Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






ст. Ахтырская

Модератор: Моторный Андрей

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Андрей Трубицын » Чт ноя 12, 2009 7:12 pm

Уважаемые посетители страницы станицы Ахтырской. Более 15 лет я собираю информацию о станице Ахтырской. Предлагаю Вам часть материала собранного мною в книгу "Ахтырская летопись". С удовольствием прочитаю Ваши замечания и предложения.
Моим дорогим родителям – РАДЬКО Людмиле Петровне и Александру Федоровичу – с глубокой благодар-ностью и любовью посвящаю.
Автор.

Река, давшая имя станице.
Первоначальное название станицы Антхырская произошло по названию реки Антхырь. Что означает имя нашей реки? Откуда произошло это название? Всегда ли река так называлась, или же в прошлом она имела иные наименования?
В коллективном труде "Земля адыгов" упоминается другое наименование реки Антхырь - КУМАТЫРЬ. "Кум" (общетюркское) – песок, Кумли - "песчаная река" или "река, протекающая в песках или по степной равнине". Но во многих источниках XIX века упоминается название реки Антхирь.
Кавказовед С.М. Броневский в работе "Новейшие географические и исторические известия о Кавказе" (1823 г.) писал о шапсугах, которые жили "на лесистых горах, имеющих протяжение к западу, по речкам: АНТИГИРЪ, Бугундуръ…".
Кавказовед Люлье Леонтий Яковлевич в работе "Черкесия" (1857 г.) упоминает другое название реки - АНТХИРЬ.
Хан-Гирей в "Записках о Черкесии" в таблице названий "рек и речек, орошаю-щих черкесские земли, с примечаниями, куда впадают и какие места, лежащие в их окрестностях заслуживают внимание" упоминал реку АНТХХ-Р (АНТХХИР), в ко-торую впадали реки Отчецакко, Пемгчгузжь, Ххапльтейор, Тчепедяф, Антхх-р впада-ет же в реку Пшедцизж. При этом в работе он упоминает, что на многих из этих речек находятся соленые источники, а на некоторых плавится и железо. Он стре-мился с помощью русских букв возможно точнее передать фонетические особенно-сти бжедугского диалекта, поэтому в названии топонимических терминов характерно стечение нескольких согласных в начале и середине слов. Названия данных рек Хан-Гирей дал исходя из правил бжедугского диалекта адыгейского языка, при этом переписчик этого труда В.П. Бурнашев допускал различное написание одних и тех же терминов.
Магомед-Амин в письме черкесскому агенту в Стамбуле Ахмед-Аге указывал другое наименование реки, он писал, что заложил у них [племен черкесов] укрепление в виде крепости, именно: в Такуте одно укрепление [с мечетью, с темницею и училищем, где учатся духовные студенты], в Бигуте, Бишуте, Бишекапысе, Обонуне, АНТАХРИЕ, Натухуге по одному укреплению.
Хавжоко Шаукат Муфти в книге "Герои и императоры в черкесской истории" писал: "Затем он учредил еще три суда на берегах рек Абси, АНТЧИР и Убин, на шапсугских равнинах, которые он захватил".
Многие ахтырчане до сих пор связывают название населенного пункта с "пребы-ванием" на этой земле императрицы Екатерины II . Так название реки Ахтырка отно-сят к периоду, когда она посещала Кубань, держа путь с Дона через Кубанскую область в Крым. При пересечении деревянного моста через одну из Закубанских рек, карета импе-ратрицы одним колесом провалилась, на что она с германским акцентом воскликнула: "Ах! Тырка" (т.е. Ах! Дырка). Эта фраза и закрепилась за речкой Ахтыркой. Самое инте-ресное, что Екатерина II не посещала Кубанской области вообще, поэтому выдумки (сказ-ки) связанные с названием реки Ахтырь ничего общего не имеют с "Ея Величеством".
Точное значение и этническая принадлежность топонима "Антхырь" до настоя-щего времени неизвестно. Даже К.Х. Меретуков не включил его в свой "Адыгейский топонимический словарь".
Что касается топонима "Ахтырский" ("Ахтарский"), то это слово тюркского происхождения. До конца 18 века в кубанских степях кочевали ногайские татары, потомки монголо-татарских завоевателей. Многие татарские названия были усвоены как горскими народами, так и переселенцами-казаками, и до сих пор остаются на карте Кубани.
Предположительно название АНТХИРЬ возводят к тюркскому "актура" ("ах-тар"), где "ак" – белый, "тура" – крепость, то есть "БЕЛАЯ КРЕПОСТЬ", , а возможно "БЕЛАЯ ГОРА (БЕЛОГОРКА)". По мнению В.Н. Ковешникова этот топоним привнесен казаками с Приднепровья.
В.Н. Ковешников в научно-популярном издании "Очерки по топонимике Кубани, часть II", вышедшим в 2007 году в городе Краснодаре, указывает, что топоним Ахтырь был образован привнесенным географическим названием переселенцами с Малороссии. На Украине и сейчас есть город Охтырка (Сумская область), основан в 1641 г. Название город получил от речки и горы Ахтир (Охтир). Слово "ахтир" тюркского происхождения и может означать: "БЕЛАЯ СКАЛА" или "БЕЛАЯ КРЕПОСТЬ".
Первое название станицы Анхтырская было ближе к названию речки Антхыр, у кото-рой её основали. На старых картах и публикациях XIX в. и начала XX в. название речкй значится: Антххр или Антххир (1836 г.), Антхирь (1846, 1857 г.), Антхыръ (1874, 1902 г). Это более раннее название гидронима прослеживается, как уже указано, и в первом названии p.п. Ахтырского (станица Анхтырская), хотя на самом деле является симбиозом двух: Антхырь и Ахтырь. Название было изменено на более привычное малороссам, поэтому местное Антххр изменили. Таким образом, изначальное название было утрачено.
На первый взгляд, кажется, что нет разницы между топонимами Антхырь и Ахтырь. Оба названия состоят из 2-х слов: АНТХИРЬ из «АНТ + ХИР», а АХТЫРЬ из «АК + ТУРА», что означает "БЕЛАЯ + КРЕПОСТЬ".
Этимология гидронима АНТХИРЬ имеет совершенно другое значение.
В античное время река Кубань называлась Антикит, Антикита, Антикей и т. д., есть предположение, что, это название дано от имени живших на её берегу племенах антов, входивших в группу славянских народов. Античные авторы I—II веков и византийские источники VI-VII веков упоминают под разными именами славян, выделяя среди них ан-тов. Локализуя место их проживания в Северном Причерноморьем и пределах долины реки Кубань. Название анты исчезает из письменных источников в VII веке. Однако многочисленные материалы археологии отвергают эту догадку. Поселения антов и их потомков существовали в течение всего VII века и в последующих столетиях.
Согласно Прокопию Кесарийскому анты и славяне пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, обычаи и верования а «некогда даже имя у славян и антов было од-но и то же». На вопрос какова роль антов в славянском этногенезе есть несколько предпо-ложений:
1. Анты - это восточные славяне I тысячелетия н.э.
2. Анты - это первый этап в истории русского племени.
3. Анты - это представители только южной группы восточных славян.
4. Анты и славяне соответствуют членению праславянского языка на западную и вос-точную ветви.
5. Анты в V-VII в.в. были отдельной этноплеменной группой славянства.
Шора Ногмов ещё в первой половине XVIII в. пишет, что настоящее родовое название народа ант, со временем изменялось в антихе, атихе, адыхе, адыге, где "хе", указатель множественности. Он также различает антов днепровских от антов кубанских.
Название этнонима анты, по-видимому, имеет иранское происхождение. О его значе-нии можно сделать ряд предположений. От тюркского ант означающего "клятва, прися-га", что в переносном смысле может означать "побратим, союзник". По другой версии этноним ант происходит от древнеиндийского означающего "конец, край", что соответствует современному "украинцы", т.е. "окраинные".
Смысловое значение полного перевода топонима АНТХИР так же неоднозначно. По одной из версий вторая часть названия "ХИР" может иметь тюркские корни от "ИР" пере-водимое как "ЧЕЛОВЕК, ЛЮДИ", то есть полный перевод будет выглядеть как "АНТЫ – ЛЮДИ" ("ОКРАИННЫЕ ЛЮДИ" или "СОЮЗ ЛЮДЕЙ"). Возможно, этимология на самом деле так и выглядит, потому что в античных источниках есть упоминание об антах-россах, антах-скифах, антах-черкесах. Вероятно это одна народность.
По другой версии вторая часть гидронима в своей основе имеет тюркское слово "ЕР (ИР)", означающее "ЗЕМЛЯ, УРОЧИЩЕ". В этой версии полный перевод названия бу-дет выглядеть как "АНТОВ ЗЕМЛЯ" ("ОКРАИННАЯ ЗЕМЛЯ"), что так же возможно, так как анты занимали южные границы славян в Европейской части, т.е. занимали погра-ничные южные рубежи – "окраинную землю".
Можно предположить, что в основе названия АНТХИРЬ (АНТХХР) аланское слово "АНТТОХАР", где "ТОКХАР" означает "ВОИН", то есть этимология топонима будет выглядеть как "ВОИН АНТ (АНТСКИЙ ВОИН)".
Итак, в основе названия речки и поселения положены два совершенно разные топони-ма, так как они имеют различную этимологию.
После переименования в 1867 году станицы Антхырской в Ахтырскую, новое наименование станицы постепенно вытеснило старое наименование реки Антхырь и сначала станичники по другому называли реку, а затем и в официальных докумен-тах появилось новое название реки – АХТЫРЬ.
Река берет начало на отрогах Кавказского хребта и имеет направление с юга на север. Истоки речки находятся на северном склоне Главного Каказского Хребта у подножья горы Бондарева Вершина (464,1 м). Ахтырь является левым притоком реки Хабль, в прошлом низовья этих рек терялись в Закубанских плавнях, левобережья реки Кубань. При выходе на равнину и доходя до плавней, она теряется в зоне последних. Река была не пересыхающей. В хозяйственном отношении река имела большое значение, обеспечивая полив сельско-хозяйственных культур и водопой скота.
Если летом и в начале осени река несла немного воды, то в остальное время, а особенно в периоды сильных дождей и после таяния снега, она не только была полноводной, но часто выходила из берегов. Однако вся эта масса воды не доходи-ла до Кубани, а затапливала Прикубанскую низменность, образуя болота и плавни, которые тянулись многие версты (верста – 1,0668 км). По болотам местами рос гус-той лес и кустарник, а все остальное пространство занимали бесконечные заросли камыша. Картину дополняли тучи комаров и мошкары, которые часто являлись при-чиной распространения в станице малярии.
Библиография:
1. Земля адыгов. Под ред. Профессора А.Х. Шеуджена. – Майкоп: изд-во "Качество", 1996, с. 521
2. С. Броневской. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. - Москва, типогра-фия С. Селивановского. 1823, с. 60
3. Земля адыгов. Под ред. Профессора А.Х. Шеуджена. Указ. соч., с. 515, 563, 572
4. В.К. Гарданов, Г.Х. Мамбетов. Вступительная статья к книге Хан-Гирея "Записки о Черкесии", с. 30, 41; Хан-Гирей. Записки о Черкесии. – Нальчик, книжное изд-во "Эльбрус", 1978, с. 78
5. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Под ред. Б.А. Трехбратова. – Краснодар, 1997, с. 287-288
6. Хавжоко Шаукат Муфти. Герои и императоры в черкесской истории. – Нальчик, издательский центр "Эль-фа", 1994, с. 188
7. В.Н. Ковешников. Очерки по топонимике Кубани, часть II. – Краснодар, 2007, с. 13-14
8. Вестник Абинского народного музея. Выпуск 1. Под ред. А.В. Пьянкова и И.В. Галкиной. И.В. Галкина. К вопросу о топонимике Абинского района. – Абинск, 1996, с. 21. В.Н. Ковешников. Очерки по топонимике Кубани, часть II. – Краснодар, 2007, с. 14
9. В.Н. Ковешников. Очерки по топонимике Кубани, часть II. – Краснодар, 2007, с. 51-53
10. ГААК, ф. Р-1378, оп. 2, д. 4, л 113, .Н. Ковешников. Очерки по топонимике Кубани, часть II. – Краснодар, 2007, с. 51
11. Г.Ф. Акимченков. Очерки истории родного края. – Абинск, 1998, с. 51
С уважением, А. Трубицын
Андрей Трубицын
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Чт ноя 12, 2009 6:56 pm
Национальность: русский
Откуда родом: ст. Анастасиевская Славянского р-на Краснодарского кр.
мой адрес вконтакте: trybicin.72@mail.ru

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Андрей Трубицын » Чт ноя 12, 2009 7:15 pm

Глава I. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ ДО ЗАСЕЛЕНИЯ СТАНИЦЫ
АНТХЫРСКОЙ КАЗАКАМИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА.

5000 год до н.э. – 1000 год до н.э.
История любого населенного пункта начинается с истории заселения территории людьми, ее обживания. В истории поселка нет упоминаний о стоянках древнего человека на землях, на которых расположен поселок, но можно говорить, что эти красивейшие места всегда привлекали внимание людей.
Видное место в истории человеческой цивилизации принадлежит Кавказу. И это не удивительно. Великолепная природа: цветущие долины и величественные горы, плодородные земли ("Воткни в землю дышло - вырастет телега", - говорят в народе о плодородии кавказских равнин), прекрасные климатические условия, наличие в горах удобных перевальных путей, благодаря которым люди с давних пор осуществляли обменные и торговые связи, разнообразие растительного и животного мира, богатство полезных ископаемых, разнообразие ландшафтов Северо-Западного Кавказа, обилие скальных убежищ издавна привлекали сюда людей. По данным Е.И. Крупнова, человек появился здесь более 700 тысяч лет назад.
Согласно утверждению майкопского археолога П.У. Аутлева, человек появился на Северном Кавказе, в частности на Кубани, 350 – 200 тысяч лет назад, а уже в эпоху верхнего палеолита, 35 – 40 тысяч лет назад, появился человек современного вида (Homo sapience). Отдалённые предки современных жителей Северного Кавказа прошли долгий путь исторического развития.
Группы людей передвигались с юга, через Закавказье, постепенно заселяя южный и северный склоны Кавказских гор, предгорья и равнины Закубанья. Первые пред-ставители человеческого рода (сначала архантропы ("первоначальные люди"), затем палеоантропы ("древние люди") и, наконец, неандертальцы) стали проникать на Се-веро-Западный Кавказ около 300-500 тысяч лет назад со стороны Малой Азии. Они продвигались небольшими группами по несколько десятков особей, связанных кров-ным родством. Первые люди селились вблизи родников и по берегам ручьев и рек, в пещерах, в местах изобилия растительной пищи, где могли ловить рыбу и уст-раивать засады на животных. К поселениям такого типа относится Ильская стоянка, где жили древние охотники, обитавшие на Кубани 40 тысяч лет назад.
Металл на Кавказе начали использовать еще в IV тысячелетии до н.э. Вначале это была медь, затем ее сменил более прочный металл – бронза. Бронзовый век представлен на Кубани разными археологическими культурами.
Археологические культуры объединяют по преимуществу одновременные археоло-гические памятники, на которых обнаружены близкие типы сооружений и вещей, свидетельствующие о непрерывной культурной преемственности.
Наше повествование мы начинаем кратким обзором древнейших культур Северного Кавказа эпохи энеолита. Следы этих древних культур археологи постоянно находят на Северо-западном Кавказе, на побережье Черного и Азовского морей. Эти культуры создавались народами, жившими пять тысячелетий до нашей эры. Никто теперь не знает, как назывались эти народы, на каком языке они гово-рили, были ли они пришлыми в этих краях или жили ранее. Но эти народы внесли несомненный вклад в культуру и быт живших здесь впоследствии синдов, дандариев, досхов, тореатов и других племен, составивших основу адыгского этноса.
Майкопская культура названа по имени кургана, раскопанного в 1897 году в Майкопе (ныне пересечение улиц Курганная и Подгорная в г. Майкопе). Люди, создавшие майкопскую культуру, жили в конце четвертого – начале третьего тысячелетий до нашей эры. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разого рода украшения, ритуальные фигурки животных. Владея так же кончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.
Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов.
Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захо-ронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной на-сыпью – курганом. При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары – оружие, украшения, посуду, одежду.
Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые чле-ны общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмерт-ные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.
Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг – кромлех. Перед захо-ронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследовате-ли полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.
В середине III тысячелетия до н.э. на Кубани (от Таманского полуострова до Адлера) появляется новая, так называемая дольменная, культура. Свое название она получила от каменных гробниц – дольменов, которых к настоящему времени выявле-но до двух тысяч. Большинство из них представляют собой четыре каменных пли-точных стены, покрытые пятой плитой. В передней стене имеется круглое отвер-стие, всегда обращенное к солнцу. Дольменная культура была яркой и самобытной, о чем свидетельствуют найденные в дольменах бронзовые топорики, керамическая посуда, всевозможные украшения.
Дольменная культура распространена на большей части северного побережья Чер-ного моря от Таманского полуострова до города Очамчира в Абхазии.
По древним легендам эпоса адыгов и абхазов, некогда на земле обитали карлики и великаны. Великаны были воинственным народом, постоянно хвалились своей силой, при этом были глупы и наивны. Карлики же в отличие от них были очень хитры и изобретательны. Своей хитростью карлики смогли заставить великанов подчиниться себе и построить для карликов жилища. По древним легендам эпоса адыгов и абхазов дольмены и есть те самые дома, которые великаны построили для карликов. Адыги и абхазы называют дольмены "домами карликов" (спыун, испыун).
Народы дольменной культуры занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей. Они владели мастерством обработки камня, металла, гончарным промыслом. Прослеживается наиболее тесная связь культуры строителей дольменов, наряду с племенами майкопской культуры, с культурой живших на Северном Кавказе уже в первом тысячелетии до нашей эры праадыгских племен.
На территории в близи рек Фарса, Ходзь, Пшиша, Псекупса, Афипса, Убина, Иль, Хабля, Антхырь, Бугундырь и Абина сохранились уникальные мо-нументальные погребальные (по мнению некоторых ученых – своеобразные культово-погребальные памятники) сооружения, построенные в эпоху бронзы (конец 3 – середина 2 тысячелетия до н.э.) – дольмены. В связи с тем, что многим народностям присуще уважение к памяти умерших предков, учитывая, что в этом регионе имеется несколько десятков дольменов, можно предположить что племена, оставившие дольмены, вели оседлый образ жизни.
Н.Е. Талицкий в статье "Несколько слов о Кавказских дольменах" упоминал, что по дороге в станицу Ахтырскую вдоль реки Бугундырь было много дольменов. Один из них был на хребте водораздела между Антхыром и Бугунчуком, там же находились остатки трех дольменов средней величины. Один из дольменов, который раньше располагался около Нефтянки, в двух верстах выше станицы Ахтырской, был перенесен ахтырчанами в станицу и установлен возле станичного правления.
Впервые дольмены на Западном Кавказе были обнаружены русским академиком П.С. Палласом в 1793 году на Таманском полуострове близ станицы Фонталовской. В 1818 году французский археолог Тебу де Мариньи открыл группу дольменов в ущелье реки Пшады. В начале 30-х годов XIX века его соотечественник Дюбуа де Монпере и англичанин Дж. Белл обнаружили еще несколько дольменов между Ге-ленджиком и Джубгой, а также большие дольменные группы в верховьях реки Абин; около десяти лет спустя эти исследователи первыми опубликовали зарисовки таинственных мавзолеев. Во второй половине XIX столетия экспедиции к дольменам предпринимались Ф.С. Бампером (1865–1870 гг.), К.Д. Фелицыным (1878 г.), В.И. Сизовым (1888 г.).
В 1878 году неутомимый исследователь древностей Кубанской области Евгений Дмитриевич Фелицын объехал весь Закубансий край в поиске древних памятников. Собранные им сведения были обработаны и в 1882 году изданы в "Археологиче-ской карте Кубанской области". На карте была помещена информация, в том числе и об археологических памятниках, расположенных на территории современного Абинского района. Автор нанес свыше 40 курганов и курганных могильников у станиц Абинской, Ахтырской, Холмской и Шапсугской. В горах, по рекам Абину, Адегою, Ахтырю и Хаблю он отметил 7 местонахождений дольменов. Уже после издания карты, Е.Д. Фелицын продолжил работу по сбору информации об археоло-гических памятниках Западного Закубанья. Так по его требованию в 1884 году ста-ничные атаманы передали ему описи памятников археологии, находящиеся в юртах своих станиц. До нашего времени они, по-видимому, не сохранились.
Однако, В.М. Сысоев, в 1882 году пользовался этими описями, а в станице Ах-тырской ему рассказывали, что такую опись составлял станичный писарь. Пионер кубанского краеведения, учитель Екатеринодарской гимназии В.М. Сысоев в том же году летом по поручению Московоского Императорского Археологического Общест-ва предпринял обследование горной части Закубанья с целью обследования дольме-нов на пространстве левых притоков реки Кубани к западу от реки Белой. Он по-сетил и осмотрел у Ахтырского станичного правления составной дольмен, привезен-ный с верховьев реки Антхырь.
Вот как об этом в Кубанских областных ведомостях писал В.М. Сысоев в статье "По горам Кубанской области": "…Вернувшись в станицу Эриванскую, я после обе-да отправился далее в станицу Ахтырскую. Близ Эриванской находится довольно высокая вершина Шизе (Лошадиная гора – так в тексте. А.Т.), высотой в 1743 фута. Здесь мне впервые пришлось наблюдать, как туча проходила через вершину горы.
Дорога от станицы Эриванской в Ахтырскую лежит восточнее горы Шизе. Тем не менее тотчас по выезде из Эриванской приходится взбираться на очень высокую гору и спускаться по еще более крутомц скату с глинистой почвой. Для того, чтобы колеса не раскатывались, ямщик залоил "швайку", т.е. железный крюк, прикрепленный к веревке, задел за заднее колесо. Благодаря швайке, движение задних колес прекратилось, и лошадям приходилось таким образом выдерживать напор лишь передней оси, что, конечно, значительно облегчало спуск.
Дорога в Ахтырскую идет вдоль реки Бугундыря. По этой щели точно также на-ходится несколько дольменов. Верстах в 3-х от Эриванской, на хребте, находится громадный дольмен, состоящий из верхней плиты и камеры, выдолбленной из одного камня. Особенность этого дольмена составляет также втулка, замурованная в задней стенке дольмена. В полуверсте от этого дольмена, при переезде через мост на реке Бугундырь, я увидал в воде каменную втулку, которая от вышеописанного дольмена была принесена сюда и поставлена в виде тумбы, но в конце-концов по-пала в воду. Несколько далее встретили еще два дольмена, но полуразрушенные. Проехав с версту дальше, я с проводником казаком сошел с лошади и поднялся наверх хребта, составляющего водораздел рек Бугундыря и Антхыря. Здесь близ просеки мы нашли остатки 3 дольменов средних размеров. Один из них, лучше других уцелевший, имеет тоже замурованнуюб втулку.
После осмотра, я вернулся к лошадям и скоро приехал в станицу Ахтырскую. Здесь, рядом со станичным правлением, находится дольмен, перенесенный сюда, по словам атамана, из местности, лежащей выше станицы по реке Антхыру, в верстах в 2, около так называемой Нефтянки. Там как-то производилась корчевка, и этот дольмен нашли в земле: на теперешнее место он перенесен в 1891 году. Дольмен отличается очень небольшими размерами: при дольмене же находится и каменная втулка. Верхний камень имеет чашечки и покрыт черточками, часто пересекающи-мися.
Рядом с дольменом поставлен и известняковый камень с восточной надгробной надписью (кажется 1842 года).
В станице Ахтырской атаман и его помощник давали кое-какие указания относи-тельно археологических памятников, но так неопределенно и так неохотно, что трудно было рассчитывать на успех. Главным образом, они настаивали на том, что все это очень хорошо знает писарь, который-де составлял описание всех этих па-мятников для Е.Д. Фелицына. Но этот писарь был как раз в отлучке, и неизвестно было, когда он вернется в станицу.
В виду всего этого я счел более удобным, не мешкая, отправиться в станицу Холмскую. – Обе станицы: Ахтырская и Холмская – стоят уже не в горах, а в рав-нине. В Холмскую я приехал уже к вечеру. Тем не менее, я опросил всех, кого только было можно. На основании опроса я решил отправиться рано утром вверх по реке Хаблю. Станичный атаман оказался очень любезным молодым человеком, сделавшим все возможное, чтобы облегчить мои поиски.
Рано утром 20 июня я, помощник станичного атамана и казак отправились в го-ры вверх по реке Хаблю. Верстах в 5 и 7 от станицы я нашел остатки дольменов, более замечательны два дольмена, находящиеся на вершине горы Паника. Эти дольмены – крупных размеров и сохранились довольно хорошо.
На горах трава бывает обыкновенно очень хорошая, но доставка сена с гор в станицы затруднительна. Поэтому казаки чаще всего делают таким образом: летом сено на горах складывают в стога, а на зиму выстраивают тут небольшое помеще-ние (загон) для скота и пастухов – и на всю зиму загоняют сюда свой скот. В 1891 году на горе Панике косили сено, на зиму сюда загнали скот и казаки перезимова-ли здесь на вершине горы Паника. Но они не строили себе хаты, а воспользова-лись "каменной хатой" – дольменом. Всю зиму они прожили в дольмене. В одном углу его они устроили печь: огнем раскаливали камни, положенные в виде очага, и на них пекли себе хлеб (чурек). Для выхода дыма была выбита соответствующая угловая часть верхней плиты. Благодаря этому, потолок и часть стены дольмена сильно закопчены.
Лет 10-15 тому назад на горе Панике, говорят, было 4 таких дольмена в совер-шенной целости, но теперь осталось всего два.
Далее, верстах в 15 от станицы Холмской, близ существовавшего прежде "Сосно-вого поста", на равнине, которая расстилается у подошвы "Каменной горы", нахо-дится дольмен. Он довольно хорошо сохранился. Размеры его довольно значитель-ные. Особенность этого дольмена заключается в том, что задняя стенка не состоит из одной плиты, а сложена из множества мелких камней.
В версте от "Соснового поста" на реке Малом Хабле находим еще один полураз-рушенный дольмен.
Осмотрев эти дольмены, мы направились назад в станицу. Во все время нашей поездки кругом нас ходили тучи, но нас миновали. На обратном пути, подъезжая к станице Холмской, мы с удивлением заметили, что здесь шел проливной дождь, сделавший страшную грязь. Небо обложилось дождевыми облаками. Предполагая, что наступит ненастная погода, я решил поехать на несколько дней в Екатерино-дар…".
А в 1909 году дольмен из станицы Ахтырской был упомянут в каталоге Кубан-ского этнографического и естественноисторического музея. Нет сомнения, что в обоих случаях речь идет об одном и том же дольмене. Рядом с дольменом, стоя-щим у станичного правления станицы Ахтырской, В.М. Сысоев видел прямоуголь-ную известняковую плиту с "арабской" надписью. Верховья реки Ахтырь исследова-тель не посещал и его информация о трех дольменах (2 из которых корытообраз-ные) взята им из описи Е.Д. Фелицына.
Щербина А.Ф. в труде "История Кубанского казачьего войска" упоминал, что в станице Ахтырской был дольмен с верхней плитой, покрытой чашечками, черточка-ми, которые можно было принять за кресты или звездообразные изображения. Какое значение имели эти и другие линии и черточки трудно сказать, но чашеобразные углубления могли служить для возлияний и в таком случае имели религиозное назначение.
О дольменах писали известные исследователи П.С. Уваров (1891 г.) и Л.Я. Апо-столов (1897 г.). В советское время ими занимались многие ученые, среди которых в первую очередь должны быть отмечены В.И. Марковин, посвятивший изучению и описанию дольменов 25 научных публикаций и докторскую диссертацию, моногра-фию, а также популярную книжку; Л.И. Лавров, опубликовавший в 1960 году наи-более полный каталог дольменов Северо-Западного Кавказа, и известный краснодар-ский археолог профессор Н.В. Анфимов – его экспедиция 1957 года к дольменам Русского Причерноморья добыла множество новых сведений о них.
Почти одновременно с дольменной культурой, господствовавшей в предгорьях Северо-Западного Кавказа, в степях Прикубанья появляются племена ямной культу-ры. Название возникло от традиции хоронить умерших в простых ямах. Представи-тели ямной культуры занимались кочевым скотоводством, много передвигались по степи, о чем свидетельствуют остатки колесных повозок.
Во II тысячелетии до н.э. начинает развиваться катакомбная культура (от ла-тинского слова catacomba, то есть подземная гробница); для племен этой культуры характерны родовые поселки и могильники в виде курганов. В них хоронили обязательно в скорченном положении, на боку, посыпая красной краской, символизирующей огонь. Племена катакомбной культуры занимались скотоводством и земледелием. Во главе рода уже стоял отец (то есть утвердился патриархат). Племена возглавляли вожди и старейшины рода. Их погребения отличались особой пышностью.
В это время оформляется и северокавказская культура. Северокавказская культура распространена по обе стороны Большого Кавказского Хребта, от Приазовья до реки Сулак в Дагестане, и представлена такими археологическими памятниками как курганные захоронения, некрополи с могилами в виде каменных ящиков, склепов и ям. Многие археологи считают что народы, создавшие северокавказскую культуру были потомками создателей майкопской культуры. Среди предметов северокавказской культуры так называемые "кабардинские" топорики, имеющие выгнутую форму, каменные булавы, глиняные сосуды.
Племена этой культуры занимались скотоводством и земледелием, их стада со-стояли из крупного и мелкого рогатого скота, а для верховой езды использовались лошади.
Выращивали пшеницу и ячмень. Землю обрабатывали мотыгой. Для уборки уро-жая использовали бронзовые серпы. Прослеживается сильное влияние дольменной и катакомбной культур.
Племена этой культуры из центральных районов Предкавказья постепенно про-двигались в Закубанье. В степном Прикубанье они вошли в контакт с представите-лями катакомбной культуры, а в горном Закубанье – дольменной. Племена северо-кавказской культуры были известны мастерским изготовлением орудий труда и ук-рашений.
Кобанская культура занимает часть Северного Кавказа, все Закавказье вплоть до северных границ Месопотамии. Ее создатели жили в 3 тысячелетии до нашей эры. Ими был достигнут высокий уровень металлообработки, земледелия, скотоводства. Для сбора урожая использовали серпы с кремневыми вкладышами. Из камня делали каменные топоры, зернотерки. Из бронзы – оружие, украшения. Жилища делали из камня или сырцового кирпича. Дома были оборудованы очагами.
В середине II тысячелетия до н.э. с волго-донских просторов в степные районы Прикубанья пришли племена срубной культуры, вытеснив племена катакомбной культуры в предгорья. Новая культура отличалась особой конструкцией могил, ук-репленных деревянными срубами.
К концу бронзового века в крае существовали и другие культуры, исследование которых интенсивно продолжается.
Библиография:
1. Земля адыгов. Под ред. профессора А.Х. Шеуджена. – Майкоп: изд-во "Качество", 1996, с. 17
2. Ратушняк В.Н. История Кубани с древгнейших времен до конца XIX века. Краснодар: ОИПЦ "Перспективы образования", 2002, с. 8
3. Ратушняк В.Н. История Кубани с древгнейших времен до конца XIX века. Краснодар: ОИПЦ "Перспективы образования", 2002, с. 20-21
4. Кубанские областные ведомости, № 24 от 30.01.1901 года, л. 2-3
5. Н.Е. Талицкий. Несколько слов о Кавказских дольменах. – Известия общества любителей изуче-ния Кубанской области. Вып. 5. – Екатеринодар, 1912, с. 107-108; Вестник Абинского народного му-зея. Выпуск 1. Под ред. А.В. Пьянкова и И.В. Галкиной. А.В. Пьянков. К истории археологического изучения Абинского района (дореволюционный период) – Абинск, 1996, с. 8, 9, 10, 11
Щербина А.Ф. История Кубанского казачьего войска. В 2-х т. – Репринтивное воспроизведение. Изд-во «Советская Кубань», г. Краснодар, т. 1, с. 194-195
6. Ратушняк В.Н. История Кубани с древгнейших времен до конца XIX века. Краснодар: ОИПЦ "Перспективы образования", 2002, с. 8-9
С уважением, А. Трубицын
Андрей Трубицын
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Чт ноя 12, 2009 6:56 pm
Национальность: русский
Откуда родом: ст. Анастасиевская Славянского р-на Краснодарского кр.
мой адрес вконтакте: trybicin.72@mail.ru

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Андрей Трубицын » Чт ноя 12, 2009 7:18 pm

1000 год до н.э. – 700 год н.э.
В первом тысячелетии до н.э. развивается синдо-меотская культура. Результаты археологических раскопок утверждали, что на территории Абинского района жило одно из меотских племен. Они составляли древнейшее, исторически достоверно из-вестное население нынешнего поселка и района. В основном они занимались земле-делием и скотоводством. Археологические раскопки и случайные находки в различ-ных местах нашего края показали, что меоты в своем историческом развитии дос-тигли значительного уровня, когда на смену первоначально открытых человеком металлов – меди и бронзы – стало приходить железо. Оно сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных масси-вов.
Еще во второй половине первого тысячелетия до нашей эры меоты вели плуж-ную обработку полевых угодий, применяя вместо прежней ручной мотыги прими-тивный деревянный плуг с железным сошником и небольшие железные серпы со слабым изгибом вместо деревянных с кремневым вкладышем. Анализы костных жи-вотных останков помогли установить и характерные черты животноводства старо-давних обитателей нынешнего Прикубанья. Выяснилось, что коневодство не занима-ло у них такого видного положения, как у скифов. Кроме крупного рогатого скота, используемого на пахоте и получении молочных продуктов, меоты разводили свиней, коз и овец. Меоты на территории нынешнего Абинского района, как и их соплеменники из других местностей Прикубанья, находились в тесных хозяйственно-культурных связях с греческими переселенцами, основавшими в шестом-пятом веках до нашей эры сеть своих городов и поселений на берегах нынешнего Керченского пролива и на восточном побережье Азовского моря.
Термин "меоты" - собирательный, объединявший множество родственных племен. Греческий географ Страбон сообщает, что к числу меотов принадлежат синды, дан-дарии (дандары), тореаты (тореты), аррехи (ареххи), тарпеты, обидиакены, ситтакены и досхи. В эпиграфических памятниках того периода, кроме них упоминаются также псессы (псессии), фатеи, темеофы, тирамбы, аспургиане, ангры.
Меоты – отличные мастера, среди них кузнецы, камнетесы, гончары, сапожники, портные, ювелиры. Представители каждого ремесла составляли родовое сословие. При этом было недопустимо, чтобы кто-то занимался не своим делом.
Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.
Были распространены разные магические обряды, осуществляемые старейшинами рода. Обряды состояли в произнесении особых заклинаний, приготовлении магиче-ских снадобий. Старший рода, наиболее искушенный в магических познаниях, по-гружался в транс, во время которого он "видел" события прошлого, настоящего, бу-дущего, "разговаривал" с умершими родственниками, богами, испрашивал помощи или совета как поступить в том или ином случае. Погружение в транс сопровожда-лось предварительным постом и уединением, или наоборот принятием обильной пищи, опьяняющих напитков и благовоний.
Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как при-родные и стихийные явления – боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абст-рактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т.д. Существовали так же боги покровители представителей каждого ре-месла.
Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и по-гребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего – посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь – кур-ган.
В течение определенного времени от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от того, к какому сословию принадлежал усопший, возле могилы проводились погребальные ритуалы. Меоты устраивали круговое шествие вокруг могилы, с ритуальными песнопениями, плачем, шумом, отгоняя злых духов. Для того чтобы напугать и отогнать злых духов, вокруг могилы устанавливали всевозможные "страшные" изображения хищников, фантасмагорических чудищ.
Главным богом меотов был бог солнца, огня, света, тепла. Эти явления меоты отождествляли между собой, и считали источником жизни на Земле, обожествляли их. Тело умершего они, как и народы майкопской, дольменной, северокавказской культур, посыпали красной краской – охрой, которая символизировала огонь.
Меоты-горцы вели оседлый образ жизни и занимались главным образом земледе-лием. На равнинах меоты обычно вели полукочевой образ жизни и занимались пре-имущественно отгонным скотоводством. Важной отраслью хозяйства было рыболов-ство. Для рыбной ловли использовалась сеть, невод, крючковая снасть.
В течение всего IV века до н.э. в ходе восточной завоевательной политики бос-порских царей, большинство меотских племен бассейна р. Кубань и Восточного Приазовья были подчинены Боспору. В начале II века до н.э., в период расцвета Боспорского царства, обстановка в Закубанье резко меняется, в связи с передвиже-нием ирано-язычных кочевников – сарматов. В первые века н.э. в Прикубанье про-должали обитать меоты. Под давлением сираков (одного из сарматских племен) ряд меотских племен вынуждены были переселиться с правого берега Кубани в Закуба-нье, где по предположению ряда ученых прожили до VII века н.э.

500 – 1400 годы.
На территории, где сейчас разместился Абинский район, как считает Н.В. Анфи-мов, в V – X веках жили касоги. Многие ученые приходят к выводу, что племена, жившие в горах и предгорьях Закубанья, а также племена Черноморского побережья Кавказа к 10 веку уже сложились в черкесскую народность с единым языком. В дальнейшем касоги становятся известными в письменных источниках под именем черкесов (адыгов).
Различные типы захоронений в одних и тех могильниках, датированные одним и тем же периодом времени свидетельствуют о мирном сосуществовании в адыгской среде различных религиозных систем – христианства, различных направлений языче-ства. Наличие в этих могильниках захоронений хазар, как язычников так и иудаи-стов, говорит об отсутствии в те времена понятия национального кладбища у адыгов. Куда большее значение было уделено социальной дифференциации. Бес-правных рабов хоронили отдельно в стороне, в обычных вырытых ямах, иногда по несколько человек в одной могиле.
Христианство было распространенно по большей части среди знатных адыгов. Простые адыги по-прежнему придерживались меотского язычества.
Главным богом адыгов-язычников являлся бог солнца. Ему приносились основные жертвы. Отдельно почитались боги огня, моря, леса, плодородия, другие.
Огромное значение в адыгском пантеоне занимал бог грозы и молнии – Шыблэ. Он посылал на землю дожди. От него зависел урожай. Для адыгов – земледельцев благосклонность Шыбле была очень важна. В засуху ему приносили всевозможные жертвы, пели посвященные ему ритуальные песни.
Каждый род почитал своего родоначальника, имел родовой герб, родовые обычаи, родовые суеверия. Каждый род принадлежал к определенному родовому сословию. Несколько родов образовывали поселение (къуэджэ).
Каждый адыг свято выполнял свои родовые клятвы, передаваемые из поколения в поколение.
В то же время происходит передел власти между адыгскими князьями. Это при-водит к разобщенности адыгов, появлению самостоятельных княжеств и независи-мых племен.
В X–XII веках большую часть адыгов составляют свободные крестьяне, имеющие собственные участки земли. Поселение свободных крестьян управлялось советом старейшин. Дома в таких поселениях турлучного типа, круглоплановые. Вокруг каждого дома имелся широкий дворик, где выращивали пшеницу, просо, картофель и другие культуры. Во дворе обычно имелся хлев или загон для скота. Некоторые богатые крестьяне имели рабов.
Другой тип поселения – княжеское имение. В центре имения – дома князей и их родни. Вокруг них располагались дома дворянских фамилий различной степени знатности.
Все дома были так же турлучные, с крышей из камыша или соломы, считавшей-ся священной. Княжеское имение было огорожено со всех сторон земляной оборо-нительной насыпью. За насыпью стояли дома зависимых крепостных крестьян, кото-рые работали на земле князя. Большую и лучшую часть своего урожая зависимые крестьяне (пщытли) отдавали князю и его свите. Зависимыми крестьяне становились за какие-либо проступки. Иногда нужда и голод заставляли свободных крестьян добровольно становиться людьми князя (пщытлями).
На побережье Черного моря адыги и абхазы занимались торговлей. Торговали с Аланией, Византией, Грузией. Из Византии привозили керамику, амфоры, шелк, по-суду из стекла, золотые украшения, драгоценности, украшения из кости. Из Крыма поступали амфоры с вином, стеклянная посуда, янтарь. Адыги поставляли в другие страны ткани, скот, хлеб, воск, мёд, рыбу, икру, меха, кожи, лес, металл, рабов.
В начале XIII века в Центральной Азии возникло Монгольское государство, пре-вратившееся со временем в огромную империю – Золотую Орду. Нашествие Золотой Орды, известное так же как татаро-монгольское нашествие, лавиной обрушилось на земли народов Западной Сибири, Поволжья, Крыма и Северного Кавказа. Осенью в 1237 году татаро-монголы попытались пересечь Кубань и выйти на ее левый берег. Началась кровопролитная битва адыгов с войсками Золотой Орды, которая продол-жалась несколько месяцев. В итоге войско адыгов было разбито, татаро-монголры пленили и казнили адыгского царя Тукара. Тысячи селений были уничтожены. Гус-тонаселенные предгорья, где веками существовали и развивались всевозможные ре-месла, земледелие, скотоводческой хозяйство, строились городища, были превращены татаро-монголами в поросшие бурьяном кочевья.
Вытесненные из прикубанских равнин в горы, не имея привычных условий жиз-ни, своих исконных занятий адыги вели тяжелую борьбу за выживание. Главным средством этой борьбы стали охота и непривычное для адыгов отгонное скотоводство. Многие перешли к отгонному скотоводству и стали вести полуко-чевой образ жизни. Немногочисленные группы адыгов стали продвигаться на юго-восток в освобожденные от алан земли в бассейне Терека и верховьях Кубани. Многие абхазы и абазины так же стали заниматься отгонным скотоводством и продвигаться к верховьям Кубани.
Татаро-монголы называли адыгов черкесами (серкесут). Под этим этнонимом ады-ги вошли во многие источники, датированные периодом после XIII века, хотя мно-гие исследователи утверждают, что это название использовалось по отношению к адыгам и ранее.
С момента воцарения татаро-монгол в Предкавказье, адыги предпринимают мно-гократные попытки освободить от них свои земли. В 1327 году им удается выбить татаро-монгол с берегов Кубани, оттеснив их на север. Правитель Золотой Орды, хан Узбек идет на непокорных черкесов со своим войском. После первого похода он заявляет: "мы выбили непокорных, из всех их прежних земель и заставили их искупаться в собственной крови". Но и после этого непокорные отказываются смирится с захватчиками.
В то время в адыгских землях свирепствовала эпидемия чумы, опустошившая сотни селений. Но, ни войска Узбека, ни чума не смогли остановить героического сопротивления захватчикам. Золотой Орде больше не удается подчинить себе эти земли. Узбек посылает к черкесам новые карательные отряды, повелев им "не щадить ни ребенка, ни старика непокорных". Войска Узбека грабят, убивают де-сятками тысяч. Но это только ожесточает мятежных горцев. Адыги совершают бесчисленные набеги на военные лагеря татаро-монгол в верховьях Кубани и окрестностях Терека, уничтожают караваны кочевников в Прикубанье. Со временем эти земли становятся крайне опасными для татаро-монгол и к середине столетия они окончательно покидают их.
В 1390 году объединив всю Среднюю Азию в могучую империю, жестокий и тщеславный правитель Тимур, известный так же как Тамерлан (Тимур Хромой) уничтожил Золотую Орду. Осенью 1395 года Тимур во главе огромного войска двинулся на Северный Кавказ. Адыги, узнав об этом, подожгли луга между Азовом и Кубанью. Армия Тимура оказалась посреди выжженной пустыни. Лишенные пищи лошади и скот гибли. Сам Тимур с большими потерями добрался со своим войском до Кубани. Взбешенный таким приемом, Тимур направил против адыгов большую карательную экспедицию во главе с мирзой Мухаммед-Султаном, мирзой Маран-шахом, Джэхан-шахом и другими военачальниками.
Войска Тимура грабили и уничтожали все селения, встречавшиеся на их пути, тысячи людей были угнаны в рабство. Захватив предгорья Северо-Западного Кавка-за, Тимур направил свои войска против адыгов в истоках Кубани, на берегах Тере-ка. Войска Тимура встретили на землях адыгов мужественное сопротивление, но силы были неравными. Не имея сил дать отпор, черкесы под натиском врага уходили глубоко в горы, делали засады, скатывали на неприятеля камни со скал и обрывов, образуя обвалы. Дав своим войскам недолгий отдых, Тимур двинулся дальше – в Ичкерию.

1400 – 1500 годы.
Одной из крупных северокавказских этнических общностей являлись адыги, из-вестные в письмен¬ных источниках под общим названием черкесов. По сведениям турецкого путешественника Эвлия Челеби (XVII в.), "страна Черкестан простирается от скло¬нов Анапских и Обурских гор вплоть до берегов реки Кубани".
В конце 15 – начале 16 вв. черкесы четко разделяются на две группы – западные и восточные (кабардинцы). Если кабардинцы составляли в то время относительно единую этническую общность, то для западных черкесов в это время еще было ха-рактерно устойчивое деление на племенные группы. В частности, в 16 веке черкесы подразделялись на 10-12 этнических групп, во главе которых стояли феодально-родовые вожди.
Одним из самых многочисленных и древних западно-черкеских племен были жа-неевцы, которые обитали в нижнем течении реки Кубань примерно по рекам Ада-гум, Абин, Хабль. Жанеевцы составляли две территориально независимые группы: Малая Жана была расположена к северо-западу от современного Туапсе, а Большая Жана, по сведениям Э. Челеби, занимала территорию от "Крыма до реки Абин". Наиболее крупной этнической группой среди западных адыгов были хатукаевцы, жившие к востоку от Большой Жаны в "Земле Хундуг" по рекам Абин, Иль, Абур-ган.

1700 – 1779 годы.
Русские, утвердившись на правом берегу реки Ку¬бани в конце XVIII века, заста-ли следующую картину. По словам автора записки "Взгляд на местность, оби-таемую черкесами", "юго-западная покатость Кавказ¬ского хребта от урочища Гагры до крепости Анапы и все Закубанье, или северная покатость Кавказского хребта, от крепости Анапы до истоков Кубани, насе¬лены обществом, называемым от нас черкесами; соб¬ственно же горцы называют себя адиге и абадзе. К от¬делу адиге принадлежат общества: бзыдух (бжедух) или хамышей и черчиней, хемкюй или тимгоргой и адымий, гатгокай, мохош, беслиний (беслиней), жане, хегайк и кабардей или кабардинцы. К отделу абад¬зе принадлежат, абадзех (абадзехи), шапарг (шапсу¬ги), натохадж (натухайцы) и убых (убыхи). Как адиге, так и абадзе – одного происхождения; говорят од¬ним языком, разность в поднаречиях сравнительно как между великорусским, малороссийским и бело¬русским языками, – все друг друга понимают…"
К концу 18 века на Северном Кавказе произошли определенные изменения в эт-ническом составе и расселении народов. Черкесы, как и прежде, вели полуоседлый образ жизни. Бывали случаи, когда целые аулы переходили с места на место. Меж-доусобицы "выталкивали" более слабые общества, а то и народности, на новые не-обжитые земли. Постоянная угроза нападения извне нередко побуждала черкесов укрываться в труднодоступных, глухих районах своей страны. Наконец, перемещения отвечали и их хозяйственным нуждам (поиск пахотных земель, новых пастбищ и т.д.). Эпидемии чумы время от времени охватывавшие закубанские народы, также в какой-то степени отражались на миграции черкесских племен.
Продвижение царских войск на Северо-Западный Кавказ привело к заметному стеснению черкесов. В 1778 г. жанеевцы под натиском российских войск покинули прикубанские степи, и перешли на левый берег реки Кубань. В дальнейшем вслед-ствие беспрерывных столкновений с соседями – татарами произошло значительное сокращение территории и численности народа жанэ, и в конце 18 века остались только 6 небольших жанеевских селений на левом берегу Кубани. Часть жанеевцев влилась в состав других черкесских племен, в частности, шапсугов и натухайцев.
Л.Я. Люлье в работе "Черкесия" указывал, что "за речкою Суп следует племя Шапсугов, которое населяет долины по следующим речкам: Убин (впадающая в Ку-бань) с притоками: а) Псекабе, b) Шебж (Пшибж), c) Афипс, d) Иль, e) Азюпсь (Азипсь) f) Хапль, g) Антхирь, h) Богундюр, i) Абин, k) Коафь, l) Шипсь. Послед-ние девять речек теряются в болотах Аушедских и Тлакофижских, не доходя до Кубани".
Территория, занимаемая шапсугами, делилась на две группы: Большая и Малая Шапсугия. Большая Шапсугия граничила на западе с натухайцами по реке Адагум и Главному Кавказскому хребту. На востоке и юго-востоке она граничила с владениями бжедугов и абадзехов. В свою очередь, Малая Шапсугия была расположена по южному склону Кавказского хребта. На северо-западе она граничила с натухайцами по реке Джубге (по другим данным – по р. Шахе), а на востоке ее владения соприкасались с абадзехской землей по линии Главного Кавказского хребта. Шапсуги считались самым многочисленным племенем. Они делились на 8 обществ ("хьабль"), а последние – на большое количество общин – псухо ("псыхъо"). У шапсугов не было князей, но имелись старейшины.
С. Эсадзе, характеризуя шапсугов, указывал: "Шапсуги – воинственный народ, но менее предприимчивый, чем их соплеменники. Шапсуги считались опасными сосе-дями черноморских казаков, и казакам часто приходилось сдерживать их от смелых набегов. Шапсуги умели мужественно и стойко защищаться в своей земле. Шапсуги более абадзехов привыкли к удобствам жизни. Среди своих соплеменников шапсуги не пользовались уважением за кровожадность, непостоянство и страсти к хищниче-ству; наиболее в дружбе жили со своими соседями натухайцами".
Очень интересное описание шапсугов дал в работе "Записки о Черкесии" Хан-Гирей: "…племя это в нынешнем его состоянии занимает важнейшее место между прочими племенами, составляющими черкесский народ, числом своей населенности и силою; оно занимает обширное пространство…
Жилища их расположены усадьбами по ущельям и берегам рек, живописно оро-шающих их земли… Те из них, которые живут у северных подножий гор совокуп-но наподобие аула и, пользуясь равнинами, лежащими между Кубанью и горами, более радеют о скотоводстве и хлебопашестве.
Шапсхгцы (шапсуги) воинственностью не превосходят прочие черкесские поколе-ния, но ни одно из них не сравнится с ними в… ненависти к русским, и потому более других они производили в разные времена беспокойства и разорения по гра-нице черноморских казаков…
Вообще жители этих племен (абедзехи, шапсуги, натухайцы – А.Т.) без величай-шей нужды не переселяются с одного места на другое, и… умножаются и приходят если не в цветущее, то, по, крайней мере, в сильнейшее состояние".
Шапсуги имели народное правление, "не зная над собой никакой власти иного класса, пользуются совершенною свободою и составляют собою, так сказать, сво-бодный народ…".
Ольшевский М.Я. в книге "Кавказ с 1841 по 1866 год" писал, что иными являются сопредельные абадзехам шапсуги, жив¬шие между Шебшем и Абином. Они счита-лись злейшими и опасными соседями черноморцев, и только пластунами сдер-живались в своих хищничествах и разбоях в наших пределах. Шапсуги умели му-жественно и стойко защищаться на своей земле, что доказывалось значительными потерями, во всех слу¬чаях, когда нашим войскам приходилось с ними драться. И между ними были лихие наездники–предводители, например Шеретлуков и Казбич. Несмотря на это, шапсуги не пользова¬лись добрым именем между своими сопле-менниками. Абадзе¬хи пренебрегали ими и не вступали с ними в сношения; нату-хайцы и бжедухи боялись их. Это происходило от их сварли¬вости, кровожадности, непостоянства и страсти к хищничеству.
Средствами к жизни черкесских племен служили земледелие, скотоводство и не-которые необходимые для домашнего обихода ремесла. Жили они в саклях, сложен-ных из бревен или сплетенных из сучьев, обмазанных глиной, крыши кроют соло-мой. Такие жилища отличаются чистотою, а у зажиточных горцев – и некоторой азиатской роскошью, заключающейся в коврах, подушках и оружии. Селения обык-новенно расположены в живописных местах, но разбросаны без всякого порядка и скрыты за деревьями, увиты виноградными лозами, так что издали трудно бывало их заметить.
Библиография:
1. Земля адыгов. Указ. соч., с. 22
2. Б. Шляев. Абинские древности в Эрмитаже. //Знамя труда № 82 (2213) от 11.07.1961 г.
3. Земля адыгов. Указ. соч., с. 23
4. Земля адыгов. Указ. соч., с. 26-27
5. Земля адыгов. Указ. соч., с. 31
6. Земля адыгов. Указ. соч., с. 50-51
7. Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. – М.: Мол. гвардия, 2003, с. 10
8. Л.Я. Люлье. Черкессия: историко-этнографические статьи. – Северо-Кавказский филиал традици-онной культуры МЦТК "Возрождение", 1990, с. 6-7
9. Земля адыгов. Указ. соч., с. 95, 99-100, 111
10. С. Эсадзе. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. – Майкоп: изд-во "Мео-ты", 1993, с. 20
11. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. – Нальчик, книжное изд-во "Эльбрус", 1978, с. 150, 203-204
12. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. – Нальчик, книжное изд-во "Эльбрус", 1978, с. 123
13. Ольшевский М.Я. Кавказ с 1841 по 1866 год. Серия: «Воспоминания участников Кавказской войны XIX века». СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2003, с. 488
С уважением, А. Трубицын
Андрей Трубицын
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Чт ноя 12, 2009 6:56 pm
Национальность: русский
Откуда родом: ст. Анастасиевская Славянского р-на Краснодарского кр.
мой адрес вконтакте: trybicin.72@mail.ru

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Поликарп » Чт ноя 12, 2009 8:31 pm

Отличный материал!
Слава тебе, Господи, что я казак!

Казаки не простаки,
Вольные ребята.
Носят шапки тумаки
И живут богато.
Поликарп
 
Сообщения: 202
Зарегистрирован: Сб июл 25, 2009 11:14 pm
Откуда: ст. Ермаковская
Национальность: донской казак

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Валерий Кравченко » Пт ноя 13, 2009 11:38 am

Здравствуйте Андрей.
Как глубоко копнули. Мне очень понравилось. Надеюсь Вы ещё что-нибудь интересное выложите.
У меня такой вопросик 22-23 июля 1918 года большевицкий полк "Борец за свободу" был направлен на подавление восстания казаков а станицах Холмской, Мингрельской и Ахтырской. Вам попадался подобный материал. И ещё меня интересует хутор Хабль, вроде сейчас он припписан к Ахтырской, а на старых картах находится на юрте ст.Холмской.

С уважением.
Аватара пользователя
Валерий Кравченко
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Сб июл 04, 2009 10:16 am
Откуда: Екатеринодар
Национальность: казак

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Валерий Кравченко » Пн янв 25, 2010 3:07 pm

А вот подлинник станичного приговора с печатью и подписью атамана и судьи.
Вложения
DSCI0004.JPG
DSCI0005.JPG
Последний раз редактировалось Валерий Кравченко Вт апр 06, 2010 3:43 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Валерий Кравченко
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Сб июл 04, 2009 10:16 am
Откуда: Екатеринодар
Национальность: казак

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Вольд » Вт янв 26, 2010 7:57 am

Летом проезжал станицу и отметил приветливость станичников и станичниц и качество борща :D . Аж остаться захотелось :)
А скажите, пожалуйста, памятник красному будденовцу в центре станицы, на повороте трассы в ней до сих пор грееет кому то сердце? Дюже поганит впечатление...
Вольд
 
Сообщения: 560
Зарегистрирован: Ср авг 26, 2009 3:11 pm
Национальность: Казак
Откуда родом: Терек

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Андрей Трубицын » Вт янв 26, 2010 1:26 pm

Добрый день. Скажите, пожалуйста, о каком памятнике красному буденновцу в центре станицы вы говорите. В поселке Ахтырском (так теперь называется бывшая станица Ахтырская) имеются следующие памятники:
1) борцам за Советскую власть, погибшим в годы Гражданской войны (возле школы № 10);
2) памятная стела на месте гибели 10.08.1918 г. комиссара В.И. Перервы (напротив бывшей конторы винсовхоза);
3) памятники Советским воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны (на станичном кладбище и по ул. Школьной (х. Дубравинский));
4) памятник пожарным (по ул. Свободы, напротив пожарной части);
5) памятник А.М. Горькому (в парке, напротив школы № 5);
6) памятник В.И. Ленину (по ул. Свободы, напротив дома культуры);
7) памятник основателям станицы Ахтырской (по ул. Свободы, напротив Храма Рождества Пресвятой Богородицы).
С уважением, А. Трубицын
Андрей Трубицын
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Чт ноя 12, 2009 6:56 pm
Национальность: русский
Откуда родом: ст. Анастасиевская Славянского р-на Краснодарского кр.
мой адрес вконтакте: trybicin.72@mail.ru

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Валерий Кравченко » Вт янв 26, 2010 2:07 pm

Всем привет.
Я честно то же удивился о каком памятнике идёт речь.
А вот памятник комиссару Перерве настроил меня на оптимистический лад. Андрей помните я писал про большевистский полк "Борец за свободу", который проводил карательную операцию в ст. Ахтырской, Холмской и Мингрельской по числам всё очень близко в пределах двух недель.
Можете по подробнее легенду гибели этого комиссара. Очень интересно.

С уважением.
Аватара пользователя
Валерий Кравченко
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Сб июл 04, 2009 10:16 am
Откуда: Екатеринодар
Национальность: казак

Re: ст. Ахтырская

Сообщение Андрей Трубицын » Ср янв 27, 2010 1:17 pm

Привет, Валерий. Даю историю гибели комиссара Перервы:
После вступления деникинской армии в город Екатеринодар в августе 1918 года левобережная часть Кубани некоторое время продолжала оставаться Советской. Но командование деникинской армии применяло методы партизанской войны: засылало за линию фронта мелкие группы белобандитов с целью шпионажа, диверсий, террора и установления связей с контрреволюционными элементами. Одной из этих групп, просочившейся в станицу через горы, рано утром 10 августа 1918 года (22 августа 1918 года – по новому стилю) за несколько часов до прихода регулярных воинских частей деникинской армии, был схвачен вернувшийся в станицу комиссар В.И. Перерва, вывезен в Дубовую рощу за станицей и там расстрелян. Убийцы сразу же уехали. На выстрелы прибежали люди, проживающие на окраине станицы. Когда комиссара перенесли в школу, он был еще жив. На глазах у родных и близких Перерва В.И. скончался. Смерть учителя, комиссара потрясла многих учеников и станичников. Перерва В.И. был похоронен на площади перед станичным Советом.
Основание: ГАКК, ф. Р-335, оп. 1, д. 2071
С уважением, А. Трубицын
Андрей Трубицын
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Чт ноя 12, 2009 6:56 pm
Национальность: русский
Откуда родом: ст. Анастасиевская Славянского р-на Краснодарского кр.
мой адрес вконтакте: trybicin.72@mail.ru

Пред.След.

Вернуться в Кубанское войско

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика