Последнее на сайте

Новости

Православный календарь






Станция Уральск

Модератор: Моторный Андрей

Станция Уральск

Сообщение Горынович » Ср окт 28, 2009 6:31 pm

Изображение

Впервые ветка железной дороги была подведена к Уральску в 1894 году. Вокзал, с башенками в стиле среднеазиатских минаретов, поначалу располагался довольно далеко от города, так что Алексей Николаевич Толстой писал, о том что с вокзала он ехал в город «…через степь, поросшую телеграфными столбами». Долгое время Уральск оставался конечной станцией дороги, соединявшей город с центром России, затем СССР. В 1936 году была выстроена ветка до Илецка, установившая прямое сообщение с остальным Казахстаном и Сибирью.

В советский период город вырос, вокзал находится практически в центральной его части. В связи с увеличением количества пассажиров в 1970-е потребовалось строительство нового вокзала, к сожалению, старый, памятник архитектуры XIX века, был при этом снесён.




Описание.
Станция Уральск находится на 396 версте от Покровской Слободы. Станция Уральск, вплоть до постройки в 30-х годах XX столетия продолжения линии до станции Илецк, являлась конечной станцией на участке Покровская Слобода — Уральск.
До середины 1870 годов Уральск не имел заметного торгового значения. Он служил тогда только центром для сбыта продуктов скотоводства и рыбоводства. Хлебной торговли почти не существовало. Начало торговли местным хлебом «Уральские Войсковые Ведомости» считают с 1877 года. Развитие Уральска в торговом отношении началось с тех пор, как в 1876 году открылось здесь отделение государственного банка. В своих торговых сношениях Уральск, до проведения железной дороги, связан был с Самарой, Бузулуком и Балаковом.

Главным трактом был самарский. По этому тракту направлялись почти все предметы ввоза в Уральск, а также громадное количество местных сырых произведений — пшеницы, рыбы, кожи, сала, шерсти, солодкового корня и прочих. В хорошую погоду грузы доставлялись из одного города в другой на четвертые сутки: в непогоду же, когда дорога портилась, обозам приходилось быть в пути до двух недель, а иной раз бросать часть грузов на дороге, чтобы как-нибудь доплестись до города. Протяжение самарского тракта считалось от 225 до 280 верст (в зависимости от времени года).

Вторым, по значению, был тракт на Бузулук, протяжением 180 верст. Он, главным образом, служил для пассажирского движения. Торговое значение этого тракта, по данным, собранным в книге Н. Бородина «Уральское Казачье войско», было небольшим.

Третий тракт на Балаково, называемый Чижинским, протяжением в 280 верст, имел еще меньшее значение. Провоз по этим трактам обходился:
до Самары 255 верст от 30 до 40 копеек с пуда;
до Бузулука 180 верст от 20 до 30 копеек с пуда;
до Балакова 280 верст от 40 до 50 копеек с пуда.

Проведение Покровско-Уральской линии нарушило вековые традиции уральских торговцев, открыв им облегченный путь к таким рынкам, с которыми у них никогда не было сношений. Порвать эти традиции сразу дорога, в силу разных причин, не могла, но она внесла в торговлю такие элементы, которые постепенно разрушают вековые привычки.В период с 1891 по 1893 год в Уральске было открыто 22 торговых заведения, имеющих за этот период средний оборот 49199 рублей. С 1894 г. до 1898 г. в Уральске открылось 69 торговых заведений, но средний их оборот составил всего 34391 рубль. Заведения эти оказались более мелкими сравнительно с прежними и появление их, очевидно, всецело зависит от железной дороги, давшей возможность быстрее оборачивать капиталы. Этим же объясняется тот факт, что после проведения железной дороги количество выбранных свидетельств 1-ой гильдии упало, тогда как среднее годовое число мелочных торговых свидетельств, составлявшее в 1892-94 гг. 664, поднялось за 1895-97 гг. до 1039 то есть, на 57%. Насколько быстро стали оборачиваться капиталы, можно видеть из того, что во время переписи один торговец заявил, что на свой капитал, немного более двух тысяч рублей, он делает оборот в год 12 раз, т. е. торгует на 25 тысяч рублей. Выгодность такого быстрого оборачивания капитала очевидна: такой купец, наживая при каждом обороте, допустим, только 4% чистых, приобретает 48% прибыли. Поступившие в торговый оборот мелкие капиталы не могут служить при гужевом подвозе и потому, чем больше таких капиталов вторгнется в уральскую торговлю, тем более будут закрепляться за дорогою товары, приобретенных на эти капиталы. По подсчету, произведенному Н. Огановским, с проведением железной дороги обороты всех заведений увеличились на 80%; в частности, оборот промышленных заведений — на 124%, торговых — на 50%.

Прошлое положение уральской промышленности, увеличившей свой оборот после проведения железной дороги на 124% так охарактеризовано местными исследователями: «В Уральском войске не существует вовсе фабричной промышленности; заводская же ничтожна по количеству и роду выделываемых произведений», писал А. Рябинин в 1866 году. «Почти тоже можно сказать, не рискуя впасть в ошибку, и про настоящее время», говорит Н. Бородин, писавший в 1891 году.

Но после проведения железной дороги характеристика эта сразу изменилась: Н. Огановский в 1898 году пишет: «В настоящую минуту в Уральске происходит усиленное развитие обрабатывающей промышленности и в особенности, обработки зерна. Появление мельниц, которые могут считаться крупными промышленными единицами не только у нас, но и в любом центральном пункте России, обусловлено опять таки паровым транспортом. Торговля и промышленность, развиваются очень быстро под влиянием железной дороги; но промышленность развивается вдвое скорее, чем торговля, и из всех отраслей промышленности быстротой своего роста выделяется обработка зерна».

Официальный обзор, помещенный в памятной книжке Уральской области за 1902 год, так характеризует влияние железной дороги:

«С проведением рельсового пути на город Уральск, экономическое положение этого последнего и вместе с ним всего войска стало улучшаться. Число промышленных и торговых заведений в нем с каждым годом увеличивается, и город Уральск приобретает значение торгового центра для всего войска».

Со станции Уральск отправляется в год около 26 тысяч пассажиров, а грузооборот станции в урожайные годы превышает 8350 тысяч пудов, из которых на отправление приходится свыше 3620 тысяч и на прибытие — 4730 тысяч пудов.

За рекою Урал добывается много солодкового корня, которого отправляется из Уральска до 50 тысяч пудов в год.

http://www.yaik.ru/forum/showthread.php?t=782
Горынович
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: Пн авг 03, 2009 1:38 am
Национальность: Казак
Откуда родом: г. Уральскъ
Ресурсы: www.yaik.ru

Вернуться в Яицкое войско

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Яндекс.Метрика