, что "научный текст должен быть в меру непонятным", но всё же для меня "возрастная группа" звучит гораздо лучше чем "страт".
Аватара пользователя
Chiga
 
Сообщения: 493
Зарегистрирован: Ср июн 17, 2009 9:48 pm
Откуда: Москва
Национальность: казак
Откуда родом: ВВД ст. Островская
Ресурсы: http://fstanitsa.ru
мой адрес вконтакте: http://vk.com/fstanitsa
Блог или сообщество: http://kazaki-ru.livejournal.com

Re: Сакральное пространство в казачьей культуре

Сообщение Ярый » Пт сен 11, 2009 8:42 pm

Добро. Вот только соберусь с мыслями, постараюсь проще.
Аватара пользователя
Ярый
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пт июл 31, 2009 1:23 pm
Национальность: донской казак
Откуда родом: Мечетинский юрт
мой адрес вконтакте: jarovoj2005@yandex.ru

Re: Сакральное пространство в казачьей культуре

Сообщение Поликарп » Вт ноя 10, 2009 11:24 pm

Ярый писал(а):Добро. Вот только соберусь с мыслями, постараюсь проще.


Да можно просто хоть список использованной литературы выложит, мы уж тут сами разберемся.
Слава тебе, Господи, что я казак!

Казаки не простаки,
Вольные ребята.
Носят шапки тумаки
И живут богато.
Поликарп
 
Сообщения: 203
Зарегистрирован: Сб июл 25, 2009 11:14 pm
Откуда: ст. Ермаковская
Национальность: донской казак

Re: Сакральное пространство в казачьей культуре

Сообщение Ярый » Вт ноя 10, 2009 11:36 pm

Вопросов нет, список к сакральному пространству, если это тот вариант <[:)
1. Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. СПб., 2005.
2. Яровой А.В. Агональное пространство культуры. Рубикон.№24. Ростов н/Д., 2003. С.3
3. Полевые материалы автора (далее ПМА). 1998. Инф. Романько Е.Ф. г.р. 1912. Село Светлоречное
4. Забегайлов Г.И. Земля, на которой живешь. История станицы Мечетин-ской с конца XVIII до 90-х годов ХХ века. Зерноград, 1994. С.9-10.
5. ПМА. 1997. Инф. Цыбина С.И. г.р. 1913. Село Светлоречное.
6. ПМА. 2005. Инф. Корнеева В.И. г.р. 1928. Село Средний Егорлык.
7. Топорков А.Л. Река // Славянская мифология. М., 1995. С.383.
8. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. М., 1991. С.173.
9. Чистяков В.А. Представления о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях ХIХ –ХХвв.//Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С.122.
10. Лобаста // Казачьи сказки. Сост. В. Когитин. Волгоград, 1992. С.118.
11. Грунтовский А.В. Русский кулачный бой. История, этнография, техника. СПб., 2001. С.87.
12. Майков Л.Н. Великорусские заклинания. СПб., №328.
13. ПМА. 1998. Инф. Романько Е.Ф. г.р. 1913. Село Светлоречное.
14. «Ой, воздалече было, воздалеченко»//Листопадов А.М. Былинно-песенное творчество Дона. Ростов-на-Дону, 1948.
Аватара пользователя
Ярый
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пт июл 31, 2009 1:23 pm
Национальность: донской казак
Откуда родом: Мечетинский юрт
мой адрес вконтакте: jarovoj2005@yandex.ru


Вернуться в Традиции

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика