Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






станица Ильская

Модератор: Моторный Андрей

станица Ильская

Сообщение Nikita1863 » Сб авг 24, 2013 8:42 pm

КИЯШКО Н.В.

Свято-Никольский храм поселка Ильского:
история становления и развития прихода
(1863-2013)

Введение
Великий русский поэт А.С. Пушкин сказал, что первый признак невежества –незнание истории своей Родины. Сегодня российской общественностью активно обсуждается вопрос об актуальности исторических событий давно минувших лет, так называемого «подспорья» для построения крепкого настоящего и будущего современной молодежью. И именно для того, чтобы сегодня не повторить те ошибки прошлого, которые допустили наши предки, не быть «Иванами, непомнящими своего родства», а настоящими патриотами своей Родины, нам необходимо знать историю своего народа, его культуру, как светскую, так и религиозную.
Свято-Никольскому храму в этом году исполняется 150 лет. Как говорится, возраст не маленький. Храм видел и репрессии большевиков, и бомбежки немецких оккупантов… Но, что удивительно, ни один немецкий снаряд не угодил в него! И сегодня храм является для нас памятником тех ушедших времен, являя собой материальное свидетельство словам Спасителя о Его Церкви «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Архитектурной особенностью храма является его постройка в форме корабля – традиционного вида храмов на Кубани. И по настоящее время большинство деревянных конструкций храма сохранились и находятся в хорошем состоянии.

I. Жизнедеятельность прихода в дореволюционный период

У кубанских казаков храм издревле был тем местом, которое свято чтилось, олицетворялось с Родиной, с традициями предков, особой духовностью. Кубанцы, прежние черноморцы, понимали, что Дом Божий должен быть в каждой станице, дабы с Божией помощью они обживали эти обильно политые кровью собратьев земли.
Сразу после прибытия первой партии переселенцев на территорию станицы Ильской в 1863 году, еще до начала постройки станичных зданий и хат, была возведена часовня, в которой регулярно совершались богослужения. Освященная в честь святителя и чудотворца Николая, любимого казачьего святого, она стала первым религиозным зданием, построенным в нашем районе. На церковные службы съезжались драгуны Северского драгунского полка, возводившего некоторые станицы района, а затем в 1864 году, когда в станицы прибыли переселенцы из Азовского, Донского войск и некоторых станиц Правобережья Кубани, они также регулярно посещали пока еще единственную в районе часовню. [1]
30 марта 1863 года Главным священником Кавказской армии протоиереем Стефаном Гумилевским будущий первый настоятель нашей церкви иерей Георгий Семеновский назначается в ст.Береговую. [2]
Батюшка прибыл в Екатеринодар из Тульской епархии в числе прочих 27 священников согласно распоряжения Святейшего Синода, назначенных для духовного окормления Кубанских казаков. Приехал он не один- с ним приехала и его семья: матушка Авдотья Алексеевна(1835 года рождения) и сынок младенец Василий двух лет от роду. [3]
Для проезда из Екатеринодара в станицу Береговую Абинского казачьего полка через Ново-Екатерининскую переправу он получил трех лошадей и 8 рублей 43 ¾ копейки, специально выделенных из войсковой казны. [4]
Неожиданно Наместник Его Императорского Величества Государя Императора Александра Николаевича на Кавказе отменяет запланированное возведение станиц Береговой и Пшадской, и батюшку Георгия определением Главного Священника Кавказской армии 30 апреля 1863 года переводят в только что возведенную 17-м Северским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича драгунским полком станицу Ильскую, на месте упраздненного одноименного укрепления времен Кавказской войны. Согласно указу Войскового правительства Кубанского казачьего войска кроме определенных им от казны пособий, на первоначальное домашнее обзаведение, «полагать священникам по 285 рублей, а причетникам по 50 рублей, определено еще жалование из Войскового капитала священникам по 200 рублей 70коп., причетникам по 51руб. 43коп. в год». [5]
5 июля 1863 года о. Георгий в своем письме командиру Абинского полка полковнику Фролову сетует: «Жители станицы Ильской собраны из разных станиц, а потому между ими нет ни какого согласия и единодушия. Они постоянно избирают себе судей и квартальных, а потом через несколько сменяют их другими, и те и другие через день или два им не любы, и тех сменяют и избирают других. Я неоднократно просил общество, чтоб оно из среды себя избрало церковного ктитора, но и доселе не было от них ни какого резону. Прежде избрали одного, но он в продолжение почти 2-х недель, несмотря на все мои требования, ни разу не явился к службе. После я дознал, что избранный ими одинокий старик и притом на один глаз кривой. Потом, по просьбе моей, общество избрало в ктитора другого, но и тот, ссылаясь на свое одиночество решительно отказался служить при храме Божием. Между тем при службе и доселе не кому заниматься с продажею свечей. Каждый, не зная ценности, платит за них, сколько пожелает, и берет сдачи сколько сумеет. А, кажется, находятся и такие, которые кладут меньше, а берут больше. При том же предстоящем новом заведении церковных принадлежностей, не достаточно в церковном ктиторе одной добросовестности, необходимы в нем и опытность и распорядительность.
О сем донося Вашему Высокоблагородию, покорнейше прошу назначить в церковного ктитора – одного из Донских переселенцев – Егора Терентьева Алешина, который при своей трезвости, опытности и честности, (на сколько я успел в нем то заметить), вполне может исправить возложенную на него должность. К тому же и сам, он при спросе моем о желании его быть ктитором, изъявил на то свое согласие». [6]
На этот рапорт иерея Георгия последовало строгое предписание ильскому станичному правлению «объявить обществу, чтобы сход непременно был собран, а казак Алешин слишком молод (32 года), который может еще служить в строю на коне». [7] Ильское станичное правление выбрало ктиторомо урядника Аврама Окуня и по нем кандидата казака Николая Бурноса. Так первым ктитором (старостой) церкви был избран урядник Авраам Окунь.
Должность старосты была введена в 1721 г. В обязанности старосты входила торговля свечами, хранение церковных денег и вообще всех церковных средств. Будучи представителем общины, староста следил за сохранностью приходского имущества, но не имел права расходовать церковные средства самостоятельно. В своих действиях староста находился под контролем причта, беспрекословно повинуясь архиерею.
Однако функции и компетенция церковных старост как представителей общины перед архиереем и мирскими властями постепенно ограничивалась, их действия на приходе подвергались строгому контролю со стороны епархиальной власти. [8]
Казаки также не спешили и с завершением постройки новой церкви. Из письма священника ст. Ильской Георгия Семеновского исправляющему должность благочинного станицы Хабль священнику Ефиму Тимофеевскому от 5 октября 1864 года: «Жители станицы Ильской, несмотря на многократно делаемыя мною увещания им, нисколько не заботятся о устройстве Молитвенного дома, который и до сего времени стоит без потолка, алтаря и полураскрыт. Во время дождя Богослужения в нем отправлять нельзя, и находящаяся в нем церковная утварь мокнет и преет. О чем, донося Вашему Благословению, прошу покорнейше ходатайствовать о побуждении жителей ст. Ильской заняться устройством молитвенного дома». [9] Об этом происшествии благочинным, священником Ефимом Тимофеевским, был извещен командир Абинского полка, под управление которого входила станица Ильская. Из письма командира Абинского полка от 7 октября 1864 года в Ильское станичное правление мы узнаем следующее: « …за такую беспечность станичного правления по обязанности своей и нерадении жителей Ильской станицы я на первый раз делаю обществу строгий выговор, а правлению станицы предписываю немедленно приступить к исправлению молитвенного дома во всем, а между тем донести о причине неисправности до сего времени на этих днях я при проезде лично осмотрю молитвенный дом, и если не будет проступок исправлен то виновные подвергнутся ответственности». [10] Через некоторое время церковь все-таки была достроена и расписана.
Отец Георгий был отлично образован и стремился к популяризации грамотности среди местного казачьего населения. Из биографии видно его высокий уровень образования : по окончании Тульской духовной семинарии по первому разряду ( в те времена это был как красный диплом), 3 июня 1855 года Батюшка был определен духовной консисторией на должность наставника в Ефремовское Пушкарское училище. [11]
В одном из своих писем командиру Абинского полка, он просит о выделении земли и здания станичным правлением под общественное училище. [12]
Согласно назначению Главного Священника Кавказской армии от 1863 года в причте храма состояли один священник и два псаломщика. К концу 1864 года почти все церкви Абинского полка были построены и полковое начальство, с разрешения Наказного Атамана Кубанского казачьего войска, отправило депутацию от каждой станицы на покупку церковной утвари в Керчь. Каждая церковь предоставила список необходимой ей церковной утвари. Священник Георгий Семеновский предоставил список, в котором были указаны: ткань для катапитасмы, напрестольный серебряный крест, напрестольное Евангелие, напрестольная Дарохранительница, копие большое, серебряные тарелочки для Проскомидии (84 пробы), чаша медная для водосвятия, блюдо медное для антидора, венцы для брачующихся, ковш для теплоты, купель медная, ковер предпрестольный, медные подсвечники для местных икон. [13]
24 декабря 1866 года общество станицы Холмской решило освятить свою новопостроенную церковь с благословения благочинного (он же и священник той же станицы) Е. Тимофеевского, который пригласил на освящение священника станицы Ильской о. Георгия Семеновского, о чем сам пишет в своих воспоминаниях. [14]
На первое января 1867 года в станице было старообрядцев - 4 мужчины и 6 женщин и иудействующих 4 мужчины и 4 женщины, а православных - 679 мужчин и 611 женщин от общего населения станицы: 687 мужского и 621 женского пола. [15]
В 1868 году отец Георгий был переведен на должность настоятеля церкви станицы Крымской и благочинным округа. [16]
13 октября того же года Преосвященный Феофилакт рукоположил во священники с назначением на должность настоятеля Никольской церкви Стефана Никаноровича Ключанского. [17]
В 1869 году 29 июня станичным обществом была отведена земля для надела священно-церковнослужителей в общем юрте станицы. Каждый участок был более ста десятин земли и находились они в восьми верстах от станицы Ильской не в далеком расстоянии от межи ст.Северской. Казаки, занимавшиеся хлебопашеством на данных участках: Семен Горбан, Петр Дуля, Иван Щепетков и Кирилл Кравченко должны были удалиться с отведенных участков. [18]
Чуть позднее станичное правление сообшало о состоянии молитвенного дома станицы: "Молитвенный дом во имя святого чудотворца Николая деревянный, длиною 22 и шириною 10 аршин, дверей двое, окон одиннадцать, находится в хорошем состоянии". [19]
Зданием церковь была турлучная, на каменном фундаменте, в форме базилики, двух-купольная, холодная, деревянная церковь на средства войска (10000 руб.) и прихожан (6000 руб.). Освящена в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. [20] Колокольня была деревянная, с шатровым верхом, крыша была крыта, так же как и в храме – железом, внутри и снаружи окрашена. Вокруг церкви была красивая деревянная ограда. Двенадцать колоколов, отлитые в Туле, созывая большие и дружные казачьи семьи на молитву, звонили так, что их было слышно даже в соседней станице Дербентской. Алтарь и стены храма расписывали монахи из Палеха и Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В клировой ведомости о церкви Николаевской ст.Ильской сказано: «Престолов в ней один во имя святителя Николая. Храмовый престольный праздник 9 мая». [21]
Сохранился большой образ Спасителя, до закрытия храма помещавшийся в иконостасе, избежавший уничтожения в годы безбожной власти. Ныне он находится в алтаре нашего храма.
К 1875 году постройка церкви была окончена, но "в церкви происходит течь и в других отношениях есть отступление". Обеспокоенное станичное общество в своем рапорте на имя начальника Темрюкского уезда высказывает все проблемы: "Как не без известно Вашему Высокоблагородию, о затеянной нами постройке церкви в ст.Ильской во Имя св. Николая, подрядчиком каковой Керченской купец Евстафий Посполитаки взявший построить за 15, 400 руб. серебром окончившим оную весьма не справедливо против заключенного контракта, в церкви происходит течь и в других отношениях есть отступление, но главное что происходит большое недоразумение в отнощении расхода денег против прихода.
На приходе у нас денег состоит 20, 908 66 коп. серебром, из оных разходовано на уплату построенной церкви подрядчику Посполитаки 15, 400 руб серебром, на вопрос куда эти деньги поступили то нам станичные правители не объясняют и за подобные вопросы не редко кто-либо из нас подвергался аресту не включая в приход прогонных денег, которых нам совершенно не известно куда они расходованы и существуют ли они в записи в приходной станичной книге.
Подобное недоразумение вынудило нас осмелиться прибегнуть под защиту Вашего Высокоблагородия, и все покорнейше просить Вашего распоряжения о назначениии комиссии для разобрательства по этому предмету, куда выше приписанная сумма денег 5, 508 рублей и 66 копеек серебром поступила". [22] Этот документ был вручен казакам станицы Ивану Храпову, Семену Лобода и Григорию Донец, которые и передали его начальнику уезда. Однако, факты о разбирательстве по данному делу в архиве отсутствуют.
В 1879 году отец Стефан Ключанский был освобожден от должности настоятеля храма. [23] 17 мая 1879 года священник Феодор Карпинский был переведен с Рождество-Богородицкой церкви поселка Севастопольский Ставропольской губернии настоятелем Свято-Никольского храма станицы Ильской. [24]
Однажды случилось так, что местный казак даже покушался неизвестно из-за чего на жизнь о.Феодора. В 1886 году ему пришлось написать письмо начальнику Кубанской области, в котором он, по словам Закубанского уездного начальника, «заявил жалобу начальнику области на казака Феодора Шамаева за то, что последний в продолжение многих уже лет позволяет себе наносить ему дерзости и оскорбления, публично понося его, священника Феодора Карпинского и вообще все духовенство разными неприличными и бранными словами. Так как подобное поведение казака Феодора Шамаева роняет достоинство духовенства вообще и в частности священника Феодора Карпинского, как настоятеля Ильской станицы в глазах всего местного населения, то названный священник просит г. Начальника области оградить его от подобных дерзких и оскорбительных действий казака Шамаева. При этом священник Феодор Карпинский заявил, что за свое буйное поведение казак Шамаев был уже подвергаем не один раз наказанию по определению мирового судьи и что само общество станицы Ильской до такой степени возмужено безнравственными поступками Шамаева, что решилось даже постановить приговор об удалении его из своей среды, как вредного и порочного члена и представило этот приговор в Закубанское уездное полицейское управление на дальнейшее с его стороны распоряжение».
Вследствие этого начальник области «поручает принять самые действуемыя меры к тому, чтобы казак Шамаев не мог дальше вести себя безнаказанно так неприлично и дерзко по отношению как к местному духовенству так и к обществу». [25] Казак Ф. Шамаев был выслан из станицы Ильской в Баталпашинский отдел на жительство в станицу Зеленчукскую.
8 января 1887 года атаман станицы Ильской пишет: «Казак вверенной мне станицы Феодор Шамаев за публично высказанные угрозы лишить жизни местного священника о.Феодора Карпинского по распоряжению Господина Закубанского уездного начальника от 23 декабря 1886 года содержится при Ильском станичном правлении, и снова утверждал, что зарежет отца Феодора». [26] Неизвестно, чем так отец Феодор не угодил Шамаеву, однако, если б последнего выпустили на волю, то он обязательно привел бы в исполнение страшный приговор, вынесенный отцу Феодору.
За ревностное служение Церкви иерей Феодор был 14 мая 1887 года Преосвященнейшим Владимиром, епископом Ставропольским и Екатеринодарским награжден правом ношения набедреника. [27] Помимо своих настоятельских забот отец Феодор еще и преподавал Закон Божий в Ильском станичном училище.
В том же году стараниями священника Феодора станичное правление взяло на себя расходы по содержанию регента и церковного хора. На должность регента был приглашен мещанин г.Майкопа Егор Иванов, обучавший церковному пению как местных казаков так и иногородцев, участвовавших в хоре. [28]
Однако случилось так, что некоторые казаки из-за отсутствия в достаточном количестве средств для их жалованья отказались петь. Вот что об это сообщает сам настоятель 25 апреля 1889 года: «Общество станицы Ильской по моему предложению, как священника той же станицы, постановило приговор о том, чтобы устроить при станичной церкви хор, для чего пригласить регента, которому определить жалованья 200 рублей в год. На основании этого приговора хор был образован и существует с 1887 года по настоящее время, так как общество и в настоящем году подтвердило приговор. В настоящем году казаками Мамонт Клещевник, Василий Шведов и неслужилый Феодор Алмов, участвуя и прежде в хоре и будучи приучены к пению, заявили, что они будут петь в хоре лишь в том случае, если им будет положено жалованье. Не имея в своем распоряжении достаточных на это сумм, я мог лишь предложить им по 25 рублей в год. Сумма эта показалась им недостаточной, посему я предложил регенту обойтись без них, и они оставили хор. Обстоятельство это, само по себе ничего не значащее, имело очень дурные последствия. Указанные выше три лица, оставив хор, помещались в церкви на левом клиросе и сначала до невозможности кричали, перекрикивая хор, а затем начали кричать совершенно не в тон служения, что служило большим соблазном для прихожан, вызывая смех и уничтожая молитвенное настроение. Когда же я послал на клирос сказать чтоб пели в тон или де совсем не пели, то они ответили с насмешкой, что у них нет камертона и за тем продолжали тоже безобразие, отвечая на заявления смехом. Тогда я обратился к станичному атаману с заявлением предупредить Клещевника Шведова и Алимова, чтобы они не входили на левый клирос и не пели, о чем атаман и предупредил их, но не смотря на это в следующее богослужение повторилось тоже но еще в более сильной степени. Тогда я потребовал, чтобы эти три лица удалились с клироса и не пели. Они с большим шумом удалились из церкви и заявили в станичном правлении, что я их выгнал из церкви и начали бунтовать народ против меня, крича, чтобы позвать меня в станичное правление; вследствие этого нашлись подражатели и в числе 80 человек, из всех (более 400 душ) имеющих право голоса, постановили приговор об отмене хора и выдачи денег для него. Между тем, я будучи обнадежен прежним приговором, (и не получив от общества денег, из собственных средств) сделал расходы на уплату регенту «из сумм общества 50 руб» а певчим около 50 руб и на выписку нот 3р. 80 коп. из собственных средств. Такие возмутительные поступки не могут быть терпимы. На основании изложенного обращаясь к Вашему Высокоблагородию с настоящим прошением, честь имею покорнейше просить сделать зависящее от Вас распоряжение произвесть дознание о действиях казаков Клещевника Шведова и Алимова и подвергнуть их дисциплинарному наказанию, а приговор, постановленный при столь незначительном числе голосов об уничтожении прежнего приговора, отменить». [29] В конце концов, эти казаки были подвергнуты мировым судьей двухнедельному аресту.
28 апреля 1891 года священник Феодор Карпинский был уволен по собственной просьбе за штат «впредь до выздоровления». [30]
9 сентября 1890 года пономарь Свято-Никольского храма Димитрий Михайлов был рукоположен в сан диакона, с оставлением в родном храме. [31]
13 июля 1891 года по собственному прошению настоятелем церкви в станице был поставлен священник г.Темрюка Лев Дмитриевич Челенков. [32]
В 1893 году отца Димитрия Михайлова рукополагают в сан священника и назначают на второе священническое место в том же храме. В этом же году он назначается заведывающим и законоучителем мужской церковно-приходской школы до 1906 года. В 1897 году его приглашают на должность законоучителя и заведывающего при школе грамоты на нефтяном промысле общества «Русский стандарт». В этом же году он получает архиерейское благословение с грамотой. В 1900 году батюшка награждается набедренником; в 1906 году - фиолетовой скуфьей. [33]
В 1892 году количество зданий принадлежащих церкви увеличивается: построены тщанием причта, старосты и с пособием станичного общества церковная сторожка, две церковно-приходских школы, мужская и женская. Священник жил в церковном доме «о шести комнатах» с надворными постройками и баней, второй священник - в пятикомнатном доме только с надворными постройками. Диакон жил в квартире при церковно-приходской школе. [34]
Однажды отцу Льву пришлось лично ходатайствовать за станичных казаков перед атаманом Темрюкского отдела. Казаки задумали открыть в станице почтово-телеграфное отделение, на которое требовалось разрешение вышестоящего начальства, которой порой часто отказывало. Вот и пришлось батюшке самому браться за перо: « Ваше Высокоблагородие господин Полковник! В настоящее время общество станицы Ильской хлопочет об открытии у себя почтово-телеграфного отделения, приговор о чем и отправлен Вашему Высокоблагородию для дальнейшего направления с зависящим, конечно, от Вас присовокуплении. Так как эти учреждения открываются двояким путем, или с разрешения Тифилиского управления почт и телеграфов или Главного управления в Петербурге, а Тифлиское управление как говорят не хочет щедро на это и ставит разные препятствия то покорнейше прошу Вас, не найдете ли возможным отправить этот приговор в Главное Управление которое более снисходительно и почти всегда удовлетворяет просьбы. Так как нужда в открытии отделения насущна, то покорнейше прошу Вас, не откажите с своей стороны и в содействии к осуществлению этого благого дела. Извините, что утруждаю Вас этою просьбою.
С истинным почтением имею честь быть Вашим покорнейшим слугою Священник Лев Чаленков. 5 марта 1892 года, Ст. Ильская». [35]
28 декабря 1894 года Ильское станичное правление назначило торги на «на отдачу с подряда работ по расширению деревянной церкви ст.Ильской: перекрыть церковь, пристроить колокольню, ризницу и пономарку, покрасить полы, покрасить стены снаружи и внутри, позолотить кресты на сумму по сметному начислению 12613 руб. 28 коп.».
К 1896 году работы были окончены, на которые было израсходовано 8069 руб. общественных сумм (станичных) и 4200 руб. церковных. [36]
Согласно «Ведомости о церкви Николаевской состоящей в станице Ильской Екатеринодарского отдела Ставропольской епархии в 18 благочинническом округе Кубанской области» за 1916 год, известно: «Жалованья положено из войсковой суммы 303 рубля 56 копеек, из коих священнику перваго штата 200р. 70 коп., и псаломщикам по 51 р. 43 коп. Кружечных доходов за 1916 год получено 3000 рублей. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: в пользовании причта 150 десятин пахотной земли и сенокосной земли, приносящей причту 1200 рублей в год. Причтовая земля находится в пяти верстах от станицы». [37]

II. Состояние церковной общины в годы советской власти

Большевистская власть официально провозгласила свободу вероисповеданий. На деле же эта свобода обратилась в систематическое и беспощадное гонение на православную веру и на служителей Православной церкви, и в сплошное расхищение церковного достояния. Православная вера поставлена под строгий контроль: церкви объявлены собственностью государства и вместе со своим имуществом признаны подлежащими безвозмездной передаче через комиссаров отдельным группам лиц, которые бы пожелали принять на себя управление Церковью, при условии принятия на себя ответственности перед властью за все то, что говорится с церковной кафедры или что пишется от имени Церкви - словом, за все направление церковной деятельности. Ясно, что в основу такой своеобразной общины положено не удовлетворение церковных нужд, а всяческое стеснение в деятельности Церкви.
Одновременно с этим новая власть стала всячески стеснять проявление и воспитание религиозного чувства вне церкви: преподавание Закона Божьего в школах было отменено, и священнослужители от школ отстранены окончательно; из школ удалены иконы, установлен налог на ношение священнических наперсных крестов, церковные браки признаны недействительными и пр.,- одним словом, Церковь не только взята под подозрение, но и приняты все меры к дискредитированию ее авторитета в народных массах и к вселению в этих массах убеждения в том, что религия не только не нужна, но и вредна, так как она является тем опиумом, который только одурманивает народное сознание. Началось глумление над духовенством и над священными предметами богослужения. Духовенство стали истязать и избивать до смерти; алтари и предметы богослужения подвергнуты осквернению. Убиты четырнадцать высших представителей духовенства (1918г.).
В предреволюционное и революционное время о священниках, служивших в Никольском храме известно крайне мало. Имеются только данные, что примерно с 1917 по1921гг. в церкви служил иерей Сергий Максименко. Однако в 1922 году в документах станицы Азовской есть подпись станичного священника – С.Максименко. Из этого следует, что в 1922 году он перешел из станицы Ильской в Азовскую, что пока не подтверждено документально, или совсем не был в Ильской.
23 октября 1934 года его арестовывают с обвинением в том, что «…в декабре месяце 1933 года был посвящен о наличии террористической группы и подготовке им теракта на тов. …, т.е. в преступлениях, предусмотренных ч.58 п.2 УК…». На момент ареста батюшка имел семью в составе: жена – Максименко Анна Исидоровна, 1892 года рождения; дочь – Максименко-Сидорова Ираида, 1913 года рождения; дочь - Максименко Милица, 1918 года рождения.
Приговором Военного трибунала 9 стрелкового корпуса Северо-Кавказского военного округа от 3 апреля 1935 года осужден к трем годам лишения свободы. [38]
В апреле 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей Краснодарского края предписывается изъять церковные ценности из Никольской церкви п.Ильского. «3 апреля 1922 года была составлена опись церковных ценностей, хранящихся в Никольской церкви ст.Ильской Краснодарского края под председательством председателя комитета взаимопомощи ст.Ильской тов. А.Ковалева, членов: секретаря ком.ячейки ст.Ильской И.Бирина, от прихода верующих гражданин Игнатенко, от церковного совета священник Димитрий Михайлов и церковный староста урядник А.Зюзин.
1. Чаши (3 серебрян.)
2. Дискосов (3 серебрян.)
3. Лжицы (3 сереб.)
4. Тарелочки (3 сереб.)
5. Ковчегов (1 сереб.)
6. Крест с поставкой
7. Напрестольный крест средний (1 сереб.)
8. Малых крестов (3 сереб.)
9. Трикарий (1 сереб.) (вероятно трикирий – Н.К.)
10. Крестообразная дароносица с цепочкой (1 сереб.)
11. Кадил (3 сереб.)
12. Евангелия (3 сереб.)
13. Копьев (2 сереб.)
14. Ковшик (1 сереб.) [39]
Позже в Краснодарскую областную приходо-расходную кассу Облфинотдела было сдано: серебряные чаша , дискос, звездица, тарелочка, крест, кадило от церкви и некоторая часть пожертвованного гражданами лома. Всего было сдано серебра, согласно составленного акта №27, весом 2 фунта 77 золотников.
В 1937 году отец Сергий Максименко выходит из заключения на свободу, проведя три года в заключении. Он назначается священником в церковь станицы Восточной Ладожского района Азово-Черноморского края. И уже 17 сентября этого же года его арестовывают снова. Обвинялся он в том, что систематически среди колхозников вел контрреволюционную антисоветскую агитацию, направленную на разложение трудовой дисциплины в колхозе, на создание недовольства среди колхозников на мероприятия советской власти.
Постановлением тройки УНКВД по Краснодарскому краю от 26 декабря 1937 года применена репрессия в виде ВМН – расстрел с конфискацией лично ему принадлежащего имущества.
Заключением прокуратуры Краснодарского края от 15 сентября 1989 года на основании ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года священник был реабилитирован. [40]
В 1933 году начинаются разрушения и осквернения домов Божиих в Северском районе. Вспоминает старожил п. Ильского Клавдия Артемовна Никитовская: «Когда я училась в начальных классах, это было еще до войны, учительница нас водила в храм, и мы ухаживали за могилами священников, похороненных возле храма. Могилки были все в цветах, аккуратные, с большими надгробиями. В церкви служили двое батюшек, на службах пел большой хор. В 1938г. священников расстреляли, а храм закрыли».
После отца Димитрия Михайлова в церкви служит иерей Михаил Тимофеевич Евстратов, 9 сентября 1879 года рождения, уроженец станицы Новотроицкой Александровского района Краснодарского края. Вместе с ним служит и отец Митрофан Михайлович Соболев, 1896 года рождения, уроженец села Северное Ставропольской губернии, житель станицы Ильской Северского района Краснодарского края. В тоже время регентом церковного хора назначается Григорий Герасимович Зелинский (1891-1971 гг.), находившийся на должности вплоть до закрытия храма в 1938году.
Отец Митрофан Соболев окончил Ставропольскую духовную семинарию и отлично владел немецким языком. Сохранилось его прошение, поданное на имя инспектора выше-начального училища станицы Восточной 29 сентября 1918 года: "Имею честь просить Вас, господин инспектор, ходатайствовать перед заведующим училищ допустить меня к преподаванию немецкого языка в училище в ст.Восточной Кубанской области". [41] Через несколько дней последовало распоряжение о допуске Митрофана Соболева к исполнению обязанностей учителя немецкого языка. [42]
Уже, когда он служил в Ильской, догадываясь о возможных реперссиях по отношению к себе и к своей семье, он предусмотрительно отправил всех своих домочадцев в Дагестан к родственникам, чтобы они смогли избежать реперссий со стороны советской власти.
Отец Михаил был арестован 30 января 1938 года с обвинением в том, что он являлся участником контрреволюционной, церковно-монархической, повстанческой организации, ликвидированной на Кубани в декабре 1937 года. На момент ареста у него была семья в составе: жена – Анна Михайловна, 53 лет, сын – Анатолий Михайлович, 13 лет. На следующий день арестовали отца Митрофана с тем же обвинением, что и у отца Михаила.
Постановлением Тройки УНКВД по Краснодарскому краю от 7 февраля 1938 года им была применена репрессия в виде ВМН – расстрел с конфискацией лично им принадлежащего имущества.
Приговор был приведен в исполнение 8 февраля 1938 года в городе Краснодаре.
Постановлением Президиума Краснодарского краевого суда от 30 декабря 1956 года постановление тройки УНКВД от 7 февраля 1938 года по иерею Михаилу Евстратову и иерею Митрофану Соболеву отменено, дела прекращены за отсутствием состава преступления. [43]
После расстрела священников с колокольни были сброшены старинные чугунные колокола, которыми так дорожили станичники. Разлетевшимися осколками колоколов были убиты несколько большевиков, стоящих рядом с колокольней. Позже была разрушена и сама колокольня. Церковь была переделана в избу-читальню, а после Великой отечественной войны - в клуб.


III. Возрождение

В 1990 году здание храма передано Русской Православной Церкви. Первым настоятелем восстановленного храма становится иерей Евгений Агурин. Начинается восстановления старинного казачьего храма: художественно-востановительные работы росписей выполняет преподаватель Ильской детской художественной школы - Соломатина Татьяна Анатольевна.
В 1997 году отца Евгения сменяет бывший настоятелем Свято-Георгиевского храма и не мало потрудившийся там иерей Александр Зибров. Вслед за отцом настоятелем из Афипского в Ильскую перешел пономарь Василий Петрович Малюков (9.11.1927- 27.05.2006 гг.).
Внутренний, да и внешний вид Дома Божьего потряс боголюбивую душу отца Александра: церковного убранства почти не было, не было канонически правильных росписей. Не смотря на пошатнувшееся здоровье и на финансовые трудности, о.Александр с надеждой на Божью помощь взялся за восстановление храма. Первым делом предстояло купить и освятить престол. Неутомимый настоятель заказал его в городе Минеральные Воды, где уже была заказана часть церковной утвари.
Из воспоминаний матушки о.Александра А.К. Зибровой : «Бывало, поедет в ночь в Минеральные воды за утварью, а к утру в храм спешит - надо служить». Отец Александр постоянно только и думал о том, как восстановить поруганный казачий храм. Финансовую помощь приходилось просить у предпринимателей. Слава Богу, отказа не было. Колокола пришлось заказывать в Воронеже, а потом и вести их оттуда на своей машине, после чего они были торжественно водружены на новую колокольню. А надкупольный золотой крест - символ христианства, который было видно на всю округу,- настоятель привез из Волгограда. Там же были куплено большое и малое паникадила.
Батюшка заботился и о восстановлении святынь храма: он долгое время объезжал все монастыри и храмы, испрашивая у настоятелей частицы мощей многих святых. И после долгой работы был построен внутри храма мощевик в котором находились частицы мощей, собранные о.Александром; всего их было 25 частиц: св. прп.Агапита Печерского, прп. Шио-Симеона Мгвимского, прп. Игнатия Ростовского, прп. Амвросия Оптинского, блаж. Василия Московского чудотворца, прп. Кирилла и Марии Радонежских, прп. Евфстафия Печерского, прп. Сильвестра Печерского, прп. Лаврентия Черниговского, прп. Германа и прп.Савватия Соловецких, святителя Тихона Задонского, святителя Владимира Киевского, муч. Лукиана, прп. Евфимия Печерского, прп. Корнилия Переяславского, прп. Мартирия Печерского, прп. Максима Грека, великомученика Георгия Победоносца, мучеников Прова, Тараха и Андроника, и святых неизвестных из Антиминса.
Весть о новом мощевике, собранном в Ильском храме, быстро разнеслась по кубанским храмам. Очень часто приезжали паломники из разных концов края для поклонения святыне.
Весь доход прихода шел на благоустройство. Батюшка зачастую отказывал себе в самом необходимом - сне, еде, лишь бы восстановить храм. К церкви был протянут газ, внутри нее были отгорожены помещения для придела в честь Казанской иконы Божией Матери и трапезной, вокруг территории сооружена ограда. Была проведена вода, вырыт колодец, построена котельная. Церковные облачения о.Александр покупал за свои деньги, которые брал в банке в кредит, а потом постепенно выплачивал.
Расписывать храм заново взялся художник-иконописец Виктор Алексеевич Новиков. Работа длилась с 1999 по 2001 год. 8 декабря 1997 года Архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко) был совершен чин освящения придела в честь Казанской иконы Божией Матери. На освящении присутствовало большой количество священнослужителей: архимандрит Геогий (Савва) наместник Свято-Духова мужского монастыря, благочинный Абинского епархиального округа протоиерей Алексий Серов, и все окрестное духовентсво. 3 января 1998 года была совершена первая Божественная Литургия в новоосвященном приделе.
В 1999 году в храм пришел новый алтарник - Сергей Миронович Ищенко, который стал надежной опорой и поддержкой уже дряхлеющему Василию Петровичу.
Батюшка последние годы жизни отдал церкви, ее прихожанам. В народ говорят так: как живет человек, такой след он и оставит на земле.
18 февраля 2001 года, записано в богослужебном журнале храма: « После Божественной Литургии, совершившейся в свое время, молебна, панихиды, погребения на дому, венчания, вечерни с акафистом в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших» настоятель храма сего занемог, прилег отдохнуть в своей келии, что возле святого Алтаря. [44] Он уже давно болел сахарным диабетом, у него было повышенное давление, ему нужно было лечение, но о.Александр от него отказывался, оправдывая это тем, что не кому служить. От сильной нагрузки о.Александр почувствовал себя нехорошо, попробовали вызвать скорую помощь, но она уже не успела застать батюшку. Когда медики приехали, о.Александр уже отошел в мир иной.
20 февраля 2001 года была совершена Божественная Литургия с погребением тела новопреставленного иерея Александра. Литургию возглавил благочинный Абинского округа прот.Алексий Серов в сослужении прот.Николая Вороны, иерея Александра Пантелеева, иерея Алексия Янко, иерея Павла Поляева, диакона Игоря Олжабаева, и штатного диакона храма Евгения Полякова; пел на клиросе и возглавлял погребение наместник Свято-Духова мужского монастыря архимандрит Георгий (Савва) с братией обители.
Со дня погребения и до назначения нового настоятеля субботние и воскресные службы, а так же требы совершал иерей Анатолий Гриценко, являющийся вторым священником Свято-Покровского храма г.Абинска. А 12 марта Указом Управляющего Краснодарской и Новороссийской епархией архиепископа Исидора (Кириченко) за №50, назначен настоятелем Свято-Никольского храма ст.Ильской священник Алексий Спицын, после хиротонии и прохождения богослужебной практики. 15 августа 2001 года Указом Управляющего Екатеринодарской и Кубанской епархией митрополита Исидора (Кириченко) за №118 назначен штатным диаконом диакон Евгений Поляков, переведенный из Свято-Покровского храма г.Абинска. Он прослужил в храме до 22 декабря 2003 года.
В 2003 году на престольный праздник храма, 19 декабря, прибыл митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Ему сослужили: прот. Михаил Спицын, прот. Алексий Серов, прот. Николай Ворона, прот. Евгений Хаджипараш, прот. Алексий Касатиков, иерей Александр Пантелеев, иерей Андрей Кравченко, иерей Алексий Спицын, протодиакон Сергий Мрачко, иеродиакон Лазарь (Токарев), диакон Евгений Поляков. [45]
В августе 2008 года прихожане храма с горечью простились со старшим алтарником - Сергеем Мироновичем Ищенко, недожившим всего несколько месяцев до десятилетия своего служения.
17 января 2010 года в богослужебном журнале записано: «Настоятель сего храма прот. Алексий Спицын отслужил последнюю Литургию. Переведен Указом правящего архиерея №7 от 14.01.2010 г. Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (Кириченко) настоятелем Свято-Георгиевского храма в г. Горячий Ключ на место почившего отца. Настоятельство принял иерей Кирилл Витальевич Коршунов».
Несмотря не небольшое количество времени служения о. Кирилла в этом храме, прихожане искренне полюбили и привязались к своему настоятелю, как к родному отцу.
15 ноября 2011 года Указом Митрополита Исидора вторым штатным священником назначен протоиерей Валерий Черненко, переведенный из Астанайской и Алма-Атинской епархии.
С осени 2012 года, по инициативе о. Кирилла, при храме была открыта церковная школа для взрослых. На базе школы проходят лекционные занятия по Священному Писанию, церковной истории и просмотры православных документальных и художественных фильмов.

Примечания:

1. Пономарев В. Очерки истории основания закубанских станиц в середине XIX века. Краснодар, 2007. – 160с.
2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК), ф. 352, оп.1, д.74, л.24об
3. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), ф.135, оп.21, д.518, л.822
4. ГАКК, ф.352, оп.1, д.74, л.49
5. ГАКК, ф.352, оп.1, д.74, л.83
6. ГАКК, ф.389, оп.1, д.12, л.27, 27об
7. Там же, л.28
8. Марченко Алексий, протоиерей. Религиозная политика Советского государства в годы правления Н.С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010. С. 71
9. ГАКК, ф.352, оп.1, д.129, л.8
10. Там же, л.10
11. ГАСК, ф.135,оп.21, д.518, л.821об
12. ГАКК, ф.352, оп.1, д.129, л.8
13. ГАКК, ф.352, оп.1, д.129, л.36, 36об
14. Тимофеевский Е.П. свящ. Холмская церковно-приходская летопись или, что то же, сказание о церковно-приходской жизни общества обывателей станицы Холмской от начала ее существования. Глава IV, с.319// Кубанский сборник, Т.18, 1913 год, Екатеринодар
15. ГАКК, ф.352, оп.1, д.334, лл. 162об, 163
16. Кавказские епархиальные ведомости, №8, 1885г., с.305
17. ГАСК, ф.135, оп.28, д.560, л.231об
18. ГАКК, ф.574, оп.1, д.556, л.1
19. ГАКК, ф.352, оп.1, д.334, л.172
20. Архивная справка ГАКК от 27.08.1991г. №364
21. ГАСК, ф.135, оп.74, д.1041, л.62
22. ГАКК, ф.668, оп.1. д.589, л.46
23. Ставропольские епархиальные ведомости, 1887 г., №11, стр.411
24. ГАСК, ф.135, оп.48, д.269, л.49об
25. ГАКК, ф.418, оп.1, д.678, л.3
26. Там же, л.10
27. Ставропольские епархиальные ведомости, 1887 г., №11, стр.411
28. ГАКК, ф.418, оп.1, д.357, л. 3об
29. Там же, лл.2, 2об, 3об
30. ГАСК, ф.135, оп.48, д.269, л. 50
31. ГАСК, ф.135, оп.73, д.880, л.88об
32. Там же, л.86об
33. ГАСК, ф.135, оп.74, д.1041, л.65об.
34. Там же, л.62об.
35. ГАКК, ф.418, оп.1, д.1070, л.6
36. Михайлов Н.Т., свящ. Справочник Ставропольской епархии за 1911 год, Ставрополь, с. 398
37. ГАСК, ф.135, оп.74, д.1041, л.62об.
38. Архивная справка УФСБ по Краснодарскому краю №1/113-78 от 21.02.2012г.
39. ГАКК, ф. р-202, оп.1, д.8, л.2
40. Архивная справка УФСБ по Краснодарскому краю №1/1/13-79 от 21.02.2012г
41. ГАКК, ф. 470, оп.2, д.6373, л.1
42. Там же, л.3
43. Архивная справка УФСБ по Краснодарскому краю №1/1/13-80 от 21.02.2012г.
44. Богослужебный журнал Свято-Никольского храма п.Ильского за 2003 год. / запись от 19.12.2003г.
45. Богослужебный журнал Свято-Никольского храма п.Ильского за 2010 год. / запись от 17.01.2010г.

Список использованных источников и литературы

Опубликованные источники

1. Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало XX в.). Сборник документов (к 2000-летию христианства)/ Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. Краснодар, 2001 - 728 с.: илл.
2. Тимофеевский Е.П. свящ. Холмская церковно-приходская летопись или, что то же, сказание о церковно-приходской жизни общества обывателей станицы Холмской от начала ее существования. Глава IV, с.319// Кубанский сборник, Т.18, 1913 год, Екатеринодар.

Архивные источники
Государственный архив Краснодарского края (ГАКК)

3. Ф.352. Полковое правление Абинского полка Кубанского казачьего войска. Оп. 1. Д. 74; Д. 129; Д. 334.
4. Ф. 389. Управление Натухайского военного округа. Оп.1. Д. 12.
5. Ф. 418. Управление атаман Темрюкского отдела Кубанской области [Военного министерства]. Оп.1. Д. 357; Д. 1070.
6. Ф. 470. Дирекция народных училищ Кубанской области. Оп.2. Д. 6373.
7. Ф. 574. Межевая комиссия Черноморского казачьего войска. Кубанская областная чертежная [межевая комиссия] Кубанского казачьего войска. Оп.1. Д. 556
8. Ф. 668. Управление начальника Темрюкского уезда. Оп. 1. Д. 589.
9. Ф. р-202. Комиссия по изъятию церковных ценностей при Краснодарском отдельском отделе управления. Оп.1. Д. 8.
10. Ставропольские епархиальные ведомости. № 1, 1887 г.
11. Кавказские епархиальные ведомости. № 8, 1885 г.
Государственный архив Ставропольского края (ГАСК)
12. Ф. 135. Ставропольская духовная консистория. Оп.21. Д. 518; Оп. 28. Д. 560; Оп.48. Д. 269; Оп.73. Д. 880; Оп.79. Д. 1041.


Литература:
13. Акимченков Г.Ф. Очерки истории родного края. - Абинск : Абинская типография Новороссийского полиграфобъединения, 1998. - 109 с.
14. "Вестник архивиста Кубани": научный историко-архивный альманах № 7/ Упр. по делам архивов Краснодарского края, Краснодар. краевое отд. Российского общества историков-архивистов. - Краснодар: Диапазон-В, 2012. - 200 с.: фото.
15. Горлова И.И, Манаенков А.И., Лях В.И. Культура кубанских станиц. 1794-1917. Исторический очерк. - Краснодар: Южная звезда, 1993. - 130 с.
16. Дело мира: очерки истории культуры и православия на Кубани/ науч. ред. О.В. Матвеев. - Краснодар: Православный Екатеринодар: Традиция, 2009. - 304 с., [32] с. ил.
17. Кистерев А.М. Станица Ильская: Исторические очерки. Краснодар: издательско-полиграфическое производственное предприятие, 1994. - 167 стр.
18. Кияшко Н. В. Первый казачий храм. Газета «Зори». 2012. 15 декабря. С. 15
19. Кияшко Н. В. Первый храм в районе. Газета «Зори». 2011. 20 декабря. С. 7
20. Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. - Краснодар: Сов. Кубань, 1997. - 448 с.
21. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Эклективный курс. 2-е издание. - Краснодар: ОИПЦ "Перспективы образования", 2007. - 64 с.: ил.
22. Михайлов Н.Т., свящ. Справочник для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии. Ставрополь, 1901г.
23. Пономарев В.П. Очерки истории основания закубанских станиц в середине XIX века. - Краснодар, 2007. - 160 с.
24. Проблемы развития казачьей культуры: Материалы научно-практической конференции. п. Тульский, 7 июня 1997 г. Комитет по средствам массовой информации культуре, туризму и спорту государственного совета - Хасэ республики Адыгея. - Майкоп, 1997.
Nikita1863
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: Сб авг 24, 2013 8:22 pm
Национальность: русский
Откуда родом: станица Холмская ККВ
Ресурсы: http://ilskiy.prihod.ru/ http://churh-history.cerkov.ru
мой адрес вконтакте: http://vk.com/nikibooom

Вернуться в Кубанское войско

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Rambler [Bot], Yahoo [Bot] и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика