Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Девка, молодка, баба

Модератор: Аксинья

Девка, молодка, баба

Сообщение Вадько » Ср дек 28, 2011 12:28 pm

Как казачки замуж выходили

В современном обществе традиции и условности не так незыблемы, как один-два века назад. Тогда кубанская семья строилась по общепринятым правилам, а в казачьих семьях эти правила были особенно строгими. После вступления в брак девушка (девка) переходила в статус молодицы, жизнь ее кардинально менялась и зависела теперь от уклада той семьи, в которую она попадала. А через год замужества молодица становилась бабой (так называли всех замужних женщин).


В пору девичества девочка вступала в 14-15 лет. С этого времени ей разрешалось посещать улицы (в Тамани они назывались малыщи) - молодежные посиделки, вечеринки. (Между прочим, девиц, игнорирующих такие уличные сборища, общество порицало, и у них было значительно меньше шансов выйти замуж). Девушки могли не посещать улицу по разным причинам. Одна из них - физическое нездоровье. Чтобы найти жениха такой невесте, отец, родственник или знакомый провозил ее в повозке или санях по всей станице с криком: "Поспела! Поспела!" Если в родной станице жениха не находилось, девку везли в другую станицу. Как правило, пара девушке находилась из числа парней-калек или вдовцов с детьми.

Общение на улицах было вполне благопристойным, ведь девушке легкого поведения трудно было рассчитывать на удачное замужество. Об этом можно судить по сохранившемуся рапорту Невинномысского станичного правления в Войсковое правление Кубанского казачьего войска от 1 февраля 1862 года, где сообщалось: "…той станицы вдова казака Домна Лисицына просватала дочь свою Татьяну, имеющую от роду двадцать четыре года, в замужество за ставропольского мещанина Матвея Зайченка, почему просит разрешения о выдаче ей на бракосочетание свидетельства", причем присовокупило, что " …девица та поведения самого развратного и привержена к горячим напиткам, так что из лиц казачьего сословия женихов ей не находится…" Тут надо пояснить, что брак казачки с женихом иного сословия считался неравным. В жены казаку сваты старались выбрать ровню по социальному происхождению, имущественному положению, да притом девушку трудолюбивую. На плохом счету были и девицы, которые неоднократно отказывали женихам. К тому же действовал принцип майората, согласно которому младших дочерей нельзя было выдавать замуж раньше старших, поэтому часто бывало, что жених, придя свататься к младшей, женился на старшей дочери.

У городской и станичной молодежи средний возраст вступления в брак был разным. В городе Темрюке, по свидетельству Федора Ланда, не торопились с этим важным житейским актом. Препятствием являлось то обстоятельство, что значительная часть мужчин занималась рыболовством и проводила большую часть года на берегах Азовского моря. "…Редкий рыбак не приобретает в одну весну несколько сот рублей, - писал автор. - Выручка нередко пропивается: частью тут же, на берегу, в тайных кабачках, частью в городе, где веселая жизнь вместе с сифилисом на время отбивает от семейной жизни, а порывистый разгул иногда имеет последствием временное бессилие…" Число браков то уменьшалось до 25, то возрастало до 85 в год. Согласно статистике, в 1880 и 1881 годах в Темрюке на каждую тысячу населения приходилось ежегодно 5-7 браков (в это время в городе насчитывалось 11 тысяч жителей). Мужчина-темрючанин вступал в брак, как правило, в 24 года (исследовался период с 1872 по 1881 год), а девушка-темрючанка - в 19 лет. В окрестных же станицах молодежь создавала семейные союзы в более раннем возрасте - парни в среднем в 20 лет, девушки - в 18 лет. Конечно, станичным жителям тоже приходилось надолго отлучаться из дома, например в сезон полевых работ, когда семья уезжала на свой паевой участок и возвращалась только на выходные, на праздники или же когда молодого казака призывали на военную службу. Интересно, что даже в период такой длительной отлучки парубка могли сосватать без его ведома. Проводился обряд сватовства по шапке, во время которого жених отсутствовал, а его место занимал его головной убор. По возвращении он отправлялся в семью невесты и предъявлял свою шапку, по которой его должны были узнать.

Время свадеб намечалось на те месяцы, когда были закончены основные работы. В станице самыми свадебными месяцами были январь и октябрь. А в Темрюке в октябре наоборот не женились, потому что в это время полным ходом шла путина - для свадебных гуляний у темрючан отводились январь, февраль и ноябрь. Меньше всего свадеб было в августе и апреле.

Кто в доме хозяйка?

Сразу после свадьбы для казачки начинался самый трудный год семейной жизни. Женщина в это время находилась на особом положении. С одной стороны, за ней сохранялись некоторые привилегии - вместе с мужем она еще могла посещать улицы, а также имела право наведываться к родителям на выходные и праздники, но только в качестве гостьи. Однако жить ей уже приходилось по уставу мужниной семьи. В больших казачьих семьях, где под одной крышей жили сразу несколько поколений, молодая сноха имела самый низкий статус. Ей поручали наиболее тяжелую работу, а иногда приходилось и ноги свекру и свекрови мыть. "Суровое обращение самого мужа не вызывает в молодой такой горечи, как суровое обращение свекрови, - писал А. Н. Мануйлов. - Напротив, побои она выносит безропотно. Многие женщины даже уверяют вас, что если муж бьет ее - значит любит. Ведь действительно, муж бьет жену либо из ревности, либо с намерением научить добру, либо под пьяную руку. Последний случай жена извиняет, к побоям второго рода относится с уважением, побои же первого рода доставляют даже некоторое приятное чувство самообольщения. Приняв их, она не прочь даже и прихвастнуть перед своими подругами…" Если притеснения мужа и свекрови становились невыносимыми, сноха могла пожаловаться своим родителям. Тогда отец невестки или принимал сторону новых родственников и сам ругал дочь, или признавал ее правоту и вступался за нее перед обидчиками - шел к сватам на серьезный разговор. Если плохое отношение к молодице переходило все грани, родители могли забрать ее из семьи мужа.

Беременность женщины скрывалась в семье до момента появления явных ее признаков. Тогда свекровь отправляла невестку в церковь "за молитвою, шоп хорошо нарожить". После этого снохе поручали уже легкую работу. Самостоятельной хозяйкой замужняя женщина становилась тогда, когда молодых отделяли - давали земельный пай и отправляли на свои хлеба. Но в семье родителей мужа главной распорядительницей являлась свекровь или старшая сноха, которые распределяли обязанности по дому и даже вмешивались в воспитание детей. От первого снега до марта, когда вся семья находилась в станице, в доме устанавливалась система дежурств для невесток. Исполняя первую очередь дежурств, сноха должна была наносить дров, затопить печь и приготовить обед, накрыть стол, подать обед, убрать со стола, перемыть посуду, а также накормить кур, гусей, свиней, собак и сделать прочие дела. Во вторую очередь пекли хлеб - обычно через один-два дня. Когда начинались полевые работы, распределение обязанностей менялось. Вся семья, включая детей до года и старше 6-7 лет, выезжала в поле на весь сезон. А дома оставалась свекровь (или замещающая ее старшая невестка), которая присматривала за хозяйством и за маленькими детьми (от года до 6 лет), готовила еду для всех членов семьи, которые работали на земле.

Женский и мужской труд был четко разграничен. Мужчины чистили, кормили, поили крупный рогатый скот, лошадей, овец. Женщины доили коров, ухаживали за свиньями и домашней птицей, занимались огородом и садом. Заготовка дров, камыша, кизяка, соломы являлась мужской обязанностью, а топить печь надлежало слабому полу. В поле мужчины бороновали, пахали, сеяли пшеницу, а посадка подсолнечника являлась исключительно женским занятием. Покосом хлеба, кукурузы, сена занимались мужчины, а женщины собирали скошенное в снопы.

Сегодня в чистом виде модель казачьей семьи встретить трудно - другой сейчас институт брака. Изменилась организация труда и система семейных ценностей. Но роль женщины в современных семьях по-прежнему многофункциональна. Она и дочь, и жена, и мать, и невестка, и свекровь. И во многом благодаря ей - хранительнице семейного очага, воспитательнице детей - семья остается фундаментом общества, союзом близких людей.

Елена Чуприна

http://www.orbitataman.ru/modules.php?n ... le&sid=857
Аватара пользователя
Вадько
 
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:52 am
Откуда: Казачий Присуд
Национальность: казак

Re: Девка, молодка, баба

Сообщение стэпняк » Пн фев 27, 2012 11:20 am

Прямо про семью деда написано. Я, а потом и брат жили и воспитывались у них, пока родители не Севере по контракту работали. Всё именно так как описывается - чёткое разграничение мужскокого и женского труда, огромное уважение к старшим, деда и прабабушку (которая тоже жили с нами) звали только на Вы в т.ч. жена (бабушка) и дочери. И каждодневный тяжёлый труд (у деда было 2 плана - на Черноречье и Примыкании) в котором участвовали все, и дети тоже, конечно для игр и шкод время оставалось. Стоять в углу на кукурузе приходилось тоже (дед никогда не бил). А летом мы спали на горище над гаражом (там хранилось сено). Эээх здорово было!!!
Последний раз редактировалось стэпняк Пн фев 27, 2012 2:33 pm, всего редактировалось 1 раз.
стэпняк
 
Сообщения: 283
Зарегистрирован: Пт апр 22, 2011 9:57 am
Национальность: казак
Откуда родом: ст. Удобная, кр. Грозная
мой адрес вконтакте: г. Новороссийск

Re: Девка, молодка, баба

Сообщение Вадько » Пн фев 27, 2012 12:06 pm

Действительно, детей казачьих бить было не принято - на Кубани во всяком случае.
На военной службе урядник мог дать в ухо казаку - но за серьезную провинность, связанную с риском или позором для других, как правило.
Аватара пользователя
Вадько
 
Сообщения: 2863
Зарегистрирован: Чт июл 02, 2009 10:52 am
Откуда: Казачий Присуд
Национальность: казак


Вернуться в Женские балясы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика