http://www.vpered-kr.ru/kuban-cossacks/ ... ice-3.htmlКисляковцы при Бородино, Лейпциге и в Париже
«Помимо охраны государственных границ - по реке Кубани, на рубеже Польши и Пруссии, на Кавказской линии. В Закавказье и Закаспийской области (сейчас Туркмения) — кубанские казаки участвовали во всех войнах Российской Империи в XVII-IXX веках
Не было исключением и нашествие Наполеона.
В составе черноморской гвардейской сотни, входившей в лейб-гвардии казачий полк/ "лейб" — немецкое - состоящий при особе государя. - ред./, были кисляковцы:
сотенный есаул Захарий Кеда и казаки Роман Быч, Матвей Белый, Яков Бержина, Лев Долгий, Иван Земляный, Мирон Колмык, Яков Мылышенко и Григорий Сердюк.
С началом войны сотня в составе пехотного корпуса, которым командовал Генерал тучков.
Боевое крещение гвардейцы получили 14 июня 1812 года в сражении при гор. Троки (сейчас тракай)».
Дальше кисляковская «история...» цитирует перечень геройских дел черноморской сотни, составленный кубанским историком начала XX века И.И.Кияшко:
«В генеральном сражении под бородино 26 августа сотня на правом фланге в атаке на неприятельские батареи и при «завладении оными».
Сотня участвовала октября 4-го 1813 года в генеральном сражении под гор. Лейпцигом - знаменитой битве народов — в блестящей атаке неприятельской кавалерии, ворвавшейся было в центр нашей армии. Сам государь приказал своему конвою (гвардейской сотне черноморцев) прикрывать выдвинутую вперед конную роту.
Затем сотня участвовала в неожиданной атаке лейб-казаков под начальством генерал-адъютанта графа Орлова-Денисова на левый фланг французской кавалерии, последствием чего были огромные потери французов.
За это дело полковнику Бурсаку (Афанасию Федоровичу) пожалован орден Св. Георгия 4-го класса.
Память этого блестящего дела по повелению государя Императора Николая Павловича была увековечена установлением храмового праздника лейб-казачьего полка и черноморской гвардейской сотни в день 4-го октября».
Казачий дозор
Казачий дозор в первое время жизни на Кубани. В. Череваненко (Кущёвский музей)
Отличились лейб-гвардейцы кубани и при окончании великой войны.
«18 марта 1814 года они были в деле при гор. Фершампенуазе — в разбитии части корпуса, защищавшего парижскую дорогу; 17 и 18-го - под Парижем, 19-го - при взятии Парижа и вступлении в него союзных войск.
За отличие в делах против французов черноморской гвардейской сотне пожалованы серебряные трубы и, как выражено в высочайшем приказе 30 августа 1856 года, в память участия сотни в блестящей атаке лейб-казаков на французскую кавалерию 4 октября 1813 года всемилостивейше пожалован лейб-гвардии черноморскому казачьему дивизиону георгиевский штандарт...»
Здесь заканчивается рассказ И.И.Кияшко о кубанских и в том числе кисляковских лейб-гвардейцах.
Но не заканчиваются подвиги наших славных предков. Обратим внимание, что именно благодаря Кияшко мы знаем поименно всех кубанских казаков, погибших на полях сражений за Родину.
В рассказе о штурме Измаила под водительством Александра Васильевича Суворова (см. «Потемкинская война») будут названы все герои-кисляковцы, павшие при взятии крепости.
Конечно, в войне с Наполеоном отличились не только лейб-казаки. Слово кисляковской "истории...":
«еще раньше, 7 августа 1812 года получил боевое крещение 1-й сборный конный полк
Он сражался в Силезии, Саксонии, в России.
Затем было освобождение Парижа.
Но войну казаки закончили только 24 марта штурмом и заннятием города Мелюна.
Негляд Емельян Григорьевич
В составе полка с французами воевали кисляковцы:
полковой есаул Трофим Саганевский и казаки Григорий Скляренко, Григорий Кривецкий, Василий Шншацкий, Федор Полченко, Михаил Невбувайло, Кузьма Кравченко, Федор Гэрмановский, Иван Шульга, Иван Шевченко, Антон Григовскнй, Иван Хайленко, Даниил Езус, Ефим Малнй, Петр Корниенко, Антон Коровайный, Михаил Вовк, Василий Слесаренко, Филипп Ткаченко, Николай Ивко, Каленик Чернышев, Артем Патока, Андрей Зуб, Карп Решетило, Яков Запорожец и Федор Затннацкий".
Награды героям
Когда беда приходила в российский дом - не было воина храбрее казака. Наполеоновское нашествие сделало имя казака известным всему миру. А в Великую Отечественную подмосковные рейды конницы белова и доватора и знаменитая атака под кущевкой показали, что казачья сабля не сказала еще последнего слова...
Вернемся в XIX век.
Слово автору кисляковской "истории...":
«казаки достойно защищали границы россии. Отечество отмечало достойных наградами. В краснодарском архиве есть список кисляковцев, относящийся к 70-м годам прошлого века. Уже закончена крымская и кавказская война. Война за независимость Болгарии, Румынии и Черногории еще не началась.
В станице мирно живут казаки, отмеченные орденами российской империи:
Николай Белый (Св.Анны 3 ст.), Иван Садило (Св.Анны 3 и 4 ст.. Св. Станислава 3 ст. и Св. Владимира 4 ст.), Павел Белый (Сев. Владимира и Станислава 2 ст. и Св.Анны 3 ст.), Симеон Земляный (Св. Георгия N76995), Савва Новохатько (Св. Анны 4 ст.), Василий Луговский (Св. Георгия N90477), Григорий Белый (Св. Станислава 3 ст. и Св. Георгия N6997) и Трофим Дружинец (Св. Станислава 2 ст.).
Во время кавказской войны правительство обещало офицерам, непосредственным участникам боевых действий, наградить их земельными наделами в частную собственность. Первым 180 десятин земли в 20 верстах к юго-западу от станицы и в 5 верстах от хутора михайловского получил сотник Григорий Белый, георгиевский и ордена Св. Станислава кавалер. Последним - 20 ноября 1884 года — получил 135 десятин при речке ее, с левой стороны, в 10 верстах к югу от станицы Сотник Иван Негляд.
В 10-летний промежуток времени между этим землю получили:
Хорунжий Тимофей Садило, вдова есаула Александра Рашпиля Мария, войсковой старшина Иван Садило, подполковник Николай Белый, войсковой старшина Павел Белый, сотник Степан Бабич, сотник Иван Горшков, дочь-сирота хорунжего Каленика Радченко, есаул Ефим Курило, поручик Александр Зубов, есаул Савва Новохатько, сотник Трофим Дружинец, вдова сотника Михаила Негляда Елена, вдова есаула Степана Носкова Анна, хорунжий Носков, сотник Василий Луговый, дети-сироты сотника Шрамка Александр и Николай, сотник Андрей Рыштога».
Мирная жизнь и лихолетье
«Не одной военной службой жило казачество.
Основу казачьей общины, как и в старину на Днепре, составляли станичные (куренные) общества.
А казак-воин зависел прежде всего от своей собственной семьи.
Была у казака большая дружная работящая семья - и казак чувствовал себя гордым и достойным защитником отечества. Ведь и форму, и оружие, и лошадь каждый казак приобретал сам. И мальчиков с малолетства готовили к службе. Заранее приобреталась и «вся справа».
С окраин Южной России принесли казаки все - начиная с семян зерновых и овощных культур до архитектуры домостроительства.
Турлучные и саманные хаты окружались всегда садиками, были чисто выбелены. По мере роста благосостояния и с появлением в каждой станице и хуторе своих общественных кирпичеделательных заводов - кому позволяли средства, строили каменные дома. Как правило, их тоже белили.
В годовом отчете станицы за 1855 год впервые появляется такое понятие, как иногороднее население.
Наплыв иногородних произойдет через несколько лет - после отмены крепостного права.
Безземельные крестьяне, наслушавшись рассказов о вольной и зажиточной жизни «в полуденных странах», устремятся на юг в поисках райской жизни.
В 1855 году в кисляковской станице было зарегистрировано 37 душ иногородних на 3756 душ казачьего населения.
К этому времени в станице было 470 дворов.
Новый, сравнительно мирный период жизни, последовавший за окончанием кавказской войны, способствовал и росту населения и росту благосостояния.
В 1894 году в Кисляковской станице была построена вторая - Скорбященская церковь с приделом во имя Святой Троицы. Это также было деревянное сооружение.
При церкви была церковно-приходская школа. Помещавшаяся в собственном деревянном, обложенном кирпичом здании. Такая же школа существовала и при первой церкви - во имя Иоанна Предтечи - со времени ее постройки в 1831 году.
Кроме двух школ в станице к началу xx века действовали два станичных училища (подведомственных министерству просвещения). Еще одно - женское — содержалось на средства Екатеринодарского благотворительного общества (образовалось в 1862 г.).
Развивались в станице и кустарно-промышленные заведения: в 1900 г. Было 5 маслобойных, 17 кузнечных, 2 колесных, 8 бондарных, 3 столярных.
К началу гражданской войны Кисляковка была зажиточная степная станица, насчитывавшая 1932 двора и 13014 жителей.
Страшный на Кубани 33-й год.
Последовавшие затем социальные бури коренным образом изменили жизнь казачьих станиц.
Одни потомственные казачьи роды были истреблены. Другие — уморены голодом. Третьи - высланы. Некоторые бежали сами.
На смену им пришли переселенцы из других районов россии.
Но часть казачьих фамилий сохранилась.
Нынешние жители и их потомки должны хотя бы схематично знать историю своей станицы.
Ибо с древних времен считалось: как только народ забывает свою историю - он исчезает с этнической карты мира.
Иванами, не помнящими родства, мы не имеем права быть".