Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Оружие в казачьей культуре

Традиции казачества

Модератор: Вадько

Оружие в казачьей культуре

Сообщение Ярый » Вт ноя 03, 2009 5:12 pm

Оружие в традиционной и современной казачьей культуре

Современное казачество – явление не однородное и противоречивое, в котором активно проявляются две тенденции: казаки, относящие себя к субэтносу русского народа, и казаки, мыслящие себя в качестве самостоятельного этноса. При этом государственная политика активно формирует реестровое казачество, доступ в которое открыт и представителям других этнических образований.
На этом фоне растет интерес к традиционной казачьей культуре у тех, кто этнически идентифицирует себя с казачеством (донским, кубанским, терским). Элементами этой идентификации обычно служат рассказы старшего поколения, семейные архивы, элементы казачьей справы, оставшиеся в семье, а также в районах компактного проживания казаков, общая атмосфера социального окружения, вплоть до названий трав, балок, курганов и т.п.
Обрисованные нами элементы можно обозначить как референциальные рамки памяти, которые составляют социокультурное поле формирования идентичности. При этом следует обращать внимание на актуализацию тех текстуальных конструкций, которые образованы культурными реалиями – артефактами. Актуализация связана с тем, что индивид в своей повседневной жизни реализует те ценностные установки и нормы поведения, которые были характерны (на его взгляд) для казачества. Он носит казачий костюм, учится ездить на коне и владеть холодным оружием (шашка, пика, кинжал), ходит в церковь (воцерковляется). Возникает такой идеальный тип казака, который должен быть богомолен, владеть казачьим боевым искусством – «Спасом», и в жизни реализовывать нормы казачьего поведения. На последний момент обратила внимание Русская православная церковь, постепенно беря функции детского казачьего воспитания в свои руки [1, c. 10–11], помимо того что этим активно занимаются казачьи кадетские корпуса.
В данной работе мы остановимся на использовании холодного оружия в современной казачьей практике, и на ту роль, которую оказывает это использование на формирование казачьей идентичности.
Вначале остановимся на истоках этого использования. Наличие шашки или кинжала в семье, сложившееся представление о том, что шашка и кинжал являются атрибутами казачьей формы или казачьего костюма, послужили их активному ношению и использованию современными казаками. Оружие вбирает в себя гендерные, сословные и этнические стереотипы, будит, если можно так выразиться, «родовую память». При этом оружие является и предметом, обладающим высоким семиотическим статусом, оно фигурирует в быличках, легендах, песнях, былинах.
Техническая база владения имеет две генеральные линии – уставная, родовая, новодельная. Уставная работа сводится к тому, что шашку используют по принципам и правилам, расписанным в наставлениях и уставах царской и Красной армии. Обычно это самый естественный и наиболее приемлемый способ ознакомления и приобретения навыка владения шашкой и пикой.
Родовой способ связан с некоторыми приемами, которые могли передаваться из поколения в поколения, однако они сводятся или к отработке «потяга» (резка шашкой свежеиспеченного хлеба), или к наработке сильного кистевого удара (заходи в камыш и крути кистью восьмерки), или к наработке мощного плечевого удара (ср. баклановский удар, когда движение клинка из-за головы согласуется с движением всего корпуса, и получается мощный «раскраивающий» удар), или с какими-то особыми «секретными» ударами («роспустыть» – это когда противника снизу подхватываешь шашкой и тянешь клинок на себя»). В устных рассказах казаков можно встретить упоминание о том, как их обучали старые казаки владеть шашкой и пикой, элементам джигитовки (в основном это была уставная работа, но пропущенная сквозь боевой опыт).
Новоделы, которые часто носят звонкое название «казачий Спас», связаны с появлением в начале 90-х гг. статьи Л. Беза (Безклубого), из г. Одесса в журнале «Техника-молодежи», о том, как его, в послевоенное время дед обучал некоторой боевой связке, состоящей из четырех элементов, и особому психологическому состоянию поведения в бою. По его меткому слову такое искусство стало называться «Спас». С этого момента это слово обросло огромной мифологией, рассмотрение которой довольно далеко увело бы нас от поставленной темы. Характерным представителем этой мифологии является Донское православное казачье общество «Спас», которое функционирует в г. Ростов-на-Дону. Их показательные выступления содержат многие несуразности, с точки зрения элементарной технической базы владения холодным оружием, а заявления о том, что у казаков не было рукопашных состязаний (драк, кулачных боев и борьбы), вызывают чувство недоумения. О том же может сказать их внешний вид, содержащий элементы кубанского, запорожского и, по их словам, линейского костюма. При этом они демонстрируют полную воцерковленность, Ростовская епархия им доверяет воспитание казачат в «Предтеченском городке».
Остановимся на роли холодного оружия в казачьей традиционной культуре. Во все времена, на разных этапах развития цивилизации, оружие играло особую роль в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Составляя одну из характерных черт своей эпохи, оружие является важным элементом материальной культуры. Именно в нем сплетаются и находят свое материальное воплощение новейшие достижения науки и техники. Оружие – это еще и памятник духовной культуры и искусства, что обусловлено его идеологическими и сакральными функциями, декором. «Рассмотрение образцов оружия с точки зрения истории искусства позволяет поставить их в систему искусств соответствующего региона и соответствующей эпохи и помимо чисто «утилитарных» задач – датировки и атрибуции помогает раскрыть «надматериальную» – идеологическую функцию вещи, ее общекультурную значимость» [2, c. 4]. Разным сторонам оружия как материального явления уделяли внимание многие авторы [3].
Разнообразная символика оружия в верованиях и фольклоре многих народов мира кодирует его роль как сакрализованного медиатора в представлении человека об окружающем мире. Оружие мыслилось как самое быстрое перенесение в иной мир, где происходило латентное развитие иной жизни [4, c. 79]. Если обратиться к семантике оружия, то оно, как отмечает Ю. Карпов, несет в себе знаковый оттенок физиологической мужественности [5, c. 16]. Особенно это заметно в военизированных общинах кавказских народов, где отмечено слияние культа оружия и культа воина; в эпических текстах и сказках герой и его оружие сливаются в единое целое, представляя органическое двуединство [6, c. 39–41]. В традиционной мужской культуре русских оружие одушевлялось и наделялось многими чертами и атрибутами человека-воина, причем воина абсолютного, существующего в запредельном волшебном мире чудесного подвига и ведущего себя неадекватно в мире обыденном [7, c. 24].
Исходя из доступных нам источников, мы можем определить, что в результате унификации казачества во 2-ой половине XIX века, наблюдается деритуализация оружия, в силу доминирующей утилитарной нагрузки. Однако символическая сторона предмета сохраняется в качестве пережитков в играх, обряде, фольклоре. Как отмечали исследователи, на плохом коне, да еще с плохим оружием и лучший казак становился плохим наездником. Вот почему оружие у старых казаков всегда отличалось высокими качествами и составляло предмет не только щегольства, но и фамильной гордости, служа казаку как бы наружною выставкой его собственного достоинства [8, c. 221]. Обратим внимание, на это замечание. Будучи на войне казак, как и горец, стремился к тому, чтобы завладеть лучшим оружием, которое не только играет на глазах, но и отменного качества.
В представлениях донского казачества оружие выступало как эффективное средство борьбы с нечистой силой. Шашка, пистолет, пика помогают казаку бороться с чертом в сказках [9, c. 49]; на войне против заговоренного противника вместо пули использовался серебряный крест [10, с. 256]; на проводах казак в воротах с коня стрелял в землю, а затем выезжал на улицу [11, c. 74].
На оружии казаки приносили клятвы с той же формулой, что и воины князя Игоря. В Задонье на Крещение, во время отпускания голубей, стреляли из ружей в воздух. В казацких думах могилу герою копали «шаблями», оружие клали в гроб (ружье, нож, шашку). По воспоминаниям старожилов в станице Казанской в казачьих могилах в гробу находили шашки. Шашку прибивали на крышку гроба, клали во время отпевания в гроб. И. Лыман отмечает, что «велику роль вiдiгравала зброя i в поховальному обряді запорозьких козаків. Померлий перед тим, як його клали в домовину, лежав на лавці в повному козачому бойовому вбранні, поруч з ним стояла зброя – піка i рушниця. Коли домовину з померлим запорожцем несли до церкви, за нею звичайно вели бойового коня в повному спорядженні – з сідлом, пістолетами в кобурах, в'юками. На саму домовину клали шапку, козачу шаблю i піку» [15].
Превеликий характерник Семен Палий после того, как выстрелом уложил черта, обрел чудесное ружье, данное ему святым апостолом, а вместе с ним и славу великого «лыцаря» [12, c. 72]. Шашкой в бою казак режет невидимые путы, стреножившие его коня (ср. обычаи ставить ножом крест под ножками впервые начавшего ходить ребенка). Песенный жанр рисует перед нами образ холодного оружия, как посредника между мирами живых и мертвых, своим и чужим.
Указание на то, что оружие обладает некой самостоятельностью относительно воина, мы находим у черноморских казаков. Так, когда казаку случится видеть мастерский выстрел, он обыкновенно хвалит ружье, а не стрелка. «Добре ружжо» – в этих словах вся дань удивления, какую только можно исторгнуть у него искусной стрельбой. Ему и в голову не приходит, чтоб из порядочного ружья могла быть плохая стрельба [13, c. 123]. В сказке о шашке Степана Разина отмечена роль оружия как защитника социальной справедливости – шашка сама решает, как наказывать богачей, пьяниц, вымогателей, герою достаточно лишь обратится к оружию.
Эти факты подчеркивают медиаторскую функцию оружия в казачьей культуре, наличие его повышает статус воина как великого рыцаря, связь со светлым началом противопоставляет его нечистой силе, колдовским чарам.
В быту оружие выполняло функции охранительной и репродуктивной магии, например, шашку или ружье клали под кровать молодоженам (чтобы первенец был казак), шашку вешали над роженицей, для охраны от сглаза и т.п.
Все эти качества вошли как в воинскую, так и в календарную обрядность, где реальный код символа детерминировал все семантическое поле, структурировавшееся в сознании индивида в виде песен, легенд, сказок, поверий.
В заключение отметим, что оружие в казачьей культуре центрирует идентичность, вокруг него кристаллизуются основные этнические константы, поэтому владение оружием, использование его в качестве атрибута народного костюма и даже интерьера быта видится необходимым для современной казачьей культуры. Для актуализации данного компонента культуры с 2004 г. на территории Войска Донского проводятся различные игры – от открытых войсковых соревнований «Пластун» и игр «Ермака Тимофеевича» в г. Зернограде Ростовской области до казачьих национальных игр в ст. Старочеркасской. Пешие состязания казаков включают в себя «словесность» – проверку знания устройства и основных правил обращения с оружием, рубку лозы, фехтование на шашках и пиках, а также фланкировку шашкой (которую окрестили «джигиткой»). Соревнования проходят во всех возрастных категориях от шестилетних казачат до шестидесятилетних стариков, что делает такие «домашние» игры важной составляющей социализации детей и молодых казаков.
Литература
Аватара пользователя
Ярый
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пт июл 31, 2009 1:23 pm
Национальность: донской казак
Откуда родом: Мечетинский юрт
мой адрес вконтакте: jarovoj2005@yandex.ru

Re: Оружие в казачьей культуре

Сообщение Андрей Александров » Пт ноя 06, 2009 3:37 pm

Добрый вечер! Я исследователь состязательно-прикладной культуры русских Западной Сибири. Хочу познакомится со своим тёской и коллегой Яровым Андреем Викторовичем. Коротко о себе: аспирант ИПОС СО РАН г. Тюмень. Друг и соратник кин. Базлова Г.Н. тоже нашего коллеги, автора кандидатской диссертации "Деревенская артель кулачных бойцов - рукопашников северо-западной Руси". http://www.buza.su/viewpage.php?page_id=46.
Мой адрес: alexav@nm.ru
Вот некоторые работы:
http://ipdn.ru/rics/va/_private/a8/C-16 ... androv.pdf
http://ipdn.ru/rics/va/_private/a9/160-166-ale.pdf
Андрей Александров
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пт ноя 06, 2009 3:20 pm
Национальность: русский
Откуда родом: УССР-Поволжье-Сибирь
Ресурсы: buza.su
мой адрес вконтакте: -------
Блог или сообщество: -------


Вернуться в Традиции

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика